На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Луганск – форпост Русского мира

К 160-летию В. М. Гаршина

В еще не восстановленном полностью после летних бомбежек здании Луганской универсальной научной библиотеки им. М. Горького состоялись чтения, посвященные 160-летию со дня рождения выдающегося писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Накануне город сотрясали ураганные артобстрелы. Но к юбилейной дате подоспели новые минские соглашения о перемирии и канонада поутихла. Таким образом, выстраданное слово Гаршина, который вслед за своим великим земляком Владимиром Ивановичем Далем (Казаком Луганским) решительно отвергал вооруженное разрешение межнациональных конфликтов, поистине материализовалось в XXI веке и предстало как пророческий пролог к конференции.

Количество собравшихся в читальном зале Русского центра библиотеки было относительно невелико, к чему кроме возможного возобновления огня привела вспышка ОРЗ, вызвавшая приостановку занятий в учебных заведениях. Тем не менее библиотечные работники развернули на шести совмещенных стендах впечатляющую, заботливо и высокопрофессионально оформленную, экспозицию редких изданий Гаршина и о Гаршине и его панорамную иконографию. Была напечатана и программка чтений.

Все выступающие, пройдя через год тяжелейших испытаний войной, так или иначе признали пронзительную современность и гуманистическую неисчерпаемость гаршинского эпоса.

– В рассказе «Четыре дня» воплощена концепция грандиозного масштаба, - утверждает член Союза писателей России, сопредседатель Луганской писательской организации им. В.И. Даля, профессор Юрий Фесенко. – Покаянная исповедь рядового барина Иванова перед убитым им турецким солдатом прослоена мотивами «Апокалипсиса» и популярнейшей в России 1860-х – 1870-х годов книги Джорджа (Георга) Генри Льюиса «Физиология обыденной жизни». Резкий контраст сакрального (духовного) и утилитарного (натуралистического) порождал бездну смыслов. Русские и европейские читатели попросту были ошеломлены новаторским способом изображения действительности. Не случайно отзвуки рассказа явственно ощутимы и в яркой притче Джека Лондона «Любовь к жизни» (кстати, опубликованной в год 50-летия Гаршина, т.е. в 1905г.), и в антивоенном романе Эриха Ремарка «На западном фронте без перемен», и в разоблачительной повести Альбера Камю «Посторонний». Иначе говоря, великие «Четыре дня» потрясли весь мир и способствовали утверждению всеобъемлющего гуманизма в обеих разновидностях литературы экстрима ХХ века – экспрессивной и экзистенциальной.

– Творчество Гаршина, – по мнению профессора Далевского университета Владимира Шелюто, – во многом созвучно недоверию к рассудочному мышлению во второй половине ХХ века: в произведениях Эдгара По в США, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше в Германии, Шарля Бодлера и Артюра Рембо во Франции. Но Гаршину присуща и отечественная «философия сердца», и свойственный тогдашним разночинцам отход от религиозных догм. Он жаждет присутствия Бога и остро переживает свою богооставленность. Ощущение огромного, чуждого человеку, несправедливого мира пронизывает его рассказы о войне («Четыре дня»), о поисках абсолютной свободы («Attalea prinzeps»), о борьбе с мировым злом («Красный цветок»). Его герои, по сути его alter ego, находятся в пограничной ситуации между жизнью и смертью. У писателя нет внутренней защиты, например увлечения революционными идеями, как у Н.Г. Чернышевского. Гаршин, подобно большинству современников-разночинцев до конца честно остается один на один со своей больной совестью и несправедливо устроенным миром.

– К годовщине трагической гибели Гаршина, – и об этом обстоятельно говорит секретарь правления Союза писателей ЛНР Андрей Чернов, – Антон Павлович Чехов написал рассказ «Припадок» для сборника «Памяти В.М. Гаршина». В образе студента Васильева здесь выведен герой гаршинского склада, которому присущ «особый талант – человеческий». Однако, поддерживая основной пафос выступления Гаршина в защиту человеческого достоинства падших женщин (рассказ «Происшествие», повесть «Надежда Николаевна»), Чехов исподволь сомневается в социальной эффективности индивидуального перевоспитания и предлагает для искоренения проституции нравственное обновление всего общества.

Член Союза писателей России, профессор Луганской академии культуры и искусств имени М. Матусовского Василий Дунин подчеркивает важность использования творческого наследия наших выдающихся земляков в вузовском учебно-воспитательном процессе для подготовки будущих специалистов, в особенности телевизионщиков. Ведь через телеэкран чувство гордости за свою «малую» родину можно передать наиболее массовой аудитории луганчан. Необходимы специальные просветительские проекты. В этом контексте трудно переоценить творческое наследие неустанного борца за справедливость, чувствующего личную ответственность за всё происходящие на земле, Всеволода Михайловича Гаршина.

Главный редактор Луганского информационного центра Сергей Прасолов обращает особое внимание на исповедальную откровенность и личностную искренность гаршинского стиля, а доцент Луганского аграрного университета Виталий Даренский укрупняет высочайшую требовательность писателя к художественному творчеству.

По итогам конференции планируется издание сборника.

В продолжение заинтересованного разговора о Гаршине 26 февраля 2015г. в читальном зале Луганской Молодежной библиотеке состоялась встреча «В его рассказах – наша жизнь». Этим знаковым мероприятием открылся цикл «Литературные россыпи Луганщины», разработанный сотрудниками библиотеки в рамках Года духовности в Луганской Народной Республике. Своим видением жизненного и творческого пути Всеволода Михайловича поделились профессора Далевского университета Юрий Фесенко и Владимир Шелюто. В качестве слушателей были приглашены учащиеся старших классов общеобразовательных школ №5, №20, студенты колледжа культуры и искусств и машиностроительного лицея. Выступающие рассмотрели творчество нашего выдающегося земляка в контексте актуальных проблем XIX-XXI веков. Большое внимание было уделено малоизвестным аспектам творческой биографии писателя. Учащиеся с большим интересом восприняли новые сведения. Об этом, в частности, свидетельствовало живое обсуждение затронутых вопросов.

И ещё. Кроме упомянутых гаршинских мероприятий в Луганске были проведены чтения, посвященные 213-й годовщине со дня рождения незабвенного Казака Луганского, Владимира Ивановича Даля (22 ноября 2014г.), и чтения, посвященные 155-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова (29 января 2015г.), который так любил гостить в наших краях. Понятно, юбилейные мероприятия могли быть гораздо весомее, если бы не обстрелы, блокада и скромность материальных ресурсов. Тем не менее творческая и научная общественность Луганской народной республики подтверждает свое законное право говорить на русском языке с опорой на произведения писателей мирового уровня. А вот со стороны укропов мы слышим и видим нечто иное. Не ответ ли это на вопрос, кто на самом деле защищает общечеловеческую гуманистическую культуру.

* По материалам Центра информации Луганской писательской организации им. В.И. Даля

Владимир Казмин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"