Слово на открытии Конференции «Восточнославянская цивилизация: проблемы и перспективы. К 368 годовщине Переяславской рады»
Прошел год с нашей встречи. Каждый из нас не просидел его, сложа руки. Мы тоже не сидели. Вместе со школьниками из славянских стран провели общий День славянской письменности, прочитали роман в онлайн формате роман «Евгений Онегин» в день рождения А.С. Пушкина от Находки до Барселоны, провели Ушаковские сборы на просторах России и Адмиральский час в Переделкино, выпустили ряд журналов, где публиковались материалы предыдущей конференции, книгу Ольги Александровны Державиной «Мудрость слова» в серии «Славянский мир» о литературе XVI-XVII вв., когда древнерусская литература для многих славян была общедоступной…
Шестнадцать лет, по благословению Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Кирилла, Союз писателей России, Всемирный Русский Народный Собор и Международная славянская академия проводят Литературно-исторический форум «Восточнославянская цивилизация», посвящая его Переяславской Раде. Собирались в Харькове, Днепропетровске, Киеве, Москве, Минске, Курске на Белгородчине, в Черниговской, Полтавской и Черкасской областях, в Полоцке, Донецке и Луганске…
Все это знаковые места нашей славянской славы, где рождались памятники славянской письменности «Слово о полку Игоревом», «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет», – духовно-нравственные заветы для товарищей-потомков…
Нашу совесть будили славянским «Шестодневом» Иоанн, Болгарский Экзарх, молебным каноном свт. Кирилл Туровский в первой четверти XII века, как и авторы иных эпических полотен истории славян, что призывали к объединению славянских племен для защиты своей земли, осуждая стремление к превозношению, порицая родственные раздоры и восхваляя братскую взаимопомощь.
Восточнославянская цивилизация – это часть европейской цивилизации, как бы этому не противились англо-саксонская и романо-германская цивилизации. Она вместе с ними творит на протяжении столетий культурно-историческое европейское пространство от Атлантики до Урала.
Давайте вспомним труды великих наших предшественников Павла Шафарика с его «Славянскими древностями: от Геродота до падения Гуннской и Римской империй», Измаила Срезневского с его «Словарем древнерусского языка», «Древними памятниками письма и языка югозападных славян», «Русью Угорской» и «Фриульскими славянами», Вука Караджича с его «Сербскими песнями» и «Сербской грамматикой» и «Сербским словарём», Ернея Капитара с «Грамматикой славянского языка Краины, Каринтии и Штирии», Григория Ильинского и его «Праславянскую грамматику», писателя и ученого Валерия Ганичева, инициатора и многолетнего организатора нашего славянского форума, и многих-многих зодчих общего славянского дома… Давайте поблагодарим наших неутомимых современников академика П.П. Толочко за книгу «Откуда пошла Руская земля» и «Украина между Россией и Западом: историко-публицистические очерки», писателя Ю.М. Лощица за его книги в серии «ЖЗЛ» «Сковорода», «Дмитрий Донской», «Кирилл и Мефодий», за «Славянские святцы», изданные в серии «Славянский мир»…
Много накоплено, но и многое и утекает, как песок меж пальцев, из единства славян.
Наша цивилизация планомерно разрушается. Вся жизнь славян поставлена с ног на голову. Ни один из славянских народов не знает, куда он движется Вот и хотелось бы, чтобы мы поставили, – пусть для себя самих, – вешки – вопросы, от которых оттолкнется сегодняшняя дискуссия.
чем завершится его история.
– Давайте определимся, что есть славянство в политическом, экономическом и духовном смысле сегодня?
– Было ли когда-нибудь и есть ли сегодня наше единство и стоит ли его дальше развивать у разных славян, когда у каждого свои заботы и думки?
– Какова основа для единства? Мы лелеем его как мечту, как Град-Китеж, наконец, или у нас уже сегодня есть основа для будущего движения?
– Как Восточнославянская цивилизация может устоять в современном мире, с помощью чего, каких механизмов?
– Что мы можем сделать в области культуры?
– Может, пришло время напомнить самим себе о единстве восточнославянского наречия, нашего корневого церковнославянского языка, на котором держатся все славянские языки, истоки, корни духовные, исторические, этнические наших народов?
Эти вопросы о том, по какой нравственный, духовный, исторический рубеж сохранилась восточнославянская цивилизация? Мы и сегодня слышим тревожный, предостерегающий и оберегающий нас возглас:
О русская земля!
Уже за Шеломянем еси!
Наша встреча – это не фундаментальная научная сессия, не академический симпозиум, а дискуссия, где кратким выступлением, реферативным обзором, противоположным мнением мы надеемся подвигнуть своих соплеменников к размышлению, выработке общих векторов движения, уважительному отношению друг к другу.
По слову Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «…исконные наши ценности: правда, любовь, взаимовыручка, смелость, отвага, верность и запечатлены в редком по своей красоте и мелодичности тексте древнерусского эпоса. Так «Слово о полку Игореве» отражает нравственные принципы и норму общественного поведения конца XII века – того времени, когда на пространстве Древней Руси вершилась история трех будущих братских народов: белорусского, украинского, русского. В Новгороде-Северском, Полоцке, Галиче, Киеве, Путивле – и в других городах, упомянутых в строфах этой древней поэмы, в описываемую эпоху еще говорили на разных диалектах одного восточно-славянского наречия. Так связанные общими языковыми и культурными корнями, едиными ценностями и историей, мы призваны и сегодня следовать заветам древнего сказителя: сохранять единомыслие, защищать родную землю, беречь братские узы, искать правды».
Академик О.Н. Трубачев в книге «В поисках единства» в разделе «Откуда есть пошел Киев…» писал: «Не на месте пустом и диком воздвигся величественный храм новой веры, новая вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова.
Взять хотя бы древнее, народное и единое по-прежнему для всех славян – католиков и православных – слово и понятие «РАЙ», исконное свое название для блаженного потустороннего мира, и различные заимствованные, новые пришлые слова для «АДА», преисподней, пекла, мира возмездия. И это только один пример. Можно говорить как бы и о трех единствах русской и славянской традиции:
– Общие вскрываемом через язык единство культуры славян дохристианских и христианских, которое демонстрируемы через слово «рай», и ряд других,
– Затем о нередко забываемом, но все же насущном единстве древнего культурного наддиалекта и последующего письменно-литературного языка.
– И наконец, о единстве древнего новгородского диалекта и, значит, всего древнерусского, древневосточного языка…»
Полагаю, что будет справедливо начать нашу встречу с разговора о наболевшем, чтобы, преодолевая скорби, мы вышли на тропу духовной радости единства.
Сергей Котькало
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"