На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Трудные проблемы исторической памяти

На примере России и Польши

Представляется, что обращение к польским сюжетам не случайно здесь, на Иринарховских Чтениях. Ведь житие Преподобного Иринарха неразрывно связано со Смутным временем, периодом противоборства России и Польши. Нынешние российско-польские отношения также отнюдь не лишены сложных моментов, что обосновывает правомерность внимательного отношения к проблемам исторической памяти, позволяющей глубже понять природу этих сложностей.

В последнее время тематика, связанная с исторической памятью все больше привлекает внимание исследователей. Может ли быть иначе? Ведь историческая память – пантеон национальной идентичности, способ преодоления времени и пространства. Тем не менее, нет четкого и единого определения данного понятия. Ясно одно: историческая память и собственно историческое знание не совпадают. Память избирательна, она уже исторического знания. И если история претендует на объективность, то историческая память заведомо субъективна.

Одно и то же явление и событие может рассматриваться с разных точек зрения и получить совершенно разную оценку. Характерный пример – столкновения разных трактовок исторической памяти Росси и Польши. Вот один из них. В XVI в. Россия воюет с Польшей. Один из царских воевод А.Курбский перебегает к полякам, прихватив еще и часть казны. Что это? Измена? Именно так и оценил это сам Иван Грозный в своей знаменитой переписке с перебежчиком. Для царя это попрание воли Божьей, нарушение присяги! Но у Курбского иная точка зрения: он бежал от попрания прав человека, от беззакония. Бежал в страну, где как ему казалось, все равны перед законом, где власть не от Бога, а от людей, она соответствует законам.

Кажется, здесь позиции заинтересованных лиц, но и историки в дальнейшем очень по-разному оценивали поступок Курбского: и как нарушение присяги и как защиту своего человеческого достоинства от самодурства тирана. Почему столь разнятся оценки? Да потому, что используются разные критерии оценки, да и сами оценки выносятся с разной целью. Как замечал К. Леви-Стросс «История никогда не является просто историей чего-то, но всегда историей для чего-то».

Прошлое не уходит. Оно с нами, оно присутствует в современной жизни. Факты преломляются в сознании людей через призму их представлений и принципов, через призму их сознания. Понять людей прежних эпох невозможно, вырвав из истории какой либо факт и вынося суждения о нем, исходя из нынешних реалий. Только с учетом исторического контекста возможно постижение прошлого, что вовсе не исключает правомерности нравственных оценок: постичь отнюдь не означает принять.

В исторической памяти важную роль играют т. н. «места памяти», те. некие материальные объекты, связанные с историей. Об одном таком месте, где как бы сконцентрировались сложности и противоречия русского и польского восприятия мира, хотелось бы вспомнить.

Есть в Варшаве большая и в настоящее время достаточно пустынная площадь в центре города. Называется она площадь Ю.Пилсудского. Имя Первого маршала Польши, создателя независимого польского государства по сути, национального героя Польши известно каждому поляку, но, конечно же гораздо менее известно в России, да и вызывает совершенно иные чувства. Прежде, в XIX в., когда Польша входила в состав Российской Империи эта площадь называлась Саксонской. И посреди площади в 1841г. был воздвигнут по приказу царя Николая I памятник польским генералам, на котором было написано: «Полякам, погибшим в 1830 г. за верность своему монарху». Имена шести генералов и одного полковника (Гауке, Новицкого, Трембицкого, Сементковского, Потоцкого, Блюмера, Мецишевского) уж, кажется, никак не могли попасть на памятник, воздвигнутый по приказу русского царя: все они сражались против России в армии Наполеона, да и прежде не отличались горячей любовью к России, участвуя в восстании Т. Костюшко против России. Однако ноябрьская ночь 1830г. изменила их судьбу. Этой ночью в Варшаве началось очередное восстание против России. Молодые подхорунжие, став инициаторами волнений, хотели, чтобы опытные генералы возглавили их, но они оказались. И все были убиты в эту ночь на улицах Варшавы. Будучи польскими патриотами, шесть генералов и один полковник не сочли возможным нарушить присягу: ведь Николай I был в то время не только русским царем, но и польским королем…Они ничего не боялись эти семеро, оно боялись бесчестья.

 Поляки не любили «памятник шести генералам», и, проходя мимо, как правило, плевали на него в знак презрения. Сейчас об этих генералах в Польше мало кто помнит, а польские историки уже не клеймят их позором, а считают жертвой обстоятельств. Но и у нас они не особо почитаемы, ведь прежде, чем генералы проявили верность монарху, все они сражались против русских. Ситуация не из простых, но такова история, не всегда она черно– белая.

Памятник генералам простоял на Саксонской площади до конца века. Потом его перенесли, ибо на площади начали сооружать великолепный православный собор Александра Невского. Ведь тогда в Варшаве жило много православных и храмов не хватало. Собор воздвигли по проекту А.Бенуа на пожертвования, собранные по всей Росси. Храм оформляли лучшие художники и мастера, в том числе Васнецов. Мрамор и гранит, золото и серебро щедро использовалось для украшения собора, освященного в 1912г. Но вскоре началась война, русские покинули Варшаву. С приходом в город немцев в соборе был устроен немецкий католический храм, а когда Польша после Первой мировой войны стала независимой, собор решили уничтожить, под разными предлогами, в том числе и из-за недостатка места в Варшаве.

А ведь тогда в Польше около более 10% населения исповедовало православие. Не все поляки были за снос собора, но спасти его не удалось, и храм взорвали. Это был далеко не единственный случай : в межвоенной Польше уничтожили не один десяток православных церквей. Материал, из которого был сооружен храм Александра Невского, поляки частично использовали. Так именно из него отчасти сделано надгробие Ю.Пилсудского в Кракове, на Вавеле. В те же годы в независимой Польше уничтожили и памятник польским генералам.

 На Саксонской площади стоял на и еще один памятник: князю Юзефу Понятовскому. Тому самому, который утонул в реке, на глазах Наполеона во время войны 1812г., будучи генералом французской армии. Наполеон хотел сделать его польским королем в случае свое победы над Россией. Памятник Понятовскому разрушили немцы в годы Второй мировой войны. Сейчас он восстановлен и стоит перед президентским дворцом в Варшаве. Именно там, на этом самом месте подхорунжие убили генерала М.Гауке, одного из шести генералов, погибших в ноябрьскую ночь 1830г. А уже в наше время, в 2010г. около памятника Ю.Понятовскому был установлен крест в память о погибшем в авиакатастрофе польском президенте Л.Качиньском и долгое время проводились митинги и демонстрации поляков, не верящих в официальную версию случившегося и обвиняющих в гибели своего президента Россию.

Динамика изменения названия той площади, о которой идет речь, тоже о многом говорит. Как выше упоминалось, изначально площадь была Саксонской, после обретения Польшей независимости, площадь стала называться именем Ю.Пилсудского, в годы Второй мировой войны, когда Варшаву оккупировали немцы, площадь стала называться именем Адольфа Гитлера. После освобождения Варшавы площадь стала Площадью победы, а ныне вновь носит имя Ю.Пилсудского.

Большая, просторная, пустынная площадь. Сколько на этом пространстве переплелось судеб, страстей, обид. Таково это место памяти, где в воображении русского и поляка предстают совершенно разные картины и возникают совершенно разные чувства, хотя собственно история одна. История одна, а память разная. И главное для каждого народа эту память хранить, защищать и не предавать, чтобы вслед за поэтом С.Сырневой уверенно и твердо, не боясь ничего всегда быть готовыми сказать

 

«Наша Родина – самая сильная

И прекрасная самая…»

 

Сказать не только другим, но и самим себе. И верить в сказанное.

Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"