На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Америка, изыди!

Из книги «Славянские святцы»

Генерал МладичРазбомбили один мост... Другой... Третий.

Заполыхало нефтехранилище... Потом еще од­но... И еще.

Взорван завод легковых автомобилей... Разнесено в клочья фармацевтическое предприятие... Чад и прах над исковерканными этажными перекрыти­ями столичного телецентра.

И люди, конечно... Тысячи людей: в бомбоубежи­щах, в палаточных городках для беженцев, на гор­ных дорогах, на мосту через Саву, на санитарных носилках...

Зачем напоминать про всё это? Ведь это и так все видели, про­должают смотреть каждый день. Что мы друг другу прибавим своими пересказами? Картины разруше­ния, страдания, веро­ломства и несчастья становятся для нас, увы, привычным телевизионным кормом. Экран ме­тодично, из недели в неделю, приучает нас к тому, что зло неизбежно и не нужно никуда рыпаться: возмущаться, протестовать, сжигать флаги у стен посольств и консульств. Телевизионные раздатчики ежедневной зрелищной похлёбки внушают нам с невозмутимостью, что нужно по-прежнему любить Америку, её напитки, жвачки, этикетки, автомобили, её узколобого президента – плейбоя и извращенца, ее авианосцы, ее третьесортный Голливуд, давно пере­щеголявший в примитивизме нашу доблестную Одесскую киностудию.

Если глазеть в экран на все подряд (по любому из каналов), то получается, что торжествующее на Балканах зло – в порядке вещей: этакое санитар­ное прореживание сопротивляющихся остатков коммунистического колосса. По сути же альянсу нет совершенно никакого дела до того, коммунист Ми­лошевич или социалист (несколько раз побывав в Сербии за последние десять с лишним лет, могу свидетельствовать, что коммунистическая и пришед­шая ей на смену социалистическая идеология на­столько деликатно встроена здесь в многопартийный социум, что ни в лозунгах, ни в символике, ни на уровне доктрины практически не просматривается в общественной жизни).

Нет, Милошевича желают убрать за то, что он впервые в практике стран социалистической ориентации пытается совместить принципы социальной справедливости и националь­ного достоинства. Слободан Милошевич неугоден Западу прежде всего потому, что он серб, славянин. И потому, что десять лет назад на поле древней Косовской битвы он поклялся перед ста тысячами сограждан, что никто не посмеет больше ни одного серба на Косове обидеть, оскорбить, замучить. В тот день в его имени Сербия прозрела такой ясный и открытый всем смысл –"Слобода" – "свобо­да". И молодежь сербская стала носить рубашки и майки с его портретом на груди и надписью "Наш Слоба".

Это была заявка на свободу по-сербски, а не по-американски.

Когда изображение партийного лидера переносятся с официальных портретов на прикасающуюся к телу рубашечную ткань, это уже не лидер, а народный вождь.

Так десятилетней дав­ности юбилей Косовской битвы послужил сигналом для стратегов и сценаристов «нового мирового по­рядка»: Как так, в Югославии поднимают голову сербы? С "великосербским гегемонизмом" Милошевича предписано было управиться силами местных, рес­публиканских национализмов – хорватского, сло­венского, македонского, боснийского. А также с по­мощью международных средств экономической бло­кады.

Все эти слова (блокада, санкции, эмбарго, изоля­ция) и стоящие за ними действия сегодня почти уже вытеснены из нашей памяти. Кому-то, возможно, кажется, что до начала бомбардировок Югославия жила мирной, сытой, благополучной жизнью. Меж­ду тем, из сербов, черногорцев и из сербов, живу­щих в Боснии и Герцеговине, в девяностые годы выкачивали кровь с холодной педантичностью, – а если эта метафора кому-то непонятна, достаточно вспомнить про неотапливаемые родильные дома, где новорожденные младенцы умирали от переохлажде­ния, про километровые очереди за бензином, про исход десятков тысяч сербов из Сараева и, конечно, про Книнскую катастрофу, когда триста тысяч сербов покидали свою древнюю родину на тракторных тележках – под дулами хорватской армии. Разве все это не было тщательно подготовленной   «гумани­тарной катастрофой»? Вспомним ту же трагедию Книна. По её поводу наши телекомментаторы два или три дня повсплескивали руками и тут же замол­чали – уже навсегда. А книнские беженцы до сих пор толком не благоустроены, хотя, впрочем, о ка­кой благоустроенности можно говорить теперь и по отношению ко всем остальным сербам!

Каждый день длящегося натовского самоуправления на Балканах – это не только новые человечес­кие жертвы и разрушения, – это еще и глумление над Россией, над нашей православной и славянской совестью, над прахом наших воинов, которые в со­рок четвертом пали за освобождение Югославии. Каждый день обесценивает наши слова сочувствия и поддержки. Каждый день вялотекущего «миротвор­чества», имитации бурной дипломатической деятель­ности еще пуще позорит правящий в стране режим. На сербских площадях теперь гуляет добродушная, хотя    и    с    горчинкой, шутка: "Не бойтесь, русские, сербы вам помогут!» Молодцы, братья-сербы! У них еще хватает духу не только самим преодолевать ежедневный страх, но и над нам подтрунивать, ей- e й, молодцы!

Но посмотрим, кто же у нас боится? Конечно, то меньшинство населе­ния, которое прочно привязало себя к доллару, к олигархическому воровскому беспределу, к круп­ному и среднему бизнесу. Боятся те, кто уже при­грелся и полюбил мурлыкать под американским дол­ларовым солнцем, кто валютную обменку навещает как намоленную часовенку. Эх, не столько человек меняет деньги, сколько деньги меняют человека: его веру, его идеологию, его речь и облик. Было лицо, а глядишь, превратилось в гоголевское кувшинное рыло.

Такие, знамо, боятся, как бы не разбился их кувшин. А чего бояться владивостокским подрост­кам, которые в первомайское утро подметали глав­ные улицы города американским флагом и потом вытирали об него ноги? Вот владельцы "комков", тут же повключавшие по всему центру Владивостока русскую музыку, те, понятно, струхнули слегка. И потому так стремительно исправились.

И вчерашнему офицеру из Пскова, уже нюхавше­му порох в горах Боснии, не боязно с легкой сумоч­кой пробираться через таможенные и пограничные кордоны – украинский, венгерский либо румын­ский.

Не боится и молодой московский священник при­ехать к подшефным танкистам, чтобы рассказать им о сербских православных братьях, о святом князе Лазаре и других героях Косовской битвы. И не боится русский священник из Белграда идти крест­ным ходом с иконами и хоругвями на мост через Саву, чтобы отмолить переправу от ракет. Как не боялся его покойный отец, тоже священник, приве­чать и благословлять у себя в храме добровольцев, прибывших в сербскую столицу из России, с Укра­ины. Как не боялся их отец и дед, тоже священник, под сводами маленькой русской церкви Святой Троицы хранить, еще при власти Тито, останки белого генерала Врангеля.

Потому что знал и знает каждый из них: если есть в душе человека Страх Божий, то не страшно, не боязно стоять за други своя.

Святотроицкую церковь в Белграде строили беженцы из России в двадцатые годы. Здание столичного телецентра всего в пяти минутах ходьбы от нее. Когда натовская ракета угодила в студию, взрывной волной так качнуло деревянные в основе стены храма, что с плафона рухнула шту­катурка с фресками, посыпались стекла во всех окнах. С того дня в храме прекратились службы. Его состояние признано аварийным. А денег на ремонт нет. Службы временно перенесены в Иверскую ча­совню на Русское кладбище Белграда... Каждый раз, приезжая в Белград, мы обязательно приходим сюда – помолиться перед старыми иконами знаме­нитых когда-то полков. Эти стены содрогались и в сорок четвертом, в апрельское пасхальное утро, когда армада американских бомбардировщиков ци­нично скинула смертельный груз на жилые квар­талы города, празднующего Воскресение Христо­во... Сербы того кощунства не забыли. А сами аме­риканцы? Наверное, что-то осталось в памяти и у них, если в нынешнем апреле на бомбах своих пишут поздравления сербам с Пасхой.

Плесенью преисподней, сатанинским цинизмом веет от таких "поздравлений". Вот где обнажается самая суть "нового мирового порядка", несущего миру идеологию дьявольского презрения ко всем тысячелетним традициям человечества. И делается это, конечно, под вывеской образцового гуманизма.

Лживость такого попечения о судьбах цивилиза­ции становится очевидней с каждым днем бомбар­дировок на Балканах. И потому этой сатанинской доктрине, угнездившейся в Америке, пытающейся заразить весь мир, говорят сегодня все громче люди разных вероисповеданий – от Владивостока до Приштины:

– Изыди!.. Америка, изыди!

[«Русь Державная» № 5(60), 1999]

***

В середине нынешнего мая позвонил мне из Лос-Анджелеса Александр Александрович Яхонтов. Мы знаем друг друга уже несколько лет и познакомились в стенах "Литературной России", газеты, которая впервые у нас в стране, еще с конца 80-х, заговорила об опасной близос­ти новой югославской трагедии. Александр Але­ксандрович, – русский человек, выросший в Се­рбии, хорошо знает ее язык, культуру. Он насто­ящий сербофил и доказал это тем, что после своего переселения в Америку, возглавил "Об­щество Русско-Сербской дружбы в США". В 1995 году в журнале "Образ" мы, с разреше­ния Яхонтова, опубликовали его письмо М. И. Ульянову, советнику Миссии Российской Феде­рации по Югославии при ООН. Если бы наши дипломаты почаще получали такие письма, спо­койные, без истерической жестикуляции, осно­ванные на глубоком знании судьбы народа, за который болеешь. Тогда, глядишь, наша дипло­матия 90-х не села бы в позорную лужу, имену­емую "козыревщиной".

Невеселый получился у нас телефонный раз­говор. При отличной, надо сказать, слышимости, я различаю каждый грустный вздох собеседни­ка... Что у нас тут делается для спасения сер­бов?.. Да ничего почти не делается. Одни слова. Да еще и лживые на каждом шагу. Какой срам вышел хотя бы с обещанием   "перенацелить ра­кеты''!

– Я на днях поговорил с одним высоким военным чином, – сообщает Александр Алек­сандрович, – спросил у него: собираетесь ли бомбить до июня? А он мне: до июня какого года?.. Вот, пожалуйста, какова степень здешнего цинизма.

Теперь, когда пишу эти строки, пошел уже третий месяц натовского безнаказанного глум­ления над Югославией. Маховик агрессии толь­ко набирает обороты, и по всему видно, бомбить будут и в июне. По крайней мере, в июне этого года. И, уж точно, не откажут себе в удовольст­вии поднять в воздух авиацию 28-го июня. Пусть не знают сами летчики, но сценаристы зловещего кровавого ритуала образца 1999 года, наверняка, прекрасно осведомлены, что значит для каждого серба этот день – 28 июня. По-сербски: Видов Дан, день святого Вита. День знаменитой в веках Косовской битвы 1389 года. Самый заветный день в старой и новой истории Сербии.

Тогда на Косово поле вышел весь воинский цвет сербов, чтобы отстоять свою православную

родину от нашествия османской орды, втор­гшейся на Балканы из Малой Азии. Скупые сведения древних летописей, народные эпичес­кие песни доносят до нас подробности битвы, имена и поступки участников. Сербские полки возглавил князь Лазарь (иногда в песнях назы­ваемый и царем). Турецкие полчища вел султан Мурат, здесь же был и его сын Баязет. Сербские гусляры-сказители повествуют о доблести слав­ных витязей, сподвижников князя Лазаря. Та­ких, как старый Юг-Богдан и девять его сыно­вей Юговичей, таких как Иван Косанчич и Ми­лан Топлица, Страхиня Банович, Сержа Грозноокий. Но особое внимание приковано к двум – Вуку Бранковичу и Милошу Обиличу. Подозре­ние падает на Обилича, он-де замыслил предать своего князя, переметнуться в день битвы на сторону турок. Милош действительно въезжает в стан противника, но перед шатром султана выхватывает из ножен кинжал и пронзает им самого Мурата. Настоящим изменником оказал­ся Вук Бранкович, его бегство с поля боя позво­лило, наконец, османам осилить сербов, отсечь голову князю Лазарю...

И – небывалое, единственное в своем роде явление в истории войн: поражение сербов на Косовом поле не стало для их потомков днем позора. Наоборот, память народная подняла тот день на уровень национальной святыни, герои битвы вошли в народные святцы, именами витя­зей-страстотерпцев названы в новое время ули­цы городов, школы, полки, боевые награды.

Причисленный к лику сербских святых, князь Лазарь издавна почитается и Русской Церковью. В Московском Кремле, под сводами Архангель­ского собора, где покоятся останки наших вели­ких князей Московских и первых государей, есть и его, благоверного мученика князя Лазаря лик на древней фреске. Год его гибели совпал со смертью московского князя-героя, Димитрия Донского (битва на Косове состоялась через не­полный месяц после кончины Куликовского предводителя).

Знали ли они при жизни своей друг о друге? Скорее всего, знали. И не просто знали, но жили общей надеждой на одоление иноплеменных супостатов. Сохранились грамо­ты князя Лазаря, посланные с жертвоприноше­ниями в русский Пантелеймонов монастырь на святой горе Афон. Сохранилось и древнейшее русское описание Косовской битвы, принадле­жащее Игнатию Смолянину, книжнику XIV ве­ка: о сражении он узнал по пути из Москвы в Константинополь, в Трапезунде; его короткое сообщение считается у историков одним из самых ранних откликов на беду, постигшую единовер­ных сербов... Два фресковых лика в Архангель­ском соборе – два святых князя-полководца, Димитрий и Лазарь, – вот наше древнее род­ство русско-сербское, вот святая жила нашего общего исторического предания.

Сербская эпическая песня "Обретение главы князя Лазаря" говорит о народном чаянии, кото­рое, к сожалению, не осуществилось. Мощи свя­того воина и по сей день безглавы... Автор этих строк сподобился приложиться к ним еще в восьмидесятые годы, когда они покоились в стенах белградского кафедрального собора. В год шестисотлетия Косовской битвы Сербская Православная Церковь благословила перевозить мощи из монастыря в монастырь, по всей Сер­бии, чтобы князь снова собрал народ свой на Косово поле. И 28 июня 1989 года, когда стоты­сячное сербство праздновало на видовданском, кровью предков омытом поле великую годовщи­ну, мощи святого Лазаря тоже были там, со всем родным потомством. А уж после праздника, как бы во исполнение княжьей воли, изложенной в эпической песне, ковчег с мощами отправился "в Раваницу, монастырь прекрасный", в обитель, построенную в XIV веке самим Лазарем, "когда княжил он на белом свете".

Читатель, надеюсь, согласится, что если не знать всего этого, то не очень нам будет понятно и то, что происходит на Косово сегодня. Только через Косово можно понять душу сербского на­рода до конца. Как и душу русского народа невозможно понять, обходя стороной Чудское озеро, поле Куликово, поле Бородинское, поле Прохоровское, Сталинградский курган.

"Србин од Косова" – "Серб от Косова" – так говорят сербы о мужчине, о воине, когда хотят дать высшую оценку его человеческим свойствам. Это выше любых наград, званий, чинов, знаков отличия.                                   

Между Россией и Сербией сегодня стоит сата­нинское полчище ненавистников православия, славянства. Мертвящей хваткой информацион­ной блокады, компьютерных внушений пытают­ся удержать русского человека на позорном уровне неведения, обывательского полузнания, равнодушия ко всему, что за оградой собствен­ной дачи.

Мрачная година у нас, братья и сестры, при­знаемся в этом сами себе.

И пока официальная Россия, пока подлегшая под американский доллар правящая в стране биомасса помалкивает, позор происходящего на Балканах преступления пятнает всех нас.

Между тем, до 28-го июня остается совсем немного…

1999

Юрий Лощиц


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"