– Ну, хорошо, – отвечал кошевой, – ступай же в который сам знаешь курень».
Люблю перечитывать этот замечательный в своей мудрой простоте обряд посвящения казака в запорожцы из гоголевского «Тараса Бульбы». Он мне вспоминался не раз и в этом сентябре – во время долгожданной встречи писателей, деятелей культуры и науки России и Украины, что произошла в солнечном Харькове.
Утром, почти с поезда, мы поехали на митрополичье подворье, что в Покровском монастыре, были приняты и благословлены чудесным старцем владыкой Никодимом. И он, родившийся на Буковине, нас от самого начала беседы напутствовал:
– Разве ж мы – разные народы? Мы – народ единый. Славянский народ.
Нэ забувайте, дитоньки.
Но мы, выступая потом во многих залах, в кругу единомышленном, всё-таки не раз и не два забывали его вещий наказ. Поддавались уже навязшей на зубах риторике своей государственной разделённости. Тем более, что риторика эта нам ведома ещё и с советских времён. И то и дело и у нас теперь соблюдался этот робкий политес: разные мы, мол, народы, хотя и родственные и кровно нуждаемся друг в друге. Такая оглядка на «разность» служила как бы правилом вежливости. А вдруг кто обидится, коли назвать нас народом единым. Обидится и подумает про себя: ну, вот, опять «старший брат» хочет всех к себе накрепко прижать. До хруста костей.
Но всё-таки не раз и не два такой политес между нами нарушался, и не только со стороны гостей, а, пожалуй, что чаще – со стороны хозяев.
И я, чей прадед крестьянствовал в Белоруссии, а дед женился на украинке с Волыни, а отец – на украинке же, чей род с Винничины, то и дело сокрушался про себя: ведь никто в моём роду не изводит нас от разных народов, не стыдно ли и мне изменять их свычаю и обычаю?
Уже за какие-то часы до расставания попросил я слова у своих единодушных и единомысленных:
– Дорогие мои, вспомним Николая Васильевича Гоголя, его бессмертного «Бульбу». Вспомним, какими словами принимали новичков на Сичь… Святая Троица тех запорожцев сияет и над нами. Но Троица – разве это три разных Бога? Нет, единый Бог в трёх ипостасях. Так не вправе ли и мы, русские, украинцы и белорусы, осознавать себя единым славянским народом в трёх ипостасях. Триипостасный православный народ. Пусть небесная Святая Троица, как была, так и остаётся для нас на земле, для нашей восточнославянской Троицы, прообразом нерушимого единства. А сумеем мы достойно соответствовать такому завету, оглянутся на нас, «распри позабыв», и славяне иных земель, и южные, и западные… Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Вот о чём напомнили Гоголь, Харьков, встреча, которой ждали давно.
18 сентября 2006
Юрий Лощиц
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"