На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Македонская модель: резервация грабежа

Уничтожение и разрушение культурных ценностей

Македония. Идет война Находящаяся в самом сердце Балканского полуострова историческая область Македония (ее границы не совпадают с границами БЮРМ) с античных времен входила в европейский культурно-цивилизационный ареал. На ее землях сохранились памятники архитектуры и искусства, связанные с Древней Грецией и периодом римского владычества, археологи до недавнего времени проводили интенсивные раскопки и находили все новые и новые памятники — это могут быть фрагменты римских терм, или вилла военачальника, живописная мозаика или заброшенная гончарная мастерская...

По полноте и разнообразию экспонатов Национальный музей в Скопье входит в число крупнейших в Европе. Однако события последнего времени в корне изменили ситуацию с сохранностью памятников истории и культуры в Македонии, до сих пор столь благополучную.

Виктор Лилич — директор Института Искусств и археологии в своем обращении к мировому общественному мнению обращает внимание на варварское отношение албанских террористов к памятникам истории и цивилизации: «Археологические объекты и раскопы на наших глазах превращаются в окопы и доты. В зоне непосредственных боевых действий между городами Куманово и Тетово находится более 50 археологических объектов, датируемых рубежом нашей эры или даже более ранним периодом, это Отия, Липово, Шипковица, и еще многие другие».

«Интеллигенция Македонии уже неоднократно обращалась в международные организации, ЮНЕСКО, — говорит Лазарь Шуманов — Президент Македонского Национального комитета, — однако ничто не предвещает исправления ситуации. Остается только разрабатывать план эвакуации ценнейших экспонатов из Национального музея в столице республики — Скопье, что и было сделано его сотрудниками, т.к. Скопье попадает в прямую зону активности сепаратистов и в такой ситуации никто не гарантирует безопасность жизни граждан, а уж тем более сохранность культурных и исторических ценностей. Похоже, что Македонию в этом аспекте ожидает чудовищная судьба Косово».

О том, что бандиты не имеют ни человеческих, ни религиозных чувств — свидетельствует и тот факт, что ими была сильно повреждена и мусульманская турецкая святыня — мавзолей БАБА-Тепе в Тетово. Развалины средневековой крепости в Тетово безжалостно обстреливаются из гранатометов и используются албанскими бандитами как укрытие.

Македония, как хорошо известно, относится району, где на протяжении многих веков в большом массиве сохранялись православные памятники архитектуры, иконописи византийского периода, периода, когда центр культурной жизни империи переместился от Царьграда на Балканы. Салоники, Охрид, Скопье, Призрен — вот крупнейшие центры средневековой славяно-византийской культурной традиции.

После натовских бомбардировок Косово и Метохии и «этнической чистки» этих земель от автохтонного сербского населения, здесь был освобожден путь беззаконному вандализму албанских экстремистов, которые на глазах у всего мира методично уничтожили и продолжают уничтожать уже более 200 памятников сербской государственности и православной веры. Методичность и регулярность их действий полностью исключает все предположения о, якобы, «незнании», случайности и пр. отговорках. Нет ни одной албанкой автомашины, которая проехала бы мимо старого сербского монастырского ансамбля Печ, находящегося под охраной КФОР, из которой не неслись бы в адрес святыни проклятия и камни. Около города Гнилане весной 2001 года был сожжен православный храм, находящийся всего в 100 метрах от казармы отряда КФОР. Культурный геноцид, продолжающийся в Косово, перекинулся на наших глазах и на земли Македонии.

В окрестностях Тетово, там, где развязались первые столкновения бандитов с правительственными отрядами, сильно пострадал ансамбль монастыря во имя Св. Афанасия в Лешаке. Храм Пресвятой Богородицы и храм, посвященный Св. Афанасию безжалостно осквернены албанцами, они использовались ими как убежища и подвергались обстрелу. На старинных фресках в качестве визитных карточек остаются надписи (ЦСК) — Освободительная Армия Косово. К несчастью, часто приходится слышать: «Что оплакивать какие-то камни!» Вероятно, именно этой логикой пользуются и террористы, превращая античные развалины в окопы, а православные святыни в отхожие места и бойницы для снайперов, ведущих прицельный огонь по мирному населению окрестных сербских и македонских сел.

Разрушение православных храмов, церквей, монастырей, ставшее повседневной практикой на Балканах, имеет несколько преступных аспектов: во-первых, это разрушение, осквернение, поругание сакрального объекта, в котором совершается много веков литургическая жизнь. Сам этот факт является глубоко греховным и не имеющим оправдания. Поджоги, взрывы, соскабливания и размалевка старинных стен и фресок навсегда непоправимо уничтожает объект культуры, цивилизации, исторической памяти. Вандализм во всех его проявлениях осуждается Международными Гаагскими конвенциями и должен быть наказуем! Поругание и разрушение православных святынь имеет целью и нанесение наиболее чувствительного удара по национальному самосознанию, ведь православие лежит в основе национальной идентичности как сербской, так и македонской, а до недавнего времени, и болгарской нации. Сами албанцы, не скрывая, заявляют, что делают это с тем, что бы не осталось и следов пребывания православных на этих землях, чтобы не было повода, когда бы то ни было вернуться к этим местам. Часто общественность сознательно не информируют, замалчивают преступления или снижают общественную и культурную значимость нанесенного ущерба.

Предоставим слово специалисту, который знает реальную ценность этих «камней». Воислав Джурич в известной монографии «Византийские фрески» пишет: «В этих росписях мастера жертвуют красотой физической, дабы выявить внутреннюю сущность: взоры святых озарены верой и готовностью к духовному подвигу и молитве. Мир монашеских идеалов получил в этих росписях наглядное выражение...» Наиболее известным памятником этого периода и направления ( пер.пол.14 в.) является монастырь в Леонове, к нему примыкает и храм в Лешаке, основанный около 1326г., а расписанный вероятно ок. 1350 г. Фрески храма Св. Афанасия в Лешаке: «Поклонение жертве», «Гостеприимство Авраама» и «Три отрока в пещи огненной» вошли в антологии македонского средневекового искусства. Монастырь в Лешаке был задужбиной иеромонаха Антония, ставшего затем епископом под именем Иоаникий. Лешак — лишь один из многочисленных памятников, расположенных на эпически известной всем славянам горе Шар-планине, пристанище легендарного богатыря Королевича Марко.

Между Тетово и Куманово, на отрогах т.н. Скопской Черногории, в окрестностях Скопье расположены сотни древних православных храмов, монастырей, часовен. Какая участь ждет их в условиях открытых боевых действий? Кстати, население этих мест традиционно православное, Скопская Черногория до недавнего времени вообще была населена сербами, ныне и они, и православные македонцы покидают свои дома, и, если им доводится вновь перешагнуть порог родного дома, то они находят его опустошенным мародерами, а православные иконы осквернены.

Глухое безразличие мирового общественного мнения было лишь слегка поколеблено, когда распространилось известие о том, что албанские бандиты, явно издеваясь, захватили Монастырь Пресвятой Девы Марии в местечке Матейч в окрестностях Куманово и расположили именно здесь свой штаб. Монастырь в Матейче — один из известнейших православных центров, его сравнивают с Дечанами в Косово, с ансамблями Охрида, находится в горах на высоте 1005 м. над уровнем моря. Основан он на землях, входивших в те времена в сербскую державу Неманичей, по завещанию Короля Милутина ок. 1300 г., строился на средства и при попечительстве вдовы царя Душана — Елены и их сына Уроша. Фрески с их портретами украшали прежде одну из стен монастыря в Матейче.

Этому пятикупольному храму, поражавшему современников своими размерами и красотой посвятил несколько строк Сербский патриарх и книжник XVIIв. Паисий. Он писал: «...благочестивая царица со своим сыном довершила церковь...» о чем рассказывают нам и ктиторские портреты. Кстати, благодаря им, можно довольно точно датировать фрески — ок.1356-57гг. Пятнадцать циклов и множество отдельных композиций украшают стены Матейча — второй по величине церкви средневековой Сербии. Наиболее почетное место занимают циклы, прославляющие Богоматерь. На весьма торжественном месте, на северной стене наоса написаны «Деяния апостолов», встречающиеся в Сербии еще только один раз — в Дечанах. Есть среди фресок Матейче и генеалогическое древо династии Неманичей, и толь здесь среди их предков представлены члены византийской династии Комнинов и болгарской династии Асенов. Идея о едином царстве сербов, греков и болгар вдохновляла средневековых мастеров. Изображение сербских святых — св. Саввы и св. Симеона Немани рядом со св. Климентом Охридским отразило то согласие, которое установилось в эти годы в церковной жизни Сербского государства. Высоко ценятся фрески Матейча искусствоведами всего мира в силу их живописного совершенства, которое находит параллели во фресках Венеции и Рима этого же периода. «Матейч, как и всякий выдающийся памятник, ознаменовал появление нового в рамках искусства всего византийского мира» (В. Джурич). Росписи Матейча отличает еще одна новая черта: в религиозное изображение вводится множество деталей из мира далеких стран. «Возвращение волхвов» и «Бегство в Египет» возбуждали воображение верующих, наводили на мысли о паломничестве в святые места, очаровывали видениями городов, в которых жили Христос и апостолы, это объемное восприятие окружающего мира отвечало мировоззрению эпохи и прихожан.

Монастыри Косова и Македонии принадлежат к эпохе расцвета православной славянской цивилизации на Балканах. Пальма первенства переходила от болгарских династий к сербским, но все они были покорены после битвы на Косовом поле и на р. Марице турецкими завоевателями. Даже турки, однако, не разрушили этих святых стен, их бережно охраняли православные крестьяне-македонцы и сербы. Русские ученые искусствоведы Н.П. Кондаков, Н.Л. Окунев и др. своим мировым авторитетом уже в начале XX века подарили эту заветную сокровищницу европейской публике. Запад начал открывать для себя восточное христианство во всей его полноте. Сегодня по фрескам монастыре Пресвятой Богоматери гуляет огонь и руки осквернителей вырезают хулу и победные лозунги прямо на святых ликах.

Возьмет ли сегодня Европа на свои плечи хотя бы защиту от поругания общих христианских святынь на Балканах? Может быть, столь легкий на подъем Папа Римский совершит визит в Албанию, там ведь есть и его католическая паства и оттуда обратиться с проповедью, призывающей прекратить насилие и разрушения на Балканах?

А пока, командиром бандформирований на заповедной земле Скопской Черногории назначен небезызвестный Сабан Салия — руководитель Освободительной Армии Косово в районе Косовской Митровицы. О его подвигах местное православное население может многое рассказать, жаль только, что этих горьких рассказов никто в мире не услышит.

Елена Бондарева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"