На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Семь смертных грехов мракобесной туджмановщины

Иудино время

Президент Хорватии ТуджманФилософия истории на службе апологии Хорватии –   или хорватская апология, принимающая вид филосо­фии истории? Вот вопрос, который должен задать себе каждый, кто читал книгу «Беспутья исторической дей­ствительности». Автор эт ой книги,   Франё Туджман – в прошлом титовский генерал, недавний Президент Республики Хорватии,   –   в данном случае речь идет о нем как историке и знатоке политических наук.

Туджман не скрывает, что его цель –   развеять « легенду об исторической вине хорватского народа»   или о геноцидности   хорватства в любом в и де , а также отвергнуть все обвинения в адрес Католической церкви. Намерение автора могло быть благород­ным и начинание его   само по себе –   правомерным, однако важно учитывать, какими средствами он пользовался для достижения своей цели и в какой мере ему удалось ее достичь. Чтобы раскрылся подлинный смысл этого обширного произведения, в него нужно   вникать осмотрительно и постепенно, так как Туджман на всех уровнях приготовил   какой-то сюрприз.

 

Промывание мозгов  

Уже с первых страниц становится ясно, что в Туджмане пропагандист затмил ученого, о чем   можно судить уже на основе того, что он   постоянно повторяет выражение «ясеновацкий миф». На 480 страницах его книги словосочетание « ясеновацкий миф»    встречается по меньшей мере 105 раз. Правда, этим еще не побит ре­корд Корнелиуса Касториадиса, французского социо­лога греческого происхождения, который на 284 стра­ницах своего опуса 800 раз употребил слова «русский»   и «Россия», вместо «советский»   и «Советский Союз» – для того, чтобы вину за преступления большевиков свалить на русский народ 1 . И все же в обоих случаях мы имеем дело с тем, что в социологии называется «фаршированием мозгов»   (по-фран­цузски: bourrage de crane ), т.е. пропагандистским приемом, когда посредством бесконечных повторений в го­лову «человека из толпы»    заталкивается некий стереотип-штамп. Не последнюю роль играет при этом и его содер­жание. В данном случае   концлагерь Ясеновац и мученичество пострадавших от геноци­да приводятся в связь с «мифом», т.е. повествованиями о неземных существах, с выдумками по сути, с игрой воображения, если не обычной «разукрашенной ложью». А это   означает, что с «наполнением черепной коробки»    здесь соединяется и психо­логический механизм   «амальгамы», или «идеологи­ческой идентификации». Иными словами, этот процес c состоит в увязывании чего-то позитивного с чем-то мерзким, чтобы омерзительным стало и это позитивное. «Миф»    не является чем-то омерзительным, однако   относится к воображаемому, чему-то вымышленному. То есть, выходит, и лагерь Ясеновац – нечто вымышленное, ложное, преувеличенное. Поэтому читатели Туджмана, особенно хорватские, вполне могут занимать позицию предубежденности и недоверия, когда впредь кто-то будет упоминать о Ясеновце.

Чтобы у читателей не оставалось мутных и неопределенных сомнений, Туджман сразу объясняет, какую опасность для хорватов представляет «ясеновацкий миф». Дело, мол,   в «невероятно многократном завышении»    числа жертв, погибших в лагере. Если слушать   сербов, дескать,   то выйдет, что в Ясеновце уничтожено людей в десять или двадцать раз боль­ше, чем на самом деле. И Туджман объясняет, как «миф»   был создан: поначалу Ясено­вац особо не выделяли, а вот позднее «вся ­проблема   жертв войны све­дена почти исключительно к Ясеновцу»; да и сама цифра в «самое меньшее 700.000 убитых сербов»   в НДХ «установлена»   еще в середи­не 1942 года 2 . А если верить Туджману, то «во всех лагерях и тюрьмах вместе взятых погибло около шестидесяти тысяч человек», учитывая   все народности, проживавшие на территории «державы»   Павелича [1] . «Многократное завышение»   этой цифры сербами –   это лишь «попытка   теоретически подкрепить его (миф) версией   о геноцид­ности хорватства в любом виде» [2] . Чтобы показать­ свою объективность,   Туджман подчеркивает, что он не верит и в «Блейбургский миф», согласно которому,   сербы, «прикрывшись маской коммунизма», в конце войны, якобы, убили 300.000 хорватских солдат, и го­ворит: «Сведения, которыми я доныне располагал, указывают на   35-40 тысяч» [3] . Он мог   заодно упомянуть еще, что «сербы, прикрывшиеся маской коммунизма», помимо хорватов и словенцев, перебили в тот период и свыше 20 000 сербов, которые этой маски не носили.

Сербских политиков, уже в 1942 году гово­ривших о 700 000 убитых сербов, следует признать, как обладавших пророческим даром, так как в том же году сам Тито писал, что в Хорватии убито до 500 000 человек, в основном сербов [4] . А двумя годами позднее, 16 марта 1944 года, немец, генерал-майор СС Эрнест Фик ( Fick ) в письме Гиммлеру сообщал, что «около 600-700 тысяч   иначе настроенных (политически)»   препрово­ждены в концентрационные лагеря и зарезаны «бал­канским способом» [5] . И следует подчеркнуть, что приведенные источ­ники – вовсе   не сербские.

Если   речь идет о Ясеновце, то вполне естественно, что обо всех ужасах, имевших место в этом лагере,   сразу не было известно,   равно, как поначалу не было известно   и об   ужасах немец­ких лагерей. Кроме того, преступления в Ясеновце твори­лись на протяжении четырех лет, до последних дней войны, так что число жертв постоянно возрастало, и поэтому репутация Ясеновца становилась с течением времени все хуже и страшнее. Наконец, уничтожение лагерных списков и лагерных зданий, утопление и сожжение трупов сдела­ли невозможным точный подсчет жертв, а югослав­ские власти до самых последних лет, наимягче говоря, не способствовали тому, чтобы правда вышла на свет [6] . Пока сербским специалистам не будут предо­ставлены все сохранившиеся архивные документы, точные оценки не могут быть установлены. Однако определенные научные иссле­дования –   такие, например, как раскопки под руковод­ством   специалистов-медиков, о которых сообщает профессор Живанович, дают основания утверждать, что лишь в ямах на территории между Ясеновцем и Градишкой находится от 700 до 730 тысяч тру­пов [7] .

 

Сокрытие преступлений

Задача Туджмана, в принципе,   сравни­тельно проста. Ему достаточно было бы   опи­сать и осудить усташский геноцид. Попутно он мог   изучить и   предпосылки этого явления, чтобы в будущем те же причины не привели к тем   же результатам. Однако он предпочел дигрессию, то есть уклонение с прямого пути, разглагольствования о массовых убийствах в истории, псевдофилософствования о зле вообще –   чтобы явление усташства разбавить и растворить   в потоке исторических событий. С этой целью, посвя­тив 60 страниц «туджмановщине», т.е. самому себе, он на следующих 245 страницах стремится впечатлить читателей своими энциклопедическими познани­ями, для чего привлек историю политических идей, историю религий и историю философии. В целом, около двух третей книги посвящено вопросам, которые не име­ют непосредственной связи с предметом.

Вывод, который можно извлечь из всех этих утомляющих поучений, таков: «явление геноцида в истории не ново», и   поскольку «геноцид – это общее явление», «геноцид нельзя приписывать какому-то отдельному народу» [8] . Если бы Туджман ограничился этим, он, пожалуй, высказал бы премудрость, известную и до него, но мог бы иметь, по крайней мере,   заслугу, что выразил это в трех строках вместо трех сотен страниц. А так   его книга неприятно напоминает тот удар молотком по голове,   который применяли усташи, уничтожая свои жертвы. Ведь он, хотя   и высказывается будто бы с почтением об Аристотеле,   убийственно действует своей логикой, а точнее –   отсутствием всякой логики.

Студенты университета еще могли бы следовать за   мыслью Туджмана,   указывающего им на первые следы геноцида, которые отмечаются еще в Библии, а затем приводящего факты геноцида над евреями. Но что они могли думать, когда Туджман начал повествовать о резне, учиненной англичанами во главе с «Черным принцем»   над жителями французского города Лимож ( Limoges ) во время Столетней войны? [9] Тут бы и сама Жанна д' Арк сошла с ума. Или когда он, в c ерии   своих клеветнических обвинений сербов, за­клеймил сербского деспота Стефана Лазаревича за то, что тот, как турецкий вассал, в 1396 году в битве у Никополя был на стороне турок, против венгерского короля Жигмунда, за которым стоял «цвет дворянства Европы». Лишь пото­му, оказывается, что деспот Стефан ненавидел венгров и католиков больше, чем турок! [10] Странно, что Туджман забыл о вопросе, где же   был «цвет дворянства Европы», когда семью годами раньше князь Лазарь, отец деспота Стефана, лишился головы и государства в Косовской битве против ту­рок. Да он молчит и о том, что Стефан, освободившись от турецкого вассальства,   сдру­жился   вновь с венгерским королем Жигмундом, против ко­торого сражался под Никополем. Но дело не в этом.   Каждый здравомыслящий человек должен задаться вопросом, какое отношение имеет политика деспота Стефана к усташскому геноциду?   Неужели   Туджман считает, будто геноцид усташей хоть как-то может   оправдываться тем, что Стефан в XIV веке был временным союзником турок!   Сколь безум­ным ни выглядело бы данное предположение, оно не совсем безосновательно, ибо Туджман ссыла­ется также и на «сербский империализм»   по   отношению к Албании в связи с албанскими вооруженными восстаниями во время балканских войн. Прежде чем отчитывать сербов,   Туджману стоило бы спросить у англичан, как можно   без оружия противостоять бунтам ирландцев, или у испанцев –   можно ли голыми руками бороться с басками.

Независимо от ответа, который можно ­угадать заранее, уже из приведенных примеров видно, что здесь дело никак не в осуждении усташства, а в напа­дении на сербов. Причем о нападении всеми возможны­ми средствами. В этом плане, оказывается, хорошо может послу­жить и Чаушеску. Заводится речь о том, что, русские при Сталине перевели в Православие «от семи до десяти миллионов»   человек, а румыны «при Чаушеску – два миллиона». Так по какому же праву, мол,   православные сербы еще осмеливаются обвинять надбискупа Степинца «в военном преступлении –   окатоличивании двухсот тысяч православных в первый год существования НДХ»? [11] Да что поделать, если Туджман вновь пользуется «идеологической идентификацией», сводящейся, по словам одного французского социолога, к софизму: «Гитлер любил собак, и вы любите собак – да это как-то странно!»   Важно лишь одно: «Мы все во всем виноваты», перефразируя Достоевского. Туджман однако верит, что он проник в тайну и этой «вины», и «исторической действительности»   вообще:   тайна эта –   «вечный закон самосохранения в природе» [12] . В бывшем марксисте скрывался дарвинист! Но посколь­ку все мы живем в цивилизованном обществе, надо вести себя так, чтобы «обвинение» за   наши собствен­ные преступления падало на другого.

Разумеется, настоящий историк поступил бы совершенно не так, как   Туджман. Вместо того, чтобы   растворять злодея­ния усташей в течении истории и стирать различия между «геноцидностью»   НДХ Павелича и другими мас­совыми убийствами в истории, он бы искал специфику каждого из них, выделяя то, что явления отличает. Если бы Туджман пошел по этому пути, ему бы с пользой послужила   книга Ханны Арендт (Н annah А rendt )   «Тоталитарная система» [13] . В ней бы он обнаружил   известное сходство между тоталитаризмом XX века вообще и движением усташей. Заметил бы, к при­меру, такие общие черты: идея непогрешимости вождя; тотальный террор, начинающийся тогда, когда про­тивники уничтожены (в Хорватии –   после падения Югославии); концлагеря, которые не столько являются порождением существующего общества, сколько служат   моделью общества на перспективу; систематическое уничтожение социальных и национальных групп –   от «объектив­ных противников»   до «нежелательных»;   разложение общества и человеческой личности. Разве это не было бы к основной теме ближе, чем деспот Стефан Лазаревич и англий­ский Черный принц?

 

Толкован­ие сербских заявлений для оправдания геноцида усташей 

Когда начинаешь понимать, что Туджман – псевдоисторик и не пользуется Аристотелевой логи­кой, приходится постигать его собственную логику. А она, вроде бы, такова:   все исторические события имеют свои причины, и усташский геноцид –   не исключение. Но причины ни в коем случае нельзя искать в самих себе, то есть в хор­ватах. Причины могут быть только внешние, и, прежде всего – исходящие от сербов. Поскольку в прошлом никак   не удается обнаружить подобного усташскому   геноцида сербов над хорватами, то причины, якобы исходящие от сербов,   надо сфабриковать, любой ценой и любыми средствами. В этом плане могут использовать­ся даже и безобидные слова сербов, если их умело вывернуть и дать им ложное толкование, чтобы «раздуть»   до    угрозы или провокации. Таким образом,   «вывороты»     не­которых    высказываний сербов служат   в качестве объяснения усташского геноцида. И более того: из одного слова сербов может быть выдумано   преступление ужаснее совершенных усташами.

Вооруженный этим методом, Туджман вы лавл ивает «перлы»   из сербской истории. Первыми его жертвами стали Негош * и Вук ** . До такого прежде никто еще не додумывался, и нужно было до­ждаться туджмановского гения, чтобы в «Горном вен­це»   найти доказательство «истребления мусульман в сербских землях». Даже ценой признания, что Черногория – все-так и «сербская земля»   (простил ли бы ему Вождь такое заявление?). Туджман триумфаторски иронизирует: «Наверно, там это был не геноцид, а дело, достойное восхваления в наиславнейшем «сербском эпосе»   –   «Горном венце», считающемся незыблемым как величайшее поэтическое произведение и высо­чайший урок морали, который поколения   по очереди зау­чивают наизусть» [14] . Даже такая грубая насмешка над сербами была бы, наверное, «незыблемой», если бы поэма действительно отражала   геноцид над турка­ми и мусульманами по причине их национальной или рели­гиозной принадлежности. Однако Негош в своем произве­дении описал суд над потурченцами. А это значит – над сербами-предателями, отрекшимися от своей веры и национальности, чтобы принять ислам и таким образом стать принадлежащими к правящему классу. Если бы этот процесс исламизации и отуречивания продолжился, сербы как народ исчезли бы,   пре­вратившись полностью в турок. Впрочем, у Негоша описание этой борьбы по преимуществу символичен. Несмотря на постоянное противоборство, до оконча­тельного истребления черногорских потурченцев дело не дошло.

Вуку Караджичу досталось еще больше. Его Туджман призвал к ответственности за то, что он в 1849 году на­писал статью «Сербы все и всюду», на основании чего Туджман с уверенностью заявляет: «Исторический факт, что Старчевич начал порицать сербство, защи­щая хорватство от Вука С. Караджича (с последовате­лями), утвердившего своей работой «Сербы все и всюду»   (а также более поздней –   «Сербы и хорваты») великосербскую идеологию...» [15] . Приписывать сегодняшние политические страсти или доктрины человеку, кото­рый почти сто пятьдесят лет назад не мог их иметь –   это грубый анахронизм. Вук верил в романтическое мерило народности – язык. Вначале он утверждал, что хорватами являются лишь те, кто пользуется чакавским наречием, а после критики Шулека признал, что хорваты – также и те, кто говорит на кайкавском наре­чии, но остался навсегда убежденным, что все поль­зующиеся штокавским наречием являются   сербами, какой бы веры они ни были. В конце жизни в одном из своих «Писем»   он примирительно объяснил: «Я хотел им указать, что в этой статье разговор пойдет о сербах, где бы они ни жили –   примерно так, как   по-немцки говорится: « Von den Serben ü berhaupt ». В те годы авторитет Вука Ка­раджича в Хорватии вырос настолько, что в 1861 году он был избран почетным членом Пожешской жупании и почетным гражданином города Загреба. Если   Ёван Скерлич мог видеть югослава даже в Анте Старчевиче, который считал, что вплоть до Черного моря   все население –   хорваты, и югославянство которого намного сомнетельнее по сравнению с Вуком Караджичем, то зачем было хорватам делать из Вука лидера великосербства? [16]

А о том, что туджмановская трактовка Вука чужда и хорватским специалистам новейшего времени, свидетель­ствует позиция Антуна Барца, известного историка литературы, по   мнению которого, Вук был ближе хорватам, чем сербам своего времени: «Его работа особо значима для сближения югославянских народов. Хорватские литераторы перепечатывали на­родные песни из его сборников и отрывки из его прозаических сочинений. Уже в начале тридцатых годов   он для многих из них был учителем. В 1850 году в Вене состоялось собрание выдающихся серб­ских, хорватских и словенских писателей, которое закончилось решением: у единого народа должна быть единая литература...»   И далее: «Своим языком и пра­вописанием Караджич восстановил против себя боль­шинство образованных сербов в Венгрии…» [17] .

Далее у Туджмана следуют нападки на Илию Гарашанина с его «Начертанием»   (1844), в котором этот сербский государственный деятель решился отвести Сербии главную роль в освобождении южных славян и балкан­ских народов, будучи инициатором политики «Балка­ны –   балканским народам». Как реалистичный поли­тик, Гарашанин считал Сербию заслуживающей   роли Пьемонта потому,   что она является самостоятельным государством, причем из всех независимых   балканских стран в данный момент   самой сильной. Но Туджман видит в этом лишь «велико-сербскую экспансионистскую политику»   и попытку восстановления царства Душана [18] . Хорошо, что хоть греки и румыны не разделяли мнений Туджмана, в про­тивном случае и они бы, столетие спустя, отплатили Сербии за такие мрачные планы геноцидом.

Сам Туджман все-таки   вынужден был осознать, что «Начертание»   Гарашанина невозможно рассматривать как объявление войны хорватам, и поэтому он набро­сился на статью «Сербы и хорваты», которую пречанский серб Никола Стоянович опубликовал в 1902 году в   « Сербском литературном вестнике»   («Српски к њ ижевни гласник » ) и в загребском журнале «Сербозащитник»   («Србобран» ). По Туджману, Стоянович вы­сказывал сомнение по поводу существования хорватской нации и предлагал осербливание хорватов, — в противном слу­чае, считал он, борьба между сербами и хорватами должна вестись «до уничтожения нас или вас». Туджман несколько раз возвращается к этой   «геноцидно вызывающей дерзости», в которой он видит призыв к «войне до истребления» [19] . Между тем 99% сербов вообще не слышали ни о Николе Стояновиче,   ни о его статье, а о том,   что он и хорватам неизвестен, свидетельствует загребская «Энциклопедия Лексикографического Ин­ститута», которая вообще о нем не упоминает. Стоя­нович высказывался от своего имени и ни в коем случае не представлял ни официальную Сербию, ни позицию какой-либо ее партии. В отличие от провокационной и великосербской формулировки Стояновича, хорват­ский политик Франо Супило высказал ту же мысль –   либо единство, либо война до уничтожения – в югославском смысле, но «дамоклов меч»   в ней тот же: «Если стать на позицию, что сербы и хорваты –   два отдель­ных народа, или, по крайней мере, две отдельных пле­менных индивидуальности, а не один и единый народ под двумя именами, тогда, при существующем положении, математиче­ски определимо и неизбежно то, что между ними должны будут развиться    со­перничество, противостояния и борьба. Должны –   ибо ежели одни и    другие единым целым   являются,   а в то же время и не являются или не желают быть, то в силу обстоятельств один для другого становится c амым не посредствен ы м   и самым опасным врагом. Ведь ни немцы, ни венгры, ни итальянцы не могут так легко и быстро отнять у хорвата его хорват­скую национальность, как могут это сделать сербы;   и наоборот: никто не может то же самое сделать с серба­ми так, как хорваты... Если хорваты и сербы – два наро­да, тогда хорваты, коль они хотят эмансипировать Хор­ватию, должны, прежде всего, применить все средства (даже самые худшие: в политике все допущено), что­бы этот о пас нейший (так как — близкий и одноязычный) народ-соперник любым способом или абсорбировать, или же   уничтожить. От этой потребности до лозунга: «Сербов — нет!»,   со всеми последствиями, которые он несет, один только шаг» [20] .

Венчать же все цитаты, использованные для доказательства сербской «геноцидности», хотя бы вербальной, призван текст одной «инструкции»   Дражи Михаиловича   команд ному составу , в которой   он, по утверждению Туджмана, тре­бует «очистки Санджака от мусульманского населения, а Боснии –   от мусульманского и хорватского насе­ления». На основании этого Туджман сравнивает Дражу Михаиловича с Павеличем: « П опытка радикального решения Павеличем и Михаиловичем соответственно сербского и хорватского вопросов оказала с ь неосущес­твимой и одинаково губительной для обоих народов» [21] . Достоверность упомянутого документа из коммунисти­ческого архива, процитированного Туджманом по труду Дедиера, более чем спорна. Особенно, если знаем, что Тито считал Михаиловича своим главным вра­гом и сделал все, чтобы на судебном процессе предъявить ему   как можно более тяжкие обвинения . Движение Дражи Михаи­ловича официально до самого конца сохранило юго­славский характер, а также   название: Югославская армия в Отечестве. А если бы оно неофициально имело планы, приписываемые ему Дедиером и Туджманом, то вряд ли бы в его Главном штабе до последних дней войны остались на высоких должностях такие авторитетные хорваты,   как Джуро Вилович и Владимир Предавец. Кроме того, с течением военных лет отношения усташей с мусульма­нами становились все более напряженными, и некоторые мусульманские соединения –   под командованием Фехима Мусакадича и других –   начали сражаться плечом к плечу с четниками Михаиловича. Нападение четников на немцев и усташей в 1943 году в Вишеграде является примером совместных акций с мусульманами. В конце концов, даже если можно было бы доказать подлинность приводимого документа, слово «очистка»   должно трактовать не в смысле «гено­цид», а лишь как расселение несербского элемента. Но Туджман не удовлетворился бы и таким предположением, поскольку он утверждает, что во время войны суще­ствовал обоюдный геноцид. Прежде чем дать этому се­рьезную аргументацию, он хотел бы   подкрепить свой тезис конкретными историческими фактами. От­сюда и его ретроспекция   борьбы хорватов против   великосербской гегемонии.

 

Пародия на историю 

Сербы многим обязаны Туджману. Не будь его, они бы   и не подозревали, что являлись самыми большими врагами хорватов в истории и что этим объясняется геноцид, который они претер­пели. У него же они смогли поучиться и тому, как писать историю – как   главное следует замалчивать, второстепенное возвеличивать, если оно может послужить, а при необходимости и по­просту прибегнуть к измышлениям; или как из должника сделать кредитора, и наоборот; или, еще лучше, как палачей превратить в жертвы, а из жертв сделать палачей. Все это возможно, только при одном условии: что интел­лектуальный уровень учеников или читателей будет не высоким, а   несколько ниже среднего –   для должной восприимчивости. Кто уверен, что отвечает этому тре­бованию, может свободно отправляться с Туджманом    открывать исторические тайны.

Прежде всего, следует знать, что папа Иоанн Па­вел II сказал: «Хорватский народ первым из славянских наро­дов вступил из язычества в христианское со­общество мира» [22] . Когда такое говорит сам Папа Римский, а нам передает бывший титовский генерал, тут уж   деваться некуда. Злонамеренные люди, правда, сказали бы, что Тито, помимо генералов, имел также историков и что как раз эти его историки в свое время написали: «И среди сер­бов и македонцев распространяется христианство, уже с VII века, приходящее из византийских городов на побережье Адриатического и Эгейского морей» [23] .   Но, выходит, не надо верить их писаниям. Когда речь идет о первен­стве, Папа лучше кого бы то ни было знает, «чей   передовик». Как пыль в глаза сербам довольно было и того, что еще раньше папа хвалил хорватов за то, что они, де, были «впередиидущими христианства»   — «а ntemural е christianitatis », и сербы втайне надея­лись, что они, как краишники-пограничники, веками являлись «впереди   идущими». Следует признать, что сербы пережили досадное разочарование, когда в «Беспутьях»   Туджмана прочли: «Влахи поспособствовали на­рушению суверенитета хорватской власти, дроблению и милитаризации территориально хорватских земель, а тем самым и усилению венского централизма по отношению к власти хор­ватского бана, ослабленную Военной Краиной (области, заселенные сербами-краинцами, т.е. пограничниками, защитниками. – Примеч. переводч.)» [24] .

А разве добились бедные сербы лучшей доли после того как   в 1848-1849 годах вместе с хорватским баном   Елачичем –   дружно воевали против венгров, чтобы затем православная Русь спасла и сербов, и хорватов, да и сам престол Габсбургов? Не стоит вообще вдаваться в столь незначительные подробности.   Но Туджман со­гласен с Крестичем, что после венгерской революции 1848 года, вполне естественно, «хорватская политика пошла по пути хорватской интеграции» [25] . Читай: про­тив сербов.

Внесло ли хотя бы Сараевское покушение какой-то вклад в начало освобождения хорватов от власти Австро-Венгрии? Наоборот: «Убийство принца Фер­динанда в Сараеве имело и антихорватские корни, по­скольку Фердинанд выступал за триалистическое ре­шение хорватского вопроса» [26] , – пишет Туджман. Поверхностный читатель   сказал бы, что против Австрии можно было бороться именно на благо Хорватии и южных славян. Так, во всяком случае, считал   Анте Старчевич (хорват – Прим. перевод.), который «30 лет подряд неутомимо доказывал, что главное и самое безотлагательное дело –   освободиться от австриянского узничества, и что для хорватского народа не будет ни жизни, ни лучшего будущего, «пока он будет под Австро-Венгрией». Выступая бескомпромиссно против какой бы то ни было хорватско-австрийской федерации, Старчевич последовательно занимал крайне враждебную позицию по отношению к «выдумке, именующейся Австрией, в которой правительства и правители вступили в заговор против народов» ... Наибольшим врагом хорватского наро­да и главной причиной всех его бед Старчевич считал Габсбургскую династию. В своей речи на Саборе 27 января 1866 года Старчевич утешал себя и свой народ «той истиной, что неправедные государи остаются кто без головы, а кто без престола, и все происходит по милости Божией»   (Сочинения, I , 57) [27] .

Значит ли это, что Туджман выступает против Старчевича так же, как и против сербов? Отнюдь нет; но кто следует за Туджманом, должен постоянно держать в уме его ключ к познанию истории южных славян, а ключ этот –   старый девиз Стояновича: «До уничтожения   нас или вас» . Поэтому надо молча перешаг­нуть через сербские жертвы Первой мировой войны, через павших за свободу южных славян: это был лишь эпи­зод в развитии великосербской гегемонии и мегалома­нии. Точно так же не стоит упоминать и тот факт, что хорваты в подавля­ющем большинстве своем во время Первой мировой воевали на стороне Австро-Венгрии –   это   был самый эффективный способ защиты от сербского гегемонизма. В противном случае вышло бы, что сербы являлись   более последовательными и верными сторонниками идей хорвата Старчевича, нежели сами хорваты. Но это – бессмыслица. Туджман, верный себе, одним мановением   стирает бессмы­слицы, которые сам создает.

По той же причине ему следует верить, что переворот в Белграде 27 марта 1941 года был направлен не столько против подписания Тройственного пакта, сколько против правительства «национального согласия», словом, против Бановины Хорватской и хорватов [28] . Американский пол­ковник Донован и агенты Британской разведки пере­вернулись бы в гробу, если бы узнали, что, оказывается, вся их мис­сия сводилась к подавлению хорватов. Но Туджмана не интересует, что участники этой драмы и заговора могли бы подумать на том свете. Благо­даря схожему анализу –   и всегда с тем же ключом, – он придет к сенсационному открытию относительно Меморандума Сербской Православной Цер­кви с просьбой защи­тить сербское население в НДХ, адресованного в 1941 году немецким властям, управлявшим   Сербией, а   затем направленного и   Королевскому прави­тельству (Югославии – Примеч. перевод.)   в Лондоне: «Хотя королевское правительство решило не публиковать Меморандум, до тех пор,   пока не будут проверены факты и не будет изучена его подоплека, поскольку было очевидно, что меморандум подготовлен и послан в сообщничестве с немцами (курсив автора – примеч. перевод.) накануне установления в Сербии власти Недича. И все-таки он   сразу же был передан и британскому правительству, и Англиканской церкви, а затем опу­бликован в США» [29] . Какой интерес могли преследо­вать немцы, жалуясь своим врагам, силам Союзни­ков, на усташей, этого наш историк не сообщает, но по его намекам можно заключить, что –   посредством Сербской церкви и Югославского правительства в Лон­доне –   даже Союзники стали невольными жер­твами немецкой пропаганды.

 

Идентификация военных преступлений и геноцида

Уже давно ведутся споры, серб­ский и хорватский – это один язык или два; но одно бесспорно: сербы и хорваты говорят на разных языках, когда речь заходит о геноциде. Серб видит геноцид там, где   людей, включая женщин и детей, убивают за их прина­длежность к определенной вере или национальности. На­пример, евреи, сербы и цыгане во время Второй миро­вой войны, даже не имея никакой вины, истреблялись только за то, что родились такими, какие   есть. Впрочем, тогда же в Европе   бушевали и гражданские войны, и люди убивали друг друга по политическим причинам: из-за того, что противники выступали с оружием в руках на защиту своей идеологии, а порой только из-за того, что они   придерживались иной идеологии или служили ей. Среди них различают тех, кто погиб в вооруженной борьбе, и тех, кого следует считать   жертвами военных преступлений, поскольку их   уничтожали в большинстве случаев без суда и следствия, причем часто –   лишь за убежде­ния.

Хорватская же сторона, наоборот, систематически отождествляет понятия геноцида и военных преступле­ний, что неизбежно ведет к путанице между жертвами геноцида и жертвами гражданской войны. Хорваты не отвергают самого понятия геноцида, но применяют его то для обозначения геноцида в истинном смысле слова, то по отношению к кровавым расправам во время гражданской войны. Отсюда у сербов и подозрение, и даже уверенность, что хорваты делают это с целью скрыть геноцидный тип преступлений, совершавшихся хор­ватской стороной и не совершавшихся сербской. Посмотрим, внес ли Туджман что-то, дабы эти недоумения развеять.

Смешение понятий налицо уже в   замеча­нии Туджмана: «… Да,   из хорватской истории нельзя выбросить усташство, так же, как из сербской – четничество, или, скажем, из английской –   колониализм, из немец­кой –   нацифашизм, или из русско-советской истории –   сталинизм и т.д.» [30] . Как видим, Туджман здесь идет и дальше: усташский геноцид он сравнивает даже с английским колониализмом! В связи с тем фактом, что усташи перед отступлением уничтожили концлагерь в Ясеновце, Туджман напоминает, что тер­ритория Ясеновац-Градишка послужила в 1947 году и титовским коммунистам как лагерь, где содержались антикоммунисты и усташи,   подчер­кивая: «Поэтому –   не важно, по чьему приказу и с какой целью,   –   уничтожались следы лагеря не только   усташского, но и того, который был после не­го» [31] . Иными словами: мол, не только вы, сербы, были жертвами геноцида, но и мы, хорваты. Отождествле­ние геноцида в Ясеновце с послевоенной ликвидацией солдат Павелича и проусташских элементов очевид­но.

То, что Туджман очень хорошо знает разницу между геноцидом и военными преступлениями, иллюстрирует его попытка сравнить усташей с четниками и обвинить последних   именно в геноциде. Он не соглаша­ется с Кочовичем, что мотивы четнических убийств надо искать в самозащите и мести [32] . Он многократно подчеркивает, что «массовые преступления»   четников против «хорватского, католического и мусульманско­го населения»   были не менее «геноцидными», чем преступления усташей [33] . Единственная цель Туджмана – поставить знак равенства между четниками и усташами, пусть хотя бы чернилами и на бумаге; а поскольку иных серьезных доказательств он не имеет, то неоднократно возвращается к упомянутому «документу», в котором Дража Михаилович якобы требует «очистки»    от несербского населения [34] , а также выявляет необычайную тронутость воспоминаниями Дедиера и своего досточтимого маршала Тито об убийствах четниками мусульман [35] . Если Туджман так уж   верит партизанским свидетельствам, то мог бы обратиться и к рассказу Светозара Вукмановича-Темпа о злодеяниях в Восточной Герцеговине, а именно: «.. Что усташи в Берковичах варили детей и заставляли матерей есть их, а потом матерей убивали, насиловали женщин и девочек. Го­ворят,   быть убитым   пулей считалось там за большое счастье»   (Цоли Младен. Такозвана Независна Држава Хрватска. С. 362). Коротко говоря, по сравнению с усташским геноцидом пролитая четниками кровь –   только капля в море. Поэтому Туджман вынужден был взболтать свою бутылку и вновь смешать геноцид с жертва­ми гражданской войны, на этот раз, обвинив четников и в геноциде над сербским народом. Речь идет о взя­тых в плен коммунистах, которые четниками были уничтожены. Согласно титовскому обвинительному акту, Динарская четническая дивизия под командованием Джуича расстреляла 1372 партизана, из которых 918 были сербами по национальности [36] . Как извест­но, в гражданских войнах очень немногие из взятых в плен оста­ются живыми; так это было и в Югославии с 1941 по 1945 годы. Однако никто не может оспорить, что как раз в этом отношении не было равных самому Тито, на стороне которого воевал тогда и Туджман.

Вообще, когда речь идет о четниках времен последней вой­ны, надо иметь в виду отличие четников на территории оккупированной Сербии от четников в НДХ. Первые из них являлись остатка­ми Югославской армии, вокруг которых позднее спло­тились другие сопротивленцы; вторые же были пов­станцами, которые стремились спасти себя и своих сербских соплеменников от непосредственного и тотального геноцида. Все они со временем признали вер­ховное командование генерала Михаиловича. Но на территории НДХ подчинение это было лишь номи­нальным: тамошние четники в основном действовали, как хотели, в сущности – как могли, ибо это была война всех против всех. Были случаи (как, например, на Козаре), когда некоторые четнические подразделения сражались против усташей, а в другой раз оказывались на одной стороне с ними, сражаясь против коммунистов (Дренович и Марчетич); бывали и дикарства, когда пленных четников   вырезали, как в Ясеновце, и случаи взаимной резни, между соседними четническими и мусульманскими селами. Но вот чего не было, и посему   эти «частности»   Туджман обошел молчани­ем: четники не убивали католических священннослужителей и не имели своих концлагерей для систематического уничтожения какого бы то ни было   народа.

Поскольку   все же   никак не мог полностью отождествить четников с усташами, Туджман без колебаний сваливает на   сербов грехи коммуни­стов. Ради этого он два­жды ссылается на своего Учителя, надбискупа Степинца.   Один раз в связи с «Извещением», которое надбискуп   в 1945 году посылал В.Бакаричу, Председателю правитель­ства Республики Хорватия, и заступался за солдат Павелича, попавших в плен к партизанам: «... Где найти моральное оправдание притеснению тысяч хорватских офицеров и сотен тысяч хорватских солдат, которые, с глубокой верой и полной   преданностью служа хорватскому народу, исполняли   свои воинские обязанности? ... Пожалуй, не будет лишним в защиту этих хорватских офицеров и солдат подчеркнуть, что они   свою борьбу понимали как борьбу обо­ронительную, противодействие   всем тем несправедливостям,   совершение которых признает и НОП (шовинистический режим предвоенной Югославии)» [37] .   Учитывая, что в другом месте он уже сказал,   что хорваты на четвертый год войны составляли большинство в партизанских отря­дах в НДХ, Туджману здесь   неудобно говорить о «сербокоммунизме», однако и при всем этом он пытается пред­ставить истребление усташей при коммунистическом режиме как про­тивовес усташскому геноциду над сербами –   будто бы эти два явления находятся в прямой связи. Однако сербы все-таки дол­жны быть благодарны Туджману за то, что он проци­тировал вышеприведенный текст, из которого видно, с каким жаром Степинац защищает перед коммунистами вчерашних исполнителей геноцида.

Тем же методом Туджман пользуется и когда   описывает страда­ния католического священства в конце Второй миро­вой войны,   призывая вновь на помощь надби­скупа Степинца, обращавшегося,   тоже в 1945 году, к самому маршалу Тито и напоминавшего ему, что «в течение четырех лет было убито 234 католических священника, 89 священников пропали без вести, а 169 находятся в лагерях и тюрь­мах, в том числе и один епископ, тогда как о судьбе еще одного епископа ничего   не известно» [38] . Туждман считает, что он таким образом дал ответ Дедиеру, который в своей кни­ге упоминает как жертв геноцида 203 православных священ­ника. Равновесие установлено! И более того: по числу пострадавших чаша весов католиков даже перевешива­ет. Рефрен знаком: «Православных пострадало много, но и нас, католиков, столько же, если даже не боль­ше» . Известное сходство –   хотя и не равнове­сие могло бы иметь место, если бы дело касалось хор­ватов, убитых коммунистами только за то, что они были   католическими священниками. Но Туджман лучше, чем кто-либо другой, знал (как знал это и надбискуп Степинац), что   священников тех в подавляющем большинстве случаев коммунисты убивали за приверженность режиму Павелича или за принадлежность к   усташскому движению. Пример, приведенный Туджманом, – вне предмета дискуссии о геноциде уста­шей над сербами. А коль уж ему   хотелось напомнить о страданиях католического священства, то   было бы гораздо лучше и   полезнее для исто­рии, если бы он, старый титовский партизан и свидетель событий, назвал число католических священников, уничтоженных во время той войны конкретно его    боевым подразделением.

Хуже всего то, что   приемы Туджмана не являются исключениями, и что представители хорватского католичес­кого священства пользуются теми же приемами и такими же путями обходят факты. Начиная с преподобного Симича в Ватикане, включая кардинала Кухарича в Загребе и кончая епископом Перком в Белграде,   все они поют одну песню, все дудят в одну дуду. В связи с готовив­шимся освящением храма Ро­ждества   Иоанна Крестителя в Ясеновце, 2 сентября 1984 года Высокопреосвященнейший Иоанн, православный Митропо­лит Загребский и Люблянский, направил приглашение присутствовать на торжестве Его Высокопреосвяществу католическому кардиналу Франё Кухаричу, на что тот,   между прочим, ответил: «В своем пригла­шении Вы упоминаете «сонм новомучеников Божиих». Каждый человек есть невинная жертва, если он убит –   на любой стороне, в любое время, в любом государстве – лишь за его принадлежность к какому-то народу или определенной религиозной общине, или из-за его поли­тических убеждений, с которыми он миролюбиво вы­ступал за свои идеалы. Оскорбление достоинства чело­веческой личности и неуважение прав человека –   грех перед Богом и человеком всегда и всюду» [39] . На основа­нии этого набожного мудрствования можно сделать вывод, что жертва усташского геноцида невинна в той же мере, что и некий усташ, при условии, что он не участвовал в убийствах лично, а только «миро­любиво выступал за свои идеалы», предполагавшие истребление сербов. Скажем, Артукович, который лично не обагрил рук –   так? Заявле­ние это, как видно,   с дальними перспективами, но вопрос в том, намного ли оно миролюбивее упоминавшегося: «до уничтожения   нас или вас».

После всех этих католических призывов к примире­нию и братанию жертв с палачами создается впечат­ление, что Туджман прав и что сербы   выдума­ли различия между геноцидом и военными преступле­ниями, лишь бы свалить «вину»   на католи­чество и хорватов. Может быть, все недоразумение вы­шло из-за того, что хорватам до сих пор никто и не объяснил: различие между геноцидом и военными преступле­ниями –   не выдумка сербов. Если любой геноцид является   преступлением, то не любое военное или политическое преступление является   геноцидом. Организация Объединенных Наций давно провозгласила, что «согласно принципам международного права, гено­цид –   преступление, которое осуждается   всем цивилизован­ным миром»   и подтвердила специфические характери­стики геноцида международными резолюциями и кон­венциями 1946 и 1948 годов,   чтобы,   начиная с 12 января 1951 года,   наказание за геноцид стало составной частью позитивного международного права. Исходя из этих принципов, совершенно ясно, что усташская резня сербов являлась одновременно и геноцидом физическим (поскольку она совершалась с целью полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую), и геноцидом культурным (так как усташи уничтожали специфические особенности преследуе­мых групп разными способами, включавшими насильственное выселение –    изгнание, запрещение употребления национального языка, уничтожение книг и т.п.) [40] . Кто знает, по какому пути развивались   бы сербско-хорватские отношения, если бы за последние сорок лет кардинал Кухарич, генерал Туджман и другие предводительствующие хорваты признали этот геноцид публично и недвусмысленно его осудили, не ставя его в один ряд с политическими преступлениями, которые к геноциду не относятся. Во всяком случае, это не углубило бы пропасти между сер­бами и хорватами, и такая позиция не привела бы к сегодняшним «Беспутьям»   Туджмана.

(Продолжение следует)



1 Со rnelius Са storiadis . Devant la guere , T .1. Ра ris : Fayard , 1981.

2 Фра њ о Ту ђ ман . Беспу ћ а пови ј есне зб иљ ности . Загреб : Накладни Завод Матице Хрватске, 1990 .С 88.

[1] Там же, с. 21,57.

[2] Там же, с. 10,352,354,366.

[3] Там же, с. 102,103.

[4] Там же, с. 311.

[5] Владимир Дед иј ер . Ватикан и Ј асеновац . Београд : Рад, 1987. С. 643-644. Приводится по:   Була ј и ћ Милан . Усташки злочини гено­цида", т. 3-4. Београд : Рад,1989. С. 145,1098.

[6] «Должен быть поставлен вопрос: кто ответствен е н за то, что от имени государства СФРЮ численность югославов, пострадавших во Второй мировой войне,   официально названа как 1.706.000 –   без документальных подтверждений? Должны быть поставлены также вопросы: почему при первой послевоенной переписи населения, в 1948 году, не был произведен учет жертв, почему в том же году отменены комиссии по расследо­ванию преступлений оккупантов и их приспешников? Почему в Законе о переписи населения, предполагавшейся   на   1991 год, к пятидесятилетию холокоста-геноцида, вопрос о жертвах Второй мировой войны вообще не ставился»? (Из выступления Др. Милана Булаича на собрании «Округли сто — М узе ј жртава геноцида»   (Истина о геноциду // Политика/ Свет,   1990, бр 1, април.   С. 4).

[7] Ј евти ћ Атанас иј е . Великомученички   Ј асеновац .Ва љ ево: Глас Цркве, 1990. С . 338.

[8] Ту ђ ман Ф. У каз, соч., с. 148,295,392.

[9] Там же, с. 139.

[10] Там же, с. 110,111.

[11] Там же, с. 165.

[12] Там же, с. 134.

[13] Н annah Arendt. L е systeme   totalitaire. Ра ris: Seuil, 1972.

* Петр II Петрович Негош   (1813-1851) — глава церковной и светской власти   Черно­гории, а также выдающийся поэт, автор поэмы „Горный ве­нец"

**   Вук Стефанович Караджич 1787-1864—сербский филолог,   фольклорист,   историк, реформатор сербского литературного языка.

[14]   Ту ђ ман Ф. У каз, соч.,   с. 359.

[15] Там же, с. 356.

[16] Маркови ћ Марко С . Ј угословенски писци, Т .1. Ра ris /Мü nchen , 1966. С. 99-102.

[17] Барац Антун. Ј угословенска к њ ижевност . Загреб : Матица Хрватска, 1954. С. 108-110.

[18] Ту ђ ман Ф. У каз. соч., с. 421-461.

[19] Там же, с. 363,364,369,467.

[20]   Супило Франо. Политика у Хрватској. Загреб : Култура , 1953 . С . 123-125.

[21] Ту ђ ман Ф. У каз. соч. С. 313,472.

[22] Там же. С. 417.

[23] Истори ј а народа Ј угослави ј е. П рва књ ига (до почетка XVI века), Београд : Просвета, 1953. С. 116.

[24] Ту ђ ман Ф. У каз . соч. С . 359.

[25] Там же, с. 361.

[26] Там же, с. 378.

[27] Енциклопеди ј а Лексикографског Завода, т.7. Загреб, 1964. С. 176.

[28] Ту ђ ман Ф. У каз . соч. С. 30.

[29] Там же. С. 81.

[30] Там же. С. 72.

[31] Там же. С. 126.

[32] Там же. С. 312.

[33] Там же. С. 312,372,465.

[34]   Там же.

[35]   Там же. С. 312.

[36]    Там же. С. 372.

[37] Там же. С. 353.

[38] Там же. С. 400-401.

[39]   Јасеновац. Вечан помен, Изд. Светог Архи ј ере ј ског Синода Српске П равославие Ц ркве. Београд : Просвета, 1990. С. 294.

[40] См. об этом большой материал Милана Булаича в книге «Усташки злочини геноцида», т.З, Београд : Рад, 1989. С. 111-118, под за­головком: «Усташки злочини над Србима, Ј евре ј има и Циганима ни ј есу ратни злочини, ве ћ злочини геноцида на основу конвен ције У ј еди њ ених Нац иј а о спречава њ у и каж њ ава њ у злочина геноцида».

Марко Маркович. Перевод Ивана Чароты


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"