На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Два дня из жизни Луганска

Репортаж

Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко богат традициями. В нем сосредоточение культурной, научной, общественной жизни. 21 декабря в стенах университета состоялась XIII Международная  литературно-историческая конференция «Восточнославянская цивилизация: история и перспективы» ( к 365-й годовщине Переяславской рады). Цели проведения  – определить пути для сближения  в современной ситуации двух братских народов, сформулировать в совместных прениях принципы взаимодействия, дать политический толчок развитию общественных инициатив. На конференции присутствовали представители высшей административной власти, депутаты, общественные и церковные деятели, научные и культурные работники, казаки. В рамках запланированных мероприятий с нашей писательской делегацией из Москвы и Белгорода провели экскурсию по зданию университета. В стенах старейшего учебного заведения Луганска ведется активная научно-творческая работа по разным направлениям. Нас познакомили с фондом геологического музея. Основу его коллекции минералов  составили экземпляры, собранные студентами в экспедициях по разным уголкам нашей страны. Эти экспедиции не прекращались даже в тяжелые для города времена, так как еще раньше были налажены крепкие связи между научно-студенческой средой Луганска и научно- должностной интеллигенцией некоторых российских городов. Нам показали обсерваторию, где для школьников и студентов факультетом туризма разработан ряд экскурсионных программ и квестов.

 Сотрудники ВУЗа  представили  новинки книжного издательства университета. В начале 2018 года здесь проводился литературно-художественный конкурс между преподавателями и студентами. Лучшие работы, заявленные на конкурсе, были отобраны и опубликованы в журналах, альманахах и отдельными изданиями. В феврале 2018 года был выпущен первый сигнальный экземпляр журнала «С чего начинается Родина». Теперь уже налажено издание этого интересного проекта для детей, который распространяется по подписке, дарится школам, колледжам, библиотекам. В содержании – материалы по истории родного края, начиная с древнейших времен, интервью с жителями города, которые не покинули родины в годы современного военного лихолетья, а также творчество юных и зрелых луганчан, навеянное болью за родных людей, за родной Донбасс. Вызвали интерес и другие издания «Любовью к Родине едины», «В краю степей и терриконов», «История Луганщины в лицах. Выдающиеся деятели Луганского края», «Луганская народная Республика – история становления государства», «Люди, которым мы благодарны», «Чудеса природы Луганщины». Особенность этих изданий в том, что помимо документальных сведений, они передают эмоционально-оценочный взгляд простых людей на события в стране. И эта сторона видения происходящего на чувственном уровне  формирует более объективные представления, чем сухие газетные и телевизионные сводки.

Пленарное заседание конференции открыл советник главы республики по вопросам казачества и патриотического воспитания Юрченко Сергей Николаевич. С приветственным словом к собравшимся обратились ректор университета Трегубенко Елена Николаевна, настоятель храма иконы Божьей матери «Умиления» протоиерей Александр. С докладами  по теме выступили  сопредседатели Союза писателей России Сергей Иванович Котькало (Москва) и Сергей Александрович Бережной (Белгород), профессор кафедры педагогики ЛНУ Турянская Ольга Федоровна, доценты университета Крысенко Дмитрий Сергеевич, Даренский Виталий Юрьевич, Федоровский Юрий Рудольфович, преподаватель МИИТ Шумейко Игорь Николаевич и преподаватель  ЛНУ Зайцева Елена Владимировна, а также профессор кафедры мировой философии и теологии Луганского национального университета им В.Даля, доктор философских наук Шелюто Владимир Михайлович. Во всех выступлениях присутствовала мысль об исторической преемственности, проводилась параллель между событиями Переяславской  рады, которые происходили 365 лет назад,  и сегодняшними реалиями, говорилось об общем пути, об общем созидательном духовном «делании». Обращение к православной вере, как к духовному истоку восточнославянской цивилизации, приоткроет глубинные возможности для сближения. Принципиально новым поворотом в дискуссии, как мне показалось, стала идея, высказанная писателями из Москвы. Смысл ее – в уважительном отношении к украинскому народу. Народ – это не власть и не государство, они вынуждены приспосабливаться к условиям, в которых их заставляют жить, иногда отмалчиваться, чтобы не навредить себе и семье. Но украинский народ имеет свои приоритеты, свою культуру, сохраняет свою уникальность и самобытность. Душа простых украинцев глубоко переживает сложившуюся ситуацию. Проявив взаимные терпение и уважение, можно вернуться к истокам «братства».

После конференции  мы в гостях у отца Александра, настоятеля Храма иконы Божьей матери «Умиление». Батюшка сопровождает нас в экскурсии по храму, знакомит со святынями. Богослужения проводятся сейчас в нижней части, так как внутренняя отделка верхнего храма еще не завершена. Удивительной красоты витражные окна возносятся столпами вверх, соединяя в нашем сознании земное и небесное. Батюшка рассказывает, что часть витражей пострадала во время бомбежек 14 года, поэтому оставшиеся для сохранности благоразумно убрали на то опасное время. А совсем недавно разобрали строительные леса. Кое-кому из прихожан и гостей повезло, пока стояли «леса», взобраться вслед за батюшкой под купола. Беседа наша с отцом Александром  продолжается в помещении трапезной. В тяжелые дни 14 года здесь спасались от обстрелов служители и их паства. Здесь готовили еду, трапезничали, проводили молебны, беседовали, укреплялись духом. Город в то время был отключен от электричества, а в храме работали генераторы- давали тепло людям. Местные предприниматели с радостью делились размороженными продуктами, которые негде было хранить. Хладокомбинат отдавал коробки с пельменями, близлежащие рестораны, кафе – мясо, морепродукты. Тогда, в общих трудах начинала складываться община. Но не сложилась… Отец Александр винит в этом себя – не углядел вовремя ядро, не подтянул к нему правильным словом и делом, не определил лидера, энтузиаста, который бы стал вдохновителем общих начинаний. Сергей Иванович Котькало поддерживает беседу, вспоминая знакомый ему храм на Ближнем Востоке. Там удалось сколотить крепкую общину. Она сформировалась благодаря хорошей традиции: после Литургии все – и священноначалие, и служители, и паства, выходили на церковный двор, чтобы провести совместную трапезу и пообщаться за щедро накрытыми столами. Отец Александр делится: был и в их городе похожий опыт. Настоятель Храма святых Гурия, Самона и Авива, стараясь привлечь в церковь людей, морально и физически потеряных, раздавал им талончики на обеды. Но новые прихожане – люди без определенного места жительства, потеснили со временем ряды обычных прихожан. Видимо, не каждый опыт универсальный.

 Отец Александр считает, что никогда нельзя терять веры, и, укрепляя ее, надо молиться. Верить в то, что не придут в их храм «рейдеры», не взойдут на паперть и не призовут людей кинуть камень в московского попа и создать собственную независимую церковь. Хотя тенденции к этому есть. И опять – веянья из Киева, а ведь город этот – матерь городов русских. И молится батюшка: на Литургии в храме, в университете им Тараса Шевченко, который окормляет, в городских школах, куда приходит поучаствовать в мероприятиях, предначинательной молитвой настраивая на «богоугодность» дел.

Изъявив свою твердую позицию, поделившись собственным опытом решения «больных» вопросов, обсудив дальнейшие перспективы плодотворного общения и духовно обогощающей дружбы, мы после трапезы тоже встаем на молитву. Делая грамотные выводы из опыта исторического прошлого, не озлобляясь на братский народ, можно найти точки соприкосновения. На сегодняшний день есть маленький результат договоренности – ученики воскресной школы при храме «Умиления» будут участниками конкурса «Гренадеры, вперед».

На следующий день нашу московско-белгородскую делегацию писателей и десантников встречают в Луганском кадетском корпусе имени маршала авиации Александра Ефимова. Это образовательное учреждение возникло в 1993 году, как лицей-интернат с усиленной военно-физической подготовкой. Но перед началом войны 2014 года кадетский корпус получил новое, существующее и теперь название. Директор Базана Владимир Клементьевич знакомит нас с территорией учебного заведения, проводит по этажам, спальням, спортивному залу и столовой. По пути рассказывает о своей семье, в которой сохраняются военные традиции и преемственность. Внук закончил Московское  высшее  общевойсковое командное училище и остался  жить  в столице. К сожалению, встречаться с родными теперь приходится нечасто. Здесь Владимир Клементьевич делает паузу. Во внезапно случившемся молчании – горечь. Дело в том, что директор кадетского корпуса единственный обладает правом подписи, поэтому остается практически невыездным. Вот так русские офицеры, ради долга – служебного, воинского, наступают на горло собственным чувствам.

В корпусе – естественно рабочая обстановка. Ее не пытаются приукрасить из-за нас, гостей. Сегодня предвыходной пятничный день. Большинство ребят уходит по домам. Почему большинство, а не все? Владимир Клементьевич поясняет: «Часто сложнее работать с родителями, чем с самими кадетами. То забирать на выходные отказываются, ссылаясь на неотложные дела. И остаются наши воспитатели без воскресного дня. То обувь с оторванной подошвой менять у ребенка не торопятся. И приходится ремонтировать ботинки воспитателю за счет своей небольшой зарплаты. И жалобы бывают напрямую в Министерство чрезвычайных ситуаций. А нет, чтобы сначала выяснить подробности происшествия у директора  корпуса…»

Мы поднимаемся на этаж мальчиков. Бьет в нос запах нечистот. Что поделать? У мальчишек другие интересы – они мечтают о походах и подвигах, а их заставляют драить деревянные половицы. Подтверждение своим мыслям нахожу в оброненном кем-то тетрадном листочке на лестнице: рисунок обнаженной девушки, вышедший из-под пера замечтавшегося взрослеющего кадета.

Этаж девочек значительно чище, воздух свежее. Сказываются хозяйственность и аккуратность, присущая женскому началу в любом возрасте. В этой противоположности – тоже правда, характеризующая людей воинского долга.

В корпусе сейчас 230 кадетов. Первоначально в наборе было 250, но в процессе учебы часть отсеялась. Кадетов строго карают за неблагородные поступки: кто-то недостойно повел себя в театре, отлучившись во время спектакля в подсобное помещение и стянув у уборщицы 100 рублей. Таких вещей кадетам не прощают.  На стене в помещении музея табличка с девизом: «Жизнь Родине, честь – никому». Исключение по причине воровства – жесткая, но вынужденная мера, чтобы другие ребята сделали выводы.

В корпусе проводится много интересных мероприятий. Недавно закончился конкурс патриотической песни, где принимал участие каждый отряд. А впереди – новогодние мероприятия. Активно занимаются ребята разными видами спорта: футболом, волейболом, баскетболом. Выезжают на соревнования и встречи в другие школы, в том числе ив Россию. Бывали в гостях у Московского кадетского корпуса. После учебных и строевых дисциплин занимаются творчеством и рукоделием. На стендах представлены поделки из природных материалов, образцы плетения из шпона, бисероплетение.

Белгородские десантники в лице Абдрахимова Мансура Исмаиловича вручают кадетам подарки: плакаты для изучения устройства автомата Калашникова и гранотомета РПГ. Российские писатели Сергей Котькало и Сергей Бережной дарят журналы и книги патриотического содержания.  Среди них изданная недавно в Луганске книга Сергея Бережного «Малая война – азбука выживания. (Сборник практического опыта для выживания на войне)». Ведь война для этих юных кадетов – реальность. Они помнят, как она начиналась в 14 году. Помнят подвалы и темные коридоры, куда их прятали матери при бомбежках. И с портретов на стене в черных рамках глядят их старшие товарищи: Шарапов Артем, Трощий Александр, Куликов Рустам – выпускники 2013 года их корпуса, погибщие через год после выпуска при защите родины – Луганской Народной Республики. В беседе с воспитанниками  писатель Сергей Александрович Бережной  рассказывает случай из истории Великой Отечественной войны. Юный паренек-сирота, родители  которого стали жертвами сталинских репрессий, добровольцем в 1941 году ушел на фронт. Он был обижен на власть, но пошел защищать не власть, а Родину.

Вместе с ребятами провожает нас взглядом и дважды герой Советского Союза маршал авиации Ефимов, чей портрет висит  прямо при входе, в фойе. Это имя обязывает сохранять здесь достоинство.

 Кадетский корпус – финальный аккорд для меня в этой поездке. Пора в Москву. Я укрепилась духом и могу все сама. Что такое в мирное время доехать на общественном транспорте  до автовокзала, пусть даже с тяжелым чемоданом? Но меня решают проводить всей делегацией. И это не формальная «обязаловка». Это внутреннее чувство соучастия, которое свойственно русским людям. Мы своих не бросаем – ни в Украине, ни на Донбассе, ни в Москве.

Людмила Семёнова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"