На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Косово! Удары НАТО

Впечатления о поездке в Югославию

Между поездками в Польшу (на XII съезд славистов) и Югославию (первоначально — только на небольшую научную конференцию) не было особенной связи, их связала сама жизнь, в результате чего небольшая на­учная командировка превращалась уже как бы в “поступок” вроде тех, от которых люди "благоразумные" обычно советуют воздержаться. Не хочет­ся говорить о политике, всем и так памятен неприятный ажиотаж во всем, особенно в западном, мире вокруг Югославии. Более одиозного примера двойной морали, двойного стандарта припомнить вряд ли удаст­ся. Словом, в начале октября, когда все СМИ с садистским наслаждением трубили о массовом выезде иностранных граждан из Белграда (Косово! Удары НАТО с воздуха!), мы (Г.А. Богатова и я) отправлялись именно туда, по приглашению сербских, черногорских коллег.

Собственно говоря, первоначальной задачей было проследовать 7-го октября через Белград в Черногорию, где Черногорская академия наук и искусств проводила 8-9 октября так называемые "Дни Бошковича", уже ставшее регулярным (4-е) мемориальное заседание памяти слависта, проф. Радослава Бошковича. О старинных своих симпатиях к Югославии, к Сербии, которые лишь окрепли на фоне ее мужественного противо­стояния всевозможным "санкциям"; могу даже не говорить, для меня это, если угодно, составляющая моей порядочности. Ранее я бегло упомянул о ''научных" экспериментах, которым порой приносят в жертву православ­ную Россию. С православной Сербией это делается по-своему еще более нагло.

Начало поездки складывалось трудно, мы оба простудились и забо­лели. В стране экономический кризис, но как бы поверх всего, боль­шими буквами выписанный, навис югославский кризис. Недалеко было и до полного срыва поездки, и если бы не помощь, на каждом шагу, наших югославских, сербских друзей, все бы сорвалось, все вышло бы иначе, начиная с билетов, которых вдруг не оказалось, да и кончая всей программой поездки. Как добрые ангелы, нам помогали cy пруги и Радмило и Милена Мароевич. Благодаря их усилиям гостеприимная Черногория ока­залась для нас еще более гостеприимной. Не зная еще, как все сложится дальше, мы уже в черногорской столице Подгорице, в Академии, среди знакомых и незнакомых коллег. Все очень камерно и трогательно. Прези­дент Черногорской академии, хирург-уролог, открывает конференцию, исправно сидит на первом заседании. Доклады, кулуарные беседы. Я в Черногории впервые, но приезд мой сюда не случаен. У меня доклад, где я развиваю идеи покойного Бошковича о древней истории славянского (сербохорватского, словенского и т. д.) словообразования. У других участ­ников свои конкретные темы (лексика, лексикография, диалектология). Не стану здесь в это углубляться. Я ни на один день не забывал там о сверхзадаче, которая, как мне все больше казалось, привела нас сюда. Кое-что из этих мыслей и чувств я сообщил там, начиная свой доклад, сказав о своей любви к Югославии в это неспокойное время, Сербии и Черногории, а к последней — чуть ли не с детства, потому что еще до войны, в Сталинграде, читал в хорошем русском издании "Черногорские сказки и легенды". Но не только это, конечно. Этот уголок земли давно привлекал меня не только как слависта, потому что еще до того, как стать одной из сердцевинных областей сербского государства, равнинная Чер­ногория, Подгорицкое поле, была античной Зетой. Zeta , Duklja — древние реликты и имена, принадлежавшие местным иллирийским племенам. Их происхождение, связь той же Дулии с другой Дуклей далеко на севере, в Карпатах, и многое другое из этой области далеко и живо интересовало меня как индоевропеиста. Жаль, не хватило времени и сил в этот приезд — походить бы, посмотреть античные памятники. Изнуряющая простуда брала свое, и на несколько дней нас отправили побыть на черногорском приморье, в Будве. Мы дышим морским и горным воздухом, греемся остатками теплого солнца, а подспудная память этимолога напоминает, что название Будва, античное Butua на давно мертвом иллирийском языке значило что-то вроде "жилье, жилое место". Быстро проходят и эти дни, и вот нас везут кружным путем (дивный Котор, каменные поля, Ловчей с мавзолеем поэта-владыки Негоша, княжевско-королевское Ценитье) обратно на подгорицкий аэродром. Летим в Белград. Страна все еще живет в тревожном ожидании натовских бомбардировок. В Черногории это ощущаешь чуть меньше. Западные силы и не очень чистоплотные поли­тики вносят посильный раскол даже в отношения Черногории и Сербии, хотя нет ничего ближе и роднее друг другу, чем черногорцы и сербы. Белград, столица, живет, естественно, более поляризованной жизнью, в которую мы и окунулись, прямого отношения к ней не имея.

В Белграде сразу по приезде узнаем о предстоящей встрече с делега­цией Государственной думы в так называемом Русском доме. Решили пойти туда. Дом этот удалось найти не сразу, хотя для русско-сербских отношений это место памятное; дом был выстроен до войны королем Александром в дар русской эмиграции. Идя туда, имели случай, впрочем, убедиться, что даже в Югославии, в Сербии, знающей и берегущей все свое, славянское, столичная молодежь все же захвачена этим модерновым безразличием к национально-историческим ценностям: вопроса “Простите, пожалуйста, где Русский дом?” — встречные юнцы просто не воспринимали, хотя задавался он по-сербски. Отвечали лишь старики. Пришли, видим: в президиуме — Бабурин, Лукин, Затулин (далее, как выяснилось, Мигранян, Пономарев). В зале — сплошь седые головы. Молодежь, увы, и здесь, похоже, “выбирает пепси”. Выступает Бабурин, передает инициативу Госдумы о проекте федерации России. Белоруссии и Югославии. Это встретило очень теплый прием, и мы, побывав там, по­нимаем это, пожалуй, лучше, чем это видится со стороны. Забегая вперед, скажу, что слышал от совсем рядовых сербов, знающих жизнь, от водите­ля автомашины, например, что, если бы не Россия, "то от Сербии ничего бы не осталось". Вот когда понимаешь, что такое щит для Сербии и как он нужен в нужный момент. Конечно, уверенно судить трудно, слава Бо­гу, что отвели опасность преступных ударов. Конечно, сербы народ очень гордый, у Югославии сильная армия, могли бы не только сопротивляться, но и постоять за себя, И все же дикость идеи ударов не только по Косову, по всем дислокациям армии, чуть ли не по Белграду, — страшно подумать, чем все это грозило прекрасно» стране.

  Возвращаясь к той встрече вопросов и ответов в Русском доме 16 ок­тября, можно сказать, что она оставила по себе смешанное чувство. Луч­ше всех говорил Затулин — честно, логично и убедительно, у него, оче­видно, были свои основания для недовольства новым главой нашего МИДа Ивановым, который согласился и в том расписался, что Югосла­вия выполнила "не все" требования Запада, оставив тем самым Западу carte blanche для возврата к агрессивным действиям. Лукин, этот самый скользкий "яблочник", выступал в обычном для себя стиле. Два осталь­ных персонажа были вообще на редкость бесцветны; чего стоит одно не­умное сравнение нашей России со шкурой дохлого верблюда — якобы во­сточное выражение, приведенное тем же Миграняном ни к селу, ни к го­роду и смутившее, кажется, его самого.

  Пребывание наше в Белграде не имело очень жесткой, научной, де­ловой программы. Мы, правда, имели встречи и беседы с коллегами из Сербской академии наук и искусств, на филологическим факультете Белградского университета. Я выступил перед студентами с двухчасовой лекцией-обзором о славистике на недавнем XII -ом Международном съез­де славистов, о чем я уже упоминал. Встречи и беседы с лингвистами-профессорами П. Ивичем, М. Ивич, Д. Чупичем, С. Стийовичем, С, Ре-метичем, Б. Терзичем, Р. Мароевичем, прогулки по Белграду, размышле­ния об увиденном и услышанном. Короткая экскурсия в Шумадию, на юг от Белграда, в обществе супругов Слободана и Рады Реметич. Не переста­ешь удивляться красоте этой земли и людей ее населяющих! Однако перспектива посетить еще и Косово, упоминавшаяся в мо­мент первоначального приглашения, кажется, не приближается, а, наобо­рот, рассеивается. Говорят, сейчас нельзя, там опасно. Обидно было услышать, что наша думская делегация все-таки там успела побывать. Но им, возможно, виднее... И времени, предусмотренного визой, остается в обрез. И вдруг в гостиничном телефоне вновь звучит голос милейшего проф. Стийовича: "Появилась возможность на день-два съездить в Косо­во. А визу стоит продлить на недельку..." Быстро промелькнула перед этим ближняя поездка под проливным дождем в Новый Сад, по пригла­шению общественной деятельницы и издательницы г-жи Наитии Дудащ, представительницы воеводинского русинского национального и культур­ного меньшинства. Разговор (пока безрезультатный) велся там вокруг пе­реиздания в Сербии моей книги “Этногенез и культура древнейших сла­вян”.

  …И вот ранним октябрьским утром мы мчимся в автомобиле вместе со Светозаром Стийовичем, и через четыре часа мы уже и городе При-штине, административном центре Косова. Среди плодородных, холмистых равнин стоит странный город, смесь модерна с провинциальными чере­пичными кровлями и десятки минаретов. Мы попали прямо с дороги на заседание в сербском культурном центре. Шла конференция о Старой Сербии после Берлинского конгресса 1878 года. В программу из докладов по истории последних веков вклинились и наши импровизированные вы­ступления, принятые, впрочем, очень тепло, как и слова сопро­вождавшего нас С. Стийовича, особенно о том, что желание наше при­ехать, повидать Косово не поколебали даже известия о том, что "там стреляют". Пришлось также (вместо доклада) сказать немножко о себе, о своих научных занятиях, о том, что меня интересует давняя история балкано-дунайского региона, "'когда тут еще не было никаких турок". Дело в том, что по стечению обстоятельств наш приезд совпал с юбилеями ряда дат национальной истории: освобождение от турецкого владычества, осу­ществившееся в этих краях довольно поздно, от болгарской оккупации и, наконец, празднование годовщины действительно героического прорыва сербами солунского (фессалоникского) фронта в 1918 году. Невесело де­лается при сообщении, что все это вызволение официально празднуется только последние два года, при Тито сербская национальная слава была не в чести, вспомним эту партийно-государственую догму. "Плохо для Сербии — хорошо для Югославии"... А тем временем для несчастной Сербии опять стало плохо, сказалась губительная национальная политика титовской Югославии, принудительное выселение тысяч сербских семей, покровительство и без того неудержимой албанской инфильтрации. Среди албанцев — огромная рождаемость, через границы нищей Албании бегут и лезут на цветущую сербскую землю, дающую два урожая в год... Пример­но так же с другой стороны чуть не вплавь бегут, спасаются от нищеты албанцы в Италию. Но крутые итальянцы, которым, видно, не чужды собственные национальные интересы, бесцеремонно заворачивают и воз­вращают этот поток обратно в Албанию... Албанский элемент, критически возросший на этой земле древней сербской государственности, уже давно синонимизировался с терроризмом, насилием, наркомафией. И сербам почему-то препятствуют вести борьбу с этим, нормальную для госу­дарства, чуть ли не понуждают уйти! Это все равно, что предложить США отдать обратно Мексике Калифорнию (завоеванную, кстати, в ходе за­хватнической войны) на том единственном основании, что последняя опять мексиканизируется (испанизируется), из бедной Мексики бегут к богатому соседу. Я что-то не слышал подобных предложений. Сербы де­лают, что могут в этих условиях. Приобщают к патриотической тематике совсем зеленую молодежь, детей. Но процент сербского населения прак­тически тает, а стихийная албанская инфильтрация ползет и ползет на восток, уже до Ниша.

Встреча с нами продолжалась также на более высоком уровне, на ве­чернем заседании в Приштинской городской и университетской библио­теке, выстроенной в непередаваемом ориентально-модернистоком стиле. Амфитеатральная аудитория собрала довольно многочисленную публику, в том числе от ректората и с филологического факультета местного уни­верситета. Здесь пришлось выступить более пространно. Выступление было передано в Белград. Хорошо, что я, предвидя это обстоятельство, подготовил небольшую речь (по-сербски). Несколько слов о себе, о пути в науку, о своем видении непростой серб­ской этнической и государственной эволюции, о гуманистических тради­циях славистики (пришлось вспомнить слова св. Кирилла Константина, сказанные им еще в IX веке на диспуте с римскими треязычниками: “Разве не идет дождь равно всем?). Основная идея та, что и дождя, и солнца, и земли на свете хватит всем... Ну, и в заключение эти трагиче­ские символы — параллели из нашей и их истории XIV века — о сражениях славян с мусульманским Востоком не на живот, а на смерть, примерно в одно и то же время и оба раза — на ”птичьих полях, в 1380 году — на Куликовом поле у нас, в эпоху Сергия Радонежского, в 1389 году и с трагическим исходом — на Косовом ("Дроздовом") поле у них... Факт приезда, выступления и его огласки тепло были восприняты сербской общественностью и в Косове, и в столице. O б этом нам с удовольствием рассказывали по возвращении в Белград.

Добавлю, что в Приштине довольно крупный университет — четырнадцать факультетов, восемнадцать тысяч студентов. Албанцы из университета ушли, но это, скорее, их обструкция, а не сербская полити­ка. Прямо за окном университета возвышается импозантный албано-логический центр. Все предпосылки для мирного сосуществования и вза­имодействия есть, но они как бы не востребованы, взамен этого зреет свой вариант Чечни: похищение людей, убийства полицейских, нападения на полицейские участки. Днем, правда, вы этого ничего не видите; город на двести тысяч жителей живет нормальной жизнью. И на второй день, день уже нашего отъезда обратно в Белград мы вкушали эту жизнь; встре­ча у ректора, встреча у градоначальника, дарственные кипы книг (здесь много и хорошо издают, как, впрочем, и повсюду в Югославии).

Эти конструктивные усилия, это конструктивное строительство столь же очевидны, как и старание руководства Сербии и Югославии достойно разрешить пресловутый конфликт. Условия Запада выполняются, мы это успели увидеть сами. На наших глазах 23 октября, в сгущающихся сумер­ках из Косова уходила колонна зенитных, противовоздушных установок, еще раньше, видимо, ушли танки, оставив на асфальте дороги следы гу­сениц. Остаются необходимые полицейские силы и стационарно разме­щенные воинские части.

Последнее, глубокое косовское впечатление — посещение самого Косова поля, эти пологие холмы, суровая прямоугольная каменная башня — памятник косовским героям, князю Лазарю и другим павшим воинам, а на ней высечены эти грозные эпические слова ко всем сербам, кто при­шел или, упаси бог, не пришел на битву ( Kmo Србин и српскога рода. А не дошо на б oj на Косово,..). Героическое прошлое, эпика культуры пре­красно слились во внешнем облике этого красивого народа Средний рост мужчин — метр девяносто. Встречный людской поток на улице вообще гораздо более фотогеничен, чем в той же Германии или Америке.

...Вскоре наступило время покинуть Югославию. Она жила и про­должает жить спокойно, никакой внешней паники, никаких очередей за продуктами, о которых почему-то писали наши СМИ но, конечно, проблема sui generis ... Чувствуешь это, вернувшись и вновь окунувшись в наш мутный информационный поток. Конечно, и там есть патологические случаи вроде того режиссера, который в своем удивительно пакост­ном фильме "Црна мачка, бели мачор" (Черная кошка, белый кот) собрал, кажется, столько гнилозубых уродов, шизофреников и гнусных, бессмысленных ситуаций, которые и представить себе трудно в этой, повто­рю, прекрасной стране, среди этого красивого народа...

Что касается та­мошних СМИ, все же, думаю, они помогают своей стране, своему народу. Тогда как наши... Когда читаешь Максима Юсина, то так и ви­дишь, как его распирает эта одиозная ангажированность, но никак не же­лание проинформировать вас правильно: и Милошевич все еще что-то не выполнил, и НАТО еще вернется к вопросу об ударах... Но стремление всячески принизить все, что связывает Белоруссию и Россию, а возмож­но, свяжет с ними и Югославию, этому в Белграде якобы значения не придают, оттуда на белорусско-российскую межпарламентскую сессию якобы посланы второстепенные лица... И так далее, в том же духе. Ведь это даже не ангажированность, а порой просто ложь. Поэтому претензии к нашему телевидению, высказанные нашим премьер-министром Е. М. Примаковым 8 декабря сего года почти в этих терминах (он только назвал одностороннюю ангажированность “запрограммированностью”) как нельзя более своевременны. Не хочется этим кончать, дабы не замарать подлинный образ полнокровной, куль­турно насыщенной жизни, которой живет эта замечательная славянская страна. Ее сила — в ее особом умении выходить достойно из жестоких ис­пытаний (не у всех получается...) и достойно встречать новые, не менее жестокие. В эти же дни в Сербской академии наук и искусств проходила большая и яркая международная конференция "Восемь всков Хиландара (история, духовная жизнь, литература, искусство, архитектура)". Сербско­му Хиландарскому монастырю на святой горе Афон исполнилось 800 лет. И один этот факт лучше скажет о достоинстве народа, об уровне его куль­туры и жизни, далекой от провинциализма и столь поучительной, больше того — притягательной для нас, чем целый поток нечестных писаний.

*На основании фрагмента звукозаписи лекции 11 ноября 1998 года.

Осень, 1998 года

Публикация Г.А. Богатовой

Академик Олег Трубачев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"