На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Быть услышаным

Об антикультурной агрессии глобализма

Цивилизационное движение, которое должно бы быть все более интернационализированным, открытым, многополюсным и коммуникационно объединенным, становится неутешительно монотонным. Однополюсные интеграционные процессы, спроектированные и управляемые из одного пункта, отнимают у действительности ее притягательность и пластичность, у жизни - ее пестроту и многообразие, у человеческого бытия - его духовность и достоинство, у национальных обществ - их культурное своеобразие и творческую неповторимость.

Наша все более ранимая внешняя и внутренняя среда, ее тончайшая естественная красота подвергаются давлению грубой материальной силы, бесцеремонному экономическому эгоизму малочисленных, но чрезвычайно влиятельных олигархических групп, их рафинированным торговым и психологическим трюкам, результатом которых является эксплуатация оставшихся природных и человеческих источников планеты.

Перед славянскими странами встает вопрос, будут ли они лишь объектом или и субъектом глобальной тенденции и актуальных неостратегических усилий. Достаточно взглянуть на карту, чтобы мы увидели, какой потенциал скрывается в сотрудничестве наших народов, соединенных историческими традициями, социальным опытом, культурным родством, языковой близостью и похожестью менталитета.

Спустя десятилетие после прерванного интенсивного сотрудничества мы обнаруживаем, как мало знаем посреди информационной экспансии сами о себе, о новейшем творческом движении в отдельных странах Восточной и Средней Европы, как все еще туманно видим контуры возможного будущего, обусловленного долговременной и систематической промышленной интеграцией славянских государств.

Культурная самобытность является одной из элементарных предпосылок нашего суверенного развития на международной сцене. Мы в достаточной степени знакомы с узкими рамками и исчерпанными возможностями западного прагматизма и коммерционализма, приводящими к деградации искусства, к сведению его на уровень упадочного развлекательного бизнеса, чтобы доказывать и доказать оригинальные интеллектуальные ценности славянского происхождения. Нашей целью не должно быть выделение из контекста интеграционных процессов - наоборот, надо войти в них стремительно, уверенно, целеустремленно и скоординированно, с однозначным акцентом на собственные приоритеты и высокие качественные параметры своих духовных потребностей.

Специфическая культурная сущность славянских народов предопределена даже их географическим положением. Мы находимся на рубеже западного рационализма и дальневосточного мистицизма, что создает для нас оптимальные предпосылки для эмоционального ощущения, а значит, и социальной чувствительности, интуитивного преодоления границ познанного, для творческой фантазии и ясности мысли, а также логическую коммуникацию и аналитическую рефлексивность.

К частым темам и настойчивым призывам сегодняшнего мира относится потребность не только политической, но и международной и культурной многоликости. Если мы это переведем на иную терминологию, то увидим все усиливающийся конфликт однополярной концепции и мультиполярного образа мира. Какими будут положение и роль Европы в близком и далеком будущем? Что должны будут одолеть политические представительства славянских государств, чтобы остаться внутренне однородными и в то же время совместимыми с глобальными тенденциями?

Интеграционное развитие в Европе ставит несколько вопросов, и все они остаются за непроницаемой завесой, воздвигнутой в тех центрах власти, которые последовательно продвигают принципы транспарентной политики. Ни территориальный диапазон, ни внутреннее содержание этого процесса до сих пор никак не объяснены. Изменит ли эта политика географию - начертит ли новую карту континента? Какие государства останутся на этой карте и почему? Какие государства Европы исчезнут и куда? Останется ли объединенная Европа Европой или будет колонией США? Какие нации будут развиваться - немецкая, французская, английская? Или осуществится "сон" о горизонтальной сети равноправных культур без чьей-либо доминанты? Что ждет Европу, испещренную ранами и морщинами? Какую позицию занимают в западных представлениях континентального объединения духовные источники славянских государств?

Процесс европейской интеграции становится реальностью. Но это не значит, что не существуют варианты такой интеграции. Уже сейчас видны разительные контрасты между интегрирующимися странами, что, безусловно, не только не содействует плавности и постепенному ускорению интеграции, но порой подвергает ее сомнению вообще. Предрешенность интеграционных процессов может не только не привести к успеху, но и учинить расчленение современных стран - членов Европейского сообщества - на несколько относительно гомогенных категорий (как с точки зрения родственности культур, так и в соответствии с родственными путями развития). Одной из теоретических возможностей интеграционного развития, которую нельзя не иметь в виду, является присоединение Великобритании (на базе культурной и языковой идентичности) к потенциальному формированию союза англоговорящих стран под предводительством США. Это могло бы представлять значительное геополитическое изменение в мире.

Скорее всего, этот вариант вряд ли будет осуществляться, поскольку Великобритания в качестве члена Европейского сообщества имеет для США большее значение. И все же метаморфозы нынешней европейской системы остаются более чем реальными.

Серьезные западные политические аналитики предполагают прежде всего обновление отношении бывших союзников в Восточной и Средней Европе.

Нет сомнений, что исчезновение неприязни, вызванной "холодной войной", не только помогло утвердиться приоритетам общечеловеческих ценностей, но и создало устойчивую иллюзию европейского дома от Атлантического океана до Урала. Между тем прошло несколько лет, и эти архитектонические планы как будто стали покрываться пылью забвения, чтобы тотчас обрести склонность к тенденции определенных кругов представлять славянские страны - и прежде всего наиболее значимую из них - в неевропейском, нецивилизованном и даже некультурном свете. Для этого, как оказалось, в мире, в котором множество людей не знакомы ни с Достоевским, ни с Чайковским, не потребовалось больших усилий. Что уж говорить об искусстве малых славянских и неславянских народов!

Оборотной стороной интеграционных процессов является рана на карте интегрирующейся Европы, нанесенная агрессорской войной США и НАТО,- войной, до сих пор с разной степенью интенсивности ведущейся против Югославии. Трагедия, происходящая в этой стране,- не просто пятно на совести глобалистски настроенной либеральной демократии, не только целенаправленное ущемление культурных и человеческих прав сербов и албанцев, она свидетельствует о начале новой атаки на славянский мир.

Постоянный представитель Франции при Европейском сообществе в начале июня говорил в Европейском политическом центре о приоритетах французского председательствующего ЕС во втором полугодии 2000 года. К французским намерениям было отнесено и намерение президента Ширака организовать саммит высших представителей государств бывшей Югославии. Конечные цели подобного саммита, если он состоится, не достаточно очерчены.

Одним из декларированных приоритетов Франции в ЕС являются вопросы культурного развития, но и здесь все же никак не определено место славянских культур в рамках интеграционного процесса. Как и предыдущую систему менеджмента и структуры соответствующих фондов для поддержки интеграционных тенденций, новые заявления необходимо оценивать критически. Ведь нельзя не видеть, что и сегодня межправительственная институциональная база не склонна укреплять культурную идентичность славянских народов, наоборот - все программы направлены на их отчуждение и взаимную международную изоляцию.

Развитию идентичности славянских стран, их межгосударственному сотрудничеству и координации действий при определенных обстоятельствах развития будет - по нарастающей - мешать возведение нового железного занавеса, перемещенного на Восток, предвестником чего становится введение визового режима.

Не только в период "холодной войны" культура была средством психологического соперничества власти, она явно остается им и сегодня. Постоянно используется целый арсенал информационной и дезинформационной техники, направленный на снижение престижа и нанесения ущерба имиджу славянских государств. Эмоциональное и мотивирующее воздействие СМИ является важнейшим элементом современных методов управления. Страны с расшатанной ценностной ориентацией и нарушенным доверием к собственному духовному потенциалу становятся нестабильными и легко поддаются деструктивному влиянию.

Если касаться вопросов политической культуры, то по прошествии десяти лет нужно припомнить некоторые очевидные реальности, имеющие характер метафоры. К примеру, уверения послереволюционного демократического чехословацкого министра иностранных дел Йиржи Динсбира, что мы останемся членами Союза экономической взаимопомощи и Варшавского договора. Или - заявления президента Вацлава Гавела, десять лет назад, о необходимости одновременного роспуска двух противостоящих военных блоков - Варшавского договора и НАТО, которые он, в то время, обозначил как пережитки "холодной войны". Сегодня, как нам известно. Варшавского договора не существует...

Этот наглядный пример политической "культуры" и государственной морали я привел, чтобы сказать: не стоит строить иллюзии. Все благородные намерения и гуманистические декларации нужно соотносить с .реальным историческим и социальным опытом. Было бы в самом деле безответственным не осознавать, что под вуалью интеграционной риторики, провозглашаемой "на публику" с непоколебимым достоинством, работа ведется нередко с совершенно противоположными намерениями, о благородстве которых нет смысла даже говорить.

Реальность сегодняшнего дня - расширение НАТО на Восток, при этом из славянских государств с решающим голосом автоматически создается образ врага, чтобы никто не сомневался, против кого данный процесс международной интеграции направлен.

Органической составной частью внутренней жизни любой страны является ее материальная культура. В этой сфере многие славянские государства отступили от своих достигнутых в прошлом позиций, а неправомочные действия властей, направленные на утверждение чужих интересов, часто несут в себе все признаки оплаты поражения в "холодной войне".

В ущерб странам средней и восточной части нашего континента решаются самые жгучие экономические, культурно-социальные, экологические и военные проблемы Европы. Самая главная опасность подобного развития - в том, что потенциальные военные очаги перемещаются из наиболее развитых стран на территорию славянских государств. Цель очевидна: чтобы сами славянские государства искусственно выстраивали и выстроили разъединяющий их "санитарный кордон". Для того же, чтобы общественность в наших странах реально ощущала общественные процессы в измененном и желаемом для новых "хозяев" мира свете, тратится немало усилий, энергии, денег, и в этой миссии принимают участие многие культурные организации, благотворительные и информационные структуры.

Предшествующая и нынешняя интеграционная практика во многом напоминает американский имперализм в области культуры, совмещенный с актуальными и перспективными коммерческими и стратегическими интересами США. Хочется верить, что культурная идентичность европейских и отдельно славянских народов еще не сказала свое последнее слово в контексте интеграционных процессов. Для того, чтобы наши слова были услышаны и международно акцептированы, необходимо создать серьезные, действующие и гибкие институциональные предпосылки, включая наднациональную писательскую организацию славянских государств.

Павол Яник (Словакия)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"