Три десятилетия назад, советская космонавтика праздновала очередную грандиозную победу. 15 ноября 1988 года была успешно запущена космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы « Энергия — Буран». Она была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс Шаттл». «Буран» — космический корабль многоразового использования, был способен совершать длительные полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром. «Буран» мог доставлять в космос и возвращать на Землю космонавтов и полезные грузы массой до 30 тонн, а также проводить ремонт и обслуживание космических аппаратов непосредственно на орбите. Совершив два витка вокруг Земли, орбитальный корабль «Буран» через 205 минут, в 09:25, приземлился на посадочную полосу аэродрома «Юбилейный». Впервые в мире была проведена посадка орбитального корабля в автоматическом режиме!
Его приземлению особенно радовались работники предприятий советской космической промышленности и смежных отраслей. А по оценкам специалистов, в проекте было занято свыше трёх миллионов человек!
Среди тех, кто с ликованием встретил «Буран» на земле были и мои земляки воронежцы, работники воронежского Конструкторского бюро химической автоматики (КБХА). Того самого, где была сделана третья ступень для ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин. Фразой сказанной в открытом эфире: «Косберг включился!», Юрий Алексеевич увековечил и главного конструктора КБХА Семёна Ариевича, и предприятие, и город Воронеж. Кстати, первый полёт американский челнок совершил именно 12 апреля 1981 года – прозрачный намёк на Гагарина. Советский Союза ответил лишь спустя семь лет «Бураном».
Работа над проектом «Энергия – Буран» также одна из славных страниц в истории воронежского предприятия. В 70-80 годы на КБХА был разработан кислородно-водородный двигатель ЖРД РД0120 , используемый в качестве маршевого двигателя второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Для создания двигателя, работающего на криогенных компонентах топлива, потребовались решение целого ряда научных, конструкторских и технологических проблем, организация нового производства, новой экспериментальной базы. Высокая надежность двигателя была подтверждена, в том числе двумя летными испытаниями в составе ракетоносителя «Энергия» и в составе ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Ракета стала самой мощной из всех, созданных в СССР, её вес на старте составлял 2400 тонн и при этом ракета должна была вывести на орбиту челнок, стартовый вес которого составлял 105 тонн. Всего за историю своего существования ракета «Энергия» совершила всего два полета – первый раз на ней запустили габаритный макет, а второй – непосредственно с челноком «Буран».
Так случилось, что два года тому назад я познакомился с одним из старейших работников воронежского флагмана космического двигателестроения, главным специалистом КБХА, доктором технических наук, профессором и академиком Российской академии космонавтики Виктора Николаевичем Скачиловым. Во время одной из встреч он мне рассказал интересный эпизод из истории запуска «Энергия-Буран».
Когда ракета уже стояла на старте предпусковые испытания показали отклонения параметров турбонасоса. Главным конструктором изделия на КБХА тогда был будущий многолетний главный конструктор и руководитель предприятия Владимир Сергеевич Рачук. На совещании решили турбонасосный агрегат менять прямо на старте. Что и было сделано. Но тут во весь рост встала другая проблема. Трубопроводы, водородные магистрали, по технологии надо было обязательно покрывать теплоизоляцией.
В цеховых условиях для этого использовалась приличных размеров установка, с помощью которой детали агрегата покрывали специальным пенополиуретаном. Но как это сделать на высоте сто метров на уже готовой к старту ракете? Можно было пойти по испытанному пути. В случае неисправности какого-либо агрегата ракету разбирали, двигатель, чтобы исправить недочёты, отправляли на завод изготовитель. На всё про всё ушло бы минимум полгода времени и приличная сумма денежных средств.
Решить задачу быстро и эффективно взялся начальник отдела комплектующих неметаллических изделий КБХА, Виктор Скачилов. В течении двух недель под его руководством был разработан портативный напылитель теплоизоляции. Испытание он прошёл… на даче Скачилова в его металлическом гараже. До сих пор, кстати , это напыление прочно удерживается на металле, что и доказывает правильность выбранного решения. Когда Скачилов сказал, кого он в качестве исполнителя хочет взять с собой на Байконур начальство КБХА резко запротестовало. Дело в том, что бывший инженер-конструктор, ныне уже покойный, Владимир Анатольевич Заверняев был очень талантливым человеком. Но как часто водится на Руси, имел большую слабость к спиртному. Скачилов взял всю ответственность на себя. Ему нужны были золотые руки Заверняева. А количество потребляемого им спиртного Скачилов жёстко контролировал. Утром, перед тем подняться на лифте на стометровую высоту Виктор Николаевич, правда, разрешил напарнику боевые сто грамм для вдохновения. В итоге Заверняев под контролем Скачилова успешно справился с ответственным заданием. Внизу Виктору Николаевичу сразу подсунули соответствующую бумагу, где он расписался, что головой отвечает за работоспособность исправленного агрегата. После успешного приземления «Бурана» Владимир Заверняев получил хорошую премию, а Виктор Скачилов орден Трудового Красного Знамени.
На всех встречах с Виктором Николаевичем и с его бывшим подчинённым, моим добрым товарищем, инженером-химиком, который, кстати, и готовил специальный состав пенополиуретана для теплоизоляции, Алексеем Коротеевым, мы, конечно, ведём разговор о сегодняшнем дне российской космонавтике. Почему падают ракеты? Почему отрасль никак не выйдет на траекторию устойчивого развития?
Главная причина катастрофического состояния космической отрасли , по мнению моих собеседников некомпетентное руководство. Призванные «оживить» приоритетную для России научно-производственную космическую сферу деятельности, где всегда во главе угла были патриотизм, преданность делу, самоотдача, коллективизм, демократизм в управлении, так называемые эффективные менеджеры ведут себя во вверенных им структурах как временщики, уничтожая десятилетиями складывающиеся производственные и научные коллективы. Скачилов вспоминает, что в 80-годы прошлого века главные специалисты КБХА получали в месяц примерно 300 рублей, а генеральный конструктор – 600. Рядовой инженер-конструктор зарабатывал 200 рублей в месяц. Таким образом , разница в окладах по сравнению с руководителем составляла 2 и 3 раза. Сегодня руководитель КБХА получает миллион двести тысяч рублей в месяц, главные специалисты на уровне 30 тысячи, молодые инженеры–конструкторы 15 тысяч. То есть, меньше руководителя в 40 и 80 раз, соответственно.
Авторитетное «Новое военное обозрение» в заметке «Куда летит Роскосмос» 14 апреля 1917 года комментируя награду Gold Print Awards – 2017, которую в виде золотого слитка получил Роскосмос за «Лучший кросс-медийный проект» «Подними голову» писало: «На топ-менеджеров госкорпорации, имеющих среднемесячную зарплату 1,3–1,5 млн руб слиток наверняка не произведет впечатления. Иное дело – простой рабочий с окладом в 10–15 тыс. руб. По словам Дмитрия Рогозина, если сотрудники предприятия получают по 10–15 тыс. руб., «то надо ждать беды». «Диверсанты те, кто не платит денег этим людям», – сказал Рогозин. Напомним, речь шла о Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где производят двигатели для ракетоносителей «Союз» и «Протон»… Неприлично заглядывать в чужой кошелек. Но когда речь заходит о «диверсии» и о «беде» – тут уж надо забыть об интеллигентской этике и взглянуть правде в глаза, тем более что и на других предприятиях Роскосмоса зарплаты не намного выше. В том же Воронеже есть Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА), которое так же, как и ВМЗ, входит в состав Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.
После «грозного» окрика Рогозина в КБХА даже ухом не повели, здесь по-прежнему требуются слесари, инженеры и комплектовщики на оклад 10–14 тыс. руб. 15 марта работники испытательного комплекса обратились к исполнительному директору КБХА Алексею Камышеву с вопросом о зарплатах. Согласно п. 3.5.3 отраслевого тарифного соглашения, ее размер у высококвалифицированных работников должен быть не ниже четырехкратного прожиточного минимума в регионе. В Воронеже – это 8808 руб., однако на предприятии зарплата ниже 35 232 руб. Исполнительный директор не задержался с ответом. 20 марта он подписал приказ № 158. Нет, не о повышении окладов, а об утверждении… корпоративных ценностей. Приложение 1 к приказу называется «Общий перечень ценностей корпоративной философии КБХА». Не будем тратить время на анализ этого «шедевра», он вызывает смех сквозь слезы и дает представление об уровне руководства ракетно-космической промышленностью… Придя в КБХА с должности финансового директора ЦентрТелекома, господин Камышев вознамерился строить ракетные двигатели «без подготовки производства, оснастки, без отработки трудоемких технологий», как он сам сказал в одном интервью. Впрочем, требовать с него много нельзя, ведь он не генеральный, а исполнительный директор, то есть исполнитель чужой воли».
Господин Камышев, слава Богу, ушёл с поста руководителя КБХА. Но остались всё те же проблемы. Сама система управления не только экономикой или отдельной отраслью, а повсеместно, мешает созданию работоспособных коллективов. Что происходит, если руководитель по доходам, а в путинской вертикали фактически все они получают в десятки раз выше средней по учреждению, сильно отрывается от коллектива? Он автоматически совершает трансферт из профессиональной сферы в сферу денежного оборота. Он уже невольно больше думают о том , как распорядиться большими деньгами, как их выгодно разместить, где получить больший процент. Не говоря уже о том, что руководители живут, лечатся, отдыхают, дают детям образование уже в отрыве от основной массы.
Путин одно время большими зарплатами купил лояльность элиты. Но теперь созданная им жиреющая, равнодушная к страданиям народа вертикаль становится тормозом развития страны. Эта элита деструктивна не только в плане управляемости. Она не оставляет у молодого поколения никаких иллюзий по поводу справедливого государства. При Путине сформировался целый класс управленцев, неспособных, но готовых руководить предприятием любого профиля, лишь бы иметь доступ к деньгам.
И чтобы стать начальником, не обязательно быть даже профильным специалистом. Руководить сложнейшими производствами берутся финансисты, экономисты, психологи бухгалтеры и даже журналисты. Просто надо быть сватом, братом, другом высокопоставленного начальника. Лучше всего попасть в друзья Путина. Но там все места уже заняты. Теперь рулят друзья друзей, сыновья и внуки друзей Путина. При этом, многие новоявленные директора рассматривают свою вотчину исключительно как кормушку, не особо заботясь о вверенном им деле, в котором не особо и смыслят. Как правило, деятельность на посту они начинают с назначения себе любимым непомерных и ничем не обоснованных окладов. Предшественникам, заслуженным людям, докторам наук и даже академикам, подобные вознаграждения и не снились.
Кстати, 27 ноября 2018 года на Совете по науке и образованию сам Президент посетовал, что за счёт средств на науку «финансируются учреждения, точнее, в значительной степени и, подчас, в абсолютно избыточной степени их административные издержки». В том числе и поэтому, подчеркнул Владимир Путин, «молодые, перспективные специалисты в таких «исследовательских» командах не задерживаются или просто морально ломаются – неинтересно». Но разве не с президентского согласия возник этот административный флюс?
Недавно от знакомого доктора технических наук, профессора одного воронежского вуза я услышал исторический анекдот. Когда Екатерина Великая спросила знаменитого математика Леонарда Эйлера, много ли ему нужно денег для Петербургской академии наук, он ответил следующее: «Немного, Ваше Величество. Для пополнения библиотеки и для поддержания штанов членам Академии. Если мы будем много получать, и наше положение станет завидным, то наше место непременно займут дураки, а нас выгонят».
И в сегодняшней России высокооплачиваемое место начальника на фоне скромного существования остальных членов общества становится предметом торга, коррупции и средством обогащения. Из-за этого и не востребован профессионал, одержимый, прежде всего, делом. Не знаю, как в других городах, но в Воронеже почти открыто говорят о том, что сейчас, к примеру, кресло директора школы покупается за взятку. Оно стоит от 1 до 3 миллионов рублей. А всё потому, что директор школы в нашей стране на фоне скромной учительской зарплаты в 15-20 тысяч рублей получает от 50 до 200 тысяч.
Такое положение не только в школах, а повсеместно во всех бюджетных организациях. Руководство их, повязанное большими зарплатами готово правдами и неправдами защищать такой порядок вещей. Оно, по сути, приобретает роль надсмотрщиков над стадом рабов. Такое положение становится нестерпимым особенно для научной элиты страны.
Профессор Саратовского государственного университета Вера Владимировна Афанасьева в открытом письме министру образования РФ Ольге Васильевой написала: «Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней».
А вот как в интервью изданию «АиФ-Черноземье» доктор филологических наук, профессор Воронежского госуниверситета Владимир Сапунов поясняет, как выполняются майские указы президента. Кроме того, что учитывают полученные деньги по грантам, что незаконно, «берут огромную зарплату ректора, смешивают с зарплатой низкооплачиваемых преподавателей — и получается 200% от средней зарплаты по региону. И ладно бы ректоры-проректоры, но и рядовые сотрудники ректората получают огромные суммы. А преподаватели — самая незащищённая категория». В университетах Великобритании вилка по зарплате между рядовым составом и руководством — 35 и 65%. А у нас профессор получает в шесть раз меньше ректора.
А главное, что с того, что тот же Виктор Николаевич Скачилов имеет 20 изобретений, всю жизнь решал сложнейшие технические задачи. Интеллект в нашей стране ничего не стоит. Назначение управленцев всех уровней происходит в отрыве от общественного мнения, кулуарно, вне учёта заслуг и талантов. И с этой опасной тенденцией надо что-то делать. Иначе будут падать не только ракеты. Упадёт государство.
*На снимке, взятом, на сайте http://www.unexploredworld.ru/, как шутит молодёжь, свидетельство «более развитой цивилизации».
Святослав Иванов (г. Воронеж)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"