На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Экономика и промышленность   
Версия для печати

Памятник Ми-8

Верность профессии

В Печорском аэропорту на поста­менте с вертолетом Ми-8 уста­новлена гранитная плита, указы­вающая, что это первый памят­ник вертолету этого типа в Советском Союзе. Инициатор и организатор сооружения мону­мента — Виктор Савин. Он чет­верть века вынашивал идею установки подобного напомина­ния и осуществил задуманное, сделав родному предприятию и городу знаменательный подарок.

Идея установки постамента с вертолетом в воздушной гавани Печоры пришла Виктору Савину более 27 лет назад, когда он был руководителем Печорского авиапредприятия. К тому времени В.Савин уже был достаточно опытным пилотом и руководителем. После окончания Кременчугского летного училища он более 10 лет работал на предприятиях гражданской авиации Республики Коми. Освоил полеты на вертолетах Ми-4, Ми-2,      Ми-8, работал коман­диром летного отряда в Ухте, а после оконча­ния Академии гражданской авиации ему доверили руко­водство Печор­ским авиапред­приятием.

И в дальнейшем профессиональ­ная карьера Виктора Савина сложи­лась удачно. В конце 80-х гг. он был назначен начальником Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, одного из крупнейших в СССР, где внес большой вклад в раз­витие производственно-социальной инфраструктуры Восточной Сибири и осво­ение эксплуата­ции самолетов Ту-154М. В 1990-1992 гг. Виктор Савин работает заместителем начальника Главного управления летной службы МГА СССР. В этот период он, пилот-вертолетчик, освоил полеты на самолете Ил-76. После рас­пада СССР и общесоюзной системы Аэрофлота Виктор Савин работал на предприятиях гражданской авиации.

Вернемся в 80-е гг. Изначально планировалось поставить на поста­мент вертолет Ми-4, но эта машина показалась Виктору Савину слишком старой. После обсуждения с профсо­юзом и работниками авиапредприя­тия было решено впервые в СССР водрузить на постамент «восьмерку».

Ми-8 № 22484 — это лидерная машина, которая на протяжении все­го срока эксплуатации отслежива­лась Опытно-конструкторским бюро им. М.Л. Миля и заводом-изготовителем до достижения максимального налета. Для воздушных судов такого класса максимальный ресурс — это 16 тыс. час, и по нормативным доку­ментам нельзя было допустить переналета ни на одну минуту. По техни­ческому состоянию лидерных бортов определялся ресурс всего парка.

По словам Виктора Савина, вер­толет ожидала печальная участь — ресурс борта был практически выра­ботан, и машине № 22484 требова­лось оставить семь часов, необходи­мых для перегона на авиаремонтный завод в Ленинград для последующей разборки. «У нас оставалось 11 часов, когда мы вылетели из Печоры на ра­боту, которая по плану должна была занять 3-4 часа. Я был в составе экипажа, и, когда мы возвращались обратно, нам поступило санитарное задание, связанное со спасением жизни людей. Мы выполнили его, забрав из деревень несколько чело­век, в том числе беременную женщи­ну. На этот полет мы затратили еще три часа, и вместо нужных семи, у нас осталось всего четыре — от Печо­ры до Ленинграда уже никак не доле­теть», — вспоминает Виктор Савин.

Руководитель авиапредприятия долго доказывал в вышестоящих инс­танциях, что ресурс борта продлить невозможно и что из вертолета стоит сделать памятник. В итоге Виктор Савин дошел до заместителя минист­ра гражданской авиации и все-таки получил добро на установку. Крас­ную ленточку торжественно перере­зали 14 октября 1987 г.

Проект постамента спроектиро­ван таким образом, что вертолет Ми-8 смотрится очень динамично с имитацией реального взлета.

Сотрудники авиапредприятия по­садили деревья, разбили сквер, уста­новили лавочки и цветники. К па­мятнику было подведено электриче­ство, и по вечерам, когда вертолет светился, создается впечатление, что он взлетает.

К сожалению, за два с лишним десятилетия один из главных город­ских монументов не раз подвергался нападениям вандалов. Еще пару лет назад гордость авиаторов находилась в плачевном состоянии. Следует отметить бригаду работников АТБ и ветеранов Печорского авиапредприя­тия, которые во главе с Валерием Тарасенко восстановили памятник. Субсидировал эту работу генераль­ный директор «Комиавиатранса» Александр Пономарев. 1 ноября 2013 г., накануне Дня гражданской авиации Республики Коми, памятник вернулся на свое место.

Сразу после его открытия Виктор Савин покинул Печору в связи с переводом на работу в Восточную Сибирь. Решение вопроса об уста­новке памятной доски с напомина­нием, что это первый в стране памят­ник вертолету Ми-8, он добивался четверть века.

В ноябре прошлого года Виктор Георгиевич побывал в Печоре и по­нял, что именно этого напоминания не хватает памятнику. Люди зачастую не знают, что это за вертолет и поче­му он здесь. В.Савин решил сделать черную гранитную плиту, текст согласовал со многими пилотами- ветеранами и Коми землячеством в Москве. Гранитную плиту весом более 30 кг заказал в Иваново, оттуда ее отправили в Печору. Согласование установки проводилось при активном участии ветерана авиапредприятия Людмилы Соколовой.

Это был первый памятник Ми-8 в нашей стране. «Горжусь, что мы смог­ли сделать его для Республики Коми, и он до сих пор украшает воздушную гавань Печоры», — считает Виктор Савин. Он не забыл, что под передней стойкой постамента хранится сереб­ряный рубль на счастье.

 

* По материалам информационного агентства БНК.

Соб.информ.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"