В Печорском аэропорту на постаменте с вертолетом Ми-8 установлена гранитная плита, указывающая, что это первый памятник вертолету этого типа в Советском Союзе. Инициатор и организатор сооружения монумента — Виктор Савин. Он четверть века вынашивал идею установки подобного напоминания и осуществил задуманное, сделав родному предприятию и городу знаменательный подарок.
Идея установки постамента с вертолетом в воздушной гавани Печоры пришла Виктору Савину более 27 лет назад, когда он был руководителем Печорского авиапредприятия. К тому времени В.Савин уже был достаточно опытным пилотом и руководителем. После окончания Кременчугского летного училища он более 10 лет работал на предприятиях гражданской авиации Республики Коми. Освоил полеты на вертолетах Ми-4, Ми-2, Ми-8, работал командиром летного отряда в Ухте, а после окончания Академии гражданской авиации ему доверили руководство Печорским авиапредприятием.
И в дальнейшем профессиональная карьера Виктора Савина сложилась удачно. В конце 80-х гг. он был назначен начальником Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, одного из крупнейших в СССР, где внес большой вклад в развитие производственно-социальной инфраструктуры Восточной Сибири и освоение эксплуатации самолетов Ту-154М. В 1990-1992 гг. Виктор Савин работает заместителем начальника Главного управления летной службы МГА СССР. В этот период он, пилот-вертолетчик, освоил полеты на самолете Ил-76. После распада СССР и общесоюзной системы Аэрофлота Виктор Савин работал на предприятиях гражданской авиации.
Вернемся в 80-е гг. Изначально планировалось поставить на постамент вертолет Ми-4, но эта машина показалась Виктору Савину слишком старой. После обсуждения с профсоюзом и работниками авиапредприятия было решено впервые в СССР водрузить на постамент «восьмерку».
Ми-8 № 22484 — это лидерная машина, которая на протяжении всего срока эксплуатации отслеживалась Опытно-конструкторским бюро им. М.Л. Миля и заводом-изготовителем до достижения максимального налета. Для воздушных судов такого класса максимальный ресурс — это 16 тыс. час, и по нормативным документам нельзя было допустить переналета ни на одну минуту. По техническому состоянию лидерных бортов определялся ресурс всего парка.
По словам Виктора Савина, вертолет ожидала печальная участь — ресурс борта был практически выработан, и машине № 22484 требовалось оставить семь часов, необходимых для перегона на авиаремонтный завод в Ленинград для последующей разборки. «У нас оставалось 11 часов, когда мы вылетели из Печоры на работу, которая по плану должна была занять 3-4 часа. Я был в составе экипажа, и, когда мы возвращались обратно, нам поступило санитарное задание, связанное со спасением жизни людей. Мы выполнили его, забрав из деревень несколько человек, в том числе беременную женщину. На этот полет мы затратили еще три часа, и вместо нужных семи, у нас осталось всего четыре — от Печоры до Ленинграда уже никак не долететь», — вспоминает Виктор Савин.
Руководитель авиапредприятия долго доказывал в вышестоящих инстанциях, что ресурс борта продлить невозможно и что из вертолета стоит сделать памятник. В итоге Виктор Савин дошел до заместителя министра гражданской авиации и все-таки получил добро на установку. Красную ленточку торжественно перерезали 14 октября 1987 г.
Проект постамента спроектирован таким образом, что вертолет Ми-8 смотрится очень динамично с имитацией реального взлета.
Сотрудники авиапредприятия посадили деревья, разбили сквер, установили лавочки и цветники. К памятнику было подведено электричество, и по вечерам, когда вертолет светился, создается впечатление, что он взлетает.
К сожалению, за два с лишним десятилетия один из главных городских монументов не раз подвергался нападениям вандалов. Еще пару лет назад гордость авиаторов находилась в плачевном состоянии. Следует отметить бригаду работников АТБ и ветеранов Печорского авиапредприятия, которые во главе с Валерием Тарасенко восстановили памятник. Субсидировал эту работу генеральный директор «Комиавиатранса» Александр Пономарев. 1 ноября 2013 г., накануне Дня гражданской авиации Республики Коми, памятник вернулся на свое место.
Сразу после его открытия Виктор Савин покинул Печору в связи с переводом на работу в Восточную Сибирь. Решение вопроса об установке памятной доски с напоминанием, что это первый в стране памятник вертолету Ми-8, он добивался четверть века.
В ноябре прошлого года Виктор Георгиевич побывал в Печоре и понял, что именно этого напоминания не хватает памятнику. Люди зачастую не знают, что это за вертолет и почему он здесь. В.Савин решил сделать черную гранитную плиту, текст согласовал со многими пилотами- ветеранами и Коми землячеством в Москве. Гранитную плиту весом более 30 кг заказал в Иваново, оттуда ее отправили в Печору. Согласование установки проводилось при активном участии ветерана авиапредприятия Людмилы Соколовой.
Это был первый памятник Ми-8 в нашей стране. «Горжусь, что мы смогли сделать его для Республики Коми, и он до сих пор украшает воздушную гавань Печоры», — считает Виктор Савин. Он не забыл, что под передней стойкой постамента хранится серебряный рубль на счастье.
* По материалам информационного агентства БНК.
Соб.информ.
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"