На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Экономика и промышленность   
Версия для печати

История промышленности Новосибирска

Проект, аналогов которому в современной России еще не было.

"История промышленности Новосибирска" – это научно-популярное издание в пяти томах. Каждый том включает в себя биографии промышленных предприятий, основанных в определенный исторический период, и прослеживает их развитие до настоящего времени.

Вы раскрыли первую книгу многотомной «Истории промышленности Новосибирска». Труд профессиональных историков, писателей, журналистов. Проект, аналогов которому в современной России еще не было.

Но читателю эти книги будут интересны не только полнотой изложения событий и фактов, скрупулезно отобранных из более, чем вековой истории промышленности нашего города.

Убежден, что непростые проблемы современности можно понять, только осмыслив опыт прошлого, ибо прошлое – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее.

Рубеж, столетний обычно отмечает тот момент, когда прошлое смыкается с настоящим и перетекает в будущее. Еще свежо в памяти то, что происходило совсем недавно, но' время не стоит на месте, и вчерашние события уже во власти истории. Однако откуда бы ни задували ветра самых различных перестроек, существуют понятия, которые должны оставаться незыблемыми в сознании каждого: наш народ, наша история, наш промышленный потенциал.

Наглядным символом этой вековой взаимосвязи созданного и создаваемого может служить железнодорожный мост через Обь, с которого, собственно говоря, и началась история нашего города. В моем представлении именно он олицетворяет собой сочетание незыблемых основ жизни нашего общества.

За десятилетия эксплуатации износились, пришли в негодность несущие конструкции моста. Причин тому много: коррозия, износ, усталость металла – явления обычные в инженерной практике. Но он славно поработал этот, трудяга мост, образец русского инженерного искусства, надежный и красивый.

Экспедиции и исследования, великолепные по смелости и воплощению проекты, невиданные в истории темпы строительства, эшелоны с переселенцами и солдатами, освоение грандиозных пространств, строительство десятков поселков, станций, разъездов – это только с начала века до семнадцатого года. Новые города, заводы, целинные земли, новые тысячи километров рельсов и шпал, бесчисленные составы с лесом, углем, хлебом, рудой, техникой, людьми – это то, что после семнадцатого и до наших дней. Страна все эти годы строила, воевала, осваивала, разрушала сделанное и снова принималась за строительство. Все это каждодневно указывалось на напряженном ритме жизни нашего города, ритме её главной артерии – железной дороги.

Теперь мост сохранился лишь на старых фотографиях и в кадрах кинохроники. Отработавшие свой век металлоконструкции заменены новыми, но уложены они все на те же каменные опоры-быки, которым и сносу нет. А одна из ферм старого моста установлена на набережной Оби, где открыт парк «Городское начало». Со временем здесь разместится историко-мемориалъный комплекс «Железнодорожный мост», будет сооружен памятник основателям города.

Нам все дорого: и этот мост, и наша железная дорога, и огромный город, выросший на берегах Оби за невиданно короткие сроки, и его уникальная промышленность, которой мы всегда по праву гордились. Поэтому «История промышленности Новосибирска» включает в себя не только фактологию возникновения и работы десятков предприятий, но и осмысление тенденций каждой исторической эпохи.

А. В. Целько,

Начальник Западно-Сибирской железной дороги

 

Том 1. Начало 1893-1917 гг.

Новосибирск своим возникновением и стремительным ростом обязан в первую очередь Транссибирской магистрали. Поэтому значительный объем первого тома посвящен истории Западно-Сибирской железной дороги – от ее строительства до наших дней. В разделе «Гудки над Обью» идет рассказ о полуторавековом развитии Обского пароходства.

В первом томе также представлены старожилы Новониколаевска-Новосибирска, предприятия традиционно базисных отраслей: мукомольное производство, механический завод «Труд» – самый первый завод города; деревообрабатывающий завод «Большевик».

«Территория связи» осваивается с 1896 года – с момента открытия Кривощековской почтово-телеграфной конторы. История «Новосибирскэнерго» начинается с 1912 года, когда в Новониколаевске была запущена в эксплуатацию первая электростанция.

Зарождение крупных промышленных производств также прослеживается в этот период, но как будущие значимые предприятия они оформляются несколько позже.

Том 2. Время, вперед! 1918-1940 гг.

Время образования промышленных гигантов, вложивших весомый вклад в экономику города, а также предприятий легкой промышленности, развившихся из кустарных промыслов.

Гиганты – известные не только в стране, но и во всем мире заводы им. Чкалова, НВА, «Станкосиб», «Сибсельмаш», «Химфармзавод»...

Легкая промышленность представлена на примерах истории обувного объединения «Коре», швейного объединения «Синар», кожга-лантерейной и мебельной фабрик, а пищевая – историей «ВИНАП», хлебного и жирового комбинатов, мясокомбината, шоколадной и макаронной фабрик, молокозавода.

Том 3. Второй фронт 1941-1945 гг.

Военные годы изменили промышленный облик города – сюда перемещались многие эвакуированные предприятия и прямо с колес начинали производство необходимой фронту продукции.

К военному периоду относится возникновение или второе рождение на сибирской земле таких заводов как «Сиблитмаш», завод им. Коминтерна, «Электроагрегат», «Электросигнал», «Искра», «ЭЛСИБ», «Химпласт», металлургический завод им. Кузьмина, Оловокомбинат и др.

Том 4. Запас прочности 1946-1985 гг.

В этот период закладываются основы новым предприятиям, определившим научно-технический прогресс страны и поставившим СССР в ряд промышленно развитых стран мира. Это – предприятия электронной и радиотехнической промышленности, оборонного комплекса, наукоемкие производства.

Сюда войдут исторические очерки, посвященные таким предприятиям как завод «Трансмаш», БФК, «Вектор»,«Сибтекстильмаш», фабрика «Сибирячка» и др.

Том 5. Продиктовано временем 1986-2005 гг.

Эти предприятия рождаются у нас на глазах, но уже имеют свою историю. Через десятилетия процесс их становления, возможно, будет восприниматься так же, как история самых первых сибирских заводов и фабрик. Это «Акор», «Сибит», «Вестфалика», Завод пластмасс и многие другие.

История промышленности будет неполной без рассказа о крупных заводах в Бердске, Искитиме, Куйбышеве и др. Все они будут представлены в отдельном разделе последнего, пятого тома.

Соб.инф


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"