19 ноября 2006 г. в Ханое на саммите форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества состоялось достаточно важное для России событие – подписание с США двустороннего протокола о завершении переговоров по вступлению её в ВТО. Переговоры велись по трём основным направлениям: промышленному, финансовому и сельскохозяйственному. Долгое сопротивление США подписанию этого документа объясняется не только экономическими соображениями, но и стремлением оказать на Россию давление в связи с ядерной программой Ирана, смягчить позицию России в отношении политики США в Ираке и др. В экономическом плане США настаивали на отказе России от санитарного контроля за качеством американской свинины, ввозимой в Россию, ограничений, связанных с поставками американских куриных окорочков, и т.д. Кроме того, США проявляли настойчивую заинтересованность в своём более активном участии в деятельности российского банковского и страхового секторов экономики.
Ситуация стала меняться после неудачных для президента Дж. Буша выборов в Конгресс США, принёсших убедительную победу демократам, после чего возникла более острая необходимость в ощутимом положительном результате внешней политики президента США. Руководители крупнейших американских компаний, среди которых Shell , Ford , Boeing и другие просили президентов России и США ускорить вступление России в ВТО. Со своей стороны за 3 дня до открытия саммита Россия и Иран достигли соглашения о создании на территории России предприятия по обогащению урана. При этом Россия официально выступила против дальнейшего развития иранской ядерной программы.
В результате достигнутых в Ханое договорённостей, по мнению российского руководства, удалось полностью реализовать нашу позицию, поскольку ни одна пошлина не будет уменьшена, а либерализация тарифов будет осуществляться в течение переходных периодов от 1 до 7 лет. Россия снизит тарифные ставки по ряду товаров: в среднем на 3% по промышленным товарам и примерно на 3% на поставки сельскохозяйственной продукции. После вступления в ВТО Россия смягчит условия поставок на свой рынок некоторых кормов для животных, отдельных видов овощей, фруктов и орехов. Облегчится импорт сырья для пищевой промышленности. Не будет изменена заградительная пошлина на спирт, с 20 до 12% снизятся ставки пошлин на иностранные вина и коньяки, шампанское и виски. Будут снижены пошлины на иностранные лекарства и медицинское оборудование, снижены или отменены пошлины на кожевенное и меховое сырьё, шерсть и текстильное сырьё. Не изменятся пошлины на готовую одежду, стекло, керамику. Предусмотрено в течение 3-4 лет снижение ставок пошлин и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из неё. Существенно снижаются пошлины на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. Россия приняла на себя обязательства по более, чем 100 секторам услуг. По аудиовизуальным услугам мы сможем сохранить существующую государственную поддержку. Вместе с тем, российская сторона согласилась на присутствие на своём рынке компаний со 100-процентным иностранным капиталом в производстве компьютерной техники и сфере бизнес-услуг. Сохранится возможность применять меры по защите культурного достояния и самобытности. Снизятся пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15% до 2014 года, самолётов с 20% до 10% в течение 7 лет с момента присоединения. Россия откроет рынок для филиалов иностранных страховых компаний через 9 лет. Причём, договорились о применении к филиалам такого же регулирования, которое применяется к российским юридическим лицам. Филиалы иностранных банков в Россию допущены пока не будут. Квота зарубежного капитала на банковском рынке будет увеличена с 25 до 50%. Прямые 100-процентные компании разрешены на российском рынке с 50-процентной квотой в совокупном банковском капитале. Сегодня эта квота – 13%. К 2010 году будут обнулены пошлины на ввоз меди, через 5 лет – на металлолом.
В свою очередь, США отменили санкции против российской авиационной компании «Сухой» и обещали предпринять шаги по отмене поправки Джексона-Веника, дискриминирующей Россию на американском рынке. В перспективе снятие санкций с «Рособоронэкспорта». После вступления России в ВТО США будут вынуждены открыть границы для продукции российской металлургической промышленности.
Однако так ли всё радужно в итоге достигнутых договорённостей? Взять хотя бы сельское хозяйство – очень чувствительный сектор российской экономики. По словам Президента РФ В.Путина, России удалось выторговать такие разрешённые меры прямой поддержки, которых наша аграрная отрасль не видела. Однако российский бюджет не может выделить и половины разрешённых соглашениями сумм. В протоколах указываются цифры в 4 раза большие, чем закладываются в федеральный бюджет на поддержку аграрной сферы. Допустимый объём государственной поддержки сельского хозяйства определён в 9 млрд. долл., сегодня – это 2,5 млрд. долл. Макроэкономический блок российского правительства не соглашается одобрить погектарную помощь российским крестьянам из расчёта 500 рублей на 1 га. В настоящее время Россия тратит на 1 га 69 долларов, а Европа – 700 долларов.
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос об обеспечении конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. В связи со вступлением России в ВТО российскому сельхозпроизводителю придётся трудиться гораздо больше и производительнее, существенно улучшив качественные показатели. США гарантируют безопасность поставляемой на российский рынок свинины и говядины по стандартам Международного эзоотического бюро. Россия же сможет проводить инспекции американских предприятий-поставщиков и аттестовывать их на право поставки продукции в Россию. По словам министра сельского хозяйства А.Гордеева, «…у нас осталась возможность в случае обнаружения нарушений приостановить импорт в соответствии с международными ветеринарными требованиями». Однако Россия не сможет проверять американское мясо у себя дома. До 2009 года мясные квоты останутся в силе с возможностью продления их действия, но зарубежные партнёры настаивают на полном снятии таможенных тарифов и квот на ввоз в Россию продовольствия. С позиций российских национальных интересов и соображений национальной безопасности ограничения на ввоз продовольствия необходимы. Зарубежные торговые партнёры осуществляют прямое субсидирование своего продовольственного экспорта в Россию. Цены на сельскохозяйственную продукцию стран ЕС дотируются на 30-50%. По оценкам Всемирного банка, импорт пищевых продуктов в Россию может увеличиться на 38%, а объём отечественного производства упадёт на 14%. Не исключено сокращение производства и в российской лёгкой промышленности примерно на 8%.
Следует признать, что Россия фактически «сдала» авто и авиапром. В результате иностранной конкуренции на рынке страховых услуг, когда иностранцам разрешат открывать прямые филиалы, могут серьёзно пострадать отечественные страховщики, поскольку в своей деятельности они будут опираться на законы страны, где зарегистрирована головная компания.
Резюмируя вышеизложенное, можно соотнести плюсы и минусы, которые ощутит России после вступления в ВТО. К положительным моментам можно отнести увеличение экспорта металла. Возможно снижение цен на электронику и компьютеры. Россиян ожидает снижение ставок по кредитам и страховых тарифов. В результате конкуренции возможно повышение качества продукции.
В числе отрицательных последствий – увеличение импорта продуктов питания, сельскохозяйственных машин, текстиля, что будет препятствовать развитию отечественного производства. Конкуренция может оказаться непосильной для российских страховых компаний и банков. Неизбежно постепенное повышение тарифов на газ и электроэнергию. Нельзя исключить и рост безработицы.
Однако, по мнению международного сообщества, «глобальный торг» далеко не закончен. Россия ещё не заручилась согласием некоторых других стран, в том числе Грузии и Молдовы. Грузия согласится на вступление России только после легализации пограничных таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии. Послушное США правительство Грузии подтвердило свою заинтересованность в связи со вступлением России в ВТО в возобновлении двусторонних переговоров в кратчайшие сроки. Камнем преткновения с Молдовой является запрет на импорт молдавских вин, а также сельскохозяйственной продукции. Двусторонние переговоры с Коста-Рикой, Гватемалой и Сальвадором завершены, но не подписаны протоколы. Не исключено, что конгресс США не будет спешить с ратификацией соглашения с Россией.
Таким образом, процедура присоединения России к ВТО продолжается и, возможно, займёт ещё немало времени. В результате присоединения к ВТО Россия может терять ежегодно 1% ВВП или 7 млрд. долларов. Какие же меры следует принять российскому правительству, чтобы этого не случилось.
1.Продолжить самое активное взаимодействие с российским бизнесом, которому представляется случай беспрецедентно масштабного участия в формировании долгосрочной политики страны, а также с парламентариями, регионами, поскольку многосторонний переговорный процесс далеко не закончен.
2.Отстаивать как можно более высокий уровень государственной поддержки отраслей-экспортёров.
3.Предложить льготный налоговый режим предприятиям тех отраслей, которые в первую очередь попадают под удар зарубежной конкуренции.
4.Обеспечить льготные условия кредитования российских предприятий «зоны риска», в том числе малого и среднего бизнеса, в преддверии снижения таможенных пошлин на импортные товары-аналоги.
5.Содействовать укрупнению кредитных организаций в целях повышения уровня их капитализации и конкурентоспособности.
6.Макроэкономическому блоку увеличить бюджетную поддержку аграрному сектору.
7.Усилить государственную защиту сферы услуг, которая пользуется особой поддержкой государства в большинстве стран мира.
8.Активнее направлять средства стабилизационного фонда на техническое переоснащение отраслей реального сектора экономики, в том числе авто и авиапрома, в целях повышения их эффективности перед лицом усиливающейся конкуренции зарубежных производителей после присоединения к ВТО.
9.Развернуть в образовательном секторе при активной финансовой и организационной поддержке государства целенаправленную подготовку специалистов для страхового и банковского секторов экономики, а также менеджеров всех уровней.
10.Изменить политику доходов в направлении стимулирования труда и повышения уровня его оплаты.
11.Обеспечить прозрачность процесса многосторонних переговоров по вступлению России в ВТО для российской общественности.
12.Через средства массовой информации формировать общественное мнение в духе необходимости максимальной мобилизации усилий всех слоёв общества, всех участников хозяйственной жизни для повышения конкурентоспособности российской экономики.
13.Доходчиво разъяснять гражданам РФ реальные последствия присоединения России к ВТО.
14.Разработать государственную воспитательную программу, уделяя особое внимание воспитанию молодёжи в духе патриотизма и интернационализма.
15.Предпринимать дальнейшие усилия по унификации российских и принятых в международных отношениях правовых норм.
Главная проблема заключается в том, насколько России следует торопиться с вступлением в ВТО, насколько страна экономически готова к такому шагу в ближайшее время По словам главы минэкономразвития Г. Грефа, это возможно уже летом 2007 года.
Если уже сегодня мы испытывает определённые трудности с проникновением на китайский рынок, то ещё труднее российским товарам будет проникать на рынки более развитых стран Европы и Северной Америки. Получив право на определённую защиту своего рынка, получит ли Россия реальный доступ на рынки других стран?
По мнению автора статьи, нынешняя Россия с ее разбалансированной экономикой не вполне готова к вступлению в ВТО. Без успешной реализации предложенных мер нам не подняться над уровнем экономически второстепенной страны и не удержать даже имеющихся позиций при вступлении в ВТО. В условиях острейшей конкуренции на мировом рынке после принятия условий членства в ВТО часть отраслей российской экономики, скорее всего, перестанет существовать. Ратуя за интеграцию России в глобальную экономику, нельзя допускать потерь таких видов производства, которые в будущем смогут обеспечить конкурентные преимущества страны.
Стартовые условия большинства стран, вступающих в ВТО, более благоприятны, чем у нас в России. Для нас же, по большому счёту на карту поставлена экономическая безопасность страны.
Характерной особенностью внешнеторговой либерализации в переходный период является то, что основные выгоды от неё проявляются в более отдалённой перспективе по сравнению с социально-экономическими издержками, которые ощущаются значительно быстрее. Сегодня мы получили определённый выигрыш во времени, и о нас зависит, сколь результативно мы им воспользуемся.
Елена Черненко
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"