Крестный ход на реку Великую
Фотовыставка Георгия Колосова (51 фотография, 1993-1999 гг.)
Протяженные крестные ходы можно было бы назвать Литургией сердца. Ввиду
отсутствия разветвленных строгих форм школьное богословие их и не коснулось.
Благодатные дары стяжаются здесь в основном личным подвигом - молитвенным и
телесным. Зато церковность таких ходов самая бесспорная - посторонних здесь нет. Об
одном из них - Великорецком - речь и пойдет ниже. ...В 1383 году когда жизнь русских на Вятской земле вряд ли была много легче, чем
теперь, на реке Великой, верстах в 70 от Хлынова (так называлась тогда будущая Вятка)
явилась местному крестьянину Агалакову икона Николая Чудотворца. Углядел он ее сперва
как странное свечение на сосне, возвращаясь из леса. Только после усердного моления
купно с соседями Агалаков смог снять св. образ с сосны и унес к себе в избу. Чудотворения
от него начались уже через 3 дня. А примерно через 100 лет хлыновцы выпросили икону к
себе, справедливо видя в ней знамение небесного покровительства для всего Вятского
края. Плачущим же Великорецким, которые в честь св. Николая давно срубили храм, было
твердо обещано, что каждый год на день явления (6 июля н. с.) торжественным крестным
ходом святыня будет приносится <домой>. Так 500 лет и носят. 90 километров (3 дня) - туда, 70 километров
(2 дня) - другой дорогой - обратно. Во славу Божью, в честь великого угодника Его
Николая Чудотворца. Перерывов до большевистского переворота было только два - иконы на Вятке не
было. Иоанн Грозный и Михаил Романов испрашивали св. образ в Москву (на 2,5 и 1,5
года). Хотя однажды: В 1551 году по неизвестной причине вятичи своим делом
пренебрегли. И немедля ударил крепкие морозы, все покрыл вполне зимний снег и
пролежал до 25-го июня. Спохватившиеся ослушники поспешили на Великую по холодку.
И собрали в тот год небывалый урожай, да уж больше так со св. Николаем не шутили. Число ходоков в 20000 100-150 лет назад не было изрядным. В селе Великорецком
вдобавок к двум мощным храмам и колокольне были отстроены кирпичный корпус для
паломников, а в полутора километрах - на берегу реки, под той самой сосной - каменные часовни
над святым источником и питаемой им купелью. Записки-памятки с копеечкой везли сюда мешками в
телегах со всей России - столько, что местное духовенство едва вычитывало их в течении
года. ...Гонения - преимущественно в хрущевские времена - и пути крестного хода в
годы гонений - предмет отдельной книги. Возможно, ее уже дописывает вятич Владимир
Крупин. Здесь нужно только засвидетельствовать, что та самая Русь, что по слову преподобного
Серафима Саровского <платочками спасется>, не прерывала крестного хода ни на год. По
двое - по трое и больше, по врозь и прячась, но ходили на Великую святые бесстрашные
<платочки>. ...С 1989 году Великорецкий крестный ход вновь шествует открыто - тем же древним путем,
хотя и по опустошенной земле. В 1992 году я насчитал ходоков едва ли две с половиной
сотни. В 1999 году - уже около полторы тысячи. Дорожка наша - то по лесу, то по полю, где
- по луговине, а где и по болотине. Привалы - через час-два, на полчаса, а где и много
дольше - с молебнами, с чтением акафистов - Богородице и св. Николаю. Еда ходоков -
что из котомки достанешь, в основном - хлебушек да сухарь. Ночевки в сельских школах,
спортзалах, кто на что упадет. Последние годы, правда, стали пускать и по избам. Сна
(если это сон) 2-3 часа. В час ночи - подъем, в два - все на дороге. Возраст идущих на
своих ногах от 87 лет до 5. 10-месячный рекордсмен в прошлом году добрался, понятно, на
своих родителях. ...Не могу не сказать двух слов о Горохове - это 12 километров не доходя Великорецкого.
Село исчезло бесследно, но огромный разбитый храм и колокольня: благодатнее места
не встречал, и не я один. Неподалеку, в лесном овраге - цельбоносный источник во имя
Казанской иконы Божией Матери. Каждый год это место крестный ход покидает, можно
сказать, с пасхальной радостью. В Великорецком его ждут местная община и
многочисленные приезжие. Утром 6-го июня на берегу реки во времянке, в присутствии
5-6 тысячи человек служится Божественная Литургия (архиерейское служение) и
водосвятный молебен. А 7-го, в 3 утра примерно треть пришедших прощается с
Великорецким, чтобы вернуть святыню в вятский кафедральный собор. ...Древний образ исчез в 20-е годы, но, верится, не погиб, и непременно
вернется. А сосну, увы, спилили лет 40 назад. ...В прошлом году, к 10-летию возобновления крестного хода на поляне на берегу
Великой вместо часовен - времянок появились великолепные еловые срубы простой, ясной архитектуры. Как
будто здесь от века и стояли. А сам ход вдвое помолодел. И многие молодые , коих я
помню простыми мирянами, проходят его уже в подрясниках и с крестом на груди. Для
некоторых из них, свидетельствую, эта перемена жизни - плод как раз той самой Литургии
сердца, о которой сказано в самом начале: ...Каким пойдет ровно через месяц Великорецкий крестный ход к Твоему 2000-
летию? Спаси, Господи, люди Твоя!
Раб Божий Георгий.
3 мая 2000 года, Валаам.
Фотографии, воспроизведенные ниже - 1993-1999 гг. Та их часть, что сделана
внутри храма и вокруг - из Горохова. Характер изображения объясняется применением
простейшей однолинзовой оптики. Ухищрений никаких, все как было.
Для просмотра
других фотографий нажмите на одну из
ссылок:
Приглашаем обсудить этот материал на православном форуме "Русская беседа"
|