На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Из истории села Аксиньино Юхновского уезда

Очерк

Село Аксиньино располагалось на левом берегу реки Угры, примерно посередине отрезка реки, ограниченного местами впадения в Угру рек Вори и Собжи. Расстояние от Аксиньина до ближайшего села Дмитровца, расположенного на правом берегу Угры, составляло 3 версты. До уездного города Юхнова – 20 верст. В селе  было всего 9 домов.  К приходу села Аксиньина относилось восемь деревень: Александровка, Малое Устье, Борисенки, Косая Гора, Большое Устье, Жары, Костюково и Рудное. Семь из этих деревень были расположены так вокруг села, что  образовывали из себя четырехугольник, в центре которого находилось село.  Население прихода состояло из крестьян (более 1200 человек) и духовенства, все православного вероисповедания.

Известный краевед, изучающий  историю Поугорья, Константин Александров на своем сайте http://www.ugra.alexandrovi.ru опубликовал следующие архивные данные:

 «Село Аксиньино впервые упоминается в переписной книге поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Дмитровской волости за 1676-1678 гг: «Село Дмитрово городища у реки Угры...к тому ж селу деревня. Деревня, что было село Оксининское у реки у Угры а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей».

В 1711 году вотчинник Александр Гаврилович Сорочинский в своей вотчине, через 35 лет после пожалования, устроил другое село Аксиньино на реке Угре и построил там деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В середине XVIII в. на месте старой церкви Феодосий Гаврилович Сорочинский построил новую.

В 1860 году владельцем Аксиньина был князь Федор Андреевич Ухтомский. Вероятнее всего, родился он 18 июля 1810 года, и родителями его были инженер-поручик Андрей Иванович, служивший в Москве, и Александра Федоровна (урожденная Толстая). 

В январе 1904 г. священник церкви с. Аксиньина Капитон Сергиевский отправил в Смоленск И.И. Орловскому, собиравшему  материалы по истории сел и  храмов Смоленского края, летопись своего села, составленную в 1885 году. Вот что там сообщалось:

«Храм деревянный, однопрестольный, имеет форму креста. В церкви хранятся служебник и Евангелие времен Петра I и Евангелие времен Екатерины II. Из икон особенно почитается икона Св. и Чудотворца Николая, современная основанию церкви, и икона Б. Мат. Донской, от обеих икон получаются исцеления, особенно от Св. и Чудотворца Николая.

 В селе имеется церковно-приходская школа и в приходе две школы грамоты, во всех трех школах обучается 116 человек. Детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) до 160 человек. Учебное дело в церковно-приходской школе поставлено хорошо. Школа два года содержалась на средства заведующего школой, хотя на содержание школы имеется приговор от приходного, по которому они обязались платить ежегодно 100 р. Попечителя при школе нет».

Священник Сергиевский Капитон Иванович (1869 г.р.) служил в с. Аксиньине  27 лет – с 1891 по 1918 гг. на месте своего покойного отца. О. Капитон был женат, овдовел в 1915 году, в семье были дети. В 1910-х годах батюшка Капитон с прихожанами решили построить новый, каменный храм вместо сильно обветшавшего старого, деревянного. Получив архипастырское благословение на эти труды, дружно принялись за работу.

События 1917-1918 гг. резко изменили жизнь духовенства, которому пришлось столкнуться с прямо враждебным отношением к себе новой власти.

 8 сентября 1918 г. на приходском собрании произошел конфликт между прихожанами храма, в котором служил о. Капитон, и местными властными структурами: обсуждался вопрос о желании уездного отдела народного хозяйства отобрать принадлежащий приходу и предназначенный для постройки храма кирпич. Собрание расценило отнятие кирпича, который  "подлежит только для постройки недостроенного храма... и хозяином которого является только приходской совет", как "нарушение декрета Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства" и попросило волостной исполком ходатайствовать об отмене распоряжения уездного отдела народного хозяйства, "а также не вмешиваться в чисто религиозные чувства граждан". Решение собрания было зафиксировано в протоколе. Отдел же народного хозяйства передал протокол в ЧК.

10 (по другим сведениям – 12) сентября 1918 г. о. Капитон Сергиевский был арестован чрезвычайной комиссией в качестве заложника и 14 сентября заключен в Юхновскую тюрьму. По делу, кроме о. Капитона, проходили также благочинный Юхновского округа протоиерей Павел Заболотский и пятеро мирян. Они обвинялись вначале как "заложники буржуазии за смерть тов. Володарского и многих других товарищей... а также за намерение буржуазии отнять у русской революции ее голову, ее вождя товарища Ленина". Затем против них было выдвинуто обвинение в "контрреволюции". Список тех, кого надлежало арестовать, в Юхновскую ЧК был прислан из уездного исполкома. Все решения о судьбе арестованных принимали уездный комитет РКП(б) и Исполком уездного совета, ЧК только исполняла их прямые указания.

19 сентября Юхновская ЧК "в общем заседании совместно с членами уездного комитета коммунистической партии" приговорила Протоиерея Павла Заболотского, о. Капитона Сергиевского и троих мирян  (Николая Константиновича Ковалева, Андрея Дунаева, Георгия Лавровского) к расстрелу.

В обвинении о. Капитона называли «ярым монархистом», «явным врагом Советской Республики, тормозящим ее строительство». 

За те несколько дней, что до расстрела находился в ЧК священник Капитон Сергиевский, комиссия была буквально завалена прошениями жителей, входящих в состав его прихода деревень о его освобождении. Уже в самый день ареста, 12 сентября, в комиссию были направлены "приговоры" сельского схода деревни Александровка (от имени 11 домохозяев деревни) и собрания граждан деревни Большое Устье (34 подписи). Затем поступили "приговоры" сельских сходов и протоколы собраний граждан деревень Борисенки (от 29 домохозяев), Малое Устье (от 8 домохозяев), Косая Гора (20 подписей), Жары (12 подписей).

 Подававшие в ЧК прошения с ходатайствами об освобождении священника Капитона Сергиевского из-под ареста опровергали обвинение его в контрреволюции: утверждали, что он "всегда говорил, что [советская] власть действительно за крестьян и крестьяне должны уважать ее", и свидетельствовали, что он ранее в деяниях против советской власти замечен не был.
 В ходатайствах жители деревень свидетельствовали перед ЧК, что хорошо знают арестованного священника, довольны его службой, что "он не контрреволюционер, не спекулянт, не саботажник, в политику никогда не вмешивался", "питается своим трудом", что "никогда не слышали от него ничего против советской власти".

Однако в ночь с 19 на 20 сентября 1918 г. протоиерей Павел Заболотский и священник Капитон Сергиевский вместе в другими заложниками были расстреляны около с. Устиновка в окрестностях  г. Юхнова. Там же и были захоронены. (Жизнеописание лиц, пострадавших в годы гонений, Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).
Место расстрела юхновских священников почиталось верующими, и стало местом паломничества, несмотря на строгие запреты властей. Старожилы Юхнова свидетельствуют о том, что даже в 1930-1940-е гг. верующие  приводили своих детей к этому месту и говорили, что здесь покоятся невинно  убиенные протоиерей Павел и иерей Капитон.

 О. Капитон Сергиевский реабилитирован Прокурором Смоленской обл. 30.04.1993 г.
В настоящее время села Аксиньино на реке Угре на карте не существует. По данным К.А. Александрова, Аксиньинская церковь во имя святителя Николая Чудотворца, также как и многие другие церкви в Поугорье, была взорвана в марте-апреле 1942 г. во время кровопролитных боев с немецко-фашистскими захватчиками. На ее месте остались камни.

Для написания статьи были использованы материалы:

1. «Смоленские Губернские Ведомости» 1861 г.

2. «Смоленские Епархиальные Ведомости» 1899 г. 

3. К.А. Александров. «Село Аксиньино Юхновского уезда Рупосовской волости, 6 класса». http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/Orlovskiy/kraev18.htm
4. К.А. Александров. «КРАЕВЕДЕНИЕ: ДМИТРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ».  http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/kraev17.htm

5. «Ухтомские князья (существующий род происшедший от белозерских князей». http://www.russianfamily.ru/u/uhtom.html)
6. «Сергиевский Капитон Иванович» // ПСТГУ. Факультет ИПМ. ПСТБИ. Братство во Имя Всемилостивого Спаса. «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века». http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm

Маргарита Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"