На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

По Олонецкой земле

Очерк

Олонец, или «Алонец», происходит от финского слова «аланнэ» — низина. Первоначально, как полагают, так назывался не какой-либо отдельный пункт, а целая местность, как «Полесье», «Заонежье».

Природа Олонецкого края, скорее, напоминает новгородскую землю, где лес чередуется с пашней, полноводные и спокойные реки текут в низких берегах. В одном из старых сочинений олонецкие места описаны верно и не без поэзии: «Ровная и привлекательная местность.., окруженная едва виднеющимся лесом, изрезанная канавами, испещренная полянами и лугами и изредка рощами, из которых поднимаются куполы церквей и шпицы колоколен, представляют исполинскую художественную картину природы, выступающую вдруг перед глазами в полном виде, с самыми мелкими и изящными оттенками, но просто, величественно и естественно. Деревни, следуя по направлению реки, идут с небольшими промежутками между собою, занятыми огородами и полями; в них попадаются красивые большие дома с наличниками и балконами и просторные сараи, крытые под одну с домами крышу, что делает все здание дома огромною постройкою особой архитектуры, свойственной только одному Олонцу. При выезде из деревни непременно попадаются часовни или кресты, тоже архитектуры, присущей Олонцу».

...При подъезде к Олонцу нельзя не отметить примечательной особенности планировки города, растянувшегося со всеми прилегающими к нему селениями едва ли не на тридцать километров. Город таким был уже издавна, что, отмечает «Роспись Олонецким городом» 1649 года.

Олонецкая земля уже в X веке заселена славянским населением, соседствующих здесь с карелами и вепсами. На глубокую древность обладания новгородцами Свирью указывают олонецкие народные легенды, в которых река является в богатырских образах и соперничают с самим Волховом. Олонецкий перешеек — наиболее развитая часть древней Карелии, здесь в XI веке известно пашенное земледелие. Погост Олонец упоминается в уставной грамоте Святослава Ольговича 1137 года, он разместился при слиянии рек Мегреги и Олонки, в двадцати пяти километрах от устья Олонки, впадающей в Ладожское озеро. Речной путь через Волхов соединял с Новгородом, через Неву — с Прибалтикой, а затем — с Петербургом. «Все города Олонецкой губернии, — подчеркивает автор исторического описания губернии конца XVIII века, — положение имеют не только приятное, но и выгодное для расширения внутреннего и заграничного торга».

Во время русско-шведских войн XVI-XVII веков олонецкая земля неоднократно опустошалась вражескими отрядами. Много разоренья принесли олонецкому краю интервенты в начале XVII века. Иноземцы «землю пустошали, города воевали, церкви Божии оскверняли, людей мучили всякими муками и насмерть побивали, и по лесам разгоняли, всякий живот грабили, дворы и деревни жгли и скот выбивали и все до конца разоряли».

 После Столбовского мира граница между Россией и Швецией прошла в сорока километрах от Олонца. «Для береженья от немецких людей» в 1649 году по царскому указу построена Олонецкая крепость, под наблюдением олонецких воевод князя Федора Волконского и Степана Елагина. «Пристойнее всех мест, — записано в воеводском осмотре, — городу бысть в большом Рожественском Олонецком погосте на реке Мегреги».

Подобные сведения об Олонецкой крепости сообщает «Роспись Олонецким городом», составленная во второй половине XVII столетия, с указанием меры крепостных стен и башен и планом города.

Укрепления состояли из двух «городов»: главной крепости — «меньшего города», протяженностью около 500 метров, с девятью мощными башнями, снабженными тремя пушечными и пищальными боями. Главная надвратная башня вместе с караульней имела в высоту 30 метров, через нее проходило три моста. «Большой город», протяженностью около 900 метров, имел десять башен. Длина крепостных стен составляла 1500 метров. Между реками Мегрегой и Олонкой прорыт ров в восемь метров шириной и глубиной. В городе были размещены приказная изба, терема, караульня, церкви. Крепость строили, поделив на участки, погостами, она стала важным опорным пунктом на северо-западе Русского государства.

 Олонец стал называться посадом Заонежского стана, сюда переселили кроме солдат ремесленников и торговых людей из Заонежских погостов. Олонецкие купцы вели торговлю на внутреннем рынке и за морем, в том числе и в Стокгольме. Для чужеземных купцов был выстроен гостиный двор вне города, «на острову на стрелице», ввиду особого распоряжения «иноземцев в город не пускать».

 Город в 1668 году сгорел и построен заново, в несколько меньшем размере, местными мастерами Григорием Власьевым с товарищами.

 План Олонца дает общее представление о том, какой вид имела Олонецкая крепость и находящиеся в ней постройки.

 В центре города построен в 1649 году каменный собор Троицы с приделами Алексея — человека Божия и Дмитрия Солунского. Поставленный на подклетах высокий восьмерик несет пять глав. Церковь, соединяющая в себе элементы деревянного и каменного зодчества, напоминает собор в Торопце, но главной деталью — «двоевсходным» крыльцом (на два всхода), спускающимся с западной стороны двумя крытыми лестницами-рундуками, весьма близко воспроизводит храм в селе Тайнинском, царском Подмосковье. Крыльцо перекрыто бочками, лестницы опираются на двухъярусную аркаду, площадки внизу перекрыты шатриками на точеных столбах. Собор разобран в 1787 году «по ветхости».

 К собору принадлежала и каменная церковь Богоявления, выстроенная по типу новгородских церквей со щипцовым покрытием. Церковь была трехглавая, с приделом и звонницей на западной стороне, перекрытой шатром. Церковь разобрана в 1800 году.

 На острове Мариам стояла деревянная церковь Одигитрии. В 1746 году костромские каменщики С. Васильев и Ф. Алексеев выстроили церковь каменную.

 Одна из древнейших церквей в городе — Рождества Богородицы, упомянутая в писцовых книга 1628—1629 годов. В 1677 году церковь разобрана и поставлена новая; в 1752 году она сгорела. В этом же приходе стоял Никольский собор, церковь Казанской Богоматери в Клобуковской слободе, церковь Успения на Кунелицком кладбище (1788). Следует заметить, что большинство зданий в Олонце исстари были деревянными и каменные постройки «не приживались» здесь. Не помогали и официальные меры. Так, в записке губернатора, адресованной в Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел в 1867 году, говорилось: «Как ни желательно было бы ввести в городах и селах Олонецкой губернии постепенную замену деревянных строений каменными, но, приняв в соображение местные условия губернии, приходится надолго отказаться от такого желания. Изобилие и дешевизна строевого леса, знание плотничного мастерства почти всеми крестьянами Олонецкой губернии и вследствие этого низкая заработная плата этого вида работ, Ничтожное производство кирпичных заводов и высокая цена на кирпич... при значительной заработной плате каменщиков, приходящих из отдаленных губерний, чрезмерно повышает ценность каменных домов перед деревянными... решительно не допускают никаких мер к распространению каменных построек».

...Каким был Олонец в прошлом [XIX] веке? Составить представление об этом можно по описанию К. Случевского, сопровождавшего в поездке по Северу в 1880-х годах высочайших особ и оставившего три тома путевых записок:

 «Особенности общего вида Олонца — это его старые деревянные храмы с их шатровыми и луковичными куполами, крытыми чешуйчатым гонтом... с колоколенками, обведенными по верху галерейками, неправильно разбросанными по стенам мелкими, чуть не косящатыми окнами и пестрою окраской.

 Гостиный двор, тип исчезающих, деревянный, двухъярусный, покосившийся, обведенный галереей на жиденьких столбиках, с большими проездными воротами; мост на реке высокий, крутой; почти полное отсутствие тротуаров, даже деревянных, и невозможность с точностью определить, где улица, где площадь,— все это чрезвычайно типично и встречается очень редко даже на нашем Севере.

 Собор Смоленской Божьей Матери на острову, при слиянии Мегреги и Олонки каменный, не старый. Он под круглым куполом, покоящимся на 4-х столбах, с пятиярусным иконостасом; нельзя не заметить древности икон, украшающих храм во множестве; они вообще довольно мелки, несомненно принадлежали когда-то другому, несуществующему храму, и для любителей древней живописи нашей представляют обильное поле для исследования.

Всего храмов в городе шесть. Древнее других, видевший с 1630 года не одно столетие, храм Николая Угодника на Мегреге с его пятью куполами и отдельно стоящею, снабженною галереею колокольней, с очень длинным центральным нефом и алтарем в кубической пристройке. Это, несомненно, одна из типичнейших церквей. Несколько моложе ее, тоже в почтенных, древних очертаниях, виднеется храм Тихвинской Божией Матери, 1719 года, подле моста. Оба этих храма простоят едва ли долго, и приходят в ветхость не по дням, а по часам».

 Город славился базарами, очень обширными, на которые съезжались из разных кондов России и где олонецкие мастера сбывали изделия кожевенной, сукнодельной и деревообделочной промышленности. Об олончанах говорили, что они «натурально неглупы, трудолюбивы, смелы и склонны более к промыслам, нежели к землепашеству». Уроженец Олонца петербургский купец Яков Фомин — замечательный самоучка, инженер по мостовой части, сделал за свою жизнь на собственный счет много мостов через реку Олонку и ее притоки, чем в народной памяти оставил по себе добрую славу.

1972 г.

Вера Григорьевна Брюсова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"