На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

Летописец земли Российской

На 200-летие Н.И. Костомарова

17 (5 – старый стиль) мая 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения автора знаменитой «Русской истории в жизнеописаниях её важнейших деятелей» Николая Ивановича Костомарова. Для воронежцев имя земляка стоит по праву в одном ряду с Кольцовым и Никитиным.

Нашего классика отечественной исторической мысли высоко ценил выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский:

«Его много и с увлечением читали, пока он писал; но можно опасаться, что его слишком строго будут критиковать с той минуты, как он перестал писать. Но по характеру своему Костомаров не мог жить и не писать…

Русская история была для него музеем, наполненным коллекцией редких или обыкновенных предметов. Он равнодушно проходил мимо последних и останавливался перед первыми, долго и внимательно любовался ими. Чрез несколько времени читающая публика получала прекрасную монографию в одном или двух томах и прочитывала её с наслаждением, отнимавшим всякую охоту спрашивать, как и из каких материалов построена эта привлекательная повесть. Так накоплялся ряд исторических образов, оторванных от исторического прошедшего и связавшихся неразрывно с их автором. Мы говорим: это костомаровский Иван Грозный, костомаровский Богдан Хмельницкий, костомаровский Стенька Разин, как говорили: это Иван Грозный (скульптора Марка) Антокольского, это Пётр Великий (художника Николая) Ге, и т. п. Мы говорим: пусть патентованные архивариусы лепят из архивной пыли настоящих Грозных, Богданов, Разиных – эти трудолюбивые, но мёртвые слепки будут украшать археологические музеи, но нам нужны живые образы, и такие образы даёт нам Костомаров. Всё, что было драматичного в нашей истории, особенно в истории нашей юго-западной окраины, всё это рассказано Костомаровым, и рассказано с непосредственным мастерством рассказчика, испытывающего глубокое удовольствие от своего собственного рассказа».

 

***

Среди знаменитых уроженцев Воронежского края – Николай Иванович Костомаров. Известен он, прежде всего, как учёный-историк, хотя писал художественную прозу, стихи, драмы – это сочинял по настроению, не в ущерб основным занятиям.

Жил и творил наш земляк в девятнадцатом веке – золотом в истории культуры России. В созвездии великих летописцев Отечества ярко горит звезда Костомарова. Современники с почтением говорили о нём, как о первом после Карамзина историке-живописце. Он «всегда писал так, как если бы сам присутствовал при том, о чём рассказывает». С годами наследие Костомарова ушло в тень, оказалось – не навсегда. Сегодня вновь возник к нему интерес. Внимательно изучают взгляды историка, с пристрастием вчитываются в его труды по «болючему» национальному вопросу. А они ведь звучат особенно злободневно в связи со складывающимися довольно непросто в новейшей истории отношениями между Россией и Украиной.

Общественные запросы не остаются без внимания. В Москве, стараниями Павла Ульяшова издано самое полное собрание сочинений Костомарова в 18 книгах. А в Киеве авторский коллектив Академии наук Украины под началом «главного костомароведа» Юрия Пинчука выпустил на русском языке «Энциклопедию жизни и творчества Н.И. Костомарова» и на украинском «Микола Костомаров. Віхи життя і творчості». Обе энциклопедии весомы числом страниц и содержанием. Кстати, ни об одном из великих российских историков пока, к сожалению, таких работ нет.

В Воронеже, на родине историка, впервые вышел его сборник избранных трудов «Русские нравы». Издана обстоятельная книга о нём – «Славянский мир Н.И. Костомарова», автор Т.П. Малютина (Чалая). В книге дана научно выверенная, прежде всего, на основе малоизвестных или вовсе не известных архивных материалов биография учёного, выявлена роль семьи и ближайшего окружения в становлении его личности. Документально установлена точная дата рождения Костомарова – 5 мая (по старому стилю) 1817 года. Анализируются общественно-политические взгляды и деятельность выдающегося историка, этнографа и писателя, оставившего заметный след в различных сферах науки, политики, искусства.

Знают имя земляка на его милой малой родине. В Россоши на фестивалях Слободской украинской культуры, которые проводит актив и редакция газеты «Россошь», песенное мастерство фольклорных хоров или ансамблей отмечалось призом имени Николая Костомарова.

Наш рассказ – о жизни и творчестве видного отечественного историка.

Главный создатель «энциклопедий» киевский учёный Юрий Анатольевич Пинчук (1937 – 2012), можно говорить, всю свою жизнь целиком посвятил исследованию наследия Костомарова – написал труды об исторических взглядах Николая Ивановича и его научную биографию. Так что – энциклопедии явились ожидаемым очередным важным шагом в «костомарововедение».

В россыпи расположенных по алфавиту заметок листаешь страницы жизни земляка. Знакомые географические вешки на родимой стороне. Юрасовка – слобода на речке Ольховатка. Здесь «крепостной паныч» в крестьянской хате родился, в сельской Георгиевской церкви крестился «незаконнорожденным» сыном помещика и его же подданной девицы, счастливо рос в барском имении до трагической гибели отца. Воронеж – город, в котором учился и ещё неосознанно очаровывался притягательным прошлым родного края. Начальная тяга к литературе, истории поведёт его из Воронежской гимназии в Харьковский университет. Острогожск – уездный городок. В нём выпускник университета, юнкер драгунского полка «на всю оставшуюся жизнь» пристрастится к занятиям отечественной историей по архивным источникам. Приворожит его старина. Напишет Костомаров свою работу – историю «первого по времени» Острогожского казацкого слободского полка.

Печатание её отложил до поры. Ему хотелось полнее исследовать судьбу всего Слободского края. Так называли тогдашние окраинные земли Московского государства. Замысел останется неосуществлённым. А рукопись, к сожалению, окажется потерянной. На закате лет он пожалеет об этом и напишет: «Начавши свое воспитание и первую деятельность в Слободском крае, пребыл и, конечно, до могилы пребуду верен любви к этой своей народности!»

В Харькове Костомаров заявит о себе как историк и писатель. Выйдут его первые книги. Степень магистра исторических наук добудет со второго захода, первую диссертацию приговорят к сожжению за то, что в ослаблении православия он обвинит отдельных священнослужителей. На взгляд учёного, своим безнравственным поведением они подрывали авторитет церкви и потому уступали позиции католичеству в Западной России.

Превратности судьбы не покидают и в Киеве, куда переселяется Костомаров. Николай Иванович избирается профессором, читает курс лекций по русской истории в университете. Он, как и его друзья, среди которых автор «Кобзаря» Тарас Шевченко, живёт «мыслями о народности и народной поэзии и мечтами о славянской федерации». Именно в равноправном союзе братских народов Костомаров видит светлое завтра.

А дальше – немилостивый Санкт-Петербург с годичным заключением участника кирилло-мефодиевского братства в Петропавловской крепости. Сошлют без малого на десятилетие в Саратов, запретят «служить по учёной части». И тут губернский чиновник не зачахнет. В новых друзьях – журналист и писатель Даниил Мордовцев, историк литературы Александр Пыпин, будущий революционер-демократ, писатель Николай Чернышевский. Не оставит Костомаров уже начатый труд о Богдане Хмельницком. Здесь, на Волге, он воскресит в слове «бунт Стеньки Разина». Адресованные не только собрату-специалисту, а широкому кругу читателей книги увидят свет «при новом царе» – Александре II. Уже гостеприимнее к нему будет северная столица.

Костомаров станет своим человеком в редакциях популярных журналов «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы». Обретёт благодарных слушателей профессор Петербургского университета. Как учёный целиком отдаёт себя исследованию отечественной истории: работает в архивах и библиотеках, пишет книги. Это «Смутное время Московского государства», «Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада», «Богдан Хмельницкий», «Последние годы Речи Посполитой», «Руина», «Мазепа» и другие. Настольной книгой для поколений читателей станет «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»,

Избирается в Археографическую комиссию, в которой до конца жизни останется на служебной должности. Отработает сполна, за 25 лет под редакцией Костомарова выйдут 12 из 15 томов серийного издания «Актов Южной и Западной России». Подсчитано – это 2258 документов, в которых запечатлено «течение времени». Для историка – родник.

С 1876 года – член-корреспондент Российской Академии наук.

Большую популярность исторических трудов Костомарова современники объясняли новизной его научных взглядов, своеобразием стиля «историка-лирика», «историка-художника». Общество услышало «голос живого народа».

В быту заботилась о Костомарове его мать – юрасовская крестьянка Татьяна Петровна. После её кончины в 1875 году Николай Иванович обвенчался с Алиной Леонтьевной – со своей первой суженой. Судьба их разлучила в Киеве 28 лет назад. На склоне лет жена стала для него опорой в жизни и незаменимой помощницей в работе.

Костомаров скончался в апреле 1885 года и был похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. Библиотеку свою он завещал Киевскому университету. Деньги израсходовали на строительство школы в родной слободе Юрасовке.

Затворник-летописец из Костомарова не состоялся. Труды даже о глубокой древности вызовут яростные споры. В прошлом Отечества он находил и высвечивал такие моменты, которые звучат предостерегающе и сейчас. Причём, по самым кричащим вопросам – федерализма и государственности, роли личности в истории, нрава и характера нации, веры, обычаев, геополитических интересов.

Своего рода путеводителем в «страну» историка должны быть, по замыслу авторов, костомаровские украинские «Энциклопедии». Кроме биографических сведений, как уже сказано, в них наиболее полно представлены сочинения учёного. Каждой работе отведена отдельная статья. В этом главная научная ценность издания.

Что же касается изъянов, ошибок «не всяким лыком в строку» по причине политической заданности, то это неизбежные издержки текущего времени. Сейчас не о них разговор. Возвыситься бы нам над историческими обидами, не делить наследие Костомарова на русское и украинское, а принять руководством к действию его же мысли: «В истории, как в жизни, раз сделанный промах влечёт за собой ряд других и испорченное в несколько месяцев и годов исправляется веками».

На снимке: Николай Иванович Костомаров.

Пётр Чалый (Россошь Воронежской области)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"