На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Федор Ушаков и Иоаннис Каподистрия

Греческое национальное государство: история и современность

Уважаемые коллеги!*

Мы завтра установим мемориальный знак в память наших предков, русских солдат и моряков эскадры адмирала Ушакова и героических ополченцев Керкиры и других Ионических островов, штурмовавших 18 февраля 1799 года и взявших укрепления острова Видо. Тем самым предопределившим падение и капитуляцию сильнейшей в Европе крепости Корфу. Сдавшийся гарнизон был великодушно освобождён и отпущен адмиралом Ушаковым во Францию под подписку о том, что его солдаты не будут воевать против России. Это был не единственный милосердный поступок победоносного адмирала. Были в его арсенале добрых дел и спасение населения греческого города Парга на Адриатическом побережье от реальной угрозы уничтожения, вырезания отрядами, известными своим зверством Али-Паши Янинского. Я уже не говорю о его неимоверных усилиях для спасения от смертоносной чумы — этой самой смертоносной болезни XVIII века — целого экипажа своих моряков в вымирающем городе Херсоне. Я говорю и о том, что свою жизнь он закончил в Санаксарском монастыре, в центре России, в его кельях, раздавая свои капиталы, земли, другие богатства, а их у него было немало, (Екатерина II была щедра к победителю.) отставным морякам и солдатам, инвалидам, бедным вдовам и сиротам — всем, кто нуждался.

«Вы его знали как великого флотоводца, мы его знали как великого милосердца и благотворителя», — писали местные газеты после его смерти.

Так и ушёл он из жизни с Молитвой и не отягощённый никаким богатством. Русская Православная Церковь признала его жизнь и деяния святыми и праведными за это его постоянное милосердие, любовь к ближнему, будь то офицеры или простые моряки, солдаты, обыватели, островные жители, которых он считал «братьями во Христе».

Церковь признала его духовные и православные заслуги в освобождении греческих Ионических островов, за что он, кстати, получил благословение Константинопольского патриарха Григория V в 1798 году, который осуждал вероотступников-французов и призывал жителей островов соединять усилия с русскими (этот циркуляр хранится в архиве Керкиры). Церковь признала заслуги Ушакова, которые подтверждены многими историческими фактами, документами и которые мне посчастливилось найти в архивах города Керкиры в 1988 – 1989 годах, что получало подтверждение во многих исторических исследованиях, скажем, таких известных как академик Е. Тарле (собр. соч. т.10, М. 1959 г.), доктор исторических наук Августа Станиславская в её блестящем историческом исследовании «Политическая деятельность Ушакова в Греции», М. 1983 г.

В 2003 году здесь на Керкире в отеле «Корфу» состоялась интереснейшая и познавательная научная конференция, организованная Афинским университетом, обществом по изучению истории Керкиры, губернатором острова с представителями Московского и Симферопольского (Крым) университетов, которая рассматривала историю Ионической Республики Семи островов и личную роль адмирала Ушакова в её создании и утверждении в республике самой демократической конституции в Европе. Мы признательны за это организаторам конференции, профессору Афинского университета Елене Стереопулу за неиссякаемую энергию и подвижничество и надеемся услышать её сегодня.

Особо подчёркивалось, что именно при Ушакове на островах была восстановлена православная епархия после нескольких столетий и избран православный митрополит.

Вот, что пишет по этому поводу, по духовной приверженности православного Ушакова Николай Пасхалис, купец из Керкиры, русскому консулу в Венеции Павлу Филису, тоже греку, в 1799 – 1800 гг.

«На Преображение, 4 числа, сего месяца внезапно с частью флота прибыл Ушаков. В тот день и ночь была такая сильная буря и ветер, что, говорят, что всему бывшему с ним флоту угрожала гибель, но святой Спиридон хранил их, ни один из кораблей не пострадал, все они благодарили святого — на всех кораблях были отслужены благодарственные молебны» (письма 4, стр. 10).

В другом письме Пасхалис пишет: «Поистине благословение Божье, что здесь находится адмирал Ушаков, христианин и прекрасный человек… Архиереем, митрополитом Керкиры мы выбрали Дзигалиса. …однако весь народ хотел видеть на этой должности Феотопия, в том числе и сам Ушаков, но эти (дворяне) этого не хотели» (письмо 2, стр. 14).

В письме № 4 Пасхалис пишет: «Ушаков относится к знати насторожённо. Простой же народ он стал любить ещё больше, чем прежде — поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских и генерала Волконского. Невероятно, но каждое воскресение все солдаты желают посещать Божественную литургию. Для них выделено шесть церквей. Точно также он (Ушаков) с остальными генералами ходит на обедню к святителю Спиридону или в Платитеру (храм Богородицы) каждое воскресенье. На Страстной седьмице в храме Платитеры на всех службах были русские и все дворянство» (письмо 4, стр. 18).

Пасхалис пишет, что «церковь и мощи Спиридона взяты Россией под полную защиту» (письмо 9, стр. 20).

Эти поразительные письма, свидетельствующие о благочестии и молитвенности Ушакова, его решительной поддержке православия на острове, я получил от научного общества по исследованию Керкиры в 2003 г. Тогда они передали мне выпущенную ими книгу (А.Х. Тситса) об этой переписке. Эти труды «Русское консульство в Венеции и Керкире (1800 – 1802)» были изданы в 2001 году. Я очень признателен им за этот подарок, за эту публикацию.

В беседах с нынешним многочтимым митрополитом Керкирским Нектарием я не раз слышал слова благодарности в адрес святого адмирала за эту поддержку православия на острове.

Впоследствии здесь в архивах, книжных изданиях было обнаружено много фактов и материалов, и мы благодарны руководителю архива той поры (Госпоже Алипе Никифору) за плодотворное сотрудничество. Особенно ценными были архивные документы об основании Республики Семи соединённых островов, о встрече главы сената острова Анжело Орио с императором всероссийским 25 мая 1800 года, на котором   тот внёс ряд прошений от жителей, послание Павла I   сенату с требованием прекратить конфликты и проявить миролюбие.

Итак, вот от этого небольшого мемориального знака на Видео от той поры XVIII века начинался большой отрезок сияющего пути греческого и итальянского евразийского жизненного   маршрута   адмирала Ушакова. Отсюда завязался с его участием ещё один крепкий узел в вековечных связях России и Греции. От тех давних времён, когда с греческих византийских земель на Древнюю Русь пришло Христианство, пришло православие, и мы надеемся, что не один туристический маршрут из России на Керкиру (последнее время он пользуется всё большим и большим успехом в России, на Украине, в Белоруссии и других постсоветских республиках) отныне уже не минет, не пропустит и остров Видо.

*   *   *

Ну, я не могу в этом выступлении не сказать обо всём жизненном пути славного адмирала Ушакова, о тех пометах, которые и свидетельствуют о его святости. С ним в Россию пришло океаническое мышление, которым уже обладали великие морские державы.

Великий мореплаватель и флотоводец родился в 1745 году в центре России в Ярославской губернии в селе на берегу Волги. Это характерно для русских флотоводцев (адмиралы Спиридов, Нахимов, Ушаков родились вдали от моря). Для Ушакова, его святой жизни немаловажно, что он родился на Ярославской земле. А именно там родился великий игумен Земли Русской Сергий Радонежский, там обитал и жил спаситель Руси Равноапостольный князь Александр Невский, там   33 года жил в затворе, т.е. прикованный цепью к своему месту, прорицатель и предсказатель, святой монах Иринарх, который благословил ополчение Минина и Пожарского на освобождение в 1612 году Москвы от иноземных оккупантов.

Жил Ушаков рядом с городом Ростовом Великим, этим русским Афоном, где были десятки монастырей и храмов. Итак, святая земля Ярославщины — исток, от которого и исходила жизнь будущего адмирала.

Второе его начало — море.

В Житии святого праведного говорится, что он провёл 43 морских кампании, и ни в одной из них не потерпел   поражения. Это ли не великая Божия милость.

Морской шляхетский корпус в С.-Петербурге, русский флот. Он обошёл многие моря — Балтийское, Северное, Белое, Средиземное, Адриатическое, Чёрное, Азовское. Императорская яхта, линейные корабли под его началом, эскадры и целый флот. Он одержал победы над турецким флотом под Керчью, у мыса Фиодониси, Тендры. Особо блестящим, вошедшим в учебные программы по тактике, морской бой при мысе Калиакрия у берегов Болгарии. Битые турецкие генералы прозвали Ушакова непобедимым Ушак-Пашой.

В конце XVIII века Ушаков действительно был самый непобедимый адмирал. Его знали и признавали его военные таланты не только в России, в битой им Турции, но и в Италии, Франции, Австро-Венгрии, Испании, Англии. Конечно, на всех Балканах — Греции, Болгарии, Черногории. Уважал его за флотоводческий талант и легендарный английский адмирал Нельсон, хотя по поводу операций в Италии у Мальты у них были некоторые разногласия.

Там, в Средиземноморье, здесь, на Ионических островах и развернулся не только флотоводческий, но и стратегический, дипломатический талант, талант государственного руководителя, преобразователя.

После взятия острова Видо, падения Корфу наступил период строительства первого свободного греческого государства. Вся материковая Греция находится под турецким игом, или в свете сегодняшней толерантности, под турецким управлением, причём, более чем триста лет. Идёт многовековая борьба за её освобождение, за её независимость.   И вот появилась возможность, некий луч света, когда можно стало говорить о независимости небольшой части Греции.

В силу исторических обстоятельств под ударами якобинских войск пала Венеция. Уже много лет она владела Ионическим островами, как своим предмостным укреплением против Турции. На острова сразу же после взятия Венеции высадились французские войска. Они принесли с собой лозунги революции о свободе, равенстве, братстве, которые на первых порах были привлекательны. Была сожжена так называемая «Золотая книга» о первенстве аристократических родов. «Второклассные» — коммерсанты, люди свободных профессий, художники надеялись получить права рядом с бывшей верхушкой острова. «Островные   мужики», т.е. крестьяне пытались захватить земли богачей. Однако свободомыслие и надежды скоро испарились. На жителей были наложены непомерные налоги в пользу Франции, её начавшихся дальних походов, свобода была ограничена, крестьян заставили сдавать непомерную продукцию для гарнизона, чувства верующих греков оскорблялись насмешками и презрением к религии безбожных солдат-атеистов.

Куда могли пойти Ионические острова, созданные фактическим их соединением после изгнания французских гарнизонов. Вариантов было несколько.

— Уйти под власть расположенной рядом католической Австро-Венгерской империи.

— Склонить голову перед Турецкой Портой, под пятой которой находилась вся материковая Греция.

— Подумать о переходе под протекторат далёкой и амбициозной Англии, что впоследствии и было.

— Уйти под флаг русского царя. (Почти на всех островах такое предложение выдвигалось на общих ассамблеях.)

Ушаков по указанию императора Павла I заявил, что «Россия здесь выгод не ищет», избрал вместе с гражданами островов путь создания независимого греческого государства.

Это был нелёгкий и зыбкий путь. Надо было отринуть путь «поглощения» Ионических островов Турцией, а она в тот момент была союзником России и Англии против войск Французской Директории.

Ушаков избрал путь, обеспечивающий гарантию независимости нового объединения — Республики Семи островов как со стороны России, так и со стороны Турции. Тут был безусловный успех и равновесие.

Англия отпала, потому что, хотя она и была союзницей, но её флот никак не мог взять захваченную наполеоном Мальту, а Ушаков Корфу взял.

Австро-Венгрия дрожала под ударами войск французских генералов. Ей было не до Ионических островов.

Ушаков принял единственно правильное решение, отвечающее чаяниям греческого населения Ионических островов. Создаётся первое независимое греческое государство в новое время и создаётся на основании традиций, присущих жителям этого региона, греческим обычаям и порядкам.

В мае 1799 года состоялись выборы в сенат, главной задачей которого была разработка новой конституции. И здесь сказалось влияние Ушакова. В нём заседали рядом с нобилями — аристократами и второклассные.

«План Временного правления» — «Временный план об учреждении правления», новая конституция были разработаны в Сенате и, конечно, при активном участии Ушакова. С одной стороны, там подтверждались старые порядки и в то же время были существенные нововведения и это делало новую Ионическую конституцию одной из самых демократических в Европе в то время. (Определение места «второклассных» при движении в привилегированный слой «за знания и таланты»   — художники, писатели, адвокаты и т.д.) Кажется, парадокс: убеждённый монархист, представитель империи (все свои действия согласовывает с императором Павлом I), страны, где конституцией и не пахло, даёт конституцию (и какую!) Первой Греческой Республике, опираясь на опыт городов и республик Адриатики, «согласно островным традициям».

И ещё одна из существенных сторон конституции — она ознаменовала появление греческой национальной государственности в новое время.

«Временный план» был детищем Ушакова, и он добился на основании его примирения слоёв населения, умиротворения низших слоёв. Ещё ограниченное, не вполне полноценное, но самостоятельное, автономное греческое государство с введением греческого языка, созданием своих вооружённых сил самообороны, утверждением самостоятельной юридической системы (об этом в 2003 году был блестящий доклад на конференции) — всё это порождало рост самосознания у островных греков и всего населения Пелопонеса. И в этом смысле было мостом, или предместьем к будущей независимой Греции.

*   *   *

Россия и Греция. Между народами этих стран всегда была симпатия и расположенность. Приход из Греции Византийского Христианства — православия, великая эллинская, греческая культура в немалой степени повлияли на самобытную русскую культуру. Россия правящие круги, народ всегда сочувствовали борьбе греков за свободу и независимость. Внешняя политика по отношению к будущей независимой Греции тогда, в XVIII, начале XIX   века только вырабатывалась, но адмирал Фёдор Ушаков был её зачинателем.

Линия на дружбу, взаимное доверие, уважение к Вере народа, к его мнению разве не дороги они нам сегодня? Разве не руководствуемся мы этими драгоценными правилами в отношении к ближним и дальним соседям?

*   *   *

Мэр города, митрополит Керкирский не раз говорили мне, что миссия Ушакова раскрывается в моей книге, переведённой на греческий язык, которая помогла им установить место и роль Республики Семи островов как первого греческого самостоятельного государства. И недаром на Керкире у крепости, недалеко от храма святого Спиридона, памятника первому президенту Греции И. Каподистрии стоит памятник святому праведному адмиралу Ушакову — создателю и охранителю первого греческого государства в новое время.

И важно то, что при нём на островах восстановлено православие, которое было изгнано латинянами-венецианцами более чем триста лет назад с островов. При Ушакове был избран и православный митрополит. Он совершал крестные ходы со святыми останками святого Спиридона Тримифунтского. И эти его заслуги внесены в церковное Житие адмирала.

Этим своим христианским служением Фёдор заслужил признание Греции и Керкиры, а по большому счёту и сам как бы оплачивал тот великий взнос, который на Русь внесла Греция (Византия), оттуда к нам пришло христианство-православие.

Сейчас нам известно очень многое из прошлого адмирала, вырисовалась его державная и флотоводческая роль, его дипломатический талант. Он стал известен как великий благотворитель, человек, который умеет его созидать, строить, возводить, что проявилось в Севастополе. Стало видно его вдохновляющее влияние в годы Великой Отечественной войны (1941 – 45 гг.). Он снова пришёл тогда к нам после первого своего земного пути, его орден украсил грудь моряков в годы Великой Отечественной. О нём писал Борис Пастернак.

И вот на эту ширь раздолья

Глядит из глубины веков

Нахимов в звездном ореоле

И в медальоне — Ушаков

Вся жизнь их — подвиг неустанный

Они, не пожалев сердец,

Сверкают темой для романа

И дали чести образец.

След замечательных свершений, великих побед, героических подвигов наших предков, их чести и благородства навсегда останется в нашей памяти.

И мы благодарны жителям Керкиры, Ионических островов, вашим властям, греческой православной церкви за память о великом адмирале, его воинстве и о нашей общей истории.

*Выступление на литературно-исторической российско-греческой конференции на острове Корфу.

Валерий Ганичев, доктор исторических наук, профессор МГУ


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"