На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Высшая цель политики

К 180-летию со дня рождения Д.И. Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев стоит в первом ряду великих наших соотечественников. Трудно найти в нашей истории натуру столь же одарённую и разностороннюю. Занимаясь серьёзной наукой, а его открытие Периодической системы вывело отечественную химическую науку на мировой уровень, Менделеев в то же время, строил университеты, запускал заводы, в одиночку поднимался на воздушном шаре, разоблачал спиритизм. Он автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Когда Менделеев в 1907 году скоропостижно скончался, его похороны, стали национальным трауром. Известный публицист того времени М.О. Меньшиков по поводу безвременной кончины ученого написал: "Есть люди, со смертью которых как бы умирает часть России".

 

Сибирские корни

 

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии. Из рожденных матерью он был последний, семнадцатый ребенок. Восемь её детей умерло ещё в младенчестве, а одна из дочерей умерла в 14 лет от чахотки. Дед Дмитрия по отцовской линии, священник села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, Павел Максимович носил фамилию Соколов. Но как было принято в то время в среде духовенства, только один из его четырёх сыновей, по окончании семинарии унаследовал её. Второй сын стал Тихомандрицким (по названию села), третий – Покровским (по приходу, в котором служил Павел Максимович), а Иван, отец Дмитрия Ивановича, получил фамилию соседних помещиков Менделеевых.

После духовного училища, Иван Павлович Менделеев окончил филологическое отделение Главного педагогического института и был определён «учителем философии, изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 году женился на Марии Дмитриевне Корнильевой из старинного рода сибирских купцов и промышленников. С 1818 по 1827 Иван Павлович служил в Тамбове и Саратове. А затем возвратилась в Тобольск, где получил место директора классической гимназии. После того как Иван Павлович серьезно заболел, семья переехала в село Аремзянское, где находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, жившего в Москве. После смерти в 1847 году отца, все заботы о большой семье легли на плечи Марии Дмитриевны. Дмитрий Иванович вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Большое влияние на Менделеева оказали и пребывавшие в то время в Сибири ссыльные декабристы. За одним из них, Н. И. Басаргиным, бывшим членом Южного общества была замужем сестра Дмитрия Ивановича, Ольга. Вместе с И. И. Пущиным они оказывали семье Менделеевых помощь, после смерти Ивана Павловича. Дядя Дмитрия Ивановича, В. Д. Корнильев, в московском доме которого на литературных вечерах запросто бывали знаменитые литераторы, художники, учёные также повлиял на мировоззрение ученого.

Уже в гимназии Дмитрий Иванович обнаружил особые способности. Кстати, русскую литературу и словесность в гимназии преподавал известный впоследствии русский поэт Пётр Павлович Ершов. Чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование, в год его окончания гимназии Мария Дмитриевна свернув все дела в Сибири, выехала в Москву, чтобы определить сына в университет.

 

Между наукой и заводским делом

 

В 1855 году Менделеев окончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. После этого учительствовал в Симферополе и Одессе. В 1856-м он магистр химии, в 1857-м приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета, в 1865-м защитил докторскую диссертацию, в 1876-м избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, в 1859-61 годах находился в научной командировке в Гейдельберге. Работая над трудом «Основы химии», Менделеев открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов.

Научный авторитет Д. И. Менделеева был огромен. Список титулов и званий его включает более ста наименований. Но сам ученый особо выделял из своих трудов свою службу Родине «по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности». Как впоследствии вспоминал Менделеев: “Выросши около стеклянного завода, который вела моя мать.., сызмала пригляделся я к заводскому делу и привык понимать, что оно относится к числу народных кормильцев.., поэтому отдавшись такой отвлечённой и реальной науке, как химия, я смолоду интересовался фабрично-заводскими предприятиями…”.
Менделеев много сделал в области промышленной технологии. Под его редакцией в 1862 году вышел в свет первый выпуск “Технологии”, посвящённый производству муки, хлеба и крахмала. Курс на основе немецкого, по сути, был написан заново, с примерами из русской действительности. В дальнейшем вышло еще пять выпусков “Технологии”. Творческая деятельность Менделеева в этой области начинается на рубеже 1850-60-х гг. и практически совпадает с началом индустриального развития России. Пореформенная Россия, приступившая к индустриализации намного позже мировых промышленных лидеров, демонстрировала, во-первых, более высокие темпы развития, и, во-вторых, опережающий рост тяжелой промышленности. В 1909-13 гг. среднегодовой рост промышленной продукции составил 8,8 %. А перед первой мировой войной Россия входила в пятерку индустриальных государств-лидеров.

За много лет своей научной деятельности Д.И. Менделеев проявлял интерес ко многим отраслям промышленности. Но особое внимание он уделял развитию отечественной нефтяной промышленности. В 1876 году учёный по поручению Русского технического общества едет в США для изучения американского опыта организации нефтяной промышленности. Менделеев стремился разработать пути возможно полной переработки нефти, отмечая, что нефть, “…как товар редкий в мире, должно превратить в редкие продукты». “Нефть, – писал учёный, – столь редкий исключительный дар природы, что сжигать его как простое топливо – просто грех… Можно топить и ассигнациями”.
С 1882 года Менделеев занимается вопросами развития каменноугольной промышленности. Он разграничил использование угля как топлива и нефти как преимущественно сырья для химической промышленности.

 Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с общей таможенной политикой. По его убеждению « нужно защитить своё производство покровительственными тарифами, ибо в них одних задаток экономической независимости, а потому и самостоятельного развития".

В 1899 году Менделеев по поручению министра финансов Витте и директора Департамента промышленности и торговли Ковалевского совершил поездку на Урал для изучения кризисного состояния уральской промышленности. В марте 1899 года Менделеев в докладной товарищу министра финансов предлагает передать Военному и Морскому министерству казённые заводы, соответствующие интересам обороны, остальные государственные горные заводы – в частные руки. Опекаемые правительством монополисты тормозят подъём края. Отсюда – «дорогие цены, довольство достигнутым и остановка в развитии». Позже Менделеев отметит, что этот вывод стоил ему «много труда и неприятностей».

Будущее русской промышленности Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. В идеале русская община летом должна заниматься земледелием, а зимой – делать фабрично-заводскую работу на своей общинной фабрике. Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда. Фабрика или завод при каждой общине – «вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным».

При этом, по убеждению Менделеева «богатство и капитал равно труду, опыту, бережливости, равно началу нравственному, а не чисто экономическому». Состояние без труда может быть нравственно, если только получено по наследству. Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Менделеев считал, что их можно избежать в условиях общины, артели и кооперации.

 

Высшая и гуманнейшая цель

 

В 1905 году вышла книга Менделеев а «Заветные мысли» и его труд по анализу последней переписи населения «К познанию России». Важное место в этой работе занимают вопросы народонаселения. В начале XX века, Менделеев, отмечая, что население Российской империи за последние сорок лет удвоилось, вычислил, что к 2050 году её численность при сохранении существующего роста достигнет 800 млн человек. По тем же расчётам Менделеева, россиян сегодня должно быть около 500 млн. «Русские готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами", – писал он.

Дмитрий Иванович критикуя интернационализм, утверждал , что национализм настолько естественен, что никогда не угаснет. Кстати, в последние годы жизни Менделеев был избран почетным членом "Союза русского народа", где также состояли художники В. Майков и В. Васнецов, профессор Б. Никольский, историк Д. Иловайский.

Но не только поэтому книга Менделеева “Заветные мысли” в полном виде до 1995 года не издавались. Советские редакторы не пропускали места, где Дмитрий Иванович положительно высказывался о действиях царского правительства, критически отзывался о социалистах и революционерах. Вычеркивалось и его мнение о евреях. Подчеркивая факт, что ни в одной стране нет такого количества евреев как в России, ученый полагал, что уживаются они у нас «благодаря своей юркости и склонности к торговле». И хотя их не любят, «народец этот обладает многими способностями и свою пользу странам приносит, конечно, не своими кагальными или масонскими приёмами и политиканством, а своим торговым посредничеством, которого очень недостаёт в России». «Мне кажется, – пишет ученый, – что евреям у нас предстоит легко доступный способ ассимилироваться с преобладающим населением, отказавшись от кичливой заносчивости, и встать в ряды обычных тружеников, так как, по мне, русские люди охотно подружатся даже и с евреями».

В последней своей работе Менделеев критикует Мальтуса и его требование воздержания от деторождения. По мнению Дмитрия Ивановича, наоборот «одним из лучших стимулов всех успехов человечества служит стремление обеспечить своих детей и облегчить их жизнь". Вопрос о народонаселении ученый ставит во главу угла: «Для меня высшая и гуманнейшая цель всякой «политики» яснее, проще и осязательнее выражается в выработке условий для размножения людского». Народ для Менделеева – основа государства, а все реформы должны быть направлены на улучшение его жизненных условий и на увеличение населения. 

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"