На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

К истории Званского Знаменского монастыря

Выступление на секции XХII ВРНС «Культурное наследие. Новые вызовы»

В духовной жизни России XIX век отмеченмногочисленным строительством монастырей, связанным во многих случаях с представителями дворянского сословия.Так, в 1823 году при селе Аносине княгиней Евдокией Николаевной Мещерской, урожденной Тютчевой (тетка известного русского поэта Ф.И. Тютчева) в память ее умершего мужа князя Бориса Мещерского был построен Борисоглебский Аносинставропигиальный общежительный женский монастырь. В 1838 году на Бородинском поле на месте гибели генерала Тучкова, его вдовой Маргаритой Михайловной Тучковой был основан Спасо-Бородинский женский монастырь. В 1856 г. устроенная под Наро-Фоминском старцем ЗосимойВерховским женская община - Троице-ОдигитриеваЗосимова пустынь возведена в степень монастыря. В 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе Анны Гавриловны Головиной, которой принадлежало село Деденево, и ее сына Гавриила Павловича Головина, был основан Спасо-Влахернский женский монастырь.  По примеру Борисоглебского Аносина монастыря и по утвержденному уставу Троице-ОдигитриевойЗосимовой пустыни в 1891 г дочерью владельца усадьбы Филимонки князя Бориса Антоновича Четвертинского княгиней Верой Борисовной Четвертинской в память чудесного спасения царской семьи при крушении царского поезда у станции Борки на Азово-Харьковской железной дороге в октябре 1888 г. был основан Князь-Владимирский женский монастырь. Закрытые и разрушенные в годы советской власти, эти монастыри сейчас возрождаются, восстанавливаются из руин церковные здания, возрождается приходская и монашеская жизнь.

Иная судьба постигла Званский Знаменский монастырь Новгородской губернии, основанный  в 1869 году по завещанию вдовы русского поэта Гаврилы Романовича Державина Дарьи Алексеевны в память мужа на месте державинского имения Званка.

Имение на Званской горе было приобретено Дарьей Алексеевной у своей матери в 1797 году на средства,полученные в приданное. Усадебный ансамбль былсоздандругом и родственникомГ.Р. Державина,одним из крупнейших мастеров усадебного строительства к.XVIIIв, архитектором НиколаемАлександровичем Львовым. Это уединенное тихое место так понравилось Гаврилу Романовичу, что он проводил в имении каждое лето, здесь он и скончался 8 [20] июля 1816 года.

При усадьбе первоначально не былоцеркви, и все жители окрестных деревень ездили за 5 верст в Никольскую церковь в селе Спасская Полисть.Судя по воспоминаниям, Гавриил Романович очень любил церковные службы и часто приглашал священника Никольской церкви послужить в доме молебен или всенощную. Об этом пишет автор путевых заметок, скрывшийся под инициалами  «В.С.»: «…Я проезжал через Новгород. Здесь я вспомнил рассказ званского священника, что в девяти верстах от Новгорода в монастыре ВарлаамаХутынского живет девяностолетний священник, отец Никифор, который погребал Державина. На другой день утром я был в келье отца Никифора, но к несчастью нашел его больным; он был так слаб, и от болезни, и от старости, что с трудом мог говорить.<…> Отец Никифор был священником какого-то села, недалеко от Званки; в последствии его перевели в самую Званку, когда, после смерти Державина, супруга его построила там церковь. Державин часто приглашал к себе отца Никифора, просил его служить в своем дому всенощные, молебны…»[1]

Священник А. Ваучский, описавший историю Званского монастыря, сообщал, что Державин еще при жизни своей заготовил в своем имении материал для постройки храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, но Дарья Алексеевна не хотела строить церковь по какому-то предрассудку, и построен храм был уже послекончины Г.Р. Державина, но согласно его желанию.[2]Строительство было начато в 1817 году, а в 1821 году церковьбыла освящена архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря Фотием и была сделана приходскою для жителей всех деревень, принадлежащих Державиной, Дымно, Залозье, Антушево и Званка. Приход назывался Званка или Воскресенско-Тож, о чем свидетельствует церковная печать, оттиск которой хранится в Новгородском архиве.[3]На содержание Званской церкви и священника при ней Дарья Алексеевна еще при жизни внесла капитал в50 тысяч, а также выделила на содержание Никольской церкви 5 тысяч.[4]Как писал А. Ваучский, храм отличался изящной архитектурой  и художественной живописью (особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово).[5]

В 1839 году Дарьей Алексеевной Державиной было составлено завещание, в котором она изложила свое желание передать усадьбу «Званка» в духовное ведомство и устроить там женский монастырь и училище для девиц духовного звания. Средства на осуществление задуманного Дарьей Алексеевной должны были составиться от продажи городского дома Державиных в Санкт-Петербурге и  всех доходов от имения «Званка».

Промыслом Божиим, в устроении монастыря деятельное участие принял Константин Матвеевич Бороздин,один из потомков прп.Саввы Вишерского(вмиру Сергея Ивановича Бороздина), столпника, основателя Новгородского Савво-Вишерского монастыря.[6]

Константин Матвеевич был родственником Державиных, он был женат на племяннице Дарьи Алексеевны, Прасковье Николаевне Львовой, дочери друга Гавриила Романовича Державина – Николая Александровича Львова. Дом Бороздиных находился рядом с домом Державиных в Санкт-Петербурге. Он был назначендушеприказчиком по завещанию Дарьи Алексеевны и для устройства монастыря и училища предоставил капитал в 98 279 руб.

Дарья Алексеевна не имела собственных детей, но в доме всегда жили племянники и племянницы, которых она воспитывала, выдавала замуж, беспокоилась обих приданном. Племянница Дарьи Алексеевны Вера Николаевна Воейкова (Львова) вспоминала, что тетушка «всегда болела об образованных бесприютных девицах, которые ищут крова и занятий. Монахини задуманного ею монастыря должны были  найти на Званке покой, удобства и молитвенный подвиг и, вместе с тем, благотворительную обязанность по отношению к малолетним сиротам»[7]- воспитанницам задуманного Дарьей Алексеевной училища.

Сведения о деятельности  Бороздина по открытию монастыря и устройству в нем училища, дают воспоминания родственников Дарьи Алексеевны, которые собрал и опубликовал И. Хрущов в своей работе«Милена, вторая жена Державина». Когда в 1844 г. - через два года после кончины Дарьи Алексеевны дом был продан и все необходимые документы оформлены, Бороздин представил в Святейший Синод проект устройства училища, которое он просил передать «под Высочайшее покровительствоГосударыни Императрицы и Августейшей Дщери Ея, великой княжны Ольги Николаевны».[8] В своем проекте он опирался на опыт уже открытого в Царском селеЦарскосельского училища для девиц духовного звания, которое стало впоследствии образцом для учреждения женских духовных учебных заведений в епархиях Российской империи.[9] Бороздин был хорошо осведомлен об этом проекте. Он жил в Царском Селе и имел там свой дом. В учреждении этого училища принимала деятельное участие великая княжна Ольга Николаевна, фрейлиной которой была дочь Бороздина, Варвара Константиновна. [10] Цели этого учебного заведения были четко определены в его Уставе:«чтобы девицам духовного звания дать воспитание вполне соответствующее их двоякому назначению:

а) быть достойными супругами служителей алтаря Господня на коих лежит священная обязанность – назидание прихожан в вере и нравственности и кои посему должны отличаться примерно благочестивой жизнью;

б) быть попечительными матерями, которые взращивали бы детей своих в правилах благочестия и добронравии, умели бы развивать в них способности и сообщить им все нужные первоначальные знания и могли бы  приготовить сыновей к вступлению в училища и наблюдать за употреблением ими вакантного времени». [11]

К сожалению, дело по открытию монастыря и училища при нем затянулось, а после смерти К.М. Бороздина в 1848 году остановилось почти на 20 лет. Имение приходило в упадок, разрушалось и уже в 1863 году, по словам А. Ваучского, на месте богатого барского дома и других служб остались только груды развалин. Из построек в усадьбе осталась церковь и очень ветхая деревянная часовня во имя Знамения Божией Матери. «Знаменская икона Божией Матери особенно чтилась в роду Державиных»,- писалА. Ваучский.Сохранился также дом церковнослужителей.[12]

В 1869 году племянница Дарьи Алексеевны Вера Николаевна Воейковаи духовная дочь Святителя Игнатия (Брянчанинова)Татьяна Борисовна Потемкина, отдававшая много времени и средств для помощи монастырям, обратились к митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому Исидору (Никольскому) с просьбой во исполнение завещания Д.А. Державиной благословить открытие женского монастыря в «Званке» и училища при нем.Хлопоты по дальнейшему устройству монастыря и училища митрополит взял на себя.В 1867 году по его указу из Тверского Христо-Рождественского монастыря были вызваны две монахини: Поликсения (дочь генерал-лейтенанта Н.П. Ушакова) и Софья. Первая была определена настоятельницей монастыря и начальницей училища, вторая – казначеей. О настоятельнице Поликсении долго хранилась добрая память среди прихожан, о ней вспоминали с любовью. Это была женщина образованная, некогда блиставшая в свете.Неожиданно для всех онаушла в монастырь, вложила в него все свое состояние и посвятила его устройству остатки своих дней. Она умела привлечь не только интеллигентных посетителей, но и паломников разных сословий. Ее смерть оплакивали и сестры и крестьяне ближайших деревень.[13]

12 апреля 1869 года был подписан указ Св.Синода: «об открытии в селе Званке женского монастыря под именем Знаменского, с 10 монахинями и с составом причта из священника, диакона и причетника, и об открытии при сем монастыре училища для 30 бедных девиц духовного звания с наименованием его Державинским, с тем, чтобы монастырь содержался доходами от имения, а училище – процентами с завещанного вдовой д.т.с. Гавриила Державина».[14]31 августа 1869 года в присутствии епископа Старорусского и викария Новгородского Феоктиста состоялось торжественное и официальное открытие монастыря и училища.

Сестры монастыря были из разных мест –30 человек (2 монахини и 28 послушниц), а в училище12 воспитанниц (1 курс).Монастырь и дальше оставался небольшим: по списку 1915 года в монастыре было 16 монахинь и 91 послушница,а по сведениям 1908-1907 гг. учениц было 111 человек.[15]

50 лет, с самого основаниямонастыря должность священника в Званском женском монастыре исполнялпротоиерей Василий Матвеевич Сацердотский, выпускник Новгородской духовной семинарии. В 1867 году он поступил псаломщиком к Званской церкви, а  21 мая 1869 года был рукоположен в сан священника епископом Палладием. Тогда же резолюцией Митрополита Исидора о. Василий был назначен священником к Званскому женскому монастырю с Званским приходом и законоучителем в Державинское женское училище духовного ведомства.[16]

Первоначально сестры и воспитанницы помещались в одном здании, а преподавателями были члены причта. Впоследствии стараниями настоятельницы монастыря для воспитанниц были выстроены отдельные помещения, устроена отдельная кухня, столовая, хлебная, отдельная  больница и прачечная.  За воспитанницами ухаживали послушницы, шили одежду для девочек, следили за чистотой,готовили еду и квас.[17] А.В. Круглов писал, что матушка очень заботилась о здоровье детей,  у них был особый стол с мясными  блюдами, молока вдоволь. По его впечатлению дети выглядели здоровыми, бойкими, смышлеными.[18]Особенно ему запомнились«розовые, веселые личики девочек», когда, стоя на берегу в белых платьицах, они махали платками, провожая пароход с паломниками.[19]

В первые годыв училище могли обучаться только девочки духовного звания, но позднее в него смогли поступать и девицы других сословий.[20]Программа училища была такой же, как и в епархиальных училищах, но так как училище было частным, выпускницы не пользовались никакими правами.В 1883 году Державинское училище было преобразовано в Новгородское епархиальное училище и три старших класса (4-6) были  перенесены в Деревяницкий монастырь в Новгороде, а Державинское женское училище стало его начальной ступенью (1-3 классы). Выпускницы получали право быть домашними учительницами. Епархиальное училище просуществовало до 1917 года. Обобщая опыт работы училища, священник А. Ваучский писал, что «за все это время училище, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, стояло на высоте своего назначения и из стен своих выпустило немало добрых и честных матерей и скромных тружениц на трудном поприще народного образования».[21]

В июле 1918 года Державинское Епархиальное женское училище, «со всем движимым и недвижимым имуществом» было передано в ведение Новгородского уездного Совета (акт 10 июля) и  в начале 1918-1919 учебного года в его стенах был открыт приют для мальчиков и девочек со школой первой ступени при нем.[22]

Первоначально в монастыре была одна церковь – во имя Обновления Храма Воскресения Христова, построенная еще Дарьей Алексеевной. Но с  увеличением количества жителей окружающих деревень, приходивших в церковь, а также монахинь, послушниц и воспитанниц училища, старая церковь стала тесной. Сначала ее хотели расширить, но потом от этой мысли отказались ради того, чтобы сохранить память о Державиных.В1886 г. по благословению Митрополита Исидора была построена новая церковь  Знамения Божией матери с двумя приделами: Св. вмч. Пантелеймона и прп. Исидора Пелусиота. Средства на строительство были выделены митрополитом. Пожертвовали средства также и крестьяне прихода.[23]

Из старого храма в новыйбыли перенесены две иконы: Скоропослушница, пожертвованная иеромонахом Афонского Пантелеимоновамонастыря Малахией в благословение вновь открывшейся обители, и икона[Вмч.Пантелеймона], которую в 1879 г. пожертвовал первой гильдии купец Ефрем Сивохин из Санкт-Петербурга. Обе иконы почитались как чудотворные.

 Рядом с церковью была построена каменная колокольня, а за оградой монастыря часовня во имя Свв.бессребрениковКосьмы и Дамиана.[24] Таким образом, к концу 1880-х годов сложился в основном архитектурный ансамбль монастыря.

А.В. Круглов, довольно подробно осмотревший монастырь во время своей паломнической поездки, отмечал, что хозяйство небогатое, но очень хорошо и разумно устроенное. В нем ощущались традиции, заложенные еще Дарьей Алексеевной Державиной, которую помнили как умелую хозяйку.[25]

Вспоминая шумную веселую жизнь в имении Званка при Г.Р. Державине, А.В. Круглов писал: «ДержавинскойЗванки нет, не стало. Смолкла шумная жизнь; на месте усадьбы поэта – скромная обитель, своими трудами воспитывающая массу сирот». [26]

В соответствии с декретом об отделении церкви от государства 1918 г., Званский монастырь был передан Отделу социального обеспечения.[27]Чтобы уберечь имущество монастыря от разграбления и сохранить негласно устав монастырской жизни, монахинямибыла образована Званско-Знаменская Державинская женская трудовая коммуна, куда вошли прихожане и монахини монастыря, а председательницей избрана игуменья Агния (Васильева). Здания и имущество монастыря были переданы по договорукоммуне.

В 1919 г.  в Новгороде началась работа по ликвидации монастырей. Она коснулась и  Званско-Знаменской Державинской женской трудовой коммуны. Игуменью переизбрали, а монахинь должны были исключить из членов коммуны и выселить из монастыря. Но, поскольку в руководящих документах по ликвидации монастырей говорилось о монахах, а не о монахинях, Постановлением от 15 декабря 1919 г. их оставили временно членами сельско-хозяйственной общины, но игуменью Агнию (Васильеву) постановили выселить в трехдневных срок.[28]

В мае 1922 года специальная комиссия провела изъятие ценностей из церквей Званскогомонстыря,[29] а в августе 1924 года было начато дело по полной ликвидации монастыря. Поводом послужило хранение в монастыре 50 экземпляров журнала «Заволжский летописец», признанного литературойконтрреволюционного содержания. Постановлением Новгородского Губисполкома  от 23 августа 1924 г. договор о передаче общине верующих зданий монастыря был расторгнут, а монастырь ликвидирован, Знаменская церковь закрыта, а церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова «Державинская» была передана в ведение Губмузея. Дело о хранении литературы было передано в ГПУ«для производства расследования и возбуждения против виновных уголовного преследования».[30] В апреле 1925 г. здания Званского монастыря были переданы под жилище рабочих фабрики Коминтерна (бывшая фарфоровая фабрика И.Е. Кузнецова), находившейся неподалеку от монастыря.[31]Знаменскую церковьпредполагалось«использовать под культурные нужды, открыв там клуб физкультуры, театр, библиотеку и читальню».[32]

Постановлению о закрытии и ликвидации Знаменской церкви решительно воспротивились прихожане, жители окружающих деревень и рабочие фабрики, поселенные в монастыре и тоже ставшие прихожанами церкви. В октябре 1924 года в Новгородский Исполнительный комитет поступил запрос из ВЦИКа о возможности сохранения церкви за верующими на основании их обращения.[33]Пока этот вопрос решался «церкви бывшего Званского монастыря временно до ликвидации и окончательного разрешения вопроса о закрытии, оставлены в пользование коллектива верующих данного монастыря, согласно договора, заключенного в 1919 году».[34]Переписка о закрытии церкви и использовании ее здания под клуб продолжалась почти два года, а 28 октября 1926 года из ВЦИКа в Новгородский Губисполком поступило сообщение о новом обращении прихожан Знаменской церкви (около 700 подписей) с просьбой не закрывать церковь и передать ее верующим.[35]Это обращение было привезено в Москву во ВЦИК  лично уполномоченными от прихожанЗванской церкви. 8 и 12 ноября 1926 г.в Новгородский исполнительный Комитет поступили два заявления прихожан, в которых онинапоминали, что являются рабочими и крестьянами в государстве, где установлена Советская власть как власть рабочих и крестьян, и обоснованно и аргументированно, ссылаясь на Конституцию РСФСР, доказывали необходимость открытия церкви.[36] В результате, Постановлением Новгородского Губисполкома от 22 ноября 1926 г. было решено «церковь в б.Званском монастыре открыть, передав ее в пользование группы верующих» и вновь заключить договор на пользование зданием.[37]Судьба монастыря в последующие 1930-е годы неизвестна.

С августа 1941 г. по январь 1944 г. территория Чудовского района была местом ожесточенный сражений, здесь проходила линия фронта.Особенно сильно немецкие войска укрепились на Званском холме. Во время артобстрелов церкви и колокольни монастыря сильно пострадали, а населённые пункты вокруг были уничтожены полностью. В послевоенный период в разрушенные опустевшие деревни вокруг Званки жители не вернулись и было принято решение Званку не восстанавливать, а остатки зданий разобрать для восстанавливаемых Новгорода и Чудово.Постройки монастыря были разобраны, ина этом месте ничего не осталось, кроме подземных частей зданий.

Во время оккупации Званкинемецкими войсками немецким солдатом Карлом Августином было сделано много фотографий этого места, позже вошедших в книгу его воспоминаний «Колокола Званки». Эти и еще несколько старых фотографий, найденных в архивах, являются единственными документами, позволяющими судить об архитектурном облике монастыря.

В 1993 году в Званке на вершине Званского холма на берегу реки Волхов был установлен и освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Львом памятный знак, выполненный по проекту новгородского художника Федота Шишова. С того же времени у памятного знака проходят Державинские чтения.



[1]В.С. Званка (Из путевых впечатлений)//Библиотека для чтения.Т.104.Ч.1.Ноябрь.1850. СПб.С.29-52

[2]Ваучский А. Священник. Очерк Знаменского, Званского женского монастыря и Державинского епархиального женского при нем училища. (Источники: копии с указов св.Синода и переписки по делу о Знаменском монастыре и отчасти сочинения Г.Р. Державина).//Новгородские епархиальные ведомости, 1894,№ 22.С.1133-1139.

[3] ГАНО Ф.Р-822, оп.1, ед.хр.727. Л. 120.

[4] Калинин Н.Н. Некоторые черты званской жизни.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник.1993. М.: «Наука»,1994. С.27.

[5]Ваучский А. Ук.соч..С.1133-1139.

[6] О К.М. Бороздине см. сообщение: Коненкова А.К. Русская культура в XIX веке: Константин Матвеевич Бороздин – штрихи к портрету.//Славянский мир в третьем тысячелетии/Сборник. М.;ИСл РАН, 2017.С.294-301.

[7]Милена вторая жена Державина./Сост.И. Хрущев//Русский вестник. Т.283, ч.2. СПб, 1903.  С.574-575.

[8] Милена…. Ук.соч.  С.578.

[9] Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России//Педагогика,1999,№3.

С.85-91

[10] Милена…Ук.соч. С.578.

[11]Андреева Е.А. Ук.соч.С.85-91.

[12]Ваучский А.С Ук.соч. С.1133-1139.

[13] Круглов А.В. Женский Афон. Очерк исторического уголка. Издание 2-е. М.: Изд.В.С. Спиридонов, 1899. С.32.

[14] Указ Св. Синода от 12 апреля 1869 г. за № 936. Цит. по изд.: Ваучский А. Ук.соч. С.1133-1139.

[15]ГАНО, Ф.480, оп 1, ед.хр. № 4017-а. Новгородская духовная консистория. Ведомость о монашествующих  белицах женских монастырей Новгородской епархии за 1915 год.

[16] ГАНО, Ф.481, оп.1, ед.хр.715. Новгородский епархиальный совет. Церковные ведомости по монастырям Новгородского уезда. Ведомость о церкви, состоящей в Новгородском уезде, Новгородской Епархии в Званском Знаменском женском монастыре.

[17] ГАНО, Ф.480, оп 1, ед.хр. № 4017-а. Новгородская духовная консистория. Ведомость о монашествующих  белицах женских монастырей Новгородской епархии за 1915 год.

[18] Круглов А.В. Ук.соч. С.71-72.

[19] Круглов А.В. Ук.соч. С.73.

[20]Ваучский А.Ук.соч.С.1133-1139.

[21]Ваучский А. Ук.соч.С.1133-1139.

[22] ГАНО, Ф.481, оп.1, ед.хр.715.Новгородский епархиальный совет. Церковные ведомости по монастырям Новгородского уезда. Ведомость о церкви, состоящей в Новгородском уезде, Новгородской Епархии в Званском Знаменском женском монастыре.

[23] ГАНО Ф.Р-822, оп.1, ед.хр.727. Л.120.

[24]Ваучский А. Ук.соч.С.1133-1139.

[25] Круглов А.В. Ук.соч. С.39.

[26] Круглов А.В. Ук.соч. С.73

[27] ГАНО. Ф Р-822, оп.1, ед.хр.155.Л.166.

[28]ГАНО. Ф Р-822, оп.1, ед.хр.155. Л.167.

[29] ГАНО. Ф Р-822, оп.1, ед.хр.339. Л.200,324,328 об.

[30] ГАНО. Ф. Р-822, оп.3, ед.хр.90. Л.124.

[31]ГАНО. Ф Р-822, оп.1,ед.хр.718. Л.111.

[32] ГАНО. Ф Р-822, оп.1, ед.хр.671.Л.81,82.

[33] ГАНО. Ф Р-822, оп.1,ед.хр.718.

[34] ГАНО. Ф Р-822, оп.1,ед.хр.718.Л.30.

[35]ГАНО.  Ф.Р-822, оп.1, ед.хр.727.Л.108

[36] ГАНО.Ф.Р-822, оп.1, ед.хр.727.Л.110,120.

[37] ГАНО.Ф.Р-822, оп.1, ед.хр.727. Л.106.

Алла Коненкова, зав.кафедрой общего и славянского искусствознания ИСК РГУ им.А.Н. Косыгина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"