На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Старый город

Кто жил в слободе Россошь в царствование императрицы Елизаветы Петровны

Эту часть Россоши так и называют – «Старый город». «Где встретимся? Где купил? Где случилось?» – вдруг спросят. А в ответ: «в Старом городе».

Именно здесь, где сливаются речки Чёрная Калитва и Россошь, начиналась слобода. Тут её исторический центр. Сейчас он означен поклонным крестом.

С какой стороны не въезжаешь в Россошь – Старый город виден издалека. Белой лебедью второй век плывёт над ним колокольня во имя святого благоверного князя Александра Невского. А рядом встал как былинный богатырь молодой пятикупольный Ильинский храм.

В Старом городе сохранились флигель и одичалый парк – остатки помещичьей усадьбы Чертковых.

В XIX веке главным украшением Старого города был Крестовоздвиженский храм. Его построили и освятили в 1834 году. Это был первый каменный храм Россоши. Заботу о его строительстве взяли на себя помещики Николай Дмитриевич и его отец Дмитрий Васильевич Чертковы.

Величественный, с пятью зелёными куполами и позолоченными крестами, храм мог вместить до трёх тысяч прихожан. Его проект разработали ученики знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Строили храм 14 лет. Несколько раз стены расписывались изнутри. В 1879 году стены украсили росписи из Библии по рисункам известного французского художника Гюстава Доре.

В годы Великой Отечественной войны храм был частично разрушен. В 1960-70-х годах его стены использовали под завод прессовых узлов. Сейчас в нём торговый супермаркет…

Старожил площади Старого города колокольня Александра Невского была построена в 1876 году по проекту московского архитектора П.П. Буренина. Церковь проектировалась как новая колокольня для Крестовоздвиженского храма.

Ради её строительства священник Андрей Степанович Соколов пешком отправился в подмосковную усадьбу к владельцам слободы Чертковым. Заручившись их поддержкой, совершил паломничество по святым местам, испрашивая духовного покровительства новому храму.

Четырёхэтажная колокольня подняла позолоченный крест на 58-метровую высоту. Она была освящена в честь небесного покровителя радетеля за русское культурное наследие Александра Дмитриевича Черткова. Это единственный храм Россоши, уцелевший в лихолетья XX века.

В 2008 году на колокольне обновили купол, подняли новый крест. Его освящение и установка стали народным праздником.

Новый Ильинский храм на площади Старого города торжественно открыли и освятили 1 августа 2006 года. Это второй храм Пророка Илии в Россоши. Первый стоял у перекрёстка трёх дорог, там, где сейчас установлен каменный воин у братской могилы, – ближе к зданию нынешней больницы. Пока не найдена фотография храма. Есть он только на рисунке.

Проект первого Ильинского храма разработал воронежский архитектор по Острогожскому уезду Н.Н. Афанасьев. Церковь строили на народные деньги. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пожертвовал на сооружение храма 200 рублей. Храм освятили 31 мая 1916 года. Он мог одновременно вместить до двух тысяч прихожан. Современников поражал архитектурой и богатым освещением. В 1929 году храм взорвали. Камни его стен употребили на строительство общежитий, поликлиники, жилых зданий.

Новый Ильинский храм тоже возводили как народную стройку. С миру по копейке и кирпичику. Россошанские предприятия, акционерные общества и частные лица внесли значительный и бескорыстный вклад в создание храма.

Его проект разрабатывался архитекторами П.В. Дудиным, В.М. Захаровым, Ю.Н. Близнюком. На новой звоннице 9 колоколов весом от 4 до1200 килограммов. Главный купол венчает пятиметровый крест. Иконостас сделан из литого камня под белый мрамор. Под сводами храма одновременно могут молиться до полутора тысяч прихожан.

История Старого города – это история храмов и веры. Потому нельзя не вспомнить, что село Новая Калитва Россошанского района – родина Ивана Алексеевича Лебединского, ставшего в XIX веке митрополитом Московским и Коломенским под именем Леонтий.

Напомним: в ведомостях церквей за 1721 год указывается, что в слободе Россошь имеется Крестовоздвиженская церковь. Это пока самое раннее известное нам документальное свидетельство о существовании поселения с названием Россошь. Наверняка в архивах хранятся и другие, возможно, более ранние документы. Они ещё ждут своих исследователей.

А вот в Российском Государственном архиве древних актов в Москве были обнаружены списки жителей Россоши середины XVIII века. Это данные 2-й переписи, документы, называемые – «ревизские сказки».

Практику переписи мужского населения Российской империи ввёл Петр I. Великий реформатор, в годы правления которого шла 21-летняя Северная война со Швецией, понимал, что как для успешного развития государства, так и для победы нужны финансы. Источником пополнения казны стали новые налоги. До Петра I практиковалась подворная система налогообложения. То есть – фиксированный налог собирался с каждого крестьянского двора. Крестьяне, приспособившись к данному виду поборов, стали жить большими семьями, что называется – под одной крышей. Дети, создавая свои семьи, предпочитали жить с родителями, чтобы совместными усилиями этот налог «со двора» выплачивать. Внуки также следовали этому примеру. Население империи росло, а доход казны не увеличивался. Петр I изменил старую налоговую систему, введя подушную подать. Налог теперь стали собирать не со двора, а с «души». Его должны были платить все зависимые мужчины государства всех возрастов. Женщины этот вид налога не платили. Для учёта сборов налогов раз в 15-20 лет стали проводить перепись населения империи. Не обошли эти переписи стороной и Россошь. Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811 годы) включали только мужчин.

Сохранившиеся по Россоши материалы 2-й государственной ревизии относятся к 1743-1750 годам. Дочь Петра I императрица Елизавета, в царствие которой проводилась данная перепись, повелевала отнестись к ней со всей серьезностью, приступать незамедлительно, писать всех без утайки. «И дабы все Наши верные подданные, о подаче помянутых сказок ведали, и неведением бы впредь не отговаривались, сей Наш указ во всей Нашей Империи публиковать и для всенародного известия и неприменнаго исполнения, во всех городах и в селах, в церквах, по все Праздничныя и по торгам и ярмонкам в торговыя дни читать, от получения сего два месяца неотменно».

В слободе Россошь в 1748 году, согласно сохранившейся переписи, проживало «малороссиян 1293 душ мужского пола». Это были подданные Ивана Тевяшова, полковника Острогожского слободского полка. Можно предполагать, что население Россоши в ту пору составляло около 2500 человек – мужчин и женщин.

Перепись представляет поимённый список населения с указанием имени, отчества и фамилии (при её наличии) главы семьи, его возраст, а также имена и отчества членов семьи с указанием возраста и родственного отношения к главе семьи. При работе с документом следует иметь в виду, что фамилии записывались на слух, а так как подавляющее большинство слободских жителей в то время были неграмотными, то и проконтролировать их верное написание они не могли. И, кроме того, наши предки не отмечали дни рождения. Соответственно, свой возраст часто могли назвать только приблизительно. Более чёткая информация представляется по маленьким детям. Их возраст родители отслеживали более точно. В семьях нередко встречаются одинаковые имена детей. Скорее всего, это было связано с тем, что наши предки были людьми верующими, называли родившихся и крестившихся детей по святцам – списку церковных календарных имён святых, привязанным к определённым датам.

Сегодня материалы «ревизских сказок» являются одним из важных источников в исследованиях, посвящённых истории семей и родов. И, несомненно, кто-то из наших читателей найдет в представленной ниже выдержке из документа своих возможных далёких предков.

Иван Тимофеев сын Перепелицын 40 лет. У него отец Тимофей Григорьев сын 90 лет. У него Ивана дети Потап 12 лет, Тарас полгода.

Павел Яковлев Титовский 60 лет. У него дети Абрам 16 лет, Никита год.

Фёдор Иванов сын Горбенков 30 лет. У него сын Козьма 5 лет.

Василий Семенов сын Генба 65 лет. У него сын Данила 16 лет.

Максим Максимов сын Моргун, 60 лет.

Моисей Осипов сын Бондаренко 40 лет. У него дети Никита 15 лет, Федор 6 лет

Петр Михайлов сын Волошин 100 лет. У него сын Андрей 18 лет.

Леонтий Петров сын Лаптиев 60 лет. У него сыновья Иван 30 лет, Филипп 25 лет, Федор 20 лет, Яков 15 лет, Михайла 14 лет.

Мартин Иванов сын Бутенко 50 лет. У него дети Василий 15 лет и Андрей 4 лет.

Григорий Астахов сын Литвиненков 70 лет. У него сын Кондратий 30 лет.

Петр Никифоров сын Припутен 50 лет. У него дети Иван 15 лет, Иван меньшой 14 лет.

Никита Семенов сын Сухомлин 80 лет. У него сын Петр 30 лет. У Петра дети Никифор 4 лет и Стефан 2 лет.

Стефан Федоров сын Побединской 90 лет. У него сын Лазарь 50 лет. У Лазаря дети Яков 10 лет и Андрей 5 лет.

Илья Климентьев сын Макаренко 60 лет. У него сын Петр 18 лет.

Осип Григорьев сын Бондаренко 20 лет да брат его родной Матвей 15 лет.

Кондрат Демьянов сын Дьяченков 46 лет. У него дети Дмитрий 10 лет и Иван 5 лет.

Григорий Савельев сын Мозговой 40 лет. У него сын Василий 3 лет.

Петр Степанов сын Альшанской 25 лет.

Яков Федоров сын Скориков 60 лет. У него дети Иван 25 лет и Никита 15 лет.

Еремей Федоров сын Заморей 80 лет. У него дети Власий 20 лет и Андрей 17 лет.

Павел Иванов сын Гладченко 30 лет. У него дети Игнат 8 лет, Игнат меньшой 6 лет, Иван 4 лет и Евсей 2 лет.

Григорий Васильев сын Морозов 60 лет. У него дети Алексей 30 лет, Кондратий 25 лет. У Алексея сын Иван 1 год и у Кондратия сын Иван 2 лет.

Григорий Максимов сын Кабан 40 лет. У него дети Василий 20 лет, Василий меньшой 10 лет, Семен 9 лет, Семен меньшой 8 лет. 

Иван Андреев сын Середа 50 лет. У него дети Алексей 15 лет, Иван 6 лет, Леонтий полгода.

Аким Данилов сын Шафоростов 70 лет. У него сын Иван 30 лет.

Степан Иванов сын Глущенко 20 лет. У него братья родные Максим 15 лет, Иван 13 лет.

Иван Яковлев сын Иващенко 40 лет. У него сын Василий 10 лет.

Григорий Тихонов сын Бабенков 20 лет.

Иван Аврамов сын Меняйло 40 лет.

Тимофей Исаев сын Исаенков 40 лет. У него сын Мартин 17 лет.

Иов Иванов сын Калюжного 30 лет.

Данила Матвеев сын Ткачев 40 лет. У него дети Иван 25 лет и Павел 22 лет. У Ивана сын Алексей 2 лет. У Павла сын Семен 3 лет.

Кирила Иванов сын Шевченков 25 лет. У него сын Максим 5 лет.

Павел Иванов сын Савченков 40 лет. У него дети Иван 16 лет и Петр 2 лет.

Никита Васильев сын Васильченко 30 лет. У него дети Андрей 4 лет и Никита 2 лет.

Федор Тарасов сын Гаркавый 60 лет. У него дети Никита 35 лет, Тимофей 30 лет, Иван 20 лет, Григорий 15 лет. У Никиты сын Сидор 2 лет. У Тимофея сын Игнат 2 лет.

 

Фото из семейного архива Л. Баженовой.

На снимке: Анна из Россоши, дочь священника Ильи Андреевича Соколова. Конец ХIХ века.

 

* Поле слободское. Выпуск № 265. Были родного края

Татьяна Малютина, доктор исторических наук


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"