На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Святая Русь - это морская Русь

История морского флота России

«...Яко собственное было Божие смотрение,

когда воспламенися Царево сердце к водным судам,

так же и устроению флота Великого».

 

Из «Слова похвального о флоте Российском »

Феофана, епископа Псковского, сказанного

8 сентября 1720 г. в честь победы под Гренгамом

 

 

Моряки создали Россию. И будущая ее судьба на морях.

Ни одна страна в мире не имеет Министерства речного флота, кроме России с ее великими реками. А все реки стремятся к морям, кои суть только части Мирового океана, который занимает две трети планеты. Все россияне живущие на берегах даже малых речек, способных удержать весельную лодку, живут на берегу Мирового океана. Существует сильное движение океанских гребцов, пересекающих на веслах океаны. Каждый россиянин, оттолкнувшись от берега родной речки, может приплыть даже на гребной лодке в любую часть Мирового океана. Вот почему, только Россия создала национальный тип кораблей "река-море". Вот почему, обладая мощной и разветвленной сетью речных путей, русский народ единственный в мире, который вышел с первых шагов на историческую арену, в буквальном смысле, как нация, являвшаяся морским сообществом.

 

+ + +

 

В год двухтысячелетия воплощения Господня вспомним, что апостол Андрей Первозванный водой пришел на Русь и дошел до устья Невы, где Петр Великий заложит святой город и Лавру. Через десять веков после Андрея Первозванного святой князь Владимир отправился к месту своего крещения, Корсуни, водой на ладьях (судах «река-море»»), и вернулся после крещения той же водой.

Главные русские святыни-твердыни окружены водой или возникли в устьях рек - как Соловки, Валаам, Кирилло-Белозерский монастырь и Александро-Невская лавра, Нилова пустынь. Величие России в верности своему морскому призванию. "Моряк - любимец Родины", - такими плакатами встречал освобожденный Севастополь своих моряков.

Атеисты, воры и тираны не любят моря. История не знает ни одного тирана-моряка, как русский флот не знает ни одного случая дуэли между морскими офицерами. Один из величайших русских подвижников святой епископ Иннокентий (Борисов), увековеченный на памятнике 1000-летия России, под картечью освящал русские батареи и воодушевлял защитников Севастополя. Народ говорил: "Если бы армией командовал святитель Иннокентий, то Россия выиграла бы войну в Крыму".

Достоевский в феврале 1873 года писал цесаревичу, будущему Александру III: "Мы, забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно пригодились миру, тем-то и внесли в него каждая хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда, и высокомерно самостоятельными".

Когда-то, создав крупнейший в мире подводный флот, мы как бы дружно нырнули в глубину, оставив поверхность океана супостату. Пришла пора выправить этот перекос и основные силы флота перенести с Европейского Севера на Тихий океан, для чего создать на Русском Востоке не один, а три военно-морских океанических флота, один с базой в лучшей гавани мира - в Петропавловске-Камчатском, другой - на Сахалине, а третий - в обширной Императорской Гавани (быв. Советская гавань).

Но прежде всего флотские офицеры действительной службы и запаса должны полностью овладеть ситуацией в портовых городах и очистить их от воров всех мастей. Это их священный долг перед Россией. В исполнительной и представительной власти Петербурга, Выборга, Калининграда, Иван-города, Новороссийска, Астрахани, Махачкалы (Порт-Петровский), Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Севастополя обязаны не только быть представлены, но доминировать флотские офицеры и пограничники. Пример должен показать Санкт-Петербург - морская столица России, и заодно поддержать русские общины Ревеля (Таллин), Нарвы, Риги, Виндавы (Вентспилс), Либавы (Лиепая) и Мемеля (Клайпеды).

Русский флот всегда был вместилищем духовности. Ни один вид оружия в нашем родном Отечестве, и ни одно государство в мире в целом не имеют таких морских соборов-памятников, как Россия. Знаменательно, что несколько самых грандиозных и прославленных храмов были заложены последним государем-страстотерпцем в присутствии его святой семьи и освящены великим подвижником Иваном Сергеевым, получившим имя "Кронштадского" по имени колыбели русского флота. Три из них - творения выдающегося православного зодчего Василия Косякова. Это церковь Богоявления Господня (Гутуевская) в Санкт-Петербурге (1891-1899 гг.), грандиозный Морской Николаевский собор в Либаве (1900-1903 гг.) на три тысячи прихожан, и, наконец, главная высота всей русской Балтики, величавый Николаевский Морской собор в Кронштадте (1903-1913 гг.). На постройку этого собора жертвовала вся Россия. Он вмещал до шести тысяч человек. Заложен был в 1901 году при Главном Командире Кронштадской крепости адмирале С.О. Макарове. Храм трехпрестольный. Мозаики украшали три фасада храма. На главном западном фасаде с одной стороны портала изображения Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца и Иоанна Рыльского. Северный вход освятила мозаичная икона Казанской Божией Матери, а южный - Митрофания Воронежского, любимого епископа Петра I. Храм был поставлен на "месте особенных трудов" Петра Великого и посвящен всем павшим русским морякам. На черных бронзовых досках были выбиты имена всех моряков, прославивших флот и отдавших свою жизнь за Россию. Это был храм-памятник, где ежедневно поминались все моряки отдавшие жизни во славу Русского флота. Коммунисты уничтожили доски, а из храма сделали клуб. Сейчас главный храм русского флота восстанавливается.

Если Морской собор был закрыт, то Андреевский собор, где чуть ли не полвека служил Иоанн Кронштадский, был стерт с лица земли, как и светлый Храм Христа Спасителя (Спас-на-Водах). В Кронштадском соборе было 36 бронзовых досок с именами двенадцати тысяч моряков, отдавших жизнь за Россию, в Спасе-на-Водах в память моряков, погибших за Отечество в море без могил, было установлено сто пятьдесят мраморных досок с начертанными на них событиями двухвековой боевой истории флота. Глубоко и верно заметил по этому поводу адмирал Игорь Касатонов: "Государствообразующую роль, подобную той, что сыграл в России в XVIII - XIX веках наш флот, сыграли в свои эпохи флоты Британии и Португалии, Испании и Франции, Голландии и Германии. Роль их записана в исторических хрониках, документах, романах, отражена в произведениях скульптуры и живописи. Но не было в этих странах католических и протестантских создано религиозных духовных храмов-памятников. Видимо, лишь русскому православию, как духовной первооснове жизни и развития русской нации и русской государственности, свойственно особое духовно-возвышенно отношение к своей истории, к деяниям, жертвам и подвигам своих предков - поминание павших, прославление победивших, почитание делателей".

Тайна этого явления в том, что Божий Промысел создал Святую Русь, как Морскую Русь. Как сказал царь-моряк Петр I после победы у Гангута: "Бог создал Россию только одну, она соперниц не имеет".

Когда после Северной войны Петр I создание новой России связал с "ничем иным, токмо флотом", ко времени этого государева высказывания им было заложено и построено на просторах Святой Руси 30 верфей! Помимо них, без единого рубля инвестиций и займов из-за рубежа, им были построены доки, металлургические, оружейные и пороховые заводы, мануфактуры, школы, дворцы, храмы, госпитали. Самый лучший и большой в мире дом построен по чертежам царя в Кронштадте. Самая большая в мире верфь на 10 тысяч рабочих создана по чертежам царя в граде Святого Петра в устье Невы. Но главное - были созданы новые кадры. Четверть офицеров к концу царствования Петра I были выходцами из податного сословия. Все солдаты освобождались от крепостной зависимости. То была подлинно свободная, православная армия. Петр не был бы Петром, если бы он в свой Табель о рангах не внес особый 15 параграф, который гласил, что выходцы из народа уже с младшего (обер-офицерского) чина получают потомственное дворянство. Но это касалось только офицеров флота и армии, ибо: "Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне".

Ничто не приводило в большую ярость царя Петра, чем воровство, которое жулики нынче стыдливо называют "коррупцией", и ничего так не потрясло на Западе, полном технических чудес, молодого тогда российского государя как старый капрал-пруссак сборщик податей, сидящий на сундуке с деньгами и запивающий водой корку хлеба. На честности возросла промышленность Запада. После Крымской войны князь Ф. Одоевский записал: "Многословие, ложь и воровство - вот три пиявки, сосущие Россию".

Кто же главный враг на пути осуществления Россией ее миссии в мире? Этот враг внутренний, и лучше всего о нем сказал святой Игнатий Брянчанинов, дворянин из военных инженеров, в письме другому дворянину, наместнику Кавказа генералу Николаю Муравьеву-Карскому. Письма эти доселе никогда не публиковались. Вот что пишет епископ Кавказский и Черноморский: "России невыносимо тяжки ее внутренние враги-взяточники, воры, слуги без чести и без совести, водимые глупейшим эгоизмом. Если не обуздать их благовременно, то они погубят Отечество. Вы призваны к борьбе против них! Не отступайте и не уступайте. Ваш подвиг не блестящ, но существенно нужен и полезен. В Вас пускают стрелы и кинжалы, Вам наносят сердечные раны; эти невещественные оружия и язвы видны Богу и оценены Им: ибо не только, по словам одного видного святого, подвиг и смерть за Христа есть мученичество, но и подвиг, и страдания за правду причисляются к мученичеству..." Добавим, другой, "пятой", колонны в России никогда и не было.

Св. Игнатий Брянчанинов пишет это полководцу, незадолго до того взявшему Карс, "оплот Малой Азии". Это был единственный крупный успех русских войск в Крымскую войну. Позже англичане, главные ненавистники России, добьются того, что Карс придется России обменять на потерянный ныне Севастополь. Никто тогда, проливая кровь, не ведал, что придет время, и "Таврическим" будет признан не светлейший князь Потемкин, но номенклатурщик Кравчук, "Крымским" будет не князь Долгоруков, но Кучма, а Измаил, Очаков, Херсон и Одесса с Николаевым будут взяты чужым государством.

Самый православный из всех русских великих князей и царей, Отец Отечества император Петр Великий оставил нам в наследство свой любимый клич: "Для Бога поспешай!" Его слышали и на абордажных мостиках, и на верфях, у осадных лестниц, на посадках садов и при закладке храмов. Святое подвижничество Отца Отечества не могло не породить благородного флотского братства.

Дело его завершил царь-мученик Николай II. Помогал отважному государю великий страж веры и молитвенник земли русской святой праведный отец Иоанн Кронштадский, скромный протоиерей Андреевского собора и самый храбрый на Руси человек.

"Священник всемерно должен стараться поддерживать в себе смелость, мужество, дерзновение, вопреки без плотному врагу, непрестанно всевающему в него свою мечтательную боязнь, свой нелепый страх, иначе он не может быть обличителем пороков людских, ни истинным служителем таинств. дерзновение - Великий дар Божий и великое сокровище души! В земной брани или на войне смелость или храбрость много значит, ибо она творит просто чудеса; а в духовной брани и тем паче", - так учил сын бедного сельского причетника Иван Кронштадский, чьи предки три с половиной века священствовали на Русском Севере в Пинежском уезде Архангельской губернии вблизи Белого моря. С особой силой Иоанн Кронштадский призывал сограждан служить государю в горькие дни Порт-Артура, Цусимы и крамолы 1905 года. В Царское Село им была послана телеграмма его императорскому величеству государю императору: "Сегодня в Кронштадском Андреевском соборе служением двух архиереев, множества духовенства, при великом стечении верующих, вознесены наши молитвы о державе, победе, пребывании в мире, здравии и спасении Твоем, возлюбленный наш Самодержец и венчанный Вождь России:"

"Иоанн Кронштадский" - так должен быть назван следующий российский авианосец. Бог всегда с самым храбрым экипажем.

 

+ + +

 

Набило оскомину цитирование во время морских юбилеев слов Петра I, о том, что всякий государь, "который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет обе руки имеет". Задался ли хоть один человек за 300 лет при этом вопросом: "А какая рука у государства флот - правая или левая?" Ни один! Потому что твердим не задумываясь однажды проштампованное. Между тем все без исключения поражения, невзгоды и кризисы нашей Родины проистекают уже 300 лет, как в мирное время, так и при войнах, от того, что флот не был не то что правой рукой государства, а часто даже и полузасохшей левой. И это у единственного в мире государства, омываемого тремя океанами! У державы имеющей сто тысяч километров только речных федеральных путей - полтора экватора! У государства, чья береговая линия самая протяженная на земле и составляет две трети всех ее границ. У народа, чьи все практически города стоят на берегах рек, озер и морей, чей любимый святой Николай Угодник, покровитель плавающих.

Когда Петр I говорил, что Россию поднял только флот, он имел в виду, что "ничем иным, токмо флотом" будет укрепляться и процветать Россия и впредь.

Помним ли мы об этом? Верны ли заветам Отца Отечества? Мы не помним и не верны бываем часто оттого, что даже не знаем об истинных заветах Великого Петра. Еще Чаадаев, один из учителей Пушкина, проницательно заметил: "Незнание России становится угрозой нашей безопасности". Гоголь добавил: "Велико незнание России посреди России".

Флот всегда был главным показателем здоровья общества и разумности его политической системы. С античных времен известно, что периоды расцвета государств всегда сопровождалось усилением морских мотивов в их искусстве. Общество, где не мечтали о море, парусах, где не в моде детские матроски, такое общество уже вошло в хрюкающе-потребительскую деградацию. Принятая в 1993 году доктрина военная Российской Федерации вообще не включала вопросы сохранения и развития морской мощи России и ее главного компонента - Военно-Морского флота. И это в то время, когда с распадом СССР мы утратили до двух третей систем базирования.

История показывает, когда слабел Флот, Россия неминуемо приходила в упадок. И напротив, как заметил адмирал Горшков, как только Флот приобретал активные черты, наступал в государстве подъем. Мы здесь пишем Флот с заглавной буквы, когда имеем ввиду все компоненты морской мощи государства - промысловый флот, торгово-транспортый, речной, морскую пограничную охрану, судостроение, науку и морские вузы, судоремонт и, наконец, Военно-Морской флот, который насильно сделали одним из видов Вооруженных сил. Между тем, он сам включает в себя все виды и рода Вооруженных Сил, и всегда развивался как самостоятельное министерство.

В 70-х годах XX века Военно-Морской флот воплотил мечту Петра Великого и стал океаническим. В 1970 году мы провели маневр четырьмя флотами в Мировом океане, чего не позволила себе до сих пор ни одна страна в мире. Мы добились наивысшей морской мощи за последние триста лет, сделав вчерашнюю "владычицу морей" Англию, третьестепенным морским государством наряду с Францией, Германией и Японией. У нас остался только один достойный соперник в Мировом океане - Соединенные Штаты. Даже еще в 1990 году мы ежегодно вводили в строй пять-шесть атомных подводных ракетоносцев, до пяти крупных надводных кораблей океанской зоны, двадцать средних и малых кораблей, обеспечивая это мощной многоцелевой морской авиацией.

Но потом появились грязные люди, которые стали внушать всем, что "политика - грязное дело". Между тем военное дело есть "продолжение политики иными средствами", и ни один воин от солдата и матроса до генерала и адмирала не только в России, но и в любой другой стране не соглашается ни за какие деньги посвящать свою жизнь тому, что является продолжением "грязного дела".

Первыми в новой России, кто наотрез отказался признавать политику (а значит и воинское служение, как продолжение политики) "грязным делом" явились молодые флотские офицеры во главе с капитан-лейтенантом Михаилом Ненашевым. Они же, вместе с примкнувшими к ним ветеранами флота, не могли смириться с разрушением морской силы России, гниющим у причалов великим флотом, и разграбленными у народа судами торгового и промыслового флота под иезуитски-воровским термином "приватизация". Любой сухогруз, пассажирский лайнер или рыболовецкий сейнер является стратегическим резервом Военно-Морского флота на случай войны. Именно с этой целью в них вкладывались народные деньги.

Чтобы повернуть всю нацию лицом к морям, рекам, океану и шельфу и напомнить обществу о великих деяниях предков, поставить на стратегию служения и созидания, а не воровства и уныния, офицеры флота, сплоченные Михаилом Ненашевым, с осени 1991 года стали добиваться проведения общенародного праздника в честь 300-летия Российского флота. На фоне разброда, тревоги и сепаратизма то была отрезвляющая и мощная духовная идея. Одни руководители отнеслись к этому недоверчиво, другие враждебно, а большинство безразлично. Распад Великой державы был делом не морским. В государстве, созданном Петром, ордынская сушь вползла в души и запахло сухопутным козлом континентальности. "Пока, - говорит М. Ненашев, - к великому сожалению, континентальное мышление еще сильно в высоких и средних государственных и общественных кругах нашего Отечества".

Но офицеры решились: "О флоте России говорить, думать не будут до тех пор, пока не заговорили по-настоящему умно, интересно, организованно мы, представители флота, сами офицеры и руководители флота". Моряки добились своего, и пробили все инстанции. Тогда пригодились незаурядные бойцовско-таранные качества Михаила Ненашева. Выдвинувшись в первые ряды государства во время слома старой системы, когда его часто видели на трибуне рядом с Ельциным в 1991 году, Ненашев позже отказывался, сознательно и честно, от всех карьерных взлетов. Он мог рассчитывать на любые министерские ранги или должности в Администрации президента. Но он выбрал подлинно государево дело и остался верным флоту и офицерской чести.

Созданный им общественный совет "300 лет Российскому флоту" вовлек в общенародный праздник все 89 губерний страны. С таким размахом в XX столетии отмечали только 300-летие Дома Романовых в 1913 г. и столетие со дня рождения Ленина в 1970 г. Но обе предыдущие даты организовывались, оплачивались и контролировалась сверху. Празднование 300-летия флота в 1996 году - великая акция столетия, проведенная на подвижнической и широкой энергии снизу.

Не случайно первым движение молодых флотских офицеров поддержал адмирал Касатонов, который своим мужеством в Севастополе фактически спас от окончательного распада и анархии страну. Тогда Касатонов исторически стал вровень с адмиралами Корниловым, Нахимовым, Истоминым. Честь флота и России была спасена.

Теперь, после 1996 года, капитан первого ранга Ненашев стал в один ряд с выдающимися моряками Отечества. Он говорит: "Мы подтолкнули общество к самоуважению через организацию работы по возданию должного русскому человеку, всем россиянам. Если ты сам себя не уважаешь, то кто должен тебя уважать".

Команда Ненашева в процессе ломовой организационной работы не утратила океанских горизонтов и почувствовала вкус к большим государственным задачам, призванным в новом столетии сделать Россию честной, сильной и процветающей державой. Только за пять лет юбилейной работы книг, посвященных флоту, издано было больше, чем за последние 50 лет. А после экзамена 1996 года Общественный Совет "300 лет Российскому Флоту" единодушно, можно сказать, воскликнул: «Если не мы, то кто?!» - и, не дождавшись ответа, преобразовался в Движение поддержки флота (ДПФ), выбрав лозунг-клич: "За Россию и Флот!" В новое Общероссийское движение вошли представители промыслового, речного, торгового и пассажирского флотов, морская пограничная охрана, корабелы, представители науки и образования, связанные с морем, реками, озерами России.

Вспомним, при Советской власти море было одним из трех надежных источников валюты наряду с нефтью и газом. Рыбный промысел был золотым цехом страны. Несколько миллиардов ежегодно давал торговый флот. Питеру с его заводами гигантами мировой известности: Путиловским, Ижорским, Металлическим, ЛОМО, Обуховским половину доходов в бюджет, тем не менее, приносило Северо-Западное пароходство. Завтра, если порт Санкт-Петербург будет модернизирован, а пароходство восстановлено, он может дать все 90 процентов бюджета Великого Города, как в Гамбурге или Амстердаме. Со вступлением в строй портов в Ломоносове, Усть-Луге и Приморске, Финский залив может поднять и всю Россию. Если же Финский залив соединить (как мечтали лучшие умы России до 1917 года) сверхскоростной железнодорожной магистралью с Владивостоком и БАМом, то тогда оправдается предвидение Петра Великого после морской победы при Гангуте: "Бог создал Россию только одну - она соперниц не имеет!"

Вот такими идеями одушевлены активисты Общероссийского Движения поддержки флота. Лидером своим они вновь избрали Михаила Ненашева.

В партийные дела, дрязги, говорит Ненашев, «мы намеренно не влезали и не влезаем. Наш Общественный Совет "300 лет Российскому Флоту" (а ныне Общероссийское Движение поддержки флота) хотели заполучить и яростный реформатор Гайдар с его "Выбором России", и Черномырдин с НДР, и Лебедь с "Честью и Родиной", и бывший главный пограничник страны Андрей Николаев с политдвижением "Союз народовластия и труда" и другие. Недавно «сватали» нас в "Отечество". Но мы и Лужкову отказали, несмотря на то, что он очень помогает флоту. К тому же вспомним печальный политический опыт русского флота - первыми декабристами были моряки (гвардейский флотский экипаж раньше всех вышел на Сенатскую площадь), с восстания на "Потемкине" началась смута 1905 года, холостой выстрел "Авроры" сделали символом революции, забыв, что доблестный крейсер, весь израненный, дрался при Цусиме. Кронштадтское восстание против большевиков стало поводом к очередным коммунистическим казням и репрессиям".

Еще в 1992 году Михаил Ненашев в интервью флотской газете "На страже Заполярья" заявил: "Время Ельцина, как и время Горбачева прошло". В канун нового тысячелетия Движение поддержки флота стоит перед задачей, которую не ставило перед собой еще ни одно общественное или политическое движение последних пятнадцати лет, а именно мужественно, трезво и глубоко переосмыслить пройденный Россией путь со времен, когда над Русью поднялся крест воздвигнутый Андреем Первозваным, а затем утвердился морской трезубец Рюрика и явился Петр I.

Кавад РАШ


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "История" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"