На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Цареконстантиновский Добросельский монастырь –

вотчина митрополитов Московских и всея Руси в XIV-XVI веков

То, что при изучении истории города Владимира в поле зрения историков попадает, в первую очередь, период, когда Владимир был главным политическим и религиозным центром  страны, связанный с именами таких видных государственных деятелей, как святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич, святые благоверные князья Борис и Глеб, великие князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Александр Невский, несомненно, следует признать закономерным и справедливым. Этот период, как известно, оказался достаточно коротким – в 1252 г. митрополит Киевский Кирилл фактически перенес во Владимир свою резиденцию, а в 1299 г. его преемник митрополит Максим закрепил это решение своего предшественника юридически. Но уже в 1327 г. митрополит Петр перенес митрополичью кафедру в крепнувшую с каждым годом Москву, и Владимир, казалось бы, начал навсегда терять былое столичное положение.

Однако и в его поздней истории есть немало страниц, представляющих немалый интерес для исследований, и одной из них, несомненно, является возникновение и развитие митрополичьих вотчин на территории Владимирского края и в черте города Владимира. Вотчины эти представляли собой монастыри, не подчинявшиеся, с точки зрения церковного управления, местным архиереям, а управлявшиеся, независимо от своего местоположения, митрополитами Московскими и всея Руси.

Появление таких вотчин во Владимирском крае наглядно свидетельствовало о том, что былая слава Владимира вовсе не была забыта – ведь недаром митрополичьи вотчины, расположенные  во Владимирском крае, часто использовались высшими иерархами как временные резиденции, в которых они находили пристанище, в частности, когда государству и Церкви грозила серьезная опасность со стороны внешних врагов. Возникновение первых митрополичьих вотчин на территории Владимирского края относится к середине 14 в., когда на Московскую митрополичью кафедру был возведен митрополит Алексий, сын московского боярина Федора Бяконта, постриженный в монашество родным братом преподобного Сергия Радонежского, занимавшего должность игумена Московского Богоявленского монастыря. Митрополит Алексий сменил на Московской митрополичьей кафедре бывшего греком по происхождению митрополита Феогноста, дожившего до глубокой старости и, в свою очередь, бывшего преемником митрополита Петра, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву и скончавшегося в 1328 г. Незадолго до своей кончины митрополит Феогност возвел Алексия в сан епископа Владимирского, фактически, тем самым, избрав его себе в преемники.

  В 1353 г. митрополит Феогност, правивший Церковью более двадцати лет, скончался, и митрополичью кафедру унаследовал епископ Владимирский Алексий, возведенный в митрополичий сан во время своей поездки в Константинополь. Это было время, крайне сложное для Руси: не прекращались опустошительные набеги на русские города кочевников из Золотой Орды, и, кроме того, по всей стране прокатилась эпидемия чумы, не жалевшая ни бедных, ни богатых, ни князей, ни простолюдинов. И в результате этого всенародного бедствия из всей некогда многочисленной княжеской семьи остался в живых лишь малолетний князь Димитрий Иоаннович, впоследствии вошедший в русскую историю под именем Донского. Митрополит Алексий в необычайно сложный для страны момент стал воспитателем будущего победителя полчищ Мамая и фактически возглавил  Русское государство.

  Однако мудрый митрополит не счел для себя возможным сосредоточить свою деятельность, главным образом, на сложных хитросплетениях политики, поскольку главным своим предназначением видел монашеское служение. А потому основные свои усилия митрополит Алексий направил в это время на то, чтобы поддержать разворачивавшийся широко как в крупных городах, так и на далеких необжитых окраинах страны небывалый по своему размаху процесс монастырского строительства, у истоков которого стояли преподобный Сергий Радонежский, его друзья и ученики. Среди тех представителей светской власти, активно поддерживавших усилия митрополита Алексия, в первую очередь, следует назвать жену повзрослевшего со временем воспитанника митрополита Алексия княгиню Евдокию Дмитриевну, дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, впоследствии принявшую монашество с именем Евфросинии и основавшую ряд известных на Руси женских монастырей, в том числе, Вознесенский на Чертолье в Москве и  Успенский Горицкий в Переславле-Залесском.

  Сам митрополит Алексий в это же время основал несколько не менее известных и прославленных мужских обителей в разных городах, в частности, в костромских, ярославских, тверских землях, а также в Москве и Подмосковье – так, его детищами были Чудов монастырь в Московском Кремле и Владычин монастырь в Серпухове. Не забыл митрополит Алексий и о городе на Клязьме, где находилась епископская кафедра, с которой он был возведен в митрополиты – здесь, в нескольких верстах от тогдашней городской черты, в  древнем селе, называвшимся Добрым, он основал около 1370 г. мужской монастырь в часть святых благоверных царя Константина и царицы Елены. Первым игуменом нового монастыря стал уроженец Владимира, сын священника одного из городских храмов в честь святого Николая, архиепископа Мирликийского, носивший в миру имя Иаков: в монашество он был пострижен с именем Пахомия.

  Однако, недолго оставался первый игумен в своей родной обители: стремясь удалиться как можно дальше от городской суеты, а также первым пройти по местам, немногочисленные жители которых еще иногда ничего не слышали о Евангелии, игумен Пахомий отправился в костромские земли, в окрестности древнего небольшого городка Нерехты, где в селе Сыпаново им был основан Троицкий монастырь, судьба которого оказалась весьма непростой. В 1764 г. этот монастырь был закрыт и преобразован в приходскую церковь, позднее, в 20 в., был закрыт при Советской власти и почти разрушен, и только в наше время вновь возрожден уже как женский,  и здесь открыт приют для детей-сирот.

   Но на всех этапах истории, пока Троице-Сыпанов монастырь действовал, здесь не забывали его основателя, преподобного Пахомия, прожившего здесь до глубокой старости, скончавшегося здесь в 1378 г. и похороненного в монастырском храме, а, вспоминая о преподобном Пахомии, неизменно вспоминали и о его родном городе, и о монастыре, откуда он проделал долгий путь в окрестности Нерехты. А, тем временем, Цареконстантиновский монастырь во Владимире развивался поначалу как обычный провинциальный монастырь епархиального подчинения, и ничто не предвещало никаких неожиданных поворотов в его истории, в частности, того, что в недалеком будущем этому монастырю суждено будет стать одной из митрополичьих  вотчин, большинство из которых находилось на территории Владимирского края.

   Полный перечень этих вотчин содержится в различных церковно-юридических актах, относящихся, главным образом, к периоду после 1448 г., когда Московская митрополия в одностороннем порядке вышла из подчинения Константинопольскому Патриахату, мотивировав это решение недопустимыми, с точки зрения Руси, уступками Константинополя Ватикану, проявившимися, в частности, во время заседаний Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. В упомянутых документах митрополичьими вотчинами названы следующие монастыри: первым в их числе назван Богородице-Рождественский монастырь, что, несомненно, следует считать вполне естественным. В 13 в. именно здесь находилась резиденция митрополитов всея Руси, а в дальнейшем, прежде всего, благодаря данному обстоятельству, этот монастырь вплоть до возникновения Троице-Сергиевой Лавры занимал первенствующее положение среди русских монастырей.

   Однако, представляется любопытным появление в этом списке совсем небольших монастырей, иногда даже расположенных в стороне не только от больших, но и от малых городов, к числу которых следует отнести, например,  небольшой, но достаточно древний Николо-Волосов монастырь на территории современного Собинского района Владимирской области, так же, как и Троице-Сыпанов монастырь, основанный преподобным Пахомием Нерехтским, возрожденный в наши дни как женский, или Святоезерской пустыни, расположенной в 62 верстах от  старинного города Гороховца, бывшего в дореволюционной Владимирской губернии  уездным. Последний из упомянутых монастырей в один из опасных для Церкви, государства и лично для жизни  митрополита Московского моментов сыграл важную роль митрополичьей вотчины как загородной резиденции Первоиерарха  Русской Церкви: в начале 15 в., когда по Руси прокатилось опустошительное нашествие монголо-татарских полчищ под командованием ордынского царевича Талыча, во время которого, в числе других городов, серьезно пострадал и Владимир, недосягаемая для орды кочевников Святоезерская пустынь стала приютом для митрополита Московского Фотия, некоторое время пребывавшего здесь в уединенных размышлениях о судьбах Церкви и Отечества.  Кроме того, несомненно, следует  обратить внимание на то, что в упомянутом списке митрополичьих вотчин 14-16 вв. отсутствуют многие из монастырей, гораздо более крупные по сравнению с перечисленными и, возможно, имеющие гораздо более долгую и славную историю по сравнению с теми обителями, которые были выбраны митрополитами Московскими на роль своих загородных резиденций, порой предназначенных для самых опасных случаев.

  Но, поразмыслив, это следует признать столь же закономерным и справедливым , как и то, что две из перечисленных в древних грамотах митрополичьих вотчин находились в черте современного Владимира, еще одна, Благовещенский Сновицкий монастырь, и по сей день практически примыкает к городу, а еще две, хоть находились от городских стен на значительном удалении, и  территориально, и в историко-культурном  и политическом плане, всегда тяготели к городу Владимиру. Однако, даже самые сложные политические обстоятельства здесь, несомненно, должны отойти на второй план, а всем митрополичьим вотчинам, большинство из которых находилось на территории Владимирского края, и, в частности, Добросельскому Цареконстантиновскому монастырю, основанному в 1370 г., принадлежала огромная роль в разворачивании важных процессов, связанных с пробуждением национального самосознания русского народа и объединением его на основе  нравственных идеалов, проповедовавшихся преподобным Сергием Радонежским и его сподвижниками, учениками и друзьями. За короткий срок в те годы на окраинах окрепшего и разросшегося государства возникло несколько новых епархий, ряд народов, населявших еще недавно дикие  местности, был обоащен в Православие, и на этих, а также некоторых других землях, возникли 135 монастырей. И в их числе есть один, оказавшийся сегодня не водном из близлежащих к Владимиру сел, а уже в городской черте, среди многоэтажных новостроек, но в памяти горожан и по сей день живет передаваемое из поколения в поколения воспоминание о том, что когда-то это место было митрополичьей вотчиной, а соответствующий его статус был закреплен грамотой, подписанной высшим иерархом Русской Церкви.

А.В. Торопов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"