На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Из истории гностицизма

в раннем христианстве

Возникновение христианства сопровождалось и возникновением сект. Первые секты возникли тогда, когда человек решил веру заменить разумом и использовать знания древних языческих культов для понимания Божией премудрости. Само язычество изначально не было чуждо идеи единого Бога, и так сербский историк Йован Деретич утверждает, что славяне тысячелетиями веровали в одного Бога – Отца, и появившийся у фракийцев Орфей проповедовал одного Бога.

Согласно книге блаженного Августина «Град божий» все языческие ученые всех верховных божеств в языческом мире представляли одним и тем же Юпитером.

Вместе с тем греческая языческая мифология дуалистична и Пифагор, пожалуй, был самым последовательным выразителем языческой мысли по происхождению человека, приводя в пример миф о создании человеческой души от Диониса, а  человеческого тела – от титанов. Данный дуализм и был усвоен раннехристианскими гностиками, которые на его основании и развивали свои учения.

О первой секте "николаитов" говорит еще Иисус Христос в "Откровении Иоанна Богослова". Согласно "Истории церкви" Н.Д. Тальберга "николаиты", пропoведуя умерщвление плоти и свободе духа, ввели в практику своих религиозных собраний – обычное распутство. Помимо этого сам Иоанн Богослов выступал также против одной из первых сект тогдашнего времени "докетов", говоривших лишь о призрачных страданиях Иисуса Христа.

Вскоре, согласно Тальбергу Н.Д., возникло две "гностические" школы – "Антиохийская" и "Александрийская". Если "Александрийская" школа рассматривала материю как живой источник зла, и один из первых ее теоретиков Валентин считал, что это один из "эонов" -"плирома(или плерома)", смешавшись с хаосом, и породил материю, от которой следовало освободить дух, то "Антиохийская" школа считала, что материя живое зло и была лишь поглощена "плиромой(плеромой)". Соответственно, если в "Александрийской" школе демиург считался источником добра, помогая освобождению от материи путем аскетизма, то в "Антихийской" школе демиург считался источником зла, который, владея материей, препятствовал душе двигаться к высшему божеству и, тем самым, распутство в этой школе было достаточно популярным методом «подавления» плоти.

Симон Маг, описанный в «Деяниях святых апостолов», обольщавший самарян и проклятый святым Петром, был первым известным гностиком, пытавшимся привить язычество христианской религии и он одновременно  являлся и знатоком магии. Так, согласно Юстину Мученику влияние Симона Мага распространилось до Рима, где он создал первое гностическое движение, а писал о магии практиковавшейся Симоном в первом веке христианства и Ириней Лионский. На Симона-Мага как  известного оккультиста, ссылаются и многие авторы "оккультных" книг, например, Джерри Холл со своей оккультной "Энциклопедией".

Первые христианские ереси описаны в книге святого Епифания Кипрского "Панарион", в книге святого Ипполита Римского "Опровержение всех ересей", в книге святого Климента Александрийского – "Извлечение из Теодота", в книге святого Иринея Лионского "Против ересей", а также в трактатах святого Тертулиана – "Против всех ересей", "Против валентиан" и "О душе".

В этих работах подробно описаны все ересиархи раннего христианства, называвшиеся "гностиками" так как считали себя обладателями тайного знания о мире – "гносиса" и так известен Кeринф-иудей из Александрии, а также Карпократ, Сатурнин, Василид, Исидор, Валент, Валентин, Птолемей, Гераклеон, Монойм-Араб, Тaциaн.

Их общая черта по мнению Ипполита Римского была та, что они пытались понять христианство умом и в результате, как может обнаружить любой беспристрастный исследователь, настолько запутывались в своих "умствованиях", что не могли достичь единства и в своих постоянно делящихся сектах.

Ириней Лионский писал, что ереси возникали по его мнению из язычества, откуда ересиархи и черпали свои представления о мире, переняв представления о  «божественной полноте»-совокупности небесных духовных сущностей – эонов и одновременно изначальной материи-Плеромы, об Огдоады, понятие которой существовало еще в древнеегипетской мифологии и у Пифагора, которая у ересиархов представляла собой часть монады, сформировавшейся от первичного движения плеромы с ее несколькими силами управляющими миром, премудрой Софии или Пруникос, которая у одних ересиархов обитала на восьмом небе как Оглоада, а у других  вне Плеромы, великого архонта или Демиурга, плодящего различное число, в зависимости от авторов, новых архонтов, так что в итоге сам демиург, согласно православному взгляду, все больше начинает ассоциироваться с сатаной. Гносис Барбело, представляющий собою некий эон, из которого является, согласно некоторым ересиархам «Христос» и т.д. При том значение терминов у различных ересиархов нередко объяснялось по-разному и потому какой-то единой стройной системы, объясняющей картину мира у них не существует. Подобная столь запутанная система была предметом раздора самих ересиархов и их учеников, не способных прийти к согласию между собой, и потому они были склонны создавать каждый свою школу, а не следовать какому-то одному учению.

Невозможно, конечно, каждой секте приписывать блудный или оккультный характер, однако, само возникновение секты, с христианской точки зрения означает отвержение от Бога и тем самым, когда главе секты необходимо получить "духовную силу", от нее можно получать лишь от противника Бога. Показательно, что Василид использовал магию в своем учении, а Ириней Лионский упоминает о приверженности к магии "школы Карпократа", а также, так называемого, Марка-Мага.

Вместе с тем, хотя само использование магии было для них нетипично, по крайней мере в открытой форме, но  раз ереси возникли из языческих мистерий, то какие-то элементы этих мистерий должны были задержать в своей деятельности и последователи сект. Известно о том, что жрец культа Кибелы во Фригии-Монтан основал свою “псевдохристианскую" секту и, так как культ Кибелы предусматривал кровавые поединки между жрецами и оскопление неофитов, то видимо какую-то часть этих ритуалов Монтан все-таки принес и в свою секту.

При этом часто упускается из вида то, что различные жертвоприношения и ритуалы с пролитием крови, были отнюдь не самоцелью для язычников, а средством достижения ими поставленных целей в самой магии. Так же и святой Епифаний Кипрский в своей работе "Панарион", сделав подробное описание всех ересей, подробно отметил одну из них – "борборитов" в 16-ой главе, названных по имени их "матери" – "Барберо" или "Барбело" и практиковавших акты каннибализма, абортируемого плода, описываемые Епифанием как "мистический акт".

Важную роль в развитии гностицизма сыграли перс Манес (или Мани) и его работа "Ертенки Мани". Сам основатель манихейства – Мани родился в 215 году в Вавилонии в знатной семье и при  иранском шахиншахе Ардашире I и при его сыне Шапуре I (242-272г.г.) деятельность Мани или Манеса получила широкую известность.

Сам Манес будучи, согласно одной из легенд, рабом, вместе с тем, был участником той борьбы, которая началась в среде персидских магов зороастризма, после того, как победой над парфянам династия Сасанидов стала вводить зороастризм как обязательный элемент политического устройства, в отличие от религиозно терпимой парфянской династии Аршакидов.

В итоге, между магами начался конфликт, в котором стороны разделились на тех, кто считал что "добрый" Ормузд и "злой" Ариман подчиняются одному верховному божеству и на тех, кто проводил в жизнь строгий дуализм. Последние себя называли "магусеями" и как раз к ним и принадлежал Мани и целый ряд оккультных ритуалов, восходящих корнями к древним магам Персии. Мани смешал в одно с рядом христианских обрядов и ритуалов, сделал таким образом "псевдохристианство", включая в него элементы учения древних гностиков о "Софии", как и учения Заратустры о извечной борьбе Ормузда и Аримана. И назвал их богом и сатаной, соответственно разделил человечество на две категории-"изначально избранных и спасенных" и на тех, кто не имел счастья стать избранником Манеса.

Мир,согласно Манесу, делился на пять чистых и пять нечистых стихий, а мир духов на двенадцать добрых и на двенадцать злых духов или эонов. Эон "матери жизни" и производит эон Первого человека или "Исуса", который у Манес опять-таки делится на "бесстрастного Исуса" и на  "страждущего Исуса", поглощенного тьмой демонов в ходе борьбы с последними и представляющего собою видимый материальный мир, в котором "злая" материя перемешана с "добрым" духом.

Сам змей-исскуситель у Манеса оказывается "бесстрастным Исусом" тогда, как человек и жена созданы сатаной, соответственно создавшего и религии  в том числе иудейство. На кресте, согласно Манесу, страдал "бесстрастный" Исус только видимым образом, с тем, что само христианство есть лишь плод извращений его учеников, тогда как новый эон-"дух параклит" послан в мир и он воплотился в Манесе.

Манес получил благонаклонность иранского шахиншаха Шапура Первого  и на пару десятков лет  в Иране была установлена система управления, похожая с военным коммунизмом Троцкого и идеологией китайских хунвейбинов, являвшейся типичной сектой, что описано еще Игорем Ростиславовичем Шафаревичем в книге «Социализм как явление мировой истории».

Хотя сам Манес при следующем шахиншахе был в 276ом году казнен, но его последователи во главе с Маздаком смогли завоевать большое политическое влияние в Иране.  Так как они исходили из существования двух категорий людей, то причисляя себя к детям доброго бога, делали  вывод, что грех над ними не властен и потому, что бы они не сделали, заранее им прощалось, что, в свою очередь, вело их ко вседозволенности во всех областях жизни. Данная секта сурово преследовала всех своих противников, в том числе персидскую аристократию, истребляя целые роды, что шахиншахам в определенной мере шло на руку.

Манихейство распространившись из-за границ Ирана, представляло большую угрозу и для Римской империи, так что против нее боролся как язычник Диоклециан,так и императоры в Константинополе.

В Риме манихeйство породило и другую секту – "павликиан". Н.Д.Тальберг в "Истории церкви" сообщает, что секта павликиан появилась в Византийской империи во второй половине 7-го века в Кивоссе в Армении. Согласно Тальбергу в их зарождении важную роль сыграла  более древняя секта "евхитов", появившаяся в 4ом веке. «Евхиты» первоначально имели вид  христианских ревнителей, исповедуя теорию о существовании в каждом человеке злого демона, которого невозможно изгнать таинствами, а лишь молитвами, а они  также отрицали и святую Троицу.

Очевидно, что благодаря близости Ирана, которому принадлежала другая часть Армении секта "павликиан" переняла верования от "манихеев", в том числе их учение о двух Богах-Небесном отце и Ветхозаветном демиурге, как и отрицание обрядов церкви, таинств и мощей.

Несмотря на борьбу против них, ведшуюся императором Константином Пагонатом,"павликиане" во главе со своим вождем Сильваном (657-684) распространили свое учение по всей "византийской" Армении и, как пишет Тальберг Н.Д., посланный императором для их подавления чиновник Симеон сам перешел на их сторону, поменяв свое имя на Тит.

Император Константин Копроним в 752ом году переселил "павликиан" из Армении во Фракию, откуда они, согласно Тальбергу, распространили свое влияние на сербские области – Рашку и Косово. Оттуда их учение расширилось по Балканам ,причем согласно как Тальбергу, так и ряду других  исторических источников уже в одиннадцатом веке становится известно о появлении в областях Фракии, Рашки и Косово секты под названием ”евхиты” ,но  исповедовавшей  верования "павликиан" и "манихеев" с некоторыми отличиями, как например о том ,что существует два Божья сына-Христос, господствующий на небе и Сатаниил, господствующий на земле ,и эти ”евхиты” практиковали магию, теургию и живой магнетизм.

В 12-м веке в этих же областях Фракии появилась и новая секта богумилов, в которой евхиты потом и растворились.

Вот что пишет о «богумилах» Н.Д. Тальберг в "Истории церкви": "...Учение богомилов состоит в следующем. Высочайший Бог имел первородного сына, Сатанаила, который занимал после Него первое место и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могущества и славы, Сатанаил захотел сделаться независимым от Отца, и с частью подчиненных ему духов,  восстал против Него. За это он вместе с отпавшими духами был низвержен с неба. Но Сатанаил не смущается этим и задумывает основать свое независимое царство. Так как божественное достоинство и творческая сила не были еще отняты у него, то он сотворил из хаоса новое небо и новую землю. Вместе с тем он образовал и тело первого человека, Адама, но попытки его сообщить этому телу живую душу оказались неудачными. В такой крайности Сатанаил обратился к Высочайшему Отцу с просьбой послать свое божественное дыхание для оживления человека. При этом Сатанаил предполагал, что он будет властвовать над телесной природой человека, а Отец – над духовной, и, что человек своей духовной природой заменит Отцу отпавших ангелов. Высочайший Отец сжалился над неудачей сына и послал свое божественное дыхание. Явился первый человек Адам. Таким же образом была сотворена и Ева. Но скоро Сатанаил стал сожалеть об обещании, данном Отцу, относительно владычества над духовной природой человека, так как он завидовал людям, которые должны были занять место отпавших ангелов. Для этого, войдя в змия, он соблазнил Еву, и произвел от нее Каина и сестру его Каломену. Он рассчитывал, что его собственное потомство возьмет перевес над потомством Адама и внесет в человеческий род испорченность и растление. Действительно, Каин убил сына Адамова, Авеля; представитель злого начала поразил представителя добра. После этого Сатанаил успел подчинить себе весь род человеческий, так что немногие на земле из людей имели понятие о своем первоначальном назначении – заменить падших ангелов, и немногие достигали этого назначения. Доведенные до забвения своего предназначения, люди почитали самого Сатанаила за верховного бога. Моисей, бывший его орудием через закон, данный иудеям, особенно распространил такое представление о Сатанаиле. Долгое время он держал, таким образом, в порабощении весь род человеческий. Наконец, Высочайший Бог решился освободить человечество от власти Сатанаила. В 5500 году от сотворения Сатанаилом видимого мира Он произвел от Себя второго (младшего) сына, который и есть Иисус или Слово, и который, как глава и начальник ангелов, называется у богомилов еще Михаилом. Иисус явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого тела, пройдя через Деву Марию незаметно, так что Она сама не знала, как нашла его младенцем, лежащим перед Нею в пещере. Вся жизнь Иисуса среди людей также была призрачная, хотя он действовал и учил так, как описано в Евангелиях. Сатанаил, считая его обыкновенным человеком, стремящимся поколебать его владычество над людьми, довел его до смерти, которая была, конечно, призрачной. Но Иисус через три дня явился Сатанаилу во всем своем божественном величии, оковал его цепями и отнял у него божественное достоинство и божественное имя, заключавшееся в конечном слоге его имени – ил или эл, после чего он стал называться просто сатана. Затем Иисус вознесся на небо, занял второе после Отца место и получил власть над всеми ангелами. Для продолжения и окончательного совершения его дела на земле, Отец произвел из Себя еще вторую силу, Святого Духа, Который и действует на души людей. Души богомилов, ощущающие в себе действие Св. Духа, принимающие Слово Божие и сообщающие его другим, есть истинные «богородицы». Люди с такими душами не умирают, но, отбросив телесную оболочку, как бы во сне, переселяются в царство небесного Отца. После того, как Дух Святой совершит дело освобождения людей от материи, и их души займут место в царстве небесного Отца, все придет в первоначальный вид. Материя, в том числе и человеческие тела, обратится в хаос, а Иисус и Дух Святой возвратятся в Отца, из Которого истекли.

Из теоретического учения богомилов вытекали их взгляды на Православную Церковь, ее верования и учреждения. Считая только себя просвещенными Св. Духом, они смотрели на Церковь, как на плотскую, на христиан, как на людей, в которых плотское начало берет перевес и т.д. Таинства Церкви они отвергали. Крещение, например, называли крещением водой; вместо него совершали свое крещение, которое называли духовным. Оно состояло в том, что на вступающего в их общину они полагали евангелие от Иоанна (апокрифическое), произносили над ним молитву «Отче Наш» и призывали Св. Духа. Таинство Евхаристии также отвергали в том убеждении, что истинное общение со Христом есть духовное. Отвергали, как плотское, почитание Пресвятой Богородицы, святых, их мощей, почитание креста Господня и икон – все отвергали. В жизни богомилы были строгими аскетами, не вступали в брак, не употребляли мясной пищи и т. п. Источником своего учения они признавали все св. Писание Нового Завета, кроме Евангелия Иоанна, вместо которого у них было свое апокрифическое Иоанново евангелие, из Ветхого же Завета они принимали псалмы и пророков. Кроме того, у них были широко распространены апокрифические сочинения. В устройстве своей общины богомилы хотели подражать апостольской церкви".

Хотя богумилы были долгое время тайной сектой, но император Алексей Комнин раскрыл эту тайную секту богумилов, проникшую в православную церковь и по его приговору в 1119 году был сожжен монах Василий, а остальные вожди богумилов были отправлены в тюрьму.

Ересь богумилов породила впоследствии огромное число сект, в том числе на Руси, а также по всей Европе, из которых самые известные "патарены" в Италии и, наконец, катары (или кафары) в Южной Франции, известные как "альбигойская ересь".

 

Список используемой литературы:

1. “НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ”. Свт. Епифаній Кипрскій

2. "История церкви".Н.Д.Тальберг."Holy Trinity Orthodox School".

3. "Всадники в сверкающей броне.Военное дело Сасанидского Ирана и история римско-персидских войн".В.А.Дмитриев."Петербургское востоковедение".Санкт-Петербург.2008 год.

4. "Гносис.Фрагменты и свидетельства".Е.В.Афонасин."Издательство С.-Петербургского университета".2008 год.

5. «Седам стубова премудрости» – Историjа Васељенских Сабора. Превод са руского – Младен М.Станковиħ. Београд.2004.

Олег Валецкий


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"