На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Россия — Русское государство

К выработке Стратегии государственной национальной политики России

Осмысление пути русского народа через драматический ХХ век приводит к убеждению, что коренная причина разрушения Российской Империи в 1917 году и Советского Союза в 1991 году заключается в отчуждении между государством и русским народом, в равнодушии наиболее многочисленного народа к судьбе «империи», утрачивающей способность к выражению и защите его национальных интересов и ценностей. «И советская национальная политика, и национальная политика царского самодержавия по-настоящему не состоялись потому что объектом и субъектом этой политики не стала русская нация»[1]. Русский народ в массе своей не рассматривал СССР как свое национальное государство.

По словам известнейшего русского писателя, с которыми трудно не согласиться, на протяжении XX века само представление о русскости под воздействием политических сил трансформировалось. «Русская нация, на которую легло самое страшное и грозное бремя XX века, была, по существу, лишена представления о том, что она русская». Более того, «категория русского стала категорией преступной»[2]. Объединения под словом «русский» или слоганом, содержащим его («я — русский»), в нашей стране зачастую считаются провокационными, приравниваются к фашизму и нацизму[3].

Памятные слова Гимна СССР «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь» могли быть точными, если бы в составе СССР существовала республика с таким названием, или же РСФСР официально признавалась русским государством. Голосовавшие за принятие гимна государственные мужи и в этом случае остались верными духу времени: уступку русскому национальному чувству они сделали в песне, но не в государственном устройстве и не в Конституции. В новом гимне подобного лукавства нет. Но по существу ситуация не изменилась. Республики Великая Русь, ни по названию, ни по существу, как не было, так и нет. Русскому народу предлагается молчаливо соглашаться с моделью федерализма, «русскость» которого ограничивается общегосударственным русским языком, фактическим «весом» русского народа, его экономики, культуры и положением Концепции государственной национальной политики РФ о том, что русский народ является «опорой российской государственности».

Тезис генерала А. И. Лебедя (секретарь Совета безопасности РФ в июне—октябре 1996 года, губернатор Красноярского края в 1998—2002 годах) — «Россия начинает осознавать себя не как космополитическая (интернационалистическая) империя, а как национальное государство»[4] — представляется слишком оптимистичным. Истине, скорее, соответствуют констатации, согласно которым, у нас «не было национального государства, нам его только предстоит создать, если мы соберемся это сделать», «крах СССР стал той отправной точкой, в которой русский национализм начал свое новое становление в России», создание русского национального государства только еще встало на повестку дня[5].

Противоречие между русской нацией и государством в нынешней Российской Федерации сохраняется. И если не понять, что национальная политика в России должна быть прежде всего направлена на возрождение культуры и традиций, расширение исторического самосознания, укрепление патриотизма русского народа в противовес космополитизации, то на успех в решении национального вопроса в России рассчитывать не придется. Конечно, это не значит, что его решение возможно за счёт интересов других российских народов. Это всего лишь подчёркивает насущную необходимость поиска более совершенных государственных форм, позволяющих органично соединить национальное и наднациональное, особенное и общее в единой многоэтничной стране. В этой связи представляется непродуктивным отказ от обсуждения проблем укрепления объективно существующей российской общности людей (трансформирующейся части былой общности «советский народ»). Столь же бесперспективно, на наш взгляд, выстраивание различных моделей российского федерализма, игнорирующих русский национальный вопрос. Общегосударственные и частнонациональные интересы русского народа и всех народов России могут быть более надежно, чем ныне, защищены в государстве, построенном как на началах федерации, так и на базе автономии. Дело за выбором между несколькими тщательно проработанными моделями.

Но, прежде всего, следовало бы обратить внимание на соотношение понятий русский и российский — двух атрибутов нации и государства, с тем чтобы роль русского народа была должным образом отражена в самом названии государства. Несмотря на то, что в современном словоупотреблении понятие российский человек в отличие от русского может включать и нерусского россиянина, нельзя трактовать российский как нерусский, или употреблять российский вместо русский. Российское в русском языке равно русскому и семантически и функционально. «Русский, зри российский»,значится в «Лексиконе треязычном», составленном выучеником Славяно-греко-латинской академии Федором Поликарповым в 1704 году. «Россиянин — то же, что русский»[6], — фиксируют современные словари русского языка. С этой точки зрения, официальное наименование нашего государства Российская Федерация равнозначно не только наименованию Россия, но также Великая Русь, Русское Государство, что следовало бы отразить в основополагающих государственных актах. Помимо всего прочего это в полной мере соответствует исторической государствообразующей роли русского народа и его положению как основной опоры современного Государства Российского.

Современная Россия может быть устроена как национальное Русское Государство с национально-территориальными автономиями для других народов на территориях с долей коренного населения свыше 50% и с культурно-национальной автономией для других проживающих здесь же национальных групп. Россию можно также мыслить Российской (Русской) республикой при выделении федеративных частей на основе крупных экономических районов, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, или образованных Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года семи федеральных округов с культурно-национальной автономией для всех национальностей как внутри этих частей, так и в общероссийском масштабе. К 2004 году в России были созданы 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 — региональных и более 300 — местных. В целом Законом «О национально-культурной автономии» 1996 года воспользовались более 30 национальностей. Наибольшее количество таких автономий создано немцами (68), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими национальными группами, преимущественно проживающими за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих таковых вообще[7].

Со временем система культурно-национальной автономии могла бы стать всеобъемлющей формой самоорганизации всех больших и малых российских народов, явиться важнейшим механизмом выявления и реализации их национальных интересов, функционировать на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) и стать реальной альтернативой иерархической системе национально-территориальных образований. Решение чисто национальных, культурных, образовательных, религиозно-этнических задач российских граждан определенной национальности, в каких бы регионах они ни жили, могли бы взять на себя соответствующие самоуправляющиеся, демократически избираемые национальные советы. Каждый человек, в соответствии со своей национальной принадлежностью, выплачивал бы в совет определенный налог и мог рассчитывать на образование своих детей, на театр, кинозал, издательство, книжный магазин, клуб, газету, телепрограмму на родном языке. Иные потребности могут вполне быть урегулированы единым законодательством, в том числе и в рамках единой системы самоуправления. Значительную часть расходов национально-культурных автономий покрывало бы государство, выделяя необходимые средства пропорционально численности соответствующих народов и национальных групп.

В этой связи давно назревшими представляются предложения по созданию новых механизмов по регулированию национальных отношений, высказанные в популярной газете накануне празднования Дня России в июне 2011 года. В ней совершенно верно определяется причина нерешенности национального вопроса в постсоветской России. Она заключается в том, что в стране в основном сохранена советская модель национально-государственного устройства: сам набор национальных образований и их границы. Между тем, «главным в национальной проблеме являются два аспекта: права представителей данной нации и права самой нации. В условиях отмены всех паспортных ограничений на переезды разрыв интересов и нации в целом и отдельных ее представителей с официально административно выделенной национальной территорией стал исключительно острым. Поэтому назрели радикальные изменения. Представитель каждой нации в любой части России должен иметь и право, и возможность изучать и национальный язык, и национальную историю, и национальную культуру. Поэтому один день в неделю в школах должен быть выделен для изучения национального. Это относится ко всем — к русским, украинцам, татарам, евреям, немцам или корейцам. Для этого надо создавать территориальные национальные центры — с театрами, кинозалами, спортзалами, учебным комплексам, музеями… Нация в целом должна избирать по всей Федерации национальные советы. Совокупность представителей национальных советов образует в Москве палату национальностей, третью палату парламента. Палаты национальностей создаются и при всех региональных представительных органах. А вот все административные территориальные национальные образования (автономии) должны быть упразднены в ходе нового территориального деления страны на 30—35 краев (земель)» [8].

В такой модернизации российского федерализма мог бы, на наш взгляд, найти свое решение «русский вопрос», получить воплощение Русская (Российская) идея — проблемы, активно обсуждаемые в последнее время. Русская идея — это не только осознание русскими людьми своей идентичности и общего пути, но также обязанность строить гуманное и справедливое общество. Аналогичная идея есть (должна быть) у каждого из российских народов. Известно, что в отличие от национальных интересов (того, что каждый народ желает для себя) национальная идея представляет более универсальную систему ценностей. Это то, что полагается существенным и важным не только для своего народа, но и для всех. Интеграционной русская идея может стать, если будет приемлемой для всех российских народов. Ее смысл — в осознании необходимости отыскания народами России новой формулы российской государственности, способов совместного преодоления кризиса, выживания, взаимообогащения, достойного сосуществования в единой государственной общности.

В конце концов, в отличие от космополитов, русские националисты, как написал в 1912 году наш выдающийся соотечественник П. И. Ковалевский, — это «люди в действительности всей душой любящие свою родину и свою нацию, уважающие ее прошлое и желающие ей славы, мощи и величия в будущем... Таковыми были чисто русские и русские из инородцев, как Цицианов, Чавчавадзе и многие другие. Они отдавали всецело свою жизнь на служение родине и безраздельно принадлежали ей. Но зато только такие русские и имеют право называться русскими, сынам Великой России и пользоваться всеми правами русских граждан. Те из русских кои осмеливаются злословить свою мать Россию, кои желают ей зла, кои решаются живя в ней действовать во вред ей — это уже не русские. Это — враги России… Россия — для русских — в самом широком смысле слова»[9].

Январь 2012 года в России отмечен весьма значимым событием в предвыборной борьбе за пост президента РФ. Впервые за много лет появилась программная статья одного из первых лиц государства, премьер-министра России, посвященная национальному вопросу. В ней содержится положение о том, что «русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, “всемирной отзывчивостью”, по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет “нацменов”, а принцип распознания “свой—чужой” определяется общей культурой и общими ценностями. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности»[10]. Это положение чрезвычайно актуально не только с точки зрения предвыборной кампании, но с точки зрения сохранения и поступательного развития русского народа и Российского государства. Статья воспринимается как «самое глубокое, из всего, что было написано по национальному вопросу в России, по крайней мере, за последние 200 лет»[11], а долгожданные слова высокопоставленного государственного деятеля о государствообразующей роли русского народа имеют такое же значение как неожиданные слова Сталина в речи 1941 года, где вдруг появились «братья и сестры»[12]. В статье слышится призыв к русскому патриотическому движению «смело интегрироваться во власть и учиться управлению таким сложным организмом, как российское государство»[13]. Все это, с наступлением 2012 года не может не воодушевлять русский народ новой надеждой на лучшее будущее.

Обращение к истории формирования идейных оснований национальной политики в СССР позволяет вынести полезный урок. Необходимо взять на вооружение утверждение, доктринальный теоретический и политический принцип, выстраданный руководителями государства в канун грозных для отчизны испытаний и целиком оправдавший себя в Великой Отечественной войне: Интернационализм должен опираться на здоровый национализм. Пренебрежение им, по сути, дезавуирование в духе марксизма-ленинизма в послевоенные годы и возврат к политике, опирающейся на утверждение, что «интересы социализма, интресы мирового социализма выше интересов национальных, выше интересов государства»[14], обернулись для СССР страшной трагедией 1991 года — развалом исторического Русского (российского) государства.

В заключение выразим окрепшее при работе над историей национальной политики в России ХХ — начала XXI века убеждение: национальный мир и устойчивое развитие Русского (Российского) государства достижимы лишь при опоре государственной власти на здоровый национализм государствообразующего русского народа, который никак не противоречит правильно понятому интернационализму, и только в единой централизованной Русской (Российской) республике с широкой автономией всех её областей и вполне демократическом местном самоуправлении.

 



[1] Жизнь национальностей. 1998. № 1—2.

[2] Александр Проханов: Категория русского стала преступной. 10.01.2012. URL: http://lenta.mk.ua/article/1139949.html.

[3] Cм., напр.: URL: http://vk.com/yarusskiy.

[4] Сегодня. 1996. 26 апреля.

[5] Независимая газета. 2000. 14 июня.

[6] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. 10-е изд., стереотипное. М., 1973. С. 631.

[7] Хабриева Т. А., Зорин В. Ю. Обновление Концепции государственной национальной политики // Юридический журнал. 2003. № 2; Хабриева Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.

[8] Попов Г. Х. Обойдемся без “священной коровы” // Московский комсомолец. 2011. 10 июня. С. 6). Из недавних по времени обращений к проблемам российской государственности см. также: Святенков П. Россия — официально нерусская страна URL: http://www.apn.ru/publications/article24567.htm; Семанов С. Народовластие для русских и Государства Российского. 28.01.2011. URL: http://www.apn.ru/publications/article23587.htm; Соловей Т. Д., Соловей В. Д. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., 2011. Заслуживают внимания идеи, высказанные в последнее время М. Ходорковским. Он обращает внимание на очевидный в общем-то парадокс: современное российское государство «в целом не является официально русским, оно “наднациональное”, зато внутри этого государства существуют “государственные автономии” для наций-миноритариев. То есть государственная автономия по отношению к русским существует, а самого русского государства вроде как и нет. Тут — одно из двух: либо государство наднациональное и не должно быть никаких автономий, либо автономии остаются, но тогда государство надо признавать русским». Разрешение национального вопроса в России представляется ему возможным «только в рамках построения по-настоящему демократического, то есть истинно национального государства, в котором реально работающая система разделения властей позволяет гибко защищать интересы русской нации, не ущемляя прав других национальностей» (М. Ходорковский: Между империей и национальным государством. 15.06.2012. URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/899262-echo/, дата обращения: 28.08.2012). Разрешение вскрытого противоречия — в преобразовании Российской Федерации в Русское (Российское) государство.

[9] Ковалевский П. И. Русский национализм и национальное воспитание России. СПб., 1912. С. 7—8.

[10] Путин В. В. Россия: национальный вопрос. 23.01.2012. URL: http://www.putin2012.ru/events/95.

[11] Ципко А. С. Интервью «Актуальным комментариям» 23.01.2012. URL: http://actualcomment.ru/theme/2178.html. В частности, утверждение в науке представлений о государствообразующем народе позволяет уточнить последовательные стадии в историческом развитии этноса и представить это развитие следующим образом: род — племя — народ (народность) — нация (государствообразующий народ). «Нация — это народ, данную страну создавший, народ, на котором она держится» (Севастьянов А. Н. Российская (русская) нация: социологический портрет. 27.02.2012. URL: http://www.apn.ru/publications/print26057.htm).

[12] Кураев А. В. Интервью "Русской линии" 24.01.2012 г. URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=52731.

[13] Рогозин Д. О. Русский ответ Владимиру Путину // Известия. 2012. 1 февраля. URL: http://www.izvestia.ru/news/513702. Критику ряда положений статьи см.: Святенков П. В. Статья Путина: голос в пользу ленинской национальной политики, которая привела СССР к краху. 23.01.2012. URL: http://www.rus-obr.ru/blog/16446; Статью Путина по национальному вопросу раскритиковали редакторы. 23.01.2012. URL: http://irsolo.ru/statyu-putina-po-nacionalnomu-voprosu-raskritikovali-redaktory/; Холмогоров Е. Русский ответ на национальный вопрос. 23.01.2012. URL: http://www.rus-obr.ru/lj/16444; Севастьянов А. Н. Разминулись. Национальный вопрос. 25.01.2012. URL: http://www.apn.ru/publications/article25796.htm; Святенков П. В. Путин предлагает России то, что разрушает Европу. URL: http://www.apn.ru/publications/print25774.htm; Ответ русских националистов Дмитрию Рогозину на его предложение поддержать В. Путина. 01.02.2012. URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/16587; Храмов А. Какой должна быть конституция русского национального государства. 03.02.2012. URL: http://www.apn.ru/publications/print25894.htm.

[14] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 341—342.

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Вдовин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"