На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Без основы – разброд

Константин Леонтьев и судьба России

Этой небольшой статьей мне хотелось бы привлечь внимание аудитории к жизни и творчеству замечательного российского писателя Константина Леонтьева.

Сразу оговорюсь, что я не имею целью что-либо доказать, поэтому допускаю возможным преимущественно избегнуть дословного цитирования, а лишь выразить общее впечатление, и, тем самым, пробудить некоторый интерес к исследуемым здесь вопросам. В конце концов, читатель сам найдет подтверждение здесь изложенного в некоторых общедоступных источниках. Разумеется, я пишу с тем допущением, что читатель имеет представление о предмете, однако же, не исключаю, ввиду своей первой заявленной цели, пробудить интерес к знакомству с оным. 

В первую очередь хочется отметить тот глубокий пророческий дар писателя. Далее мы увидим, как сбылось многое из сказанного им, и как великая человеческая надежда не позволила сказать ему больше о трагической судьбе России. Критика ужасно ополчилась на него лишь потому только, что даже самый честный мыслитель в некоторых вопросах отступает от правдивости в угоду личным предубеждениям. Действительно, положить в основу своих рассуждений строго научную беспристрастность, выразив при этом безразличие к человеческим, да и своим собственным страданиям – в рамках рассуждений, но огромную теплоту, любовь и смирение – в жизни, есть величайший духовный труд и заслуга. Но Бердяев, в угоду своему личному пристрастию, называет такой подход «изуверством», чуть позже добавляя: «я стал фанатиком свободы». Разумеется, невозможно оставаться справедливым, положив в основу своего мышления столь сомнительный и диффузный идеал, доведя его, вместе с тем, до метафизических изысканий. 

Основные идеи Леонтьева можно свести к нескольким постулатам. Среди них: 1. Сохранение самодержавной монархии в России; 2. Сохранение сословий и чинение препятствий на пути воплощения либерально-демократических идеалов; 3. Сохранение патриархального народного быта в российском государстве; 4. Сохранение византийских основ православия; 5. Обновление российской культуры путем интеграции западного славянства на началах единоверия. Интересно понять, насколько актуальны идеи нашего автора в нынешнее время. Казалось бы, принципы Леонтьева безнадежно устарели. Насколько серьезно мы можем надеяться на реставрацию самодержавия в России или, тем паче, на восстановление крепостного права? Но здесь не все так просто.

Леонтьев был забыт на долгое время. Не потому, что его идеи не прогрессивны, а только потому, что их трудно опровергнуть в согласии с чаяниями тогдашней интеллигенции. Вот пример. Можем мы уровнять всех граждан в правах, но финансово мы их никогда не уравняем. Значит, деньги останутся единственной ценностью для людей. Хорошо это? Пока не знаем. Но знаем точно, что человек, в отсутствии сословного воспитания, а значит и весьма определенных идеалов, легко теряется в жизни. Есть деньги – хорошо, а если нет? Тогда один путь, «по наклонной». Народ – это не совокупность разумных индивидов, это масса. А массу надо воспитывать, просвещать. И не на либеральных идеалах в пиршестве безразличия, а на духовных, нравственных, религиозных, в конце концов. А общество – это иерархия. Так плохо или хорошо – сословное воспитание?

Известный математик и астролог И.В. Кирюшин, по глубокому внутреннему убеждению, сообщает нам, что все беды и несчастья современного человека объясняются отступлением от божественно установленного кастового, или сословного общества. Мы не будем усматривать божественный порядок в сословной стратификации, а лишь подчеркнем некоторую целесообразность. Мы не можем в отсутствии сословий сохранить ни родовой культуры, ни национального своеобразия, ни даже единой направленности жизни. А национальное своеобразие – это то, что станет отрицать только крайний оппортунист. И рано или поздно оно заявит о себе совсем уж неожиданным образом. Так мы приближаемся к духовным основам общества.

Леонтьев говорит нам о том, что если Россия сделает шаг к либерализации общественной жизни и интеграции в европейское сообщество, то «такую Россию и любить не стоит». Здесь опять правда и пророчество. И большевики это вовремя поняли, если сравнить духовный разброд начала 20-ых годов и суровую послевоенную мораль. Но либерализм погубил советское государство. Как помню из школьных лет, читал в одном учебнике, датированном 89-ым годом, что раньше-де мы строили неправильный социализм, сопряженный с террором и пресловутым «культом», но сейчас мы на верном пути и обязательно построим коммунизм на демократических основах. Но как смешно это читать было в начале 90-ых, при полной разрухе и перестрелками под окнами в окраинных районах! И как ни скорбно отмечать, современное общество опять же строится на основе государственного принуждения. Это и понимал наш Леонтьев, говоря о скоротечности общественных настроений. И как бы мы того ни желали, мы не скоро уйдем от принуждения в общественной жизни. Демократия – лишь игра воображения, мировая иллюзия. А либерализм – тяжкий бред с элементами галлюциноза. А по сути – оба есть порождение глубокого эгоизма и нежелания считаться ни с кем. «Нам бы по своей глупой воле пожить!» - говорит подпольный человек. И все мы сегодня подпольные люди, ибо по глупой, глупейшей воле живем, а не по убеждениям.

Теперь вернемся к вопросу духовному. Действительно ли мы хотим жить по глупой воле, а не по предписанию? Хорошо это или плохо – жить по предписанию? Важно одно. Предписание есть духовная основа общества – ведь христианская религия многое нам предписывает. А без основы – разброд, и, опять же, легчайший «путь по наклонной». Нет такого в тех странах, где господствует вера, где уважают религию. А у нас что? Все то же. Государственные источники, сообразуясь со статистикой учреждений здравоохранения, констатируют уверенный рост наркомании. И это понимал наш Леонтьев, да и мы понимаем. Нет духовной основы, нет, как и не было.

Так что же сказать нам теперь о творчестве Леонтьева? Актуальны ли его идеи? Важно только одно. Восстановить то, что возможно восстановить; что жизнеспособно, чтобы его восстанавливать. А вместе с тем, осознать наши упущения и искать новые пути для культурного развития и целенаправленного выражения общественной жизни. Гласность губительна…

Много есть что сказать дорогого для сердца о жизни нашей, но закончить хочется словами из того же автора: «Довольно! Я сказал и облегчил себе душу».

Анатолий Александрович


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"