Перед нами стоит очень сложная задача экономического и социального возрождения России в условиях растущей международной изоляции и открытой антироссийской политики ряда ведущих стран.
Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в 2012 году сформулировал задачу – к 2020 году необходимо создать 25 млн рабочих мест в секторе высокотехнологичной экономики. Я уже тогда отмечал, что это задача не только бизнеса, но, может быть, в первую очередь наших науки и образования.
Когда я получал Нобелевскую премию в 2000 году, Би-би-си, как обычно, проводило круглый стол с новыми лауреатами. И мой сосед, профессор Школы мировой экономики Чикагского университета Джеймс Хекман – я потом цитировал его много раз, – сказал такие слова: «Во второй половине XX века научно-технический прогресс полностью определялся соревнованием СССР и США. И очень жаль, что это соревнование закончилось».
Я часто цитирую и моего любимого великого физика Фредерика Жолио-Кюри. В его юбилейной лекции в 1950 году – он отмечал тогда свое пятидесятилетие – им были сказаны такие слова, над которыми всегда нужно думать: «Наука необходима для страны. Каждая держава завоевывает свою независимость тем, что нового – своего, привносит она в общую сокровищницу цивилизации. Если этого не происходит, страна подвергается колонизации». 11 октября 2000 года, на следующий день после присуждения мне Нобелевской премии, я выступал здесь, в Государственной думе. И я тогда сказал: «Я думаю, что самое страшное для нас сегодня, действительно страшное, по большому счету, – это тот факт, что даже когда мы сохранили научный потенциал, когда наши лаборатории сохраняют лидерство, наши научные результаты почти не востребованы в нашей собственной стране».
К сожалению, справедливость этих слов сохраняется и сегодня. Важнейшая задача, которая стоит перед нами, – сделать науку востребованной. Я рад, что снова у нас объединенный комитет по науке и образованию. Для того чтобы вернуть России высокотехнологичную экономику, нам необходимо создавать лучшие технологии – лучше тех, что существуют сегодня, на основе наших отечественных исследований и разработок. А для этого нужно, между прочим, развивать междисциплинарное образование по самым передовым направлениям – именно так рождаются прорывные технологии. Мы умели это делать в разрушенной после войны стране.
Задача нашей Думы – поддержать науку и образование сегодня. В бюджете страны гражданская наука снова должна стоять отдельной строкой и, несмотря на кризис, иметь бюджет на уровне 4% ВВП.
Я думаю, что новой Государственной думе важно осознать, что она – парламент страны. Я в 1966 году первый раз был в ФРГ. Посетил завод «Фольксваген» и увидел, как рабочий на штамповочном станке ставит металл под штамп. А чтобы включить станок, он обеими руками сзади нажимает на две кнопки сразу. Так он никогда не получит травмы. В нашей Думе часто, если пришли предложения от вышестоящих инстанций, мы тоже нажимаем эти две кнопки сразу – в то время как мы должны, действительно, детально обсуждать, решать: какие законы стоит принимать, а какие законы – лишние. В качестве примера я могу напомнить, что Госдумой принят без обсуждения закон, который превратил в клуб Российскую академию наук.
Задача Государственной думы – снова стать парламентом, по-настоящему обсуждающим законы и принимающим их независимо от того, откуда они пришли. Авторитет Госдумы мы сможем возродить, только если действительно станем настоящим парламентом страны.
Жорес Алфёров
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"