На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

“Амур” собирает Россию

На автомагистрали Чита - Хабаровск открыто сквозное движение автотранспорта

На автомагистрали Чита – Хабаровск в эти дни открывается сквозное движение автотранспорта. Первый этап строительства, начатый 38 лет назад, завершен. То, что не удалось сделать ни царской России, ни советской власти, мощным рывком, без фанфар и сюжетов в ежедневных сводках теленовостей, выездов концертных бригад и начальственной раздачи орденов и выговоров, сотворено в новейшей истории страны умом и руками российских дорожников.

 

История с географией и арифметикой

 

Это был парадокс: до сегодняшнего дня Россия оставалась едва ли не единственной страной в мире, по территории которой невозможно было проехать от одной ее границы до другой. Запад и Восток Российской империи были, конечно, соединены еще в 1905 году Транссибом, но автомобильная дорога прерывалась в Чите и возобновлялась только в Хабаровске. Более двух тысяч километров между ними можно было преодолеть только по автозимникам, и то не всегда и не на каждой машине.

13 июля 1966 года Кабинет Министров СССР принял решение о строительстве автомагистрали между Читой и Хабаровском. Изыскатели и проектировщики навали цифры: длина трассы составит 2165 км, завершение строительства планируется в 1980 году. Само распоряжение мне найти не удалось ни в “Ленинке”, ни во всезнающем Интернете, ни в сборниках официальных документов. Как после поведали изыскатели, оно и не могло нигде быть опубликовано, потому что трасса сооружалась параллельно китайской границе, и военным строителям предписывалось предусмотреть возведение на трассе таких участков, которые могли быть использованы в качестве аэродромов.

Изыскательские работы, утверждение планов и смет, трассировка будущей дороги заняли немало времени, и непосредственно к самому строительству приступили в 1978 году. В тайгу выдвинулись военно-строительные бригады, потому что работать в условиях вечной мерзлоты, даже длинным рублем гражданских увлечь не удалось. Этот фактор сыграл свою роль буквально через год: когда советские войска вошли в Афганистан, туда же, “за речку”, была переброшена с Дальнего Востока и самая технически оснащенная, полностью укомплектованная личным составом, военно-строительная бригада. Стройка практически замерла. По крайней мере, за 17 лет – до 1995 года, были введены в строй только участки дорог около городов Чита, Благовещенск и Хабаровск протяженность всего 605 км. Расчеты показывают, что в год строилось всего 35 километров столь необходимой людям дороги.

1995 год дал новый импульс строительству, и было покорено еще 389 км. неприступной тайги. Но даже суммарные 994 километра ситуацию не спасали: для обеспечения сквозного проезда требовалось построить еще 525 километров, из которых более трехсот – первозданная тайга, даже без намека на колею или заячий след, горные хребты и несметное количество рек, распадков, болот.

“Последний приказ” на завершение первого этапа стройки – обеспечение сквозного движения транспорта между Читой и Хабаровском отдал в 2001 году В.В.Путин, посетивший Дальний Восток в качестве только что избранного Президента России. Красный контрольный флажок был вбит им в первую декаду 2004 года.

 

Пока иные морщили лбы…

 

И дорогу построили.

Московские журналисты в погоне за сенсациями о политиках, олигархах, шоуменах, бомжах и проститутках не заметили главного: корневая, истинная Россия жила иными заботами и иными интересами. Она вопреки всему строила, созидала, думала о будущем. Из последних сил, на последние деньги. С охаянным прошлым, без какой бы то ни было информационной поддержки. И пока годами на экранах шли бесчисленные ток-шоу и дискуссии яйцеголовых кабинетных мужей и вальяжных многозначительных ведущих о судьбе страны, русские мужики прорубали в тайге и горах трассу. Не останавливаясь ни на час – исключения не составляли даже новогодние ночи. Случались моменты, когда на трассе одновременно возводилось более двухсот мостов. Дороге дали имя – “Амур”, и ее “волны” становились все шире, они все быстрее и быстрее переваливали за все новые и новые сопки. Оживали окрестные поселки, уже не надеявшиеся на связь не то что с Большой землей, а даже с собственными райцентрами. Отметая запредельные железнодорожные цены на перевозку грузов (МПС в этом плане себя не обижала), потянулись вслед за дорожной техникой, а зачастую и вперемежку с ней, грузовые машины – и одномоментно вполовину сократились цены на многие услуги. Еще не достроенная, не одетая даже в щебеночное покрытие, магистраль уже тогда давала надежду забайкальцам и дальневосточникам вырваться из беспросветности.

С решением Государственной комиссии открыть сквозной проезд на всем 2165-километровом протяжении граждане России получают конституционное право свободного перемещения по собственной территории на том виде транспорта, который они захотят избрать. И отныне любой из нас может проехать без перезагрузок на железнодорожные платформы в любое время года от Смоленска до Владивостока. Так что это не просто выполнено указание Президента страны. Осуществилась мечта многих поколений дорожников – объединить, связать воедино дорогами всю Россию, вывести Дальний Восток на опорную сеть страны, обеспечить полноценную работу Девятого панъевропейского транспортного коридора: Париж – Берлин – Москва – Владивосток.

 

“Легенды расскажут, какими мы были”…

 

Однако завершен только первый этап грандиозного, не замеченного страной и потому пока не оцененного в полной мере героического труда дорожников. Вторая часть работ – это одеть в асфальт или в усовершенствованный тип покрытия всю автомагистраль. Работа – до 2008 года.

Наверное, к этому сроку начнут наведываться на стройку те, кто пожелает засветиться на телеэкранах: смотрите, что мы сделали.

Но делали трассу и продолжают трудиться на ней конкретные люди – от руководителя Росавтодора Игоря Николаевича Слюняева, не вылезавшего со стройки с ведущими специалистами дорожной администрации России, до учащихся иркутских институтов, возродивших на “Амуре” студенческие строительные отряды. Это и начальник стройки Валентин Константинович Иваненко, главный инженер Роман Новиков. Это Анатолий Судаков, нашедший замену дорогостоящим мостам в виде гофрированных труб любых диаметров. Это взрывники Константина Рудницкого и Анатолия Скульпиденко, которые провели дорожников через горные хребты. Это мостовики, автогрейдеристы, машинисты виброкатков, дорожные рабочие. Это и сыновья дорожников, которые приезжали с вахтовками на трассу к отцам и по мере сил старались помочь общему делу.

Хочется верить, что легенды потом все равно расскажут, какими они были, негромкие строители самой грандиозной стройки в новейшей истории России. И будет им сложен стих, и пропоется в их честь песня. Но пока они сами, соединив, наконец, Читу и Хабаровск, построили на берегу реки Бурея православный храм. И возвели рядом в честь самой протяженной дороги России стелу, на которой начертали одну фразу “Москва – Владивосток”. Дорожники не то, что поделились славой со всей автомагистралью, они, как государственные люди, прекрасно понимают: Россия сильна своим единством, она не должна быть поделена на обрубки, уездные княжества. Для того и покорили расстояние, вечную мерзлоту, пережили лесные пожары, непрекращающиеся месяцами ливни, орды мошкары, сорокаградусные морозы и остальные прелести тех мест. “Амур” собрал воедино Россию…

Николай Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"