На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Первопроходец, учёный, учитель

Из памятного и пережитого

"Великой эпохе нужны великие люди"

Я. Гашек

Чем дальше уходит от нас в историю эпоха первых дерзновенных полётов в космическое пространство, великого русского прорыва в Наднебесье, тем ярче высвечивается масштаб и величие тех личностей, которые олицетворяли собой эту эпоху, делали явью заветные мечты человечества о звёздных полётах.

Поистине по-есенински: "Большое видится на расстоянии".

В настоящих заметках речь пойдёт об одном из этих великих первопроходцев – Владимире Павловиче Бармине – Главном, а затем Генеральном конструкторе, академике, основоположнике создания и главном творце отечественных стартовых, технических комплексов и наземного оборудования для баллистических ракет, боевой и космической ракетной техники.

Сейчас, на пороге 100-летия В.П. Бармина и спустя почти 15 лет со дня его ухода из жизни, все мы – те, кто многие годы работал с ним, всё больше осознаём, какой поистине громадный и творчески насыщенный жизненный путь прошёл генеральный конструктор, Герой Социалистического труда, многократный лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор, доктор технических наук, академик Владимир Павлович Бармин.

Окидывая мысленным взором всё то, что сделано им и под его руководством практически за время жизни одного поколения – с 1930 по 1993 год, нельзя не поразиться грандиозности свершений, немыслимым масштабам дел, их значению для развития отечественной и мировой науки и техники. Невольно задаёшься вопросом: " Под силу ли всё это одному, пусть одарённому и талантливому человеку?"

На протяжении всей творческой жизни В.П. Бармина отличали постоянное стремление к достижению поставленной цели, высокая работоспособность, ответственность за порученное дело, решительность и настойчивость в осуществлении своих замыслов и идей, незаурядный организаторский талант.

Он прожил яркую насыщенную жизнь, наполненную самоотверженным трудом, изобиловавшую многочисленными творческими взлётами и в то же время различными драматическими эпизодами, было в ней место и неудачам и даже стрессовым ситуациям.

Но присущие ему черты характера, знания, опыт, организаторский талант помогали ему во всех складывающихся жизненных ситуациях находить верные решения, обеспечивающие успешное выполнение поставленных целей.

Владимир Павлович Бармин родился 17 марта 1909 года в г. Москве в семье служащего. Родители его были по социальному происхождению крестьянами, русскими по национальности. Будучи с детских лет смышлёным и любознательным мальчиком, он в 1926 году успешно закончил среднюю школу и, испытывая твёрдое стремление получить высшее техническое образование, словно предчувствуя своё жизненное предназначение, Володя подаёт заявление о поступлении одновременно в два института: на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в последующем - МВТУ им. Н.Э. Баумана) и Ломоносовский механический институт. Но поскольку ему на тот момент исполнилось 17 лет, а в институт принимали только с 18-ти, и последовал отказ в приёме, Володе пришлось проявить природную решительную настойчивость и, после обращения в Народный комиссариат просвещения, пройдя ряд освидетельствований и собеседований, ему удалось получить допуск к конкурсным экзаменам. После успешной сдачи экзаменов был зачислен сразу в оба эти института. Начиная со второго семестра, он выбирает для продолжения обучения только МВТУ им. Н.Э. Баумана, которое блестяще закончил в 1930 году, и был направлен работать на Московский завод "Котлоаппарат", переименованный позже в "Компрессор", занимавшийся производством холодильного оборудования. Начало производственной деятельности В.П. Бармина счастливо совпало с развёртыванием в стране могучего процесса индустриализации, когда в короткие сроки создавалось множество новых современных заводов и производств. Удивительное было время! Время энтузиастов-творцов, для которых, казалось, не было невозможного. Они мечтали сказку сделать былью, не жалея ни времени, ни сил.

Вот и Владимир Павлович, молодой инженер-конструктор, со свойственной ему энергией, решительностью и задором окунулся в творческую атмосферу поиска и конструирования своего отечественного высокопроизводительного компрессорного и холодильного оборудования, в котором остро нуждались вновь создаваемые производства. Его энергия, знания, умение наладить деловые отношения с работниками производственных цехов позволили в рекордно короткий срок - за полгода выполнить проектирование, изготовить и испытать на заводе новый быстроходный вертикальный компрессор.

Уже через два года молодой инженер В.П. Бармин возглавил компрессорную группу КБ завода, и в 1933 – 1935 годах под его руководством был создан ряд мощных компрессоров для угольной промышленности, для электровозов, для морских судов, для авиации и по правительственному спецзаданию углекислотный компрессор для Мавзолея В.И. Ленина.

И с тех пор почти обо всём, что было создано им и руководимыми им коллективами можно было бы сказать: "Впервые ...".

Уже тогда, в годы работы В.П. Бармина на заводе, для него, прежде всего и выше всего были интересы дела, тогда же сполна проявились основные черты его характера, тогда сформировался он как Руководитель с большой буквы, что и подтвердил всей своей жизнью и творческой деятельностью.

В 1931 году началась и педагогическая деятельность В.П. Бармина, которая продолжалась затем до последнего дня его жизни. С 1931 по 1934 год он по совместительству с работой на заводе читает в МВТУ им. Н.Э. Баумана курс термодинамики, руководит курсовыми и дипломными проектами, ведёт научную работу, позднее создает и читает курс лекций "Расчёт и конструирование поршневых компрессоров".

В 1935 году в составе группы специалистов В.П. Бармин был командирован в США для изучения зарубежного опыта производства и эксплуатации холодильного и компрессорного оборудования, имея при этом закрытые поручения Г.К. Орджоникидзе по изучению производства домашних холодильников и технологии получения прозрачного льда. В ходе командировки оба поручения наркома были выполнены, а по результатам поездки были выработаны рекомендации по направлениям и перспективам создания отечественного оборудования на мировом уровне. Продолжая работать руководителем конструкторской группы, с использованием приобретённого опыта Бармин руководит созданием первых отечественных судовых фреоновых холодильных машин, а также первого отечественного прямодействующего дизель-компрессора. Нельзя не сказать, что в эти сложные годы, когда по стране прошла волна репрессий, которым наряду с другими специалистами промышленности подверглись и почти все члены группы, командированной в США, куда входил В.П. Бармин, ему по непрояснённым до сих пор причинам удалось избежать ареста, хотя, как рассказывал он сам, был готов к этому и имел на этот случай собранные вещи.

В конце 1940 года, в возрасте немногим более 30 лет В.П. Бармина назначают главным конструктором завода "Компрессор". Это неудивительно, так как накопленный опыт, багаж научных и производственных знаний, природный талант резко выделяли его среди других специалистов. У него была масса планов и задумок по дальнейшему развитию завода, совершенствованию и обновлению выпускаемого оборудования. Однако этим планам молодого главного конструктора завода не суждено было сбыться.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая самым крутым образом изменила и научную, и производственную направленность работ конструктора В.П. Бармина и определила содержание всех последующих этапов его жизни и деятельности.

На девятый день войны, 30 июня 1941 года перед заводом "Компрессор" Правительством была поставлена задача – полностью перестроить завод, переключив его на серийное производство новых видов вооружения и в первую очередь в кратчайшие сроки уточнить конструкторские и технические параметры и разработать техническую документацию боевой самоходной многозарядной пусковой установки для пуска пороховых ракетных снарядов, экспериментальные образцы которой были созданы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Эти образцы были сделаны на кустарном уровне, из подручных средств и в таком виде не могли быть приняты к серийному изготовлению. Необходима была серьёзная конструкторская переработка многих узлов установки, приспособление их к технологическим возможностям завода и применению серийно выпускаемых комплектующих элементов.

Времени на адаптацию завода к новому профилю работ, учитывая военное время и складывающуюся на фронтах обстановку, дано не было. В этих условиях В.П. Бармин, назначенный начальником СКБ завода "Компрессор" и заместителем главного конструктора установки, несмотря на упорное сопротивление главного конструктора, директора РНИИ А.Г. Костикова внесению любых, даже самых очевидных изменений в узлы и конструкции установки, широким фронтом развернул конструкторские работы по выпуску новой технической документации по боевой установке. Одновременно В.П. Бармин после консультаций с разработчиками реактивного снаряда и по согласованию с представителем Наркома на заводе принимает решение запустить изготовление установки по переработанной документации на заводе "Компрессор". Исходя из интересов дела, на высшем уровне принимается решение о назначении В.П. Бармина Главным конструктором СКБ завода "Компрессор", работники которого, переведённые на казарменное положение и режим круглосуточной работы, в немыслимо короткие сроки, исчисляемые неделями, а то и днями произвели переработку документации боевой установки. Уже 23 июля 1941 года завод "Компрессор" по чертежам СКБ В.П. Бармина изготовил первую боевую установку БМ-13-16, которая в августе 1941 года была принята на вооружение Красной Армии, а в декабре 1941 года в боевых частях под Москвой имелось 415 таких установок. Что это было за оружие, названное в народе "Катюшами", и какую роль оно сыграло в разгроме врага, говорить излишне. У всех в памяти кинокадры хроники с залпами "Катюш". В это время В.П. Бармин имел колоссальную производственную нагрузку. Он участвовал в новых разработках боевых установок, защите принятых конструктивных решений в военных ведомствах, проведении испытаний, организации серийного производства. Я видел подлинники рабочих чертежей боевой 24-зарядной "Катюши" на шасси лёгких танков Т-40, подписанные В.П. Барминым в производство в октябре 1941 года, когда враг был на подступах к Москве. Это был подвиг. За годы войны под руководством В.П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов "Катюш", монтировавшихся на всех видах наземных и водных средств, в том числе на железнодорожных платформах, морских и речных катерах, санях и лыжах.

Заслуга В.П. Бармина в создании боевой реактивной техники в эти годы были отмечены высокими наградами – орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и боевым орденом Кутузова, кажется единственным из гражданских лиц.

После капитуляции Германии В.П. Бармин в составе группы советских специалистов командируется в Германию для изучения немецкой ракетной техники и решения задачи создания в СССР боевых ракетных комплексов дальнего действия. Там В.П. Бармин познакомился с С.П. Королёвым, В.И. Глушко, Н.А. Пилюгиным и другими будущими создателями ракетной техники в стране. После возвращения из Германии по предложению С.П. Королёва шесть главных конструкторов головных конструкторских бюро, среди которых был и В.П. Бармин, образовали Совет главных конструкторов для решения всех принципиальных вопросов создания ракетных комплексов. Этот Совет функционировал длительное время, сыграв историческую роль в развитии ракетной техники, а возглавляемое В.П. Барминым КБ стало головным в стране по созданию стартового и другого наземного оборудования боевых и космических стартовых комплексов.

Боевой ракетный стартовый комплекс – набор   сложнейших функционально связанных агрегатов и систем – транспортных, подъёмных, заправочных, пусковых, управленческих и других. Потребовалась огромная организаторская и техническая работа по созданию кооперации   многих конструкторских и производственных предприятий различных отраслей промышленности, нацеленных на решение единой целевой задачи. В.П. Бармин установил личные контакты с руководством десятков привлечённых предприятий, добиваясь их работы как единого целого. Первой и поэтому очень важной победой Главного конструктора В.П. Бармина и его коллектива в деле развития отечественной боевой ракетной техники стало принятие в 1950 году на вооружение комплекса первой баллистической ракеты Р-1, прообразом которой был немецкий ракетный комплекс ФАУ-2.

В последующее десятилетие были продолжены напряжённые работы по созданию более совершенных наземных стартовых комплексов для ракет Р-2, Р-5, Р­12, Р-14 конструкции С.П. Королёва, М.И. Янгеля.

Рамки журнальных заметок не позволяют в полной мере раскрыть драматические и радостные обстоятельства работы над этими комплексами. Можно только сказать, что опыт и знания, вера и энтузиазм в коллективах позволили успешно решить все задачи, возложенные на В.П. Бармина в этом десятилетии. За эти работы ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Однако совершенствование наступательного ракетного вооружения вероятного противника и в том числе создание межконтинентальных баллистических ракет поставили перед страной задачу повышения защищённости боевых комплексов и создания ракетного комплекса со сверхдальней баллистической ракетой, способной доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. В решении этих задач в 50­е – 60-е годы XX столетия самое деятельное и творческое участие принял В.П. Бармин с возглавляемым им коллективом КБ и коллективами уже сформированной многолетним сотрудничеством кооперации предприятий и организаций различных отраслей.

Создание высокозащищённых шахтных ракетных комплексов и их серийное воспроизводство было задачей исключительной сложности. Здесь всё было "впервые". Можно исписать горы бумаги, излагая историю создания шахтных пусковых комплексов, перечисляя те многообразные технические проблемы, которые пришлось решить при этом учёным и конструкторам. В 1964 году шахтные стартовые комплексы для ракет Р-12 и Р-14 были приняты на вооружение Советской Армии. Позднее, в 1965 году, на вооружение был сдан шахтный комплекс для усовершенствованной перспективной ракеты УР-100 конструкции В.Н. Челомея. Много седых волос добавила В.П. Бармину и его соратникам шахтная эпопея.

Но делом жизни В.П. Бармина, обессмертившим его имя, как и имена других главных конструкторов, в первую очередь С.П. Королёва, стало создание стартового комплекса для легендарной "Семёрки" – мощной ракеты Р-7 конструкции С.П. Королёва, которая проектировалась вначале как боевая межконтинентальная баллистическая, а стала ракетой космической, открывшей эпоху штурма космического пространства. Создание этой ракеты, как и стартового комплекса для неё, было поистине новаторским, даже революционным шагом, вместив в себя весь богатейший опыт, накопленный учёными, конструкторами, производственниками за 20 лет работы отрасли. Сама по себе необычная компоновочная схема ракеты с центральным блоком и четырьмя боковыми блоками потребовала отказа от стандартной схемы установки ракеты на торец, и в результате упорной поисковой конструкторской работы и тщательных расчётно-теоретических проработок родилась та самая, известная теперь всем схема подвеса и удержания ракеты в средней её части за силовой пояс. Конструкторское решение новой уникальной стартовой системы В.П. Бармина для ракеты Р-7, определившее облик всего стартового комплекса, также было по сути пионерским. Опорные фермы стартовой системы при старте ракеты отводились после набора тяги ракетой не принудительно, а под действием собственного веса, или, как говорят, "божьей" силой. Теперь по телевизионным передачам о пусках всем знакома эта картина сказочного раскрытия тюльпана ферм. Это всякий раз завораживает. Создание этого самого совершенного и надёжного комплекса было связано со многими драматическим эпизодами, вплоть до требований о приостановлении работ, но напряжённый самоотверженный труд многих коллективов позволил успешно решить все сложнейшие вопросы отработки конструкции ракеты и систем стартового комплекса.

Первый запуск ракеты Р-7 с нового испытательного полигона Байконур был осуществлён 15 мая 1957 года. Страна поручила не только новое сверхмощное средство вооружения, но и средство выведения космических объектов, позволившее начать планомерное исследование космоса.

Ракете Р-7, как и стартовому комплексу для неё, была суждена счастливая историческая судьба и долгая рабочая жизнь. Их технические возможности, надёжная работа оборудования позволили в короткие сроки подготовить и осуществить 4 октября 1957 года запуск первого в мире искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 года – успешный запуск в околоземное пространство космического корабля "Восток" с первым человеком Земли – Ю.А. Гагариным.

С тех пор и до настоящего времени со стартового комплекса В.П. Бармина на космодроме "Байконур", известного как "Гагаринский старт", в целях освоения космического пространства, решения научных, оборонных и других народнохозяйственных задач было проведено более 1600 пусков "Семёрки" и её модификаций. До настоящего времени космическая программа России в основном обеспечивается с этих стартовых комплексов. Небывалое долголетие! За эти работы В.П. Бармину было присвоено звание лауреата Ленинской премии, в 1958 году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1960 году становится профессором МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Именно к этому времени относятся моя первая встреча и знакомство с В.П. Барминым, знакомство, которое определило развитие всего моего последующего жизненного пути. Тогда, в 1962 году я – выпускник МВТУ им. Н.Э. Баумана с несколькими своими товарищами по учёбе на кафедре "Гусеничные машины" увлечённо работали над проектом перспективной трансмиссии для танка, готовились к защите диплома и получили предложение после окончания ВУЗа продолжить на кафедре начатые работы до их реального завершения в металле. Однако неожиданно на государственной комиссии по распределению я по индивидуальной заявке получил назначение в ГСКБ Спецмаш – то КБ, которым руководил В.П. Бармин. Известно, что в то время содержание работ ракетных КБ было закрытым, как малоизвестны были и имена ведущих учёных и конструкторов в этой области. Отменить моё назначение могло только разрешение руководителя КБ – В.П. Бармина. И вот я, вооружившись соответствующим запросом с родной кафедры, по предварительной договорённости отправился на приём к В.П. Бармину. Я увидел высокого, красивого седовласого человека. Запомнился очень внимательный взгляд. Он встретил меня исключительно приветливо, пригласил присесть у рабочего стола. Внимательно выслушал, прочитал письмо, задал несколько вопросов по сути дела, и далее началось неожиданное. Я услышал рассказ увлечённого человека о своей работе, о работе КБ, о специальностях, о реальных делах и мечтах, о Луне и лунных базах и о многом другом. Это была поэма! Говорил он минут 20. Я был сражён и через день уже принёс документы на оформление в КБ В.П. Бармина, где с мая 1962 года проработал без перерыва почти 40 лет, приняв участие во многих этапных работах по созданию уникальнейших стартовых комплексов, в том числе для лунной царь-ракеты Н-1, для ракетной системы "Энергия" – Буран". Всё это время я имел возможность близко наблюдать В.П. Бармина в самых разных ситуациях – и на стартовых площадках космодрома, и на совещаниях, и на различных протокольных и праздничных мероприятиях. Меня всегда поражала его манера держаться: такая спокойная уверенность, в некотором роде даже аристократическая, которая передавалась и окружающим. Хотя каждый очередной пуск со своего комплекса, а он старался лично присутствовать на каждом, он воспринимал с заметным волнением, как первый и считал, что это ощущение не должно пропадать никогда.

Я ни разу не слышал, чтобы в какой-либо ситуации он мог повысить голос, но те или иные оттенки его обычно ровного тона не оставляли сомнений в его отношении к рассматриваемой теме. В.П. Бармин с исключительным доверием без мелочной опеки относился к конструкторам, специалистам. На совещаниях давал высказаться всем желающим, независимо от возраста и должности, внимательно выслушивал каждого. Он учил честно и откровенно говорить об ошибках, непременно делиться сомнениями, не стесняться давать аргументированные продуманные предложения, учил считать дело, которым ты занят в данную минуту, самым главным делом в жизни. Это определяет результат и воспитывает личную ответственность. С мелочами к нему старались не обращаться, не было принято. Но по своему опыту знаю, что для него не существовало мелочей.

Поразительна была его техническая эрудиция. Вспоминается случай, когда на Учёном Совете по проблематике "сухого" трения после доклада кандидата в члены-корреспонденты Академии наук Владимир Павлович, тогда уже действительный член Академии наук, проводивший Совет, поразил всех присутствовавших специалистов глубинным характером задаваемых докладчику специальных вопросов. При этом он пояснил, что ещё в тридцатые годы, в начале своего трудового пути, изучал эту проблему применительно к компрессоростроению и написал книгу, в которой обобщил имевшиеся данные по проблеме и привёл к отечественной системе единиц справочные таблицы, составленные одним японским учёным.

Новой этапной работой для В.П. Бармина и его КБ, как и для всей отрасли, стало создание в 60-е годы стартового комплекса для тяжёлой межконтинентальной ракеты УР-500 конструкции В.Н. Челомея, по своим характеристикам превосходившей все существовавшие в то время ракеты-носители СССР и за рубежом. Стартовый вес ракеты, получившей в последующем наименование "Протон", был свыше 600 т, и выводила она на орбиту полезные грузы весом более 20 т. Эта масштабная работа поставила перед КБ В.П. Бармина немало проблем и технически сложных задач, решения некоторых из них, в частности, по конструкции пускового устройства, стыковочных устройств, заправочных коммуникаций были найдены не сразу. Но настойчивая творческая совместная работа с конструкторами ракеты позволила найти оригинальные конструкторские решения, многие на уровне изобретений. В.П. Бармин при создании этого комплекса работал как всегда с полной отдачей сил и знаний, выезжал на заводы, на космодром, требовал, чтобы и другие участники работ также ответственно относились к выполнению возложенных на них задач.

Первый пуск ракеты "Протон" был осуществлён 16 июня 1965 года, и вот уже более 35 лет эти комплексы успешно обеспечивают выполнение отечественной космической программы по запуску тяжёлых космических аппаратов, являясь одним из самых надёжных комплексов в мире.

В 1966 году В.П. Бармин был избран академиком Академии наук СССР.

Следующей важнейшей работой для КБ В.П. Бармина, поистине грандиозной, увлекательной и драматической одновременно, в которой на самом деле фактически участвовала вся промышленность страны, явилось создание уникального стартового комплекса для гигантской сверхтяжёлой ракеты Н-1, царь-ракеты конструкции КБ С.П. Королёва, которая должна была обеспечить первенство нашей Родины в освоении Луны и других планет в остром соперничестве с США, также поставившими задачу высадки человека на Луне.

Масштабы и мощь этой ракеты были фантастическими. Она имела длину около 100 м, стартовый вес 3500 тонн. В целях сокращения сроков разработка ракеты и старта шла практически одновременно, что создавало очень большие сложности для конструкторов-стартовиков. Вдохновляемые величием задачи, увлечённо и творчески работали все коллективы. За сравнительно короткое время был выполнен большой объём специальных научно-исследовательских работ, многовариантных проектно-поисковых конструкторских разработок, сложных расчётно-теоретических обоснований и экспериментов. Всё это позволило создать при научно-техническом руководстве Главного конструктора В.П. Бармина совершенно новый, не имеющий аналогов стартовый комплекс, включающий множество уникальных агрегатов и систем, признанных изобретениями.

Размеры стартового сооружения и основных агрегатов нового комплекса поражали воображение. Гигантский транспортно-установочный агрегат, высотная (120 метров) башня обслуживания, подъезжающая к ракете по круговому пути, мощная стартовая система, принимавшая весовые нагрузки и динамические нагрузки при старте ракеты. Для стартового комплекса ракеты Н-1 впервые в нашей стране были созданы системы заправки ракеты жидким водородом, также впервые в больших количествах был применён гелий, решены другие сложные задачи.

Мне никогда не забыть то раннее морозное утро 1969 года, когда на наблюдательном пункте, на несколько километров удалённом от старта, мы ожидали мгновение пуска. Казалось невероятным, что такая махина сможет оторваться от земли. Вдруг яркая вспышка озарила небо, донеслись как будто раскаты грома, оглушительные даже на таком значительном удалении. И вот медленно-медленно по-царски ракета поползла вверх, вонзаясь в утреннее небо. Это был восторг! Стартовый комплекс сработал на отлично. А вот пуск ракеты удачным не был, не доработали двигатели. К сожалению, последующие три пуска также были неудачными. Сейчас можно только гадать, что было бы, если бы С.П. Королёв смог продолжить руководство работами по Н-1. Многие уверены, что всё было бы по-другому. В 1974 году тема Н-1 была неожиданно закрыта, а созданный стартовый комплекс явился эффективным заделом для разработки в последующие годы   старта для многоразовой ракетно-космической системы "Энергия" – "Буран", являющейся вершиной отечественной ракетно-космической техники.

И вновь В.П. Бармину и возглавляемому им коллективу пришлось решать сложнейшие научно-технические задачи дооборудования, вернее переоборудования стартового комплекса Н-1 для обеспечения работ с принципиально новой ракетной системой, выполненной по "пакетной" многоблочной схеме с полезным грузом, каким являлся корабль "Буран", размещённым не по классической схеме   в верхней части ракеты, а на боковой её поверхности. Вновь потребовалась масса поисковых проектных проработок, расчётно-теоретических и экспериментальных исследований, прежде чем были выработаны оптимальные решения по доработке конструкции стартового сооружения Н-1 и размещению на нём комплекса новых агрегатов и систем, в том числе уникальной пусковой установки и нескольких специальных высотных агрегатов, таких как башня обслуживания, заправочно-дренажная мачта, агрегат посадки и экстренной, за 2 минуты, эвакуации экипажа корабля "Буран", не имеющий аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.

Не представляется возможным в данной статье рассказать о всех технических проблемах и сложностях, которые пришлось преодолеть при создании комплекса "Энергия" – "Буран". Достаточно сказать, что все конструкторские решения стартового комплекса выполнены с учётом новейших достижений мировой и отечественной науки и техники. Только по узлам пусковой установки было получено 81 авторское свидетельство на изобретение. В.П. Бармин, несмотря на уже преклонный возраст – более 75 лет, много времени проводил на строительных и монтажных объектах, руководя работами и решая на месте возникающие многочисленные вопросы. Завершение работ по "Энергии" было триумфальным: первый сразу удачный пуск ракеты с космическим аппаратом "Полюс" состоялся в мае 1987 года, а пуск ракетной системы "Энергия" – "Буран" –   в ноябре 1988 года. У всех в памяти яркая картинка приземления корабля "Буран", совершённая в автоматическом режиме с удивительной точностью. Мир был восхищён! Можно не сомневаться в том, что этому замечательному ракетному комплексу была бы суждена долгая рабочая жизнь. Самая мощная ракета в мире "Энергия" способна была решить множество разнообразных задач в деле освоения космоса в интересах науки, обороны и народного хозяйства. Но ... злосчастная "перестройка" и сопровождающие её процессы разрушения промышленного потенциала страны привели к постепенному угасанию работ по этой теме. Свёрнуты были и проектные работы по созданию на базе "Энергии" ещё более мощной ракеты "Вулкан". Сейчас масштабные сооружения комплекса стали своеобразным памятником эпохе.

Рассказывая о многообразной творческой деятельности В.П. Бармина, нельзя не упомянуть об одном из направлений работ его КБ, связанном с исследованиями и проектированием долговременного обитаемого поселения на Луне. Создание поселения на пустынной безжизненной поверхности Луны, не имеющей атмосферы, облучаемой губительными для человека галактическими излучениями, требовало тщательного изучения возможностей решений по необходимому обеспечению нормальной жизнедеятельности человека в экстремальных условиях. В результате проделанных работ был предложен проект лунного поселения с постоянным наращиванием численности экипажа от 4-х до 12 человек со сроком пребывания на Луне не менее одного года. Такое лунное поселение включало в себя основное жилое сооружение, энергоцентр с ядерной энергетической установкой, ряд вспомогательных сооружений и транспортных средств. Эти работы показали реальность осуществления   проекта лунного поселения.

Постоянное стремление В.П. Бармина к расширению творческих горизонтов привело его к развёртыванию в КБ работ в области космической технологии. Были разработаны, изготовлены и успешно практически опробованы автоматические грунтозаборные устройства для лунного грунта и грунта планеты Венера. Для проведения экспериментов по получению в условиях невесомости высококачественных кристаллов сплавов, особо чистых биоматериалов и лекарственных препаратов, получение которых в земных условиях затруднительно или невозможно, были созданы специальные технологические установки, представляющие собой многозонные электровакуумные печи, которые позволяют реализовать бестигельную плавку и направленную кристаллизацию материалов. На орбитальных станциях и искусственных спутниках Земли были проведены сотни экспериментов, явившихся началом создания в стране космической отрасли промышленности.

Наряду с работами по основной оборонной и космической тематике В.П. Бармин придавал большое значение работам КБ, связанным с решением отдельных проблемных вопросов народного хозяйства страны, в частности, по использованию в различных видах транспорта сжиженного природного газа в качестве энергоносителя, по использованию энергоаккумулирующих веществ.

Нельзя не остановиться здесь на громадной педагогической деятельности Владимира Павловича, которую он вёл на протяжении всей своей трудовой жизни, не жалея ни сил, ни времени, прекрасно понимая огромное значение для будущего страны постоянной и непрерывной подготовки молодых квалифицированных специалистов, обеспечения преемственности поколений в творческом конструкторско-производственном труде. Начиная с 1931 года, он читал лекции и руководил дипломным проектированием в МВТУ им. Н.Э. Баумана, в Военно-инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского.

В 1959 году в МВТУ им. Н.Э. Баумана по инициативе В.П. Бармина и при его деятельном участии была создана кафедра под названием "Стартовые ракетные комплексы", которой руководил до конца жизни и где читал лекции сам и привлекал для занятий со студентами ведущих специалистов своего КБ и других КБ и НИИ. Он установил тесную связь кафедры с производством, организовал прохождение производственной практики студентов на космодроме Байконур, что значительно повышало уровень практических знаний студентов и способствовало скорейшей адаптации выпускников к трудовой деятельности по выбранной специальности.

Наиболее способные и склонные к научной работе выпускники и сотрудники КБ могли продолжить учёбу в аспирантуре при КБ В.П. Бармина, где порядка 80 специалистов защитили диссертации и получили учёные звания.

Владимир Павлович был очень разносторонним человеком, любил литературу, живопись, театр. Не раз мне приходилось встречать его на вернисажах, театральных представлениях. В своё КБ он приглашал на творческие вечера известных деятелей науки и культуры. Помню интереснейшие встречи с Игорем Ильинским, Ильёй Эренбургом и другими. Активно занимался он и спортом.

Конечно, долгие годы работы на пределе физических и душевных сил не могли не отразиться на здоровье Владимира Павловича. Да и возраст брал своё. В 90-е годы стало заметно, что силы его слабеют. Но он до конца своих дней не выпускал из рук руля управления коллективом. Не добавляло бодрости и настроения складывающееся к тому времени в разгар перестройки положение дел в промышленности и в космической отрасли в частности. Будучи человеком государственного ума, он хорошо понимал суть и вектор направленности происходящего. Мне кажется, это способствовало приближению развязки. В июле 1993 года В.П. Бармина не стало.

Всё сделанное им принадлежит теперь истории, куда имя его вписано навечно. Каждое время выдвигает своих героев и можно, несомненно, сказать, что В.П. Бармин является одним из героев своего времени. При этом он был истинным патриотом своей Родины, и его жизненный путь и творческая деятельность могут служить хорошим примером для многих людей.

Эдуард Белобородько


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"