На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Что нам мешает услышать друг друга?

Выступление на секции XIX Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Украина: исторические культурно-духовные связи»

Мы работаем без малого уже часа три. В зале нет  равнодушных, хотя нет и единства. Что нам мешает услышать друг друга? Что мешает найти тот разумный алгоритм решения  проблемы выстраивания отношений России и Украины, понятный для всех? Неужели мы собрались, чтобы  менторским тоном поучать  неразумных украинцев, сетовать на нелюбовь к русским и России, на реанимацию фашизма, отвержение веры и культуры? Здесь звучало о хуторском сознании украинцев, не очень внятно о голодоморе, о том, что они не сопротивлялись фашистам в Великую Отечественную и лишь Донбасс прославился своим подпольем потому, что у него казачьи корни. Что нет никакого украинского языка и даже Украины, как государства, тоже нет. Впечатление, что каждый выступающий говорил о той Украине, которую он знает. Причём эти знания либо опосредованы через восприятие украинскими или русскими писателями, либо сформированы личным негативным опытом общения.  А отрывочные, поверхностные суждения иногда хуже незнания самой природы сущности, каковой являются народ, нация, государство со всеми определяющими признаками.

И подумалось: как легко и щедро мы клеим ярлыки, а всё от своего невежества, от незнания своей истории, от культуры  общения и убеждения.  Отношения между народами, нациями, этносами - тончайшая материя, требующая бережного отношения. Это то самое минное поле, на котором одно небрежное движение  может привести к трагедии.

Оставим этнографам споры об украинцах: обособленный ли это этнос, сформировавшийся в нацию, отвергающий русскую идентичность, или всё-таки окраинные русские, составляющие русский мир и, как более глобальный, славянский. 

Оставим лингвистам споры о языке: сейчас не суть важно отнести ли его к южнорусскому диалекту или признать  языком нации.  Всё-таки язык нации нельзя создать в венском кабаке Грушевскими со товарищи - в основе языка как выразителя самоидентичности нации лежат глубинные исторические и культурные напластования.

Оставим на совести правоведов дискуссии относительно украинской государственности: то ли это квазигосударство (сами выступавшие понимают ли смысл сказанного?), этнотерриториальное недоразумение либо всё-таки младо государство, переживающее весьма болезненно становление роста.

Без историков, социологов, культурологов разрешить эти споры невозможно, как невозможно обойтись без антропологии, археологии, а тем более теории этногенеза в исследовании такого сложнейшего социального явления, как государство.

Никто не спорит, что украинский социум неоднороден: есть пассионарные Галичина и Волынь с ущербным сознанием вечно обиженного холопа, есть исконно православная центральная Украина, Слобожанщина, Новороссия. Они разные по вере, языку, культуре, ментальности, истории, разновекторности тяготения к центрам противостояния.

По каждому вопросу можно написать целые исследования с аргументами "за" и "против", но историю становления украинской нации (всё-таки нации внутри славянского и русского мира) нельзя рассматривать вне геополитических устремлений как минимум трёх империй, долгие века определяющих вектор развития украинства: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Был ещё мощный импульс советского периода. Есть период власти компрадорской буржуазии.

Так что к вопросу отношений России и Украины следует подходить системно. Это избавит  от сетования в непонимании и неприятии многими украинцами сегодняшней России – они не видят большой разницы в системе управления государством и обществом и пониманию причин тяготения к европейскому Западу.

Сегодня ненависть к России на Украине возведена в ранг государственной идеологии, но обвинять народ Украины во враждебности к русскому неразумно. Обвинять народ Украины в холуйской покорности просто не по-мужски. Не каждый готов сражаться за идею, имея за спиной мощное государство, а тем более сражаться против государства с его мощнейшим репрессивным аппаратом.

Мы обращаемся к героическому прошлому, но разве меркнет рядом с ним мужество беркутовцев? Или возвышающих свой голос протеста, как Николай Машкин?  Взорвал себя гранатой отстреливавшийся до последнего патрона подпольщик киевлянин Антон. Замучен харьковчанин Виктор Топчаев. А сколько их, безымянных, сгинуло в застенках украинского гестапо под названием СБУ? Кто-то скажет, что сейчас время одиночек. Да нет, сейчас, как никогда, время совести. Именно безоружные луганчане и дончане штурмовали здания милиции и СБУ, стояли на блокпостах, бросались под танки с гранатами. Они были первыми, а потом уже пришли наши добровольцы.

Читаешь Володю Казмина – из каждой строки сочится боль за Украину, за погибших друзей, особенно за будущее поколений, судьбы которых бросили в огонь гражданской войны. Это особая проза, особая поэзия, которой так не хватает нынешним с их зачерствевшими душами. Это слова правды, слова не выдуманной войны, это трагедия народа, рассказанная самим народом. Где те издательства, стоящие в очередь за этой литературой? Увы. Зато нарасхват суррогат с языком субкультуры, гламуром и пиочей мишурой.

В Черниговской области на девятое мая этого года районная газета вышла с фото ордена Отечественной войны, георгиевской лентой и статьями о подвигах земляков. На Волыни на пограничном переходе «Ягодин» открыли памятник советским пограничникам, стоявшим здесь насмерть в сорок первом. Освятили памятник, поклонились праху 28 пограничников, похороненных тут же в братской могиле, отслужили панихиду  - духовенство, пограничники, таможенники, ветеран. Скульптор из Львова, средства на памятник собирали всем миром - бизнесмены из Житомира, Ягодинская таможня, Луцкий погранотряд, жители близлежащих районов.

Это холуйская покорность украинцев? У нас в области много "шабашников" с Западной Украины - мужики работящие, потому и берут их с радостью. Перемены разительные: в прошлом году глаза потупленные долу, слова не вытянешь клещами, газеты и телевизор отметают напрочь - москали брешут. В этом - взгляды уже пытливые, осмысленные, вечерами от "ящика" не оттянешь - вы про нас правду говорите, это наши про вас брешут. На девятое мая  два десятка "западенцев" мы отвезли сначала на нашу диораму, затем на Прохоровское поле. В храме они останавливались у длинных списков имён погибших и что-то шептали. Думал - молились, оказалось - вслух читали фамилии, поражённые обилием украинских. Конечно же, молились, долго, молча. И молчали всю обратную дорогу, и расстались тоже молча. А дня через два разыскал меня их бригадир и протянул свёрток. "Возьмите для Донбасса. Не враги мы, против бандитов поднимались, а оказалось удавку на всех накинули. Бендеровскую удавку." В свёртке были деньги, которые ждали семьи.

Вот тут сетовали, что нет государственной пропаганды, что остановили войну на полпути к победе. Всё это так, только снарядами и бомбами сознание не изменить. Поучать не к чему, но исподволь на уровне родственных, дружеских,  приятельских отношений всей своей жизнью доказывать, что  мы должны быть вместе, как были наши деды и прадеды.

Весной позвонили харьковские поисковики: нашли останки красноармейца. Два месяца проговаривали все пограничные тонкости.  В июне встретились на пограничном переходе: восемь часов ожидания, звонков, согласований. Харьковчане в камуфляже и тельниках, мы - аналогично, только на груди награды и георгиевские ленточки. Старший от наших погранцов потребовал награды и ленточки снять - нечего хохлов дразнить. Отказались, потому и мурыжили нас так долго. Передавали на нейтралке: пожали друг другу руки, а украинский пограничник, офицер, отдал честь.  Останкам советского солдата, а ещё харьковским поисковикам и нам, что верны остались памяти дедов.

В сентябре мы нашли ЯК-7. Лётчик харьковчанин из Люботина. Погиб 16 июля сорок третьего - расстреляли в воздухе. Молоденький совсем, едва за двадцать. Харьковские поисковики помогли найти родственников. Несмотря ни на что приедут на установление памятной стелы.

Народный артист Украины Богдан Бенюк утверждает, что украинцы - нация предателей: кто больше заплатит, с теми они и будут. Это он играл солдатика в фильме Леонида Быкова «Аты- баты шли солдаты», того самого, что украл у своих мыло. Наверное, эта роль стала определяющей в его жизни.  А кто ему дал право говорить от имени всех украинцев? Это он о себе говорил, себя оправдывал, хотя предательству оправдания нет. Но и у нас, русских, таких немало.

Вот тут звучало, что нет государственной пропаганды и мы на краю гибели. Кликуш всегда хватало, но Россия – самогенерирующая, воплощение славянского духа, стойкости, самопожертвования. «Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя…» Общая беда сплачивает и сохранить бы эти отношения, выстроенные на общей вере, сострадании, жертвенности, стойкости духа и не ждать, когда государство даст отмашку. Тогда, конечно, ринутся отрабатывать высочайшее разрешение, может быть, даже талантливо, да только веры в искренность уже не будет. А на лукавстве созидания не получится, можно только разрушить.

Мы не должны оставаться созерцателями, когда беда захлестнула, ну а государство придёт уже на почву подготовленную. Есть народная дипломатия, народная медицина, так пусть будет народная пропаганда. Каждого из нас. Словом и делом.

Сергей Бережной (Белгород)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"