Выступление на секции XIX Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Украина: исторические культурно-духовные связи»
Мы работаем без малого уже часа три. В зале нет равнодушных, хотя нет и единства. Что нам мешает услышать друг друга? Что мешает найти тот разумный алгоритм решения проблемы выстраивания отношений России и Украины, понятный для всех? Неужели мы собрались, чтобы менторским тоном поучать неразумных украинцев, сетовать на нелюбовь к русским и России, на реанимацию фашизма, отвержение веры и культуры? Здесь звучало о хуторском сознании украинцев, не очень внятно о голодоморе, о том, что они не сопротивлялись фашистам в Великую Отечественную и лишь Донбасс прославился своим подпольем потому, что у него казачьи корни. Что нет никакого украинского языка и даже Украины, как государства, тоже нет. Впечатление, что каждый выступающий говорил о той Украине, которую он знает. Причём эти знания либо опосредованы через восприятие украинскими или русскими писателями, либо сформированы личным негативным опытом общения. А отрывочные, поверхностные суждения иногда хуже незнания самой природы сущности, каковой являются народ, нация, государство со всеми определяющими признаками.
И подумалось: как легко и щедро мы клеим ярлыки, а всё от своего невежества, от незнания своей истории, от культуры общения и убеждения. Отношения между народами, нациями, этносами - тончайшая материя, требующая бережного отношения. Это то самое минное поле, на котором одно небрежное движение может привести к трагедии.
Оставим этнографам споры об украинцах: обособленный ли это этнос, сформировавшийся в нацию, отвергающий русскую идентичность, или всё-таки окраинные русские, составляющие русский мир и, как более глобальный, славянский.
Оставим лингвистам споры о языке: сейчас не суть важно отнести ли его к южнорусскому диалекту или признать языком нации. Всё-таки язык нации нельзя создать в венском кабаке Грушевскими со товарищи - в основе языка как выразителя самоидентичности нации лежат глубинные исторические и культурные напластования.
Оставим на совести правоведов дискуссии относительно украинской государственности: то ли это квазигосударство (сами выступавшие понимают ли смысл сказанного?), этнотерриториальное недоразумение либо всё-таки младо государство, переживающее весьма болезненно становление роста.
Без историков, социологов, культурологов разрешить эти споры невозможно, как невозможно обойтись без антропологии, археологии, а тем более теории этногенеза в исследовании такого сложнейшего социального явления, как государство.
Никто не спорит, что украинский социум неоднороден: есть пассионарные Галичина и Волынь с ущербным сознанием вечно обиженного холопа, есть исконно православная центральная Украина, Слобожанщина, Новороссия. Они разные по вере, языку, культуре, ментальности, истории, разновекторности тяготения к центрам противостояния.
По каждому вопросу можно написать целые исследования с аргументами "за" и "против", но историю становления украинской нации (всё-таки нации внутри славянского и русского мира) нельзя рассматривать вне геополитических устремлений как минимум трёх империй, долгие века определяющих вектор развития украинства: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Был ещё мощный импульс советского периода. Есть период власти компрадорской буржуазии.
Так что к вопросу отношений России и Украины следует подходить системно. Это избавит от сетования в непонимании и неприятии многими украинцами сегодняшней России – они не видят большой разницы в системе управления государством и обществом и пониманию причин тяготения к европейскому Западу.
Сегодня ненависть к России на Украине возведена в ранг государственной идеологии, но обвинять народ Украины во враждебности к русскому неразумно. Обвинять народ Украины в холуйской покорности просто не по-мужски. Не каждый готов сражаться за идею, имея за спиной мощное государство, а тем более сражаться против государства с его мощнейшим репрессивным аппаратом.
Мы обращаемся к героическому прошлому, но разве меркнет рядом с ним мужество беркутовцев? Или возвышающих свой голос протеста, как Николай Машкин? Взорвал себя гранатой отстреливавшийся до последнего патрона подпольщик киевлянин Антон. Замучен харьковчанин Виктор Топчаев. А сколько их, безымянных, сгинуло в застенках украинского гестапо под названием СБУ? Кто-то скажет, что сейчас время одиночек. Да нет, сейчас, как никогда, время совести. Именно безоружные луганчане и дончане штурмовали здания милиции и СБУ, стояли на блокпостах, бросались под танки с гранатами. Они были первыми, а потом уже пришли наши добровольцы.
Читаешь Володю Казмина – из каждой строки сочится боль за Украину, за погибших друзей, особенно за будущее поколений, судьбы которых бросили в огонь гражданской войны. Это особая проза, особая поэзия, которой так не хватает нынешним с их зачерствевшими душами. Это слова правды, слова не выдуманной войны, это трагедия народа, рассказанная самим народом. Где те издательства, стоящие в очередь за этой литературой? Увы. Зато нарасхват суррогат с языком субкультуры, гламуром и пиочей мишурой.
В Черниговской области на девятое мая этого года районная газета вышла с фото ордена Отечественной войны, георгиевской лентой и статьями о подвигах земляков. На Волыни на пограничном переходе «Ягодин» открыли памятник советским пограничникам, стоявшим здесь насмерть в сорок первом. Освятили памятник, поклонились праху 28 пограничников, похороненных тут же в братской могиле, отслужили панихиду - духовенство, пограничники, таможенники, ветеран. Скульптор из Львова, средства на памятник собирали всем миром - бизнесмены из Житомира, Ягодинская таможня, Луцкий погранотряд, жители близлежащих районов.
Это холуйская покорность украинцев? У нас в области много "шабашников" с Западной Украины - мужики работящие, потому и берут их с радостью. Перемены разительные: в прошлом году глаза потупленные долу, слова не вытянешь клещами, газеты и телевизор отметают напрочь - москали брешут. В этом - взгляды уже пытливые, осмысленные, вечерами от "ящика" не оттянешь - вы про нас правду говорите, это наши про вас брешут. На девятое мая два десятка "западенцев" мы отвезли сначала на нашу диораму, затем на Прохоровское поле. В храме они останавливались у длинных списков имён погибших и что-то шептали. Думал - молились, оказалось - вслух читали фамилии, поражённые обилием украинских. Конечно же, молились, долго, молча. И молчали всю обратную дорогу, и расстались тоже молча. А дня через два разыскал меня их бригадир и протянул свёрток. "Возьмите для Донбасса. Не враги мы, против бандитов поднимались, а оказалось удавку на всех накинули. Бендеровскую удавку." В свёртке были деньги, которые ждали семьи.
Вот тут сетовали, что нет государственной пропаганды, что остановили войну на полпути к победе. Всё это так, только снарядами и бомбами сознание не изменить. Поучать не к чему, но исподволь на уровне родственных, дружеских, приятельских отношений всей своей жизнью доказывать, что мы должны быть вместе, как были наши деды и прадеды.
Весной позвонили харьковские поисковики: нашли останки красноармейца. Два месяца проговаривали все пограничные тонкости. В июне встретились на пограничном переходе: восемь часов ожидания, звонков, согласований. Харьковчане в камуфляже и тельниках, мы - аналогично, только на груди награды и георгиевские ленточки. Старший от наших погранцов потребовал награды и ленточки снять - нечего хохлов дразнить. Отказались, потому и мурыжили нас так долго. Передавали на нейтралке: пожали друг другу руки, а украинский пограничник, офицер, отдал честь. Останкам советского солдата, а ещё харьковским поисковикам и нам, что верны остались памяти дедов.
В сентябре мы нашли ЯК-7. Лётчик харьковчанин из Люботина. Погиб 16 июля сорок третьего - расстреляли в воздухе. Молоденький совсем, едва за двадцать. Харьковские поисковики помогли найти родственников. Несмотря ни на что приедут на установление памятной стелы.
Народный артист Украины Богдан Бенюк утверждает, что украинцы - нация предателей: кто больше заплатит, с теми они и будут. Это он играл солдатика в фильме Леонида Быкова «Аты- баты шли солдаты», того самого, что украл у своих мыло. Наверное, эта роль стала определяющей в его жизни. А кто ему дал право говорить от имени всех украинцев? Это он о себе говорил, себя оправдывал, хотя предательству оправдания нет. Но и у нас, русских, таких немало.
Вот тут звучало, что нет государственной пропаганды и мы на краю гибели. Кликуш всегда хватало, но Россия – самогенерирующая, воплощение славянского духа, стойкости, самопожертвования. «Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя…» Общая беда сплачивает и сохранить бы эти отношения, выстроенные на общей вере, сострадании, жертвенности, стойкости духа и не ждать, когда государство даст отмашку. Тогда, конечно, ринутся отрабатывать высочайшее разрешение, может быть, даже талантливо, да только веры в искренность уже не будет. А на лукавстве созидания не получится, можно только разрушить.
Мы не должны оставаться созерцателями, когда беда захлестнула, ну а государство придёт уже на почву подготовленную. Есть народная дипломатия, народная медицина, так пусть будет народная пропаганда. Каждого из нас. Словом и делом.
Сергей Бережной (Белгород)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"