На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Пойдёт ли урок впрок?

Спасём наши души, несмотря на все невзгоды, значит, спасем Россию

…В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

В самом начале разрушительной перестройки Ю.В.Бондарев сравнил ситуацию в стране с самолетом, который взлетел, но пилоты не знают где и как приземлиться. До сих пор находимся в этом непредсказуемом полёте, хотя бортовые системы давно барахлят, а теперь начались перебои и в самих двигателях. Команда пытается лихорадочно, на авось, что-то предпринять, но тщетно: крен на крыло усиливается.

Вовлечённость России в мировой экономический кризис Г.Зюганов назвал острым приступом капитализма: иронично и точно. Приступ этот оказался для наших рулевых полной неожиданностью, поскольку ещё накануне неумолимых событий они бодро вещали со всех трибун и экранов об успехах нацпроектов, о накоплении резервов, о подъёме экономики, о торжестве внятно неозвученного плана Путина и т.п.

Каков результат? Нацпроекты нужны были, прежде всего, для раскрутки Д.Медведева перед президентскими выборами (выделение денег здравоохранению или сельскому хозяйству элементарно насущно без всяких проектов), «подушки безопасности», бездарно хранящиеся в заокеанских сейфах, тают на глазах, экономика рухнула вплоть дл приостановки заводов-гигантов и массовых увольнений рабочих, про план Путина никто и не заикается при таком потрясающем фиаско.

Казалось бы, это можно было предвидеть. Ведь не только по Марксу-Ленину, а из исторической практики давно известно о неизбежности периодически повторяющихся кризисов при капитализме, который в лихорадочной спешке реставрировали (в наихудшем варианте) демократы-ельцинисты. Тем более, это знание касается деятелей, окончивших юрфак ленинградского университета. Или по наивности думали, что кризисы явление только западное, а мы как-нибудь спасительно отсидимся в сторонке? Не выйдет, господа! Ибо стремление ваше в Европу столь велико и безоглядно, что вы пошли на выучку к ней, а с волками жить – по-волчьи выть.

Подражание США тем более не понятно, потому что в историко-культурном отношении это государство-младенец, лишенное национальной основы, не может быть нам примером, а ныне оно ещё и банкрот по всем статьям, включая и политику.

Достойны внимания пророческие высказывания об Америке нашего гения А.Пушкина, понявшего суть ложной демократии уже в те давние годы. Например, он писал: «А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек в ней выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит». Или другое: «С изумлением увидели мы демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нетерпимом тиранстве». И мы, и народы всей планеты увидели безудержно-наглую агрессию мирового жандарма, когда бомбили братскую Сербию, а затем – по надуманному поводу – Ирак. А что потеряли американцы в Афганистане, втянув за собой послушную Европу?

Такое же мнение о США имел С.Есенин, повидавший её своими глазами: «Однако я очень не люблю Америку – это смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества». А для доморощенных демократов Америка – образец. Помните, как постоянно слышалось: «Хватит социалистических экспериментов, хотим жить, как развитые страны». Заметим, что мысль о справедливом устройстве общества существует со времён Томмазо Кампанеллы, а, может быть, и ранее того, и это стремление к социализму никогда не прекратится.

Что же мы приобрели за короткий срок тесного сотрудничества с Западом, добровольно капитулировав, решив поучиться у него и шагать с ним в ногу? Каковы итоги начального курса капитализма? Горько даже перечислять эти приобретения: безработица, обнищание народа, миллиардеры олигархи, теракты, наркомания, СПИД, рэкет, рейдерство, дедовщина, проституция, страшно сказать, продажа людей в рабство! К этому ещё можно многое добавить, например, платные медицина и образование, ставшее недоступным жильё, грабительские услуги ЖКХ, подорожавший в 15 раз общественный транспорт и т.п. Всех «приобретений» не перечислишь. И, наконец, это «чудище обло, стозевно» мировой кризис, действующий с неумолимостью чёрной дыры. Вот чем обернулась наша хроническая болезнь подражания Западу. Такова цена встраивания в прогнившую капсистему с её «общечеловеческими ценностями».

О том, какие представления вынес о жизни на Западе современный человек, поживший во Франции, я прочитал в газете, цитировавшей книжку Сергея Зубцова «Как жить в Западной Европе?» Вот его наблюдения: «Есть вещи и посерьёзней, то, что делает Запад цивилизацией биороботов. У подавляющего большинства населения стран Запада нет личности… Они пустые внутри, особенно молодёжь… В западном мире всё – технология… Как будто в большинстве из них души нет, ходят только тела пустые…У таких людей нет будущего… Запад рухнет! И наблюдать это лучше издалека». Не правда ли, оценка сходная с пушкинской и есенинской?

Давно ли наши демреформаторы, любители примерять на себя европейские одежды, заклинательно повторяли: «как в цивилизованном мире», «как на Западе», «как в странах развитой демократии». Сейчас восторга поубавилось, но приоритеты настойчиво сохраняются: в первую очередь, неприкосновенность частной собственности, присвоенной   в годы перестроечной смуты, и неизменность курса, как всегда у нас безальтернативного. При этом наша руководящая и направляющая партия призывает к единству: кого с кем? Обнищавшего народа, увольняемого с заводов, и неправедно награбивших миллиарды толстосумов? Когда они возводят трехэтажные особняки, строят роскошные дачи, покупают за границей виллы и замки, хочется напомнить им предостережение пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей». А так и произойдёт, что подтверждает вся история человечества.

Увы, метастазы капитализма проросли чересчур глубоко. В обстановке всеобщего поклонения золотому тельцу дело дошло до абсурда: пишу эти грустные строки, а по телевидению в «Новостях» показывают, как в одном из белгородских садиков (!) внедряют обучение детишек основам экономики. У них в ручонках – сторублёвые бумажки. Не воспитательница, а приглашенный бухгалтерский работник объясняет им как делать покупки, в чём разница между купюрой и монетой и прочее. «Вздор! - не поверите вы. – Не может этого быть!» Однако факт остается фактом: детей начинают роботизировать едва не с пеленок. Боже мой, до чего мы докатились в этом прагматическом рвении, если не щадим светлые души малышей, которые должны заниматься беззаботными играми. Вместо этого, они и дома тычут пальчиками в клавиатуру компьютера. Где же настоящее, здоровое детство? Оно будет потеряно. Получается совсем по О.Хайяму: «виноградом не став, превратился в изюм».

Российскому реформаторству, кажется, не будет конца. «Наша вечно создающаяся Россия», - заметил Достоевский. И ведь верно: оглянитесь на нашу тысячелетнюю историю – не было в ней длительного периода стабильного государственного устройства. То раздробленность и княжеские междоусобицы, то двухсотлетнее иго, то многочисленные воины, то революции и «перестройки» на европейский лад. И вечно меняющиеся географические очертания. Огромная страна постоянно находится в напряжении физических и моральных сил: всё надеемся на очередное благоустроение.

Неужели и после столь очевидно проявленного в годы пресловутой перестройки негатива и пришедшего с Запада кризиса мы не перестанем быть учениками стареющей Европы? Неужели это не в тягость национальному чувству? Пойдёт ли урок впрок? Неужели все разговоры об особом пути России беспочвенны? Ведь совершенно очевидно, что особость эта заключается не только в нашем славянском менталитете, различии вероисповедания, но и в географическом расположении страны, в совершенно ином культурно-историческом развитии России и пр. Н.Я Данилевский даже учитывал культурородную силу леса, коим изобилует Россия, его влияние на сложившийся культурно-исторический тип.

Ответ на поставленный выше вопрос был найден давно в воззрениях А.С.Хомякова, И.В.Кириевского, К.С.Аксакова, других славянофилов. «Все связи нашей публики с Западом должны быть прерваны, Должна кончиться, наконец, наша подражательность!» - писал К.С.Аксаков.

Понятно, что такой радикализм нынче неприемлем, поскольку всюду слышатся призывы к толерантности, но то, что оскорбительная для нас подражательность, начатая с петровых времён, когда «принялся он Русь онемечивать», продолжается – это несомненно.

Все попытки либеральных политиков подсуетиться в Европе, как-то встроить Россию в её экономическую и политическую модель, в различные институты, вплоть до НАТО, безнадёжны. Никто в Западной Европе нас не ждёт, и слава Богу. Россия без Европы может совершенно самодостаточно жить века, а Европе без России придётся туго. И странно, что она, по давней привычке, пытается диктовать нам свои условия. Вообще, понятие Европа носит в основном культурно-политический смысл, нежели географический, поскольку и азиаты и европейцы живут, по сути, на одном материке.

Сторонникам европеизации следовало бы почитать фундаментальный социологический труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (в этом году – 140-летие первой его публикации), этот кодекс славянофильской мысли, который остаётся актуальным и ныне, даже более, нежели в 19 веке.

Во вступительной статье переиздания этой книги С.-Петербургским университетом (1995) профессор А.А.Галактионов так выразил её непреходящее значение: «…это, теперь уже давнее учение (славянофильство –Ю.Б.) всегда будет служить идеологической основой воззрений, утверждающих самобытность и защищающих национальные формы быта и сознания славян и русских особенно в ситуациях, угрожающих народу прямым захватом и подчинением, оттеснением или поглощением… Если же – так эту мысль выразил Данилевский – нация по каким-либо причинам   утрачивает самостоятельное развитие своих начал, то ей придётся отказаться от всякого исторического значения и опуститься на степень этнографического материала для чужих целей».

  Одна из глав этой книги так и названа «Европейничанье – болезнь русской жизни», другие тоже говорят сами за себя: «Почему Европа враждебна России?», «Европа ли Россия?», «Гниёт ли Запад?» и т. д.

Опять же, нынешним западникам покажутся слишком резкими такие суждения, хотя следует учесть, что книга опубликована в 1869 году, и, если вспомнить события давних лет, то тенденция агрессивности Европы против России налицо: походы псов-рыцарей на Новгород, польская интервенция Смутного времени, шведские притязания Карла 12, вторжение Наполеона, Крымская война. С Запада нас всегда ожидало не просто покорение наших пространств и богатств, как это было, например, во времена монгольского нашествия, но более глубокая и опасная экспансия: политическая, культурная, религиозная, то есть полный передел менталитета русского народа, ликвидация его национального самосознания.

Если возьмем новейшую историю, то и по сию пору Европа продолжает свою антироссийскую политику: Антанта, гитлеровское нападение, натовское приближение со всех сторон к нашим границам. Надеяться на дружбу с Европой не приходится, потому что это – германо-романская цивилизация, к которой мы, славяне, по мнению Н.Данилевского, не имеем отношения.

«Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считать себя Европой, - пишет он. – Она не заслужила этой чести, и, если хочет заслужить другую, не должна изъявлять претензий на ту, которая ей не принадлежит…Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое…- И далее: - Но как дозволить распространяться влиянию чуждого, враждебного, варварского мира, хотя бы оно распространялось на то, что по всем божеским и человеческим законам принадлежит этому миру? Не допускать до этого – общее дело всего, что только чувствует себя Европой. Тут можно и турка взять в союзники и даже вручить ему знамя цивилизации. Вот единственное удовлетворительное объяснение той двойственной меры и весов, которыми отмеривает и отвешивает Европа, когда дело идёт о России (и не только о России, но вообще о славянах)…»

Воистину так, и выводы эти сохраняют своё непреходящее значение. Двойные стандарты европейской политики как были, так и остаются: например, дружное признание независимости Косова в пику Сербии и России и столь же дружное непризнание Южной Осетии и Абхазии, или отрицание очевидности грузинской агрессии и переложение вины с больной головы на здоровую, то есть на Россию. Мало того, что натовцы беспощадно бомбили Сербию, её до сих пор не принимаю в Евросоюз, добиваясь унизительных уступок.

Прозорливо сказано и о Турции, которая давно является членом НАТО, да ещё её тешат приманкой будущего членства в Евросоюзе, хотя вряд ли хотели бы видеть её в своём доме. Но чего не сделаешь ради давления на Россию. «Разве Европою не выработано окончательной формы человеческой культуры, которую остается только распространить по лицу земли, чтоб осчастливить все племена и народы?» - с иронией спрашивает Данилевский. И мы видим с каким усердием продолжается это распространение демократии огнем и мечом, что главным её «сеятелем» стал могущественный союзник Европы – США, тщетно пытающиеся насадить демократию по своему образцу в залитом кровью Ираке и в Афганистане.

Спасение славянства, как самостоятельной цивилизации, в   создании Всеславянского Союза, считал Данилевский, да и до него так считали. Чешский поэт и ученый Ян Коллар (1793 – 1852) призывал в поэме «Дочь славы»:

Сто раз я призываю вас, сейчас кричу

Вам, раскиданные по всему свету Славяне,

Будем единым целым, а не раздробленными,

Будем все или ничто.

Н.Данилевский даже видел конечной целью объединение славян в единое государство, центром которого являлся бы Царьград. Эту идею создания славянской федерации разделяли многие, в том числе единомышленник Данилевского «почвенник» Н.Н.Страхов, известный историк К.Бестужев-Рюмин, считавший «Россию и Европу» «замечательнейшей из всех русских книг последнего времени, а, может быть, даже и не одного последнего». Стремление распространить славянскую федерацию даже на католическую Польшу находим у Ф.Тютчева:

Тогда лишь в полном торжестве

В славянской мировой громаде

Строй вожделенный водворится,

Как с Русью Польша помирится.

А помирятся эти две –

Не в Петербурге, не в Москве,

А в Киеве и в Цареграде.

     Конечно, нынче мечты о столичном Царьграде выглядит утопично, да и в ту пору они были неосуществимы из-за разобщенности славян. Однако есть настоятельная историческая необходимость создания Союзного государства в составе России, Украины и Белоруссии, братские, однокровные народы которых вышли из одной киевской колыбели и крещены в одной днепровской купели, да, собственно, и не думали, что будут жить порознь: всё дело в амбициях политических руководителей, трактующих историю по-своему. Долго ещё будем вспоминать недобрым словом беловежский сговор лидеров, захотевших любой ценой стать самостоятельными царьками. А какое мощное, жизнеспособное, неуязвимое было бы государство – гарант безопасности всего славянского мира! Думаю, нет задачи в сфере политики более важной, чем эта.

К сожалению, при русофобствующем президенте Украины В.Ющенко она не выполнима, ибо тут дело не просто в амбициях, а в предательстве братских славянских интересов, проявившемся, в особенности, во время агрессии Грузии против Южной Осетии. Поставки буквально накануне конфликта ракетных комплексов, которыми сбивали наши самолеты, акт явно враждебный, непростительный и совершенный, разумеется, только по распоряжению Ющенко. Перечислять его антироссийские деяния нет необходимости.   По меньшей мере, странно то, что этот господин, откровенно демонстрирующий неприязнь к Москве, хотел бы пользоваться российским газом задарма: как говорится, стыд под каблук, совесть – под подошву. Русские никогда не будут перекладывать столь тяжкий грех с руководства Украины на украинский народ, дружба с которым вечна по самому факту родства.

Нет сомнения, настанут другие, более благоприятные времена, придут другие лидеры с другими взглядами, с пониманием исторической ответственности перед своим народом, и мечта о единстве России, Украины и Белоруссии сбудется.

Другим условием сохранения независимости славянской цивилизации является её самостоятельное, опережающее развитие с тем, чтобы не копировать Европу, не плестись в фарватере её интересов, чтобы «не превратиться в этнографический материал для чужих целей», а самим показывать пример общественного, экономического, культурного развития. Кто станет уважать нас, если в стране всё, от мобильника и компьютера до автомобиля и «Боинга», привозное, не говоря уже о китайском ширпотребе, коим завалены магазины? Задачи должны быть самыми амбициозными, необходимо найти целенаправляющую идею, способствующую духу лидерства, сплачивающую нацию. Конечно, и при этом европейцы не проникнутся к нам дружеством, но считаться с окрепшим славянским миром придется.

Разумеется, духовной опорой такого славянского Союза должно оставаться объединяющее нас тысячу лет Hравославие, ибо самое драгоценное наше богатство – душа народа, которую не сломили самые тяжкие испытания. При всех изъянах и несправедливостях нынешней жизни:

Нам пора подумать о душе

Искренней, отзывчивой, крылатой,

Чтоб не променять на горсть грошей

Наше злато.

(Владимир Лебедев).

Наше злато – русская душа, о которой прекрасно сказал Сергей Марков: «алою рябиной на сугробе пламенеет русская душа». Именно так, ярко, жертвенно, чисто.

Как её уберечь при нынешнем всевластии чистогана – вот вопрос. Спасём наши души, несмотря на все невзгоды, значит, спасем Россию.

                                                                      

                                                                           

Юрий Бородкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"