На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Красный космизм

Новому городу Циолковскому посвящается

Начиная с 1990-ых годов, красный цвет стараниями разрушителей страны, рожденных т.н. «перестройкой», все больше превращался в символ мракобесия и насилия, презрения и позора. К этому привела безнаказанное, а потому и наглое до сих пор, одурманенное безнаказанностью, попрание грабителями, честолюбцами и отечественных святынь и выстраданных народом истин.

Вдохновители затянувшейся диверсии отлично понимают ее важнейшее значение, уже давшей «положительные» показатели: осквернение могил защитников Отечества, снесение памятников воинам-освободителям, небывалая по цинизму торговля советскими боевыми и трудовыми орденами, публично сжигание алых пионерских галстуков и советских флагов. Список перестроечных «подвигов» длинен. Глядишь, скоро и Красную площадь переименуют.

Помимо перестройщиков посильный «вклад» в дьявольское дело вносили одни – по незнанию, другие – по непробиваемому равнодушию. Третьи, соблазнившись ради «выгоды», торопятся поменять цвет «зловещих» символов и знамен. Поистине, не ведают, что творят! Ведь суть явления гораздо глубже, чем кажется.

И презрение к красному цвету прежде его почитавших, конечно же, не основание для того, чтобы не видеть красный цвет там, где он есть, и вообще запретить предметное и смысловое значение этого цвета.

Красный – самый древний цвет человечества. С ним пробуждается наше сознание, ибо красный цвет это цвет солнца, провозвестник света. Это символ света, его выражение. Красный – светлый, дневной цвет жизни, цвет огня.

Вселенский путь – красный. Космизм (вселенскость мышления) – красный тоже.

Красный – прекрасный. Красота – красна. Красный – цвет творчества. Творить, художничать – красить, т.е. создавать красоту, красоту ненаглядную.

Особое, подчеркнутое внимание народа к красному цвету выражено, в частности, в том, что в живом народном языке слова, связанные с этим цветом, – одни из самых важных, распространенных, словообразующих, порождающих другие важные слова.

У всех народов издревле красный цвет вел к добру, гармонии, истине. Верный путь был красным. Значение красного цвета, как цвета безвинно пролитой крови, смертной борьбы между добром и злом, не перечеркивало в народном сознании и опыте его возвышенное жизнеутверждение.

По красному пути ведет правда, и она тоже красная.

В.И. Даль о доброте, красоте: красивый, прекрасный; превосходный, лучший. Дело толком красно. На миру и смерть красна. Красный угол в избе, обращенный к юго-востоку (к солнцу) – самый почетный. Красный молодец, красна девица. Красное словцо. На чужой стороне и весна не красна. Не красна изба углами, а красна пирогами. Правда – красная. Справедливость – красная.

Как видно, вселенскость – красная и в предметном и социальном смыслах. Наивное отрицание этих смыслов не опасно лишь тогда, когда оно не принимает по существу вид многолюдной болезни, когда оно не дешевый прием, рассчитанный на простаков, не ведавших красной правды или слепо, темно ненавидящих ее по каким-то причинам.

Обратившись к архивным данным, в газете 50-летнай давности читаю: «Не «кровь пролитая», а символ единения… В политической литературе и средствах массовой информации по-разному расшифровывается символ красного цвета государственного флага, пионерского галстука». В забытом «Политическом словаре» того времени: «Красный цвет – символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, на построение социализма и коммунизма». В «Азбуке пионерской жизни» отмечается: «Знамя. Красный цвет – это цвет крови, пролитой борцами за свободу трудящихся…».

Гордость нашей науки, академик К.А. Тимирязев в книге «Наука и демократия» (Ленинград, изд. Прибой,1926 г.) в разделе «Красное знамя», давая отпор клевете буржуазии на красное знамя, отмечает, что роли красного цвете во всем мироздании посвящена его полувековая деятельность и повторяет сделанный ранее вывод: «Из всех волн лучистой энергии солнца обладает наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью именно красные волны…». Поэтому «…трудовые массы избрали символом (творческой силы) именно красный цвет…символом единения между силою знания им мощью труда». Автор публикации о К.А. Тимирязеве оренбуржец Б. Краснопевцев заключает: «Так что красное знамя, по мнению великого ученого, само никогда не было символом крови» (Правда, 30 апреля1991 г.).

Во многих работах о свете и цвете ученые, пытавшиеся ответить на вселенские вопросы, подчеркивают безусловную связь красного цвета с изначальной, природной и социальной, справедливостью (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев). Само толкование цветового значения является в этих работах антибуржуазным по самому своему содержанию, и не за пролитую кровь неприемлем красный цвет ограниченному буржуазному сознанию, а именно по изначальной своей, вселенской, сути.

Все космисты, и наши, и зарубежные, – красные в своем поиске правды. Н.Ф. Федоров называл себя если не коммунистом, то уже точно «коммунолистом», отрицая наличие подлинно человеческих ценностей в пустозвонных идеалах буржуазного сознания. К.Э. Циолковский совершенную жизнь во Вселенной связывал с «разумным и умеренным», «счастливым», «справедливым» общественным устройством, природным и социальным равенством. В работах А.Л. Чижевского, как и В.И. Вернадского, – те же неслучайные нити мысли, несокрушимый щит ее, всепроникающая неразрывность соответствия развития природного и социального начал, их красность. И в этом исключений среди космистов нет, и нынешние космисты (см., например, работы В.А. Легасова) – в том же ряду.

Почему же это так? Почему космизм – именно красный, а иным быть не может? Почему принимая космизм, можно принять его лишь как красный и следовать ему только как красному?

Отчасти ответ содержится выше, а заинтересованный читатель найдет прекрасные и полные ответы в первоисточниках. Отмечу, однако, некоторые особенности космизма, которые подчеркивают его мировоззренческие стороны.

Главная идея всех без исключения народов связана с решением вопроса об устройстве («встройстве») человека в природе, человеческого рода – в природе. Оно и понятно: человек существо природное, космическое, и главная идея всех народов – вселенская, космическая. Встройство людей во Вселенную не может быть насильным, хищническим, потребительским, разрушительным, и мы видим, к каким трагическим последствиям приводит встройство «за счет других», «оттеснения других», «уничтожения других», несоответствие социального природному (В.И. Вернадский).

Встройство должно быть красным, то есть справедливым для всех.

Вхождение цивилизаций во Вселенную, как известно, связано со снятием таких противоречий, как несовершенный энергообмен, несостоятельная технология и ущербный, вероломный и жестокий, тип личности, создатель такого энергообмена и технологий. Очевидно, что решившие эти вселенские загадки, снявшие противоречия цивилизации – высоконравственные, преодолевшие взаимное отчуждение и разделение труда, социальную несправедливость и потребление природы. В таких, действительно совершеннолетних цивилизациях просто-напросто невозможен инфаркт ноосферы (биосферы, как сферы разума, по В.И. Вернадскому). инфаркт совести, проявляющийся в аморальности и болезнях, социальных и природных потрясениях. И разве это не красный путь?

Да, жизнь – противоположность смерти. Жизнь – бесконечное и светлое развитие. В «Евангелии от Иоанна» сказано о Боге, жизни и свете: «Все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Смерть – конец, темнее тьмы, отрицающей свет. Следовательно, совершеннолетняя цивилизация поставит перед собой цель, определяющую бесконечное развитие в свете. То есть бессмертие для всех и каждого (Н.Ф. Федоров). Предназначение раскрывается здесь в распространении, умножении жизни во Вселенной (В.И. Вернадский). Энергообмен, технология и образ (тип) личности, то есть объект, средства и субъект, соответствующие поставленной цели, и будут обеспечивать это умножение.

И, следовательно, не «прибыль» рыночной экономики и не «удовлетворение все возрастающих потребностей», «роскошь» и «богатство», а разумная гармония общества и природы, жизнь по совести, восстановление и развитие природы будут определять движение совершеннолетней цивилизации к союзу с другими цивилизациями.

На уровне народного сознания заказ на такое, опять же красное, движение очевиден, он появляется в народном творчестве. И то, что он проявляется и здесь, и в научной среде, – оплот победы. Традиции не иссякают совсем неслучайно. В.И. Вернадский считал, например, что каждый честный, совестливый труженик, если он любит свое дело, непременно придет в процессе труда, будь то ученый или крестьянин, к идеям космизма.

Повзросление цивилизации как раз и включает в себя возрастание тех задач, которые ставят перед собой трудящиеся и которые цивилизация их стараниями должна решить. Среди них – предотвращение планетарных катаклизмов и катастроф. Повзросление – есть осознание возможности всепланетных бед и накопление соответствующих средств для предотвращения или устранения их последствий. Достаточно представить себе ждущие человечество бедствия, вроде всемирных эпидемий, землетрясений, наводнений, экологических катастроф и т.п., чтобы понять полную безнадежность стремлений стран справиться с ними в одиночку. Эта сторона повзросления также ведет всех нас к красному, а не какому-то иному пути.

Высота повзросления цивилизации ощущается только с начала устойчивых связей с другими космическими цивилизациями, с воплощения человековселенскости («антропокосмизма», по акад. Н.Г. Холодному), в ощутимых результатах умножения природы, приращения живого. Устойчивые связи целенаправлены на то, чтобы, умножая живое, животворить вместе с другими.

Такие позиции действительно противоположны существующей благотворительности «сильных», «богатых», как они себя называют, «винеров», и которую пытаются представить ростками необходимой справедливости по отношению к «слабым», «бедным», «неудачникам», или «лузерам». Только бессмертие, направленное на умножение жизни, – почва подлинной справедливости, подлинного счастья (части общего, а не «щедрости» из чужого кармана, полного за счет других). Эти позиции созвучны любой совершеннолетней цивилизации.

Все космисты считали и считают справедливость изначальным законом Вселенной, ее светлой сутью, и самые прекрасные (красные) слова в их сочинениях именно об этом: «Ложь и заблуждение такое же проявление Вселенной, как и правда. Это выражает только процесс развития существ, который происходит постепенно. Но он должен кончиться. Наступит правда на земле, и тогда мы услышим из уст выросшего сознательного существа установившийся голос Вселенной. Этот голос уже давно шумит во всем космосе и есть преобладающий знак истины. Земля сейчас еще до нее не доросла, вследствие ее младенческого возраста…Что же видим! Власть сознательных существ объединяется председателями планет, солнечных систем, звездных групп, млечных путей, эфирных островов и т.д. Какая это могущественная сила, мы и представить себе не можем!» (К.Э. Циолковский. Грезы о Земле и небе. Тула,1986,сс.316, 317).

Ложь – болезнь роста. Ложь о красном цвете – тоже болезнь. Вся беда в том, что и несовершеннолетние умирают, и в наше время – все чаще.

Нападки на красный цвет скрывают за собой болезненное нежелание идти по светлому пути справедливости. Это проявление глухоты к установившемуся голосу Вселенной.

Вслушайтесь в это слово – «Вселенная».

За ним – «вселение», «население», «село». За ним – жизнь повсюду, везде населенность, «вездешная» жизнь, живые миры вокруг.

Вселенная – живой Космос. Вот и у В.И. Даля читаем: «Вселенная ж. Вся заселенная, предназначенная для заселения людьми земля; белый свет, мир наш, земля, шар земной; совокупность мироздания, все миры, все вещественное в природе. Вселенский,

относящийся ко вселенной; всесветлый, всемирный…» (В.И. Даль. Толковый словарь Живаго великорусского словаря. Т.1. М., 1978, с. 264).

Идея всех народов об устройстве, встройстве себя в природу и есть идея о заселении Вселенной, оживления других миров, предотвращения их гибели, о дальнейшем их развитии. Эта величайшая, перекрывающая все другие цели, мечта является основным двигателем духовного развития народов. Прекрасная, красная мечта.

Она рождена как самое здоровое и самое законное дитя совестливого человеческого разума, и даже с точки зрения собственного выживания не следовало бы отказываться от этой мечты: еще никто не спасся, уничтожив всех, кроме себя.

Вселенная – для всех и для каждого. Принцип человековселенскости обнаруживается в бесконечном продолжении себя в других, и других – в себе, выхода в другие миры, как и входа других миров в мой мир. Равнозначным словом для этого образа будет, конечно же, община (коммуна), гроза для неразумного эгоизма и неразумного альтруизма. Обобщающее слово космизма – красное слово.

Отказываясь от красного цвета, от красного знамени, в угоду ложным притязаниям, отказываются от самого светлого в своем бесконечном прошлом, уничтожают его в настоящем, нагромождая завалы в будущем.

Если справедливость – закон Вселенной, то и праведный путь – единственный, нормальный для человечества, где «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася». Эти путь вместе со всеми и ради всех. И, следовательно, Вселенная поможет нам только тогда, когда мы будем действовать в соответствии с ее законами.

Вот почему космизм красный, а иным быть не может.

Юрий Буданцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"