На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Народ не хочет

За народом – Бог, силы небесные

Слышишь ли ты меня, сынку?

ШУСТРИКИ

Лет тридцать тому назад на конференции в МИД СССР обсуждались проблемы средств массовой информации и пропаганды (так тогда назывались средства массовой информации, то есть на СМИ, а СМИП). Некий очень шустрый журналист-международник вслух мечтал перед собравшимися о том, чтобы важные вопросы внешней политики и СМИ рассматривались, прежде всего, среди просвещенных и посвященных, в узком, сугубо элитарном кругу, за чашечкой кофе, а потом уже по рекомендациям, полученным на шустром междусобойчике, перекочевывались бы в СМИП, многомиллионной аудитории, народу.

(Сразу же оговорюсь. Слово «шустрый» входит в общий словесный запас. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова: «Шустрый Бойкий, проворный…», «Шустрик…Шустрый, бойкий человек…». – Ожегов С.И. Словарь русскрго языка, М., 1984. С.783; У В.И.Даля в его сокровищнице: «Шустрый…бойкий, расторопный, тертый, бывалый, острый, Проворный, сметливый, ловкий, развязный, наметанный,, кто нашустрился…Шустрикъ, земляная блоха, жучекъ пргунъ, поедающий овощи.» – Толковый словарь живаго великорусского языка. Владимира Даля. Том четвертый. С.-Пб. – М., 1882. С.649).

Тот шустрый пропагандист жив и, видимо, здоров. Он добился-таки, своего, ведет телепередачу, в которой нынешние просвещенные и посвященные обсуждают «актуальные вопросы» наших времен, причем последнее слово, как тут не вспомнить Штирлица, всегда остается за шустриком, он на последней минуте не оставляет никому возможности оспорить его мнение. Прямо-таки, владыко мира. Такие времена, ничего не попишешь.

В одной из последних передач светский владыко, чтобы подкрепить свое непогрешимое мнение, обратился к творчеству русского народа, к его сказкам.

Шустрое суждение такое: ни у одного народа в мире, кроме русского, нет сказок, в которых бы народ мечтал без труда, за здорово живешь, разбогатеть. Не отвечая (пока) на эту чушь по существу, замечу, что такие сказки, на то они и сказки, можно найти у каждого народа, если только в его фольклоре сказки есть. И только у народа, не имеющего сказок, такой ироничной, шутливой мечты о том, чтобы разюогатеть за здорово живешь, увы, нет. Да и не народ это вовсе, а некое подобие народа, в котором мечтают о том, чтобы ограбить других на миллиард или на миллион «баксов» и выдать такой грабеж за честный труд.

Обращение к авторитету русского народа или, наоборот, насмешки над ним у нынешних пропагандистов-шустриков – характернейшая особенность.

Судя по всему, люди, не знающие Россию, но считающие себя русскими, а также и те, кто, какой бы они национальности ни были, живя в нашей стране, презирают ее, начали новые атаки на Россию, оплевывая русский народ, искажая российскую историю, оскверняя русскую культуру. Истоки такого презрения к народу, ненависти к нему – вне России, и они имеют свою многотысячелетнюю историю. И связаны эти истоки, история с судьбой всего человечества.

Однако не будем уходить в далекое прошлое. Будем говорить обо всем в настоящем времени.

В настоящем же, переживаемом времени, нашу щедрую Землю, добрую и ласковую, уродуют объявившие себя «элитой», хозяевами мира, бездушные мозговики, «технократы» и « рационалисты» и работающие на них шустрики. Они стремятся превратить Землю в нечто уродливое, противоположное, исковеркать, втиснуть ее в нечто угловатое, с упомянутыми вершинами – «элита», «технократы», «рационалисты». «Почитать землю за круг или шар – грешно. Так думали фарисеи» (Пословицы русского народа. М., 1984. С.30).

Придуманная и утверждаемая пресловутой элитой «глобализация», при всей ее многоликости, является американизацией, что и не скрывается. Придуманная и утверждаемая многоликая «всемирная культура» направлена на уничтожение национальных культур, а значит народов, носителей этих культур.

Направление главного удара в этом уничтожающем наступлении – русский народ, так как он, с его верой, языком, традициями, любовью к Родине, православной соборностью, сопротивляется дольше других. Все тут идет в ход: тщеславное стремление к «реформаторству» и корыстная проповедь «нормального капитализма» (хотя он может быть только ненормальным, диким и кровавым), реклама и азартные игры, алкоголь и наркотики, голливудская продукция и подмена классики модерном, уничтожение системы образования и отравление псевдолекарствами, психоаналитики и экстрасенсы.

Со времен Дэвида Рокфеллера, в 1970-х гг. замахнувшегося на роль «правителя мира» (национальность не будем указывать, чтобы нас не обвинили в разжигании национальной розни и экстремизме), безудержным активистом глобализации и ее рупором был ставленник претендента в правители мира Збигнев Бжезинский, русофобии своей никогда не скрывавший, и, по словам профессионально сведущих людей, по детски радовавшийся, когда его где-либо публично вспоминали, особенно в России.

Что же, пусть подсчитает, порадуется и на этот раз. Ведь никуда он не делся, аристократишка, рационалист и технократ. До сих пор пописывает, советует и направляет, не может успокоиться в давней и лютой ненависти к русским. По православному обычаю, перекрестимся, свят, свят свят. Чур тебя, чур.

О ненависти в словаре В И Даля читаем: «Ненавидеть кого, что; нетерпеть, нелюбить, невыносить, чувствовать отвращенье, омерзенье; желать зла, быть кому врагомъ, питать вражду, злобу, самую сильную нелюбовь» (Там же.Том 2. С.523).

Теперь судите сами. Как раз тридцать лет назад председатель масонской Трехсторонней комиссии З. Бжезинский, в самом расцвете своих «творческих» сил, по протекции Д.Рокфеллера и Г.Киссинджера, назначенный также советником президента США по вопросам национальной безопасности, ознакомившись с оперативным планом руководства по применению ядерного оружия, пришел в крайнее нерасположение духа. План, по словам одного знаменитого физика-американца, предполагал «превратить Россию в мусорную свалку», и З.Бжезинскому этого показалось мало. Он потребовал увязать планы ведения ядерной войны именно с уничтожением русских, а не просто советских граждан. Установки масона З.Бжезинского были учтены, ненависть к русским обрела право гражданства в военной доктрине США, что порадовало председателя-советника и его хозяев. И сейчас, в новых планах развала России, З.Бжезинский предлагает растерзать ее по частям, отхватив, например, в пользу «развитых» «свободных» стран такой лакомый кусок, как Сибирь с ее прниродными ресурсами.

Идея подчинения «дикой» России так называемым «цивилизованным странам», сокращения народонаселения до необходимого для этих стран минимума знакома всем нам с давних пор. К сожалению, противопоставление «дикая» Россия – «цивилизованные страны» является основой «деятельности» не только «бжезинских», но и доморощенных космополитов-патриотов, а также многих и многих шустриков. Когда-то они связывали свои надежды с Францией, потом с Германией (желая поражения России в двух войнах прошлого века), а потом, и до сих пор, с США. Одними из главных оружий в утверждении идеи «подчинения», «раздела», «сокращения», «уменьшения» в рамках глобализации-американизации являются информационные войны против России. Информационные войны ведутся денно и нощно. Скрыто и открыто.

Шустрики, хотя они того или не хотят, участвуют в таких войнах. И не на стороне народа.

НАСТОЯЩАЯ РОССИЯ

Особое место в информационной свалке развлекательных программ, голливудской «художественной» лабуды, занимает такая часть информационного нападения, как «ток-шоу», пресловутые разговорные представления, балаганы, также занесенные к нам с Запада, но почему-то объявленные «пионерскими». «новаторскими». Еще полтора года назад, 17 и 19 июня, прошли в эфир два таких балагана под пошлым названием «Основной инстинкт». В первом балагане главным показателем «культуры русского народа», нашей отсталости от Европы представлено неумение пользоваться общественными туалетами, во втором – неприятие «сексуальной революции», употребления наркотиков, столь распространенных, например, в крохотной Голландии и не охвативших в той же пропорции наши просторы.

Ток-шоу «Основной инстинкт» с экрана, как говорят, по каким-то причинам «сошло». Однако остались другие ток-шоу, о которых не скажешь то, что сказано об «Основном инстинкте», но по сути они также дают превратное представление о нас, выдают свои оценки за наши..

«Основной инстинкт», как и претендующие на заслуженный мастер-класс «Времена», представлямое первой программой, по духу своему НТВ-шное представление, то есть рассчитано в первую очередь тоже на некую «элиту», политическую, социальную, в общем «интеллектуальную». Оставшиеся ток-шоу более примитивны. В ток-шоу «Народ хочет знать» ведущие выдают за народ приглашенных в студию, даже детей, включая отпрысков либералов-демократов, а в «К барьеру» сам хитроумный ведущий, выступая от имени некоего «гражданского общества», скроенного, видимо, по западному образцу, также претендует на истину в последней инстанции. ТВ само себя хвалит, даже назначает «народных артистов», а некие силы «за кадром» – даже и «самых народных артистов». в лице некоей телеакадемии раздает статуэтки наиболее отличившимся говорунам Все больше множатся «звезды» разного вида (появилась «фабрика» по изготовлению «старлетов» и «старлеток»), сущность которых одна – как можно дальше оторваться от «других», «остальных», попасть в ту самую «элиту», на нее-то мы дожны ориентироваться. Фигура модели и супермодели – предел «народных» мечтаний. И у этого беспредела есть свои основания.

О русском народе говорят с давних-предавних пор, и понятие о нем ученые мужи, также ориентирующиеся «на Запад» , как на некий светоч, запутали окончательно, то вовсе не включая это понятие в научный обиход, то путая его с понятиями о нации, национальности, этносе, обществе. И никакие ссылки на те же социологические опросы тут не помогут. Так получилось, что теперь всяк волен говорить от имени народа, в подтверждение идеи о «дикости» и «отсталости» и даже заявлять, что он-то, заявляющий, народ и есть.

Однако лучше всего обратиться к представлениям народа о себе самом: само бытие таких представлений есть доказательство того, что народ есть, существует, никуда он не делся, а также свидетельство того, какой же он на самом деле, народ-то, кого считать народом, а кого и нет. И нужно ли его «сокращать», дрессировать на западный манер. И ничего нового в таком обращении нет, поскольку в собственно отечественной науке, начиная, например, от А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Хомякова, В.И.Даля, Д.Н.Садовникова и до П.А, Флоренского, А.Ф.Лосева, В.И.Вернадского, И.А.Ильина, О.Н.Трубникова и многих-многих других такое обращение является обязательным. И не только в науке, но и в собственно отечественной культуре в целом.

Народ в своих представлениях о себе самоуважаем, полон достоинства, не допускает в самооценке никакого презрения или пошлости. В «Пословицах русского народа», собранных В.И.Далем, присутствует именно такое самоуважение. Кто-нибудь скажет: «Эка невидаль, пословицы. Тоже мне, аргумент!…». Аргумент, да еще какой. «Величайшее богатство народа – его язык! – пишет великий русский писатель, донской казак, Михаил Александрович Шолохов в своем вступительном слове к сборнику В.И.Даля. – Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах…» (Даль В.И. Пословицы русского народа6 Сборник. В 2-х т. Т.1.М.,1984. С.3). И сам В.И.Даль в «Напутном» к сборнику отмечает, что для народа отцы и деды – «великое дело; не раз ожегшись на молоке, он дует и на воду, недоверчиво принимает новизну, говоря: «Все по-новому да по-новому, а когда же будет по-доброму?» (там же, с.7). «П о с л о в и ц а – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности» (там же, с.13). Выделим: «…под чеканом народности».

Среди семидесяти одной пословицы в разделе «Народ – мир» только две выражают, казалось бы, отрицательную самооценку. На самом же деле в пословицах «Народ глуп: все в кучу валит», «Глас народа Христа предал (распял)» чеканится мысль о том, что народ не есть понятие количественное, связанное с множеством (глупая «куча» и то «большинство» предателей с «гласом»). Народ есть целостность, которая по количеству людей, входящих в нее, может быть как большинством, так и меньшинством среди населения. Поэтому слово «народовластие» не является калькой слова «демократия», при любых обстоятельствах это не одно и то же. За народом, как и за одним-единственным народным героем, – сила невидимая, небесная рать.

В пословицах, как притчах и приговорах, сравнивая себя с другими народами наш народ подчеркивает, что те, кто хочет войти в народную общность, не должен быть тщеславным, хитрым, чванливым, высокомерным, жадным, бесстыдным и т.д., – нравственных напутствий ровно столько, сколько нужно, чтобы жить по вере. Подлинные «звезды» – в народной общности, их зачастую и не увидишь. Эти «звезды» молятся в монастырях и храмах, денно и нощно, защищая, держа своими молитвами Россию, ее сердце. И где-нибудь в далеком северном, дальневосточном или , забайкальском монастыре, как и в монастыре подмосковном, светят друг другу монахини и наши святые-победители навсегда. Аристократам, рационалистам, технократам, а также и шустрикам, этого не понять.

  СЕРДЦЕ

Недавно замечательный писатель и ученый Ю.М.Лощиц надоумил меня, дал веское основание еще раз обратиться к «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя. Известно же, что крестьянство есть сердцевина народа, а в самом крестьянстве сердцевиной является казачество.

И вот как описывает Н.В.Гоголь встречу новичков, прибывших в Сечу. «Они приходили сюда, как будто возвращались в свой собственный дом, из которого только за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:

– Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

– Верую! – отвечал приходивший.

– И в Троицу святую веришь?

– Верую!

– И в церковь ходишь?

– Хожу.

– А ну перекрестись!

Пришедший крестился.

– Ну, хорошо, – отвечал кошевой, – ступай же в который сам знаешь курень.

Этим заканчивалась вся церемония». (Гоголь Н.В. Собр. соч. В 7-и т. Т.2.М., сс.49-50).

Видно, что по народному представлению главная граница, отграничивающая народ от не-народа есть вера. «Жить – Богу служить», «Не нам, не нам, но имени твоему (т.е. слава», «В мале Бог, и в велике Бог», «Бог не в силе, а в правде. Не в силе Бог, а в правде», «Отстанет Бог, покинут и добрые люди», «Кто к Богу, к тому и Бог», «Любящих и Бог любит», «Аще Бог с нами, никто же на ны», «Бог по ны, никто же по ны. Бог по нас, никто же на нас», «Мир – нетленная риза. Небо – нетленная риза Господня» (Даль В.И., там же, сс.22, 23,228 ); «В каком народе живешь, того и обычья держись», «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!», «Мила та сторона (Не забудешь ту сторону), где пупок резан (т.е. родина)», «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «И к4ости по родине плачут (по преданию, что в некоторых могилах слышен вой костей», «Своя земля и в горсти мила. Своя зе5мля – свой прах», « Без корня и полынь не растет», «Где кто родится, там и пригодится», «С родной (родительской) земли – умри, не сходи!», «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «Земля русская вся по Богом», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит» (Даль В.И., там же, сс.254, 255,256, 257). «Известно, какова в русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отовсюду видна она и глядит прямо в очи мимобегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух» (Гоголь Н.В., там же, с.133).

Народ, по его же представлениям о себе, есть, прежде всего, духовно-нравственное живое пространство, куда без веры войти невозможно. Это духовно-нравственное пространство неразрывно связано со стремлением защитить его и то предметно ощутимое пространство, на котором трудятся казаки. «Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак…» (Гоголь Н.В.,там же, с.34). Казак – воин. И казак – человек трудящийся. Не хотящим и не умеющим защищать веру, быть «законным защитником православия», Родины и трудиться на родной земле также нет места в народе. Тут никакие казацкие чуприна или усы, одежа и справа не помогут.

Высочайшей является оценка труда, и презираемы те, кто не трудится. «Без дела жить – только небо коптить», «Лентяй да шалопай – два родных брата», «Трутни горазды на плутни», «Пресная шлея (лентяй). У него руки висмя отболтались», «Ленивый и могилы не стоит» (Даль В.И., там же, т.2, сс.10, 11, 14).

Если верой народные оценки пронизаны в целом, то труд – общий фон этих оценок. В пословицах тема труда занимает большую часть.

Это труд живой, на земле, то есть, прежде всего, труд земледельческий. Труд, в котором воплощена любовь народа к земле, как дару Бога. Дару, который нужно беречь. И в пословицах живого, устного языка, собранных В.И.Далем, и в трагической народной повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» земля предстает по-матерински прекрасной, доброй. Она как бы обнимает человека материнскими руками, и это ее объятие выражено в запечатленной и в пословицах, и в повести бесконечной ласковой округлости земли. Это круг по горизонту, сколько глаза охватывают, но это и круг за горизонт. Земля по-матерински прощается со своими чадами: « Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, со своей стороны, был также несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, – тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую казачку, боязливо перелетавшую через него с помощью своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. – Прощайте и детство, и игры, и все, и все!» (Гоголь Н.В., там же, с.38). Прощай, земля–каравай, земля горбушка хлебная.

Эта округло материнская земля со всеми людьми, живностью, растениями на ней переносится вверх, в небо. Вселенная – тоже живая, заселенная. Там: поля, скот, пастухи, птицы, ягоды, печь, рогожа, хлеб, – всего и не счесть. Для моего деда, и для мамы, и для всех казаков, и на земле живет народ, и во Вселенной живет народ. Все – живое. А кто не-народ в народ не вхож, он как бы не живет, а только существует среди нас, и на земле, и во Вселенной.

НЕТЛЕННАЯ РИЗА

Привиделось мне. Будто в некотором царстве – в некотором государстве сижу я на собрании вместе со всеми моими друзьями и сродниками, с теми, кто вхож в народ, то есть к людям из народа, А перед нами выступает гоголевский Вий, только в новом обличье, некая бледная немочь в шикарном, для Давоса, аристократическом костюмчике, при шикарном галстуке, в этом царстве-государстве влиятельнейший непотопляемый министр. Свят. Свят. Свят. Чур тебя, чур.

Плотоядно поблескивая масляно хитроваиыми глазками и указывая на нас скрюченным железным пальчиком, привидение все приговаривает-приговаривает, вийствует: «Вот когда вы все вымрете, вот тогда-а мы по-настоящему поработаем!…». И не мне одному, оказывается, этакое чудище привиделось. Слух народный, Но если слух, то, и вы со мной согласитесь, – из ряда многозначительных, подчеркивающих пропасть между народом и не-народом. Этаким министрам и крутящим ими силам народ мешает. И в нашей стране население сокращается больше, чем на миллион человек в год, а миллионеров новоиспеченных прибавляется на несколько соросят. Связь несомненная.

И по мнению самих себя избравших в «золотой миллиард», по мнению тех, кто успел очень много-много наворовать и много-много награбить (настолько много, что они ни для какой власти недосягаемы со своими богатствами), народ есть быдло, чернь, ни на что не способная. Именно они, избранные, – движитель истории, прогресса. Один из них сказал мне: « А также хранители культуры. Все от нас, от богатых». Подразумевалось, что богатые – люди культурные, а не богатые – люди некультурные. Первые – образованные, а остальные – необразованные. Здесь, даже по самым простым подсчетам, наблюдается некоторая существеннейшая нескладуха. По подсчетам В.И.Вернадского, человека бесспорно культурного и образованного, хотя и совершенно небогатого (!), большая часть очень важных изобретений и открытий сделана людьми не образованными и не богатыми, теми, кто «насочинял» какие-то несусветные пословицы, поговорки, загадки, песни. «При изучении истории науки легко убедиться, что источники наиболее важных сторон научного мировоззрения возникли вне области научного мышления, проникли в него извне, как вошло в науку извне всеохватывающее ее представление о мировой гармонии, стремление к числу. Так, столь обычные и более частные, конкретные черты нашего научного мышления, как атомы, влияние отдельных явлений, материя, наследственность, энергия, эфир, элементы, инерция, бесконечность мира и т.п., вошли в мировоззрение из других областей человеческого духа; они зародились и развивались под влиянием идей и представлений чуждых научной мысли» (Вернадский В.И. Избр. Труды по истории науки. М., 1981 г., сс. 48-49). Добавьте сюда и глобус, и печатный станок, и многое-многое другое, столь же бесспорно важное для народа. А чуть ранее В.И.Вернадский объясняет, как «вошло в науку извне всеохватывающее ее представление о мировой гармонии, стремление к числу»: «…Так, столь обще и древнее стремление научного миросозерцания выразить все в числах, искание кругом простых числовых отношений проникло в науку из самого древнего искусства – из музыки. Исходя из нее числовые искания проникли путем религиозного вдохновения в самые древние научные системы… Первые следы влияния нашей музыкальной гармонии мы видим уже в некоторых гимнах Ригведы, в которых числовые соотношения мирового устройства находятся в известной аналогии с музыкой, с песнью» (там же, с.44). Вот куда мы пришли: к пословицам, поговоркам, песням, к материнской округлости земли. Впору подумать, что и образование, и образованные люди не нужны. Оставив в стороне спор, о том, что такое настоящее образование, и настоящие образованные люди, скажем, что все это вхоже в народ. И вхоже, в частности, и по В.И.Вернадскому, для того, чтобы понять народ, о чем он думает, что чувствует, что он открыл и наизобретал. Скажем также, что подлинным хранителем и суверенном культуры народ и является, а не те, кто в него не вхож и кто считает народ быдлом, чернью.

У последних прозвищ тоже своя история. Напомню, сам народ в отношении себя ругательства не употребляет. А в устах народных защитников, например А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, они употребляются они именно для обозначения тех, кто в народ не вхож.

Следовательно, быдло и чернь это все те, кто живет не праведно, олигархи-грабители и банкиры-ростовщики, министры-привидения, пиарщики-лгуны, продажные журналисты и рекламисты-развратники, убийцы, насильники, все, из-за кого страдает Россия и ее народ, уничтожаемый ими.

Быдло и чернь вырвались из народного круга, объятий Земли-матушки, вцепившись в лелеяемые ими «элитарность», «технократизм», «рационализм» и направив их на уничтожение всего живого. «Они в одну руку играют. Они заодно» (Даль В.И., там же, т.1, с.124). И кто же, в конце концов, обеспечит существование этого самого «золотого миллиарда», некоего собирательного гоголевского Вия?!…

«– Ну, сыны, все готово! Нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

– Теперь благослови, мать, детей своих! = сказал Бульба. – Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую (Рыцарскую. – Примеч. Н.В.Гоголя), чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает». (Гоголь Н.В., там же, с.37).

Пусть извинит меня читатель, но удержаться от образных сравнений я и здесь не могу. Напомню, живой земной бесконечной округлости противостоит нечто омерзительное угловатое, треугольник-отмычка «элитарность – технократизм – рационализм». И, конечно же, это неестественное, неживое обязательно разобьется о народную скалу, о веру народную, его культуру. Таково народное мнение, противоположное мнению общественному. Первое связано с «чеканом народности», бесконечностью нравственной меры, бесконечностью духовно-нравственного пространства народа, а второе – с крохотными, на фарисейской закваске замешанными «замерами» и «рейтингами». Мы не вымрем и не доставим кому-то удовольствия «поработать». Указующий перст министру-привидению не поможет. А за народом – Бог, силы небесные.

«Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

_ Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда и хорошенько же погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего не побоялся бы козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая не покорилась бы ему!..

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался по дереву…Да разве найдутся на свете такие огни и такая сила, которая бы пересилила бы русскую силу!».

Умирал в муках сын, весь сотканный из отцовских и материнских клеточек, и на муку эту откликнулась каждая клеточка и отцовского тела, и материнского. А прежде всего, звучали воедино души. Такая тут связь, если верить народу.

«– Батько! где ты? Слышишь ли ты?

– Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.»

– А слышишь ли ты меня, сынку?

Юрий Буданцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"