На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Возвращение

Литературное дело в России

А. С. СуворинВ Российской государственной библиотеке завершила работу выставка «Ломоносов книжного дела», посвящённая 170-летию со дня рождения русского издателя, просветителя, литератора, театрального деятеля Алексея Сергеевича Суворина по итогам которой проведен, организованный Союзом писателей России совместно с РГБ, Круглый стол «Литературное дело в России».

Закрывая выставку, генеральный директор Российской Государственной библиотеки В. В. Фёдоров отмечал:

«…К сожалению, долгие годы получалось так, что о многих наши выдающихся соотечественниках мы знали либо очень мало, либо в этих знаниях было слишком много штампов, клише, носящих явный идеологический оттенок. И всё-таки в настоящее время у нас появилась возможность по-настоящему глубокого проникновения в историю нашей России, полнокровного открытия имён многих поистине замечательных людей. И даже приходит такая мысль, что если бы сейчас таких людей было бы чуть-чуть больше, то мы и жили, быть может, несколько по-иному. К таким людям, безусловно, относится и А. С. Суворин… Я уверен, что сегодняшняя выставка и последующий Круглый стол есть заметное явление в культурной и исторической жизни России… »

Сердечно поблагодарив руководство и сотрудников РГБ, издателей, воронежских земляков А. С. Суворина, принявших участие в проведении Суворинской выставки и Круглого стола, к собравшимся обратился Председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев:

«…В Россию возвращается имя выдающегося организатора русского книгоиздательского дела, мыслителя, писателя, журналиста… Как издатель с более чем 30-летним стажем, я представляю весь масштаб той гигантской работы, которую осуществил А. С. Суворин, создав целую издательскую империю. И эта выставка по праву называется «Ломоносов книжного дела».

Родился А. С. Суворин в 1834 г. в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии, в семье бывшего участника Бородинского сражения, государственного крестьянина, дослужившегося до капитана. Выходец из русской глубинки, крестьянский сын, он стал одним из самых выдающихся представителей национальной интеллигенции. Не по названию, а по призванию, ибо был заметным писателем, замечательным журналистом, политиком, общественным деятелем. И всё-таки на первое место, я, безусловно, поставил бы его широкомасштабную издательскую деятельность. Да, в газете «Новое время» всегда кипели страсти, там печатались авторы порой с диаметрально противоположными взглядами, многое было предметом довольно жёсткой полемики. Его «Новое время» иногда даже называли газетой дворников, так как её читали массы – и кухарки, и солдаты, и зажиточные крестьяне. Но её читали и политические круги, и интеллигенция, и власти. В редакцию были привлечены самые высокие литературные таланты.

И всё-таки переворот он совершил именно в издательском деле. Чего только стоит 100-тысячный тираж 10-томного Собрания сочинений А. С. Пушкина, горячо любимого А. Сувориным. Французская пресса даже писала, что издатель издаёт себе в убыток. И, в отличие от подавляющего большинства сегодняшних издателей, Суворин шёл на этот убыток, не рассчитывая на быструю окупаемость издания, так как прибыль он планировал получить от другого направления вложения капитала… Суворин уже тогда в полной мере осознавал необходимость Пушкина народу. Кстати, эта традиция была продолжена в советские времена – издательство «Художественная литература» выпустило собрание соч. А. С. Пушкина 11 млн. тиражом, которого даже не хватило на всех желающих. Несколько лет назад у памятника Пушкина изд-во «Воскресение» осуществляло подписку на Пушкина, стояла длинная очередь.

Ещё одной любовью Алексея Суворина был Антон Чехов. Суворин сделал всё возможное для популярности писателя и в России, и за рубежом. Блистательный ряд издаваемых русских писателей можно продолжить Сумароковым, Державиным,   Тредиаковским, Л. Толстым, Фонвизиным, Новиковым, Апухтиным, Баратынским, Веневитиновым, Дельвигом, Грибоедовым, Карамзиным, Лермонтовым, Ломоносовым, Лесковым, Достоевским, Гоголем, Крыловым, Загоскиным … В общем, весь XVIII и XIX век…

Поражает и его забота о неимущем читателе. В обращении к читателям «Дешёвой библиотеки» он говорил, что выпустит Шекспира и Шиллера по 15 копеек… Образование народа Суворин считал самой главной своей задачей.

Замечательной его находкой стало издание «Русских календарей», получивших массовое распространение, его справочных изданий «Вся Москва», «Весь Петербург», «Вся Россия». Современные издатели в полной мере воспользовались находками Суворина.

В основе всех деяний А. С. Суворина лежало одно чувство – любовь к России. «У меня нет никакой больше страсти, кроме моего служения России… Нам нечего её поучать, мы должны у неё учиться» – в этом весь Суворин.

Да, личность противоречивая, иногда громоподобная, резкая, а иногда хочется прислушаться, уловить тонкую, тихую его интонацию, но с глубинным смыслом. Кроме того, Алексей Сергеевич автор произведений, нам мало известных, например, о Ермаке. Исторический рассказ «Ермак Тимофеевич» он написал таким простым языком, который был предельно доступен и сразу прояснил, даже для людей с невысоким уровнем грамотности, роль Ермака. Или – о патриархе Никоне. И сейчас ещё многие не разберутся во всех сложностях и нюансах противостояния царя и высшего иерарха церкви. А он настолько просто и ясно написал о патриархе Никоне, что, я думаю, и сегодня эта книга для многих будет откровением.

Я также уверен, что многие ещё откроют А. С. Суворина как яркого и глубокого критика, политического публициста… и даже экономиста. Например, его большой очерк о банках настолько современен, что, прочитав его, можно чётко понять, что происходит в этой сфере сейчас… В общем, это был человек удивительно широких знаний, разнообразного таланта, разносторонних способностей.

В заключение хочу поделится с вами радостным событием. Буквально накануне открытия выставки, издательство «Ихтиос» в серии «Славянский мир» выпустило в свет замечательную книгу А. С. Суворина «Труды и дни» (отв. редактор С. Котькало, составитель М. Ганичева), где представлены его художественные и публицистические произведения. Коллектив, готовящий книгу к печати, плодотворно потрудился и предоставил очень интересный материал, включая яркие воспоминания В. Розанова».

В. Н. Ганичев также рассказал о недавно учреждённой СП России совместно с администрацией Чернского района Тульской области (где находилось одно из его имений) премии им. А. С. Суворина «За отечестволюбивое книгоиздание».

В своём выступлении, земляк А. Суворина, родившийся в одном с ним селе, Герой Социалистического Труда, известный поэт Е. Исаев рассказал об удивительной природе их родного края, о неразрывно связанном с ней крестьянском детстве, о том, что, по политическим соображениям, Суворина пытались исключить из памяти народной, но она жила в народе, как легенда… И Суворин, «ведомый своими природными генами, шёл к народу со своей   простой книгой, написанной живым языком…»

В завершение торжественной церемонии закрытия выставки секретарь СП России, председатель редакционного совета серий «Памятники церковной письменности» и «Славянский мир», лауреат Суворинской премии С. Котькало, высказав слова глубокой признательности в адрес руководства и сотрудников РГБ, передал в её фонд книги выше указанных серий, в т.ч. и «Труды и дни» А. С. Суворина.

В круглом столе «Литературное дело в России», начавшем свою работу сразу же после открытия выставки, приняли участие В. Ганичев , заместитель Председателя СП России С. Лыкошин , секретарь СП, писатель Ю. Лощиц , Герой Соцалистического Труда, поэт Е. Исаев , руководитель Московской писательской организации СП России, доктор филологических наук   В. Гусев, критик М. Лобанов , секретарь СП, главный редактор журнала «Новая книга России» С. Котькало , писатель В. Крупин, заместитель главного редактора журнала «Роман-журнал XXI век» М. Ганичева , писатель и издатель А. Стрижёв, публицист С. Иванов (Воронеж), М. Поспелов (внук и биограф М. О. Меньшикова, ярчайшего публициста, сотрудника суворинского «Нового времени»), главный редактор издательства «Вече» С. Дмитриев , глава администрации Чернского района Тульской области В. Волков, писатель и режиссёр В. Иванов-Таганский, доктор исторических наук С. Перевезенцев, кандидат исторических наук Г. Аксенова и др. писатели, учёные, литературоведы, издатели, сотрудники РГБ.

Открывая работу круглого стола, его ведущий С. Лыкошин, отметив большой вклад А. С. Суворина в становление русской журналистики, укрепление замечательного русского литературного слова, развитие народной культуры XIX века, которая питала своими токами и весь XX век, спасая наш народ от гибели и растворения в иноязе, сказал:

«…Особенно важно место А. С. Суворина в нашей исторической реальности – и в XIX веке, и во времени сегодняшнем, и в том, что ждёт нас в будущем. Лично я из своей детской памяти, как яркий отпечаток, вынес воспоминания о прилавках букинистических магазинов, где продавалось множество суворинских изданий классики – Пушкин, Чехов…  

Здесь присутствуют немало знатоков русской истории и литературы ХХ века, патриотов, людей, преданно служащих русской книге на протяжении всей своей жизни, знакомых с историческим опытом развития книгоиздательского дела, отдавших лично немало сил русской литературе. Я думаю, разговор получится глубокий, содержательный…»

В. Гусев, земляк А. С. Суворина, заметив, что родился во дворе Воронежского кадетского корпуса, где учился будущий выдающийся книгоиздатель, направил разговор в следующем направлении:

«…Давно замечено, и было высказано много соображений на тему, почему лихие либералы, левые люди XIX века, жутко смелые, такие, как, например, Скабичевский (предрекавший, что Чехов сопьётся и умрёт под забором), всё-таки не угадали исходных тенденций русской литературы и русской духовности, а угадали и придали им силу такие люди, как Хомяков, Страхов, Катков, Суворин. С точки зрения либералов – консерваторы, реакционеры. Интересно, что Каткова и Страхова уже не боятся называть, а Суворина боятся. Воронеж, в этом смысле, место уникальное, они и Бунина признали чуть ли не последние во всей стране…

И вот, прошло 100-150 лет, а что осталось от Скабичевского, а если сказать резче, от Чернышевского? В общем-то, ничего. А от Суворина – одно только перечисление его деяний, особенно в издательском деле, заняло бы всё время круглого стола.

Я могу высказать даже такое дерзкое предположение, что если бы, к примеру, у нас не было таких людей, как Катков, Суворин… то у нас бы не было Толстого, Достоевского и Чехова. Вот такие в России консерваторы и реакционеры. Причём Толстого, Достоевского и Чехова, спасённых консерваторами, позже вынуждены были признать и самые левые. В частности, Ленин, хотя Достоевского он терпеть не мог, но Толстого всё же признал. Я думаю, если бы не была создана (в том числе и Сувориным) та атмосфера в книгоиздательском деле, то и Толстой был бы малоизвестен… Суворин выбрал правильный жизненный принцип – как они там ни лают, а караван идёт (в отличие от другого – сиди спокойно на пороге своего дома, и мимо тебя пронесут труп твоего врага).

И всем бы нам хотелось, чтобы караван русских изданий шёл по широкой, расчищенной дороге, но, к сожалению, в реальности это не так. Однако сам тот факт, что мы сейчас сидим в самой главной библиотеке страны и празднуем, в общем-то, не круглый юбилей А. С. Суворина, обнадёживает…».

 

А. Стрижев:

«На деяниях таких людей возвышалась великая Россия. Ведь Алексей Сергеевич Суворин – национально мыслящий интеллигент. Из многочисленной интеллигенции того времени, в основном, верстались ненавистники и свистуны России – так их когда-то окрестил Достоевский, который сформулировал для нас чрезвычайно важную и предельно чёткую мысль: «Быть русским, значит перестать ненавидеть свой народ». Алексей Сергеевич любил свой народ, он жил не завозными идеалами, как тот же Чернышевский и другие современники.

И вот сегодня имя А. Суворина – имя табуированное, отторгнутое силой трагических обстоятельств, которые тяготели над нашей страной, – снова становится достоянием всех нас. Те, кто любит свою Родину, любят и её подвижников, а среди них имя Суворина на видном месте. Мне недавно привелось рецензировать Розановскую энциклопедию (она выходит в трех солидных томах) и я обратил внимание, что в основном его произведения печатались в «Новом времени». То же самое касается и писем М. О. Меньшикова. Конечно, можно много спорить и о В.Розанове, какой он весь из себя был в полосочку, как он в разное время по-разному мыслил. Но всё-таки это крупнейший русский мыслитель, писатель – породистый и большой. Это-то и будет неизбывно принадлежать нам всем.

А ведь они – и Меньшиков, и Розанов – вырастили свой талант под воскрылием Суворина. Именно он помог им стать теми славными деятелями на ниве русской публицистики, какими они пребывали несколько десятилетий подряд. И за что так ненавидели их (как и весь русский народ) наши общие враги. Представьте себе, сколько черножелчья было вылито в адрес этих людей, в том числе и на Алексея Сергеевича. А ведь он из самой народной толщи произошёл. Его первая публикация состоялась не где-нибудь, а в «Воронежской Беседе», которую формировал в 1860 году сам Иван Саввич Никитин. Там А. Суворин пробует себя. Если мы проследим дальше его продвижение, то увидим, насколько у него настойчивая поступь, какой размах таланта и какая обширная эрудиция. Вы посмотрите на результаты его книгоиздательской деятельности – это целая планета достоверно и образцово изданного. Чего бы ни касалось – к примеру, если издаётся альбом картин художника Маковского, то это будет альбом самых лучших произведений русского живописца. Скажем, издаётся книга знаменитого этнографа начала XIX века, современника Пушкина, Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа» – замечательно. Если издаёт том Д. Н. Кайгородова, виднейшего русского натуралиста, то все книги, а их около 40, и сейчас мечта каждого читателя, настолько они образцово изданы. Суворину был свойственен исключительно заинтересованный взгляд на творчество других людей. Именно это его качество помогло развернуться нашим талантам в полную мощь. К примеру, не будь Суворина, я не уверен, что Меньшиков состоялся бы, как публицист такого масштаба. Это относится ко многим и многим славным именам.

Надо иметь в виду, что Суворин занимал срединное положение. Он не был ярым монархистом, он не был и показным церковником. Он был просто талантливый русский человек, и, что важно отметить, предприниматель, который знает своё дело. И, в отличие, скажем, от И. Д. Сытина, который давал возможность печататься в своих изданиях и разным революционерам, Суворин никогда не позволял ненавистникам России влезать в его, что называется, корыто. Мы не найдём ни одной книги, содержание которой было бы направлено на разрушение, расчленение России. Он был государственником, всегда стоящим на посту русского интереса.

В своём издательстве «Паломник» мы пытаемся исповедовать точно такие же принципы – выпуская хрестоматии для детей, душепитательные книги, мы не допускаем той ситуации, чтобы у ребёнка при чтении возник хотя бы один грязный помысел. И здесь самое главное – очистить самих себя от всего, что было приобретено при нечистой сегодняшней жизни, которой мы все, быть может невольно, сполна хлебнули.

И всё же, давайте посмотрим, что произошло с нашей печатью за последние 15 лет. Взять, скажем, монархическую печать. Было еще недавно 100 имперских газет. Я сам входил в клыковский оргкомитет. Эта печать практически исчезла. Почему? Потому что люди занимались не тем. Они занимались терминологическими спорами, а нам заниматься этим некогда – надо поступательно идти вперёд, быть умными, гибкими. Я ещё тогда сказал нашим монархистам, что мы не доживём до того времени, когда у нас восстановится монархия. Скорее всего, не увидят этого и наши дети. А они: «всё будет завтра». Я же думаю, что монархический образ правления невозможен в атеистическом обществе. Должно быть другое время и другие обстояния в стране.

Далее, патриотическая печать. Посмотрите, соответствует ли она в полном объёме тому назначению, которое должно быть ей присуще. Нет, тоже, очень политизирована. И эта голая политизированность губит, она узкопрофильна. Я не буду перечислять газеты – «Завтра» и др. Хотя ко многим, как читатели, мы относимся с уважением.

А вот А. Суворин, не навязывая своих мнений, сумел развернуть в газете веер тем. Он привлекал людей, которые смогли развернуть этот веер во всю ширь, захватить любого читателя – любого сословия, любого состояния…

Быть может, нам, издательским работникам, и всем, кто призван на потребу русского слова, стоит собираться на такие вот Суворинские семинары. И, возможно, мы сумеем создать или влить свои силы в общенациональную газету, или создать какой-либо другой общенациональный орган с функцией собирательской силы. В СП России начатки такой работы есть.

И последнее. Надо продолжить деятельность Суворина именно в его ключе. Потому что всякого рода отклонения от центра всегда грешат некоторой отсебятиной. А вот средний путь, царский путь, – он самый выверенный и правильный. На этих путях мы найдём отклик в душе русского человека, достаточно уже опытного, потому что опыт печальных событий как раз и накоплен для того, чтобы очиститься от скверны эгоизма…»

 

М. Лобанов:

Хочется поблагодарить составителя, давшего нам повод собраться в нашей главной библиотеке за этим столом. Более десяти лет занимается она «своим Сувориным», много знает о нем, написала содержательную, вдумчивую статью к собранному ею же юбилейному суворинскому сборнику. Собранному с любовью, по-женски скрупулезно, бережно и с полным пониманием значения этой выдающейся личности для России. С большим желанием открыть своего "Незнакомца" широкому читателю. И через призму сборника, богато иллюстрированного документами, в том числе архивными, виднее становится наша русская действительность.

Алексей Сергеевич Суворин был весьма скромного мнения о своих «книжках», хотя его рассказы, пьесы имели при жизни успех. Он писал незадолго до смерти: «Они останутся в каталогах, и если в каталогах будут жить или, вернее, прозябать, то и это утешительно». И вот – эта вышедшая книга с его сочинениями и воспоминаниями о нем, которые возвращают нам действительного, не оклеветанного недругами России Суворина. Победоносцев назвал современную ему Россию (т.е. – второй половины XIX века) Россией не дворянской, а крестьянской. Именно эта крестьянская Россия с ее духовным здоровьем, нравственной крепостью, практической основательностью и могла породить такого крупного деятеля, как Суворин с его органичным русским патриотизмом. Сама высокая образованность этого крестьянского внука была, можно сказать, почвеннической, не оторванной от практических потребностей страны. Что-то от менделеевского "познания России" есть в характере деятельности Суворина как издателя-редактора знаменитой газеты "Новое время" с ее сосредоточенностью на всем том насущном, существенном в жизни страны, что служит ее росту, увеличению   материальных, духовных благ, усилению государства. Спустя каких-нибудь шесть с лишним лет после смерти Суворина генерал Каледин в самом начале гражданской войны бросит перед самоубийством: "Россия погибла от болтовни". Суворин был из тех, может быть, очень немногих общественных деятелей, кто не болтовней, а делом боролся за Россию, стойкостью национального убеждения.

И здесь уже слышатся знакомые голоса: это тот самый Суворин, то самое "Новое время", евреи и т.д. Но вот сотрудник "Нового времени" В.В. Розанов в своих воспоминаниях о Суворине   пишет: "Евреи, вероятно, думают, что "Новое время" только и думает о них" – и приводит случаи, как в редакцию приходили обиженные на "своих" ученые евреи и предлагали из-за мести разоблачить "ужасные вещи в иудаизме" и весьма удивлялись, что в "антисемитической газете" их никто и выслушать не хочет". Рассказав о подобных случаях, Розанов заключает: "Таким образом, ни в нем (Суворине), ни в газете "антисемитизма" никакого решительно нет, а есть дело, есть очевидность и именно "захвата" русского в России. Если бы евреи немножко были поумнее, если бы они не были в печати бессильными крикунами и безличными писателями, то не приняли бы в отношении "Нов. вр." тон пошлой и безнадежной позиции, какую теперь занимают".

В наше время не утихают те же самые голоса при имени Суворина, но вот вдруг такой казус. Открываю книгу "И.С.Аксаков. Отчего так нелегко живется в России?" (М., РОССПЭН, 2002. Приложение к журн. "Вопросы философии"). В ней статья И. Аксакова "Программа наших либералов". В примечании к ней сказано следующее: "Религиозный фактор был одним из главных пунктов расхождения в вопросе об отношении к евреям между Аксаковым и русскими либералами. Но был и еще один аспект, который, пожалуй, до сих пор не отмечен ни современниками Аксакова, ни позднейшими исследователями. Дело в тем, что ограниченные в одних правах и отношениях ("черта оседлости", запрещение покупать землю, заниматься сельским хозяйством и жить в сельской местности), в других отношениях евреи обладали большими возможностями, чем русские купцы, ремесленники и т.п. (их принимали, хотя и по "процентной норме", в гимназии, университеты и т.п.), а дети купцов (кроме купцов первой гильдии), ремесленников и т.п. были лишены этого права. Все это создавало почву для зависти и ощущения несправедливости. Это чувство И. Аксаков не только подметил, но и поддержал, развил, изложил обиды и претензии к еврейскому населению во многих статьях "Дня" и "Руси". Отвечая Аксакову, Н.Ш. (Н. Шелгунов) писал во "внутреннем обозрении" журнала "Дело": "Теперь уже выяснилось, что народ на евреев поднимали буржуазники и политические ретрограды. После статей Суворина и И. Аксакова нашлось немало маленьких деревенских Сувориных и Аксаковых, которым пришлись по вкусу их проповеди... Еще бы лавочнику не желать устранения своего конкурента. Ну, и начали устранять".

Вот уже поистине – скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Так в данном случае: много говорит в пользу Суворина соседство его имени с именем И.Аксакова, о ком пословицей еще при его жизни стало: «честен, как Аксаков». Такими были они оба, И.Аксаков и А. Суворин, и в "еврейском вопросе". Конечно же, нелепо называть их антисемитами лишь потому, что они болели за свою страну, за свой народ и не могли молчать, когда видели угрозу тому, что было для них сокровенным.

"Новому времени" последнего периода приходилось действовать в условиях, когда почти вся пресса в Росси была в руках тогдашних коротичей. История суворинской газеты показала, на что способен коллектив талантливых литераторов, журналистов, сплоченный великим подвижником-патриотом. В самом деле "Новое время" стало первой газетой в России, единственно известной авторитетной в Европе, к которой тянулось все дельное, серьезнее, мыслящее в стране. Солженицын в своем соч. "Двести лет вместе" противопоставляет авторов дореволюционной еврейской прессы русским авторам. Первые у него – весьма активные, с быстрой реакцией на все современнее, актуальное. Вторые – пассивные, неповоротливые. Одни – мастера своего дела, другие – неумехи.

Мне почему-то вспомнились при этом известные – по воспоминаниям Горького слова Ленина – кстати, любимого Солженицыным персонажа его романа. Слова о том, что среди русских нет умных людей, если и встретится кто из таковых, то вы непременно отыщете в нем хоть каплю еврейской крови. Солженицыну хорошо ответил публицист "Нашего современника" А.Казинцев: что осталось от этих хваленых газетно-журнальных активистов? И кто их нынче читает? А Розанова и Меньшикова (из "Нового времени") издают и читают ныне как выдающихся, истинно современных во многом публицистов. И этим все сказано.

Можно много говорить о Суворине и в связи с ним. Но если иметь в виду, что интерес к исторической личности диктуется, должен диктоваться интересами современными, то разговор о Суворине не может ограничиться одними красками. Здесь, за круглым столом, мы услышали реплику: надо объединяться вокруг Суворина. В чем-то – да. В чем-то – нет. И это "нет" – весьма поучительно. Последний период деятельности Суворина – конец XIX – начало XX века – это эпоха декаданса. Литературного, философского, общественного. Стихотворство с разнузданным эгоцентризмом, утонченным духовным растлением, одинаковым поклонением" и Господу и дьяволу". Даже те писатели, которые относили себя к реалистам, отвергли публично декадентов, сами оказывались под влиянием общественного декаданса. В повести Бунина "Деревня" до предела утрирована темнота, дикость русской деревни, и представлена она как олицетворение жестокости, уродства всей России. И что любопытно: русский писатель клеймит русского мужика, а современник этого писателя космополит Витте, премьер-министр России, в своих мемуарах говорит о "мировом значении русского мужика". Куприн в своем "Поединке" задался целью "ударить по армии" и показать ее со стороны "грязных вонючих стоянок". И читатель не видит ничего другого – и это о том самом щите страны, о котором были сказаны знаменитые слова: «У России нет друзей, кроме ее армии и флота!» Упоминая о купринском "Поединке", генерал Деникин в своих "Очерках русской смуты" пишет: "Такого собрания офицеров, такого полка в русской армии не было". Далее "Новый путь" (название журнала Мережковского) в религии, с "новым религиозным сознанием", со своим "интеллигентским "богом", с попранием церковных православных догматов, "Религиозно-философские собрания" с претензией пишущей братии на свою пророческую миссию. Целых два года разглагольствования с трибуны о Боге, пока Победоносцев своей властью обер-прокурора не пресек в 1903 году эту говорильню.

Надо сказать, что суворинское "Новое время" не осталось в стороне от этого "нового пути". Ведущий сотрудник газеты В.Розанов долбил свинцовой капелью одно и то же – о враждебности христианства земной жизни, "радости плоти", противопоставляя этому ветхозаветную плодовитость". В "Новом времени" было опубликовано рассуждение епископа Антонина, с которым, кстати, был в дружеских отношениях Розанов. Рассуждал епископ о законодательной, исполнительной и судебной власти, как о земном подобии Троицы, и поплатился за это увольнением на покой. В двадцатых годах Антонин вместе с А.Введенским стал во главе обновленцев.

Мне кажется, объединиться ныне надо не вокруг исторических личностей, даже и выдающихся, а вокруг живой идеи, вбирающей все действенное, отвечающее нынешнему состоянию России.

Сегодня модными стали разговоры о монархизме. Велика роль монархии в истории России, но с началом XX века она, увы, утрачивается. В Учредительном собрании было монархистов всего каких-нибудь два процента.

Это, конечно, еще не показатель, и все же. Генерал Деникин в своих "Очерках русской смуты" пишет, что среди своих офицеров он избегал разговора о монархии, перенося вопрос о форме правления в России в будущее, на усмотрение Учредительного собрания. И это при всем том, что, по словам генерала, в белой армии существовал "классовый отбор", в чем он видел ее слабость. Кроме того, как важен пример убежденности, верности принципам. Хороши монархисты, бросившие государя в смертный для него и его семьи час: «Всюду трусость, измена». А ведь пример стойкости может быть мощным фактором объединения. Но вот монархист Л. Тихомиров. Поминание этого имени стало знаком эдакой элитарности. А ведь этот монархист после октябрьского переворота канючил у новой власти особую пенсию за прошлые "революционные заслуги", когда был террористом. И здесь мне хочется вступиться за Чернышевского, за нашим столом о нем говорили со знаком минус. Но, на мой взгляд, насколько же актуален он сейчас – не своим романом, не снами Веры Павловны, а стойкостью, трагичностью своей личности. За свои убеждения прошедший каторгу, он не изменил им, как бы к ним мы ни относились. Да и горькие, вырвавшиеся с болью патриота его слова о «рабстве сверху донизу» – или это пустой звук для нас, когда Родина попрана и погибает, а мы подло бездействуем, как рабы.

Я понимаю, когда человек говорит, что он русский, советский патриот, или сталинист, или антиглобалист, или антисионист. Мне это понятно, потому что в каждом этом имени есть современный смысл, за ним стоят живые силы, противостоящие злу в нашей стране, в мире. А что стоит за каким-нибудь нынешним ряженым монархистом, отвлекающим своей болтовней от борьбы с этим злом.

В книге "За Волгой земли для нас не было" в литературной записи писателя И. Падерина знаменитый сталинградский снайпер Герой Советского Союза Василий Зайцев говорит: "Мертвые бывают в строю только на перекличках, а бой ведут живые". Великие наши предки не могут участвовать реально в происходящей борьбе с врагами России, но они с нами в строю «на перекличках», когда мы свою волю соединяем с их духовной волей, направленной на то же самое, что судьбоносно для нас. В свое время в первой половине XIX века известный собиратель памятников народной поэзии П. Киреевский писал, что ни в одном из них не упомянуто иго татарское. Есть опустошение, погромы, но нет ига. Были разные объяснения этого факта, кстати, не отсюда ли, так сказать, антимонгольский пафос занимательного историка Л.Гумилева? Но не потому ли нет слова «иго» в народных песнях, что народу нагляднее, памятнее был погром, нежели иго – нечто более отвлеченное, исторически протяженное.

Иван Аксаков в своей статье «В чем недостаточность русского патриотизма?» пишет, что «время и обстоятельства требуют» от нас патриотизма иного качества, нежели в прежние годины народных бедствий, что «надо уметь стоять за Россию не только головами (как на войне – М.Л.), но и головою», то есть пониманием происходящего, «не одним оружием воинственным, но и оружием духовным; не только против видимых врагов в образе солдат неприятельской армии, но и против   невидимых...» При этом особую ответственность возлагал Иван Аксаков на тех людей, названных им «обществом», которые органично связаны с народом, поставлены как бы над ним как выразители национального самосознания. Такими патриотами были сами И.Аксаков и А. Суворин. Только от такого патриотизма уже в массовом масштабе и можно ждать перемен в нашей жизни.

 

Ю. Лощиц:

«Я не знаком, в полном объёме, с обширным наследием А. Суворина, поэтому хочу высказать свои мысли по поводу книги самого А. Суворина «Труды и дни», которая вышла к этому замечательному суворинскому празднику, хочу высказать добрые слова в адрес того человеке, который её собрал и составил с такой любовью и вниманием, со столь богатым и насыщенным, для сравнительно небольшой по объёму книги, содержанием. Книгу предваряет ёмкая, по-хорошему мудрая, с твёрдыми характеристиками человека, мыслителя, личности, эпохи, вступительная статья. Очень разнообразен подбор публикуемых материалов, благодаря чему удалось представить А. Суворина и как писателя, и как издателя, и как верного, доброго, щедрого друга больших русских людей, сердечного помощника в их трудах. Конечно, это только начало, предваряющее более обстоятельное знакомство с деятельностью такого яркого, незаурядного человека. Но начало прекрасное, по-настоящему основательное, соответствующее масштабу и глубине личности А. С. Суворина.

Хочу поделиться двумя сделанными мной на выставке открытиями. На экспозиции, кроме множества великолепных книг энциклопедического, альбомного содержания, я отыскал прекрасно изданную пьесу Шекспира «Венецианский купец». Так вот, я обошёл крупнейшие московские книжные магазины, там десятки изданий Ахматовой, Цветаевой. С десяток изданий Шекспира, причём не отдельные пьесы, а пусть не полные, но собрания сочинений. И ни в одном издании нет «Венецианского купца». Но, как выяснилось, этой пьесы нет и в английских изданиях. А у Суворина – есть. Вот она, суворинская широта. И какая бедность нашей российской, да и всемирной гласности. Но подумайте, какая жесточайшая цензура… по отношению к Шекспиру! Я не удивлюсь, если триумфом демократии и гласности станет удаление из «Библии» абзацев, страниц, где великие пророки Ветхого Завета ругательски поносят свой народ. Такие предложения уже поступали от А. Меня. И из Евангелия западные псевдобогословы уже вычёркивают то, что им неугодно, точнее, людям, которые финансируют их издания. Это лишний раз подтверждает тот факт, в какой жесточайший исторический период мы живём, при всём внешнем культурном лоске.

И ещё один штрих, характеризующий личность и масштаб деятельности Суворина. Я недавно был в Сибири и обратил внимание, что сибиряки с любовью издают почти забытого у нас писателя, современника Розанова, Чехова, Меньшикова, – Константина Носилова. Это был нововременец, хотя большую часть жизни прожил в Сибири, занимался метеорологией, на Новой Земле, где у него была станция. Он обходил и объездил весь русский Север, низовья Оби, оставил прекрасные книги, изданные Сувориным. Лично я открыл для себя талантливого писателя, который читается наравне с Чеховым. И думаю, что таких имён при более подробном знакомстве с наследием Суворина будет обнаружено ещё немало…»

С. Лыкошин также обратил внимание участников круглого стола на то, что выпуск в свет издательством «Ихтиос» целой серии книг – Хомякова, Григоровича-Барского, Суворина действительно, незаурядное явление в современной издательской культуре, ибо оно является своеобразным вкладом в пору возврата – когда в 80 – 90 г.г. в русскую культуру возвращались, казалось бы, навсегда утраченные труды по русской философии, историографии.

С. Дмитриев, отметив вклад сегодняшнего собрания в историю издательского дела в России, выразил мысль, что до сих пор чёткого осмысления этой истории нет. «В России,– продолжил свою мысль С. Дмитриев, – были два периода взлёта книгоиздательского дела: 90-годы XIX – начало XX века, и 60 – 80 г.г. XX века, когда в разы увеличился выпуск книг. Книга пошла в народ. То есть и в дореволюционный период и в советское время Россия прочно занимала место самой читающей нации в мире. И в авангарде этих процессов в одном случае был Суворин, а во втором – издательство «Молодая гвардия», о котором, как я недавно узнал, даже пишутся диссертации, анализирующие вклад «МГ» в книгоиздательское дело. Но несмотря на это, кризис, обрушившийся на российское книгоиздание с началом перестройки, привёл к уменьшению выпуска книг в 2 раза (даже во время войны книг выходило больше, чем в 1994 – 1995 гг.). Сейчас положение стало потихоньку выправляться. Вот цифры – в 2003 г. вышло 700 млн. книг, т.е. 4,5 книги на одного человека, в советское время этот показатель был равен 6. В прошлом году в России вышло 80 тыс. названий книг. А в советское время более 40 тыс. не было. По этому показателю (по разнообразию) мы стали догонять ведущих книгоиздателей – Китай, США и Англию (там этот показатель – около 100). Третий факт, который я бы хотел отметить: у нас резко падает выпуск художественной литературы – он составляет всего 18 % от всего объёма (причём выпуск «донцовых» – всего 5–7 %) . Резко растёт спрос на учебную литературу, образовательную, энциклопедическую. На рынке стало появляться больше книг государственно-патриотического направления. Наше издательство вышло на уровень – 500 тыс. книг в месяц, и они в подавляющем большинстве востребованы. Здесь главная проблема в системе распространения, так как советская система полностью развалилась. В России осталось всего 2000 книжных магазинов. И вот представьте себе – как можно через эти магазины продать 700 млн. книг. Кроме того, было 100 тыс. библиотек, реально закупающих книги. В этой области сейчас тоже обвал, всё решается на региональном уровне, т.е. полная децентрализация. Таким образом, даже если народ хочет читать книги, то их не так просто достать…

Я уверен, что тяга русского народа к чтению не исчезнет, и нам, безусловно, очень ценен опыт Суворина, его заветы – это и культура издания, и ассортимент. А многие его идеи можно просто брать и повторять, например, «Русская историческая портретная галерея»…»

 

В. Крупин:

«Для меня счастье и огромная радость присутствовать при таком событии. И всё-таки Алексей Сергеевич Суворин должен быть для нас не только маяком и авторитетом, но и упрёком. Упрёком в том, что мы ещё очень мало работаем во славу России. Вот как ни откроешь журналы или газеты того времени, самые либеральные и демократические, они просто слюной брызжут на Суворина. А на кого из нас сейчас брызжут? Ни на кого. Это плохо. На кого-то, быть может, чуть-чуть и брызжут, но правят у нас бал сатанисты. А атеизм, к сожалению, во многих случаях перешёл не в возрождение христианства, а в сатанизм. Даже мой любимый Михаил Петрович Лобанов допускает в выступлениях нападки, некий негативный оттенок, называя православных людей церковниками. Конечно, есть плохие батюшки. Старцы говорят – каждый двенадцатый. Из 12 апостолов один был Иудой. Но 11-то хороших. Также и с вопросом о монархии. О монархии – как идеи. Ведь её надо ещё заслужить. Помните, как всколыхнулись все ельцинисты – гайдары, чубайсики… Они испугались уже одной этой мысли, её возрождения в народе. Как моментально они засуетились, пригласили Гогенцоллернов…. Тут же сунули мальчишку в нахимовское училище, брат Чубайса стал его наставником, а Ельцин захотел стать регентом. Но монархия искусственно возродиться не может.

А Суворин был истинным монархистом, посмотрите на его лицо (на выставке есть прекрасный портрет) – это лицо просветлённое, лицо ребёнка. А ведь ему за 60. Такое лицо может сохранить только глубоко верующий человек. Только Господь может такое лицо сохранить…

И ещё один очень больной русский вопрос – землячества. Я отлично помню, как лет ещё 25 назад говорю землякам: наши вятские – Шишкин… А они отвечают, нет, он уже в Татарии, там же и кавалер-девица Дурова. А Заболоцкий, говорю, он же наш, вятский, великий… Да нет же, он уже у марийцев…   Но Чайковский-то, великий, вятский… Нет, он уже у удмуртов. Потому что оттяпали всё у нас. И нам прямо ничего уже не остаётся. И такое отношение во всём. Вот Грин. Так он же сын поляка Гриневского, говорят. Но мать-то вятская.

Это я к тому, что мы ещё мало и плохо работаем во славу России – и это, конечно, прискорбно. А Суворин смог возвеличить Россию, Меньшиков смог…

Я вот иногда думаю, что мне бы, писателю, такого Суворина. Не думал бы я тогда о заработках, о деньгах, что приходится непрерывно делать. Что-то дельное, быть может, написал. А у нас так – если ты патриот, если ты за Россию пишешь, то тебе можно гонорар не платить.

Поэтому Суворин нам – огромный указ. А вы знаете, ведь вырастал он в более жестоких условиях. Он пишет о том, что везде конкуренция. И демократия тогда уже была крайне разнузданна. На страницах тех жутких журналов на троне, прости Господи, рисовали неизвестно что… А Суворин в этих условиях сумел создать русскую книгоиздательскую империю.

Сейчас к Суворину ближе всего два присутствующих здесь, прекрасных издателя – А. Стрижев и С. Котькало. Я недавно был в хорошей большой библиотеке, посмотрел картотеку и был просто потрясён, в хорошем смысле – десятки книг отмечены именем Стрижев (А. Стрижевым лично составлено и подготовлено к печати 50 книг). Серии замечательных книг издаёт и С. Котькало.

Конечно, писателя делают издатели. Если бы произведения Чайковского не исполняли, то не было бы Чайковского. Издатель – это исполнитель писательской музыки. Издатели делают имя. От издателя зависит благосостояние писателя. Издатели определяют и нравственную атмосферу в обществе. И всё-таки я, в отличие от Сергея Дмитриева, не очень оптимистично настроен. Пригласили меня на книжную выставку. Походил по ней. Насколько ещё чудовищно поклонение телу и наживе. Забота о нравственности – ничтожна. Даже «Молодая гвардия» даёт в серии ЖЗЛ бесовское – Леннона. Ну зачем нам «Битлз»? Это рядом с нашими великими классиками. Со святым праведным адмиралом Ушаковым…

Но победа, я в этом глубоко уверен, будет за нами. Потому что либералы, не имея никакой идеи, кроме наживы, погружаются в дьявольскую трясину кровавых разборок, грязные постели. Они не идут туда, где нет копейки в их карманы, где нет той грязи. Это, как раз и говорит, о том, что их дела плохи…

Дай нам Бог наработать за свою жизнь хоть какую-то от суворинских деяний часть».

В. Волков , поздравив Союз писателей России с очередной победой – возвращением имени Суворина пишущей и читающей России, рассказал об открывшейся в краеведческом музее п. Чернь Тульской области (здесь находилось одно из имений А.Суворина, купленное у бывшего тульского губернатора) экспозиции, подготовленной СП России, РГБ, и посвящённой 170-летию А. С. Суворина. Открывали экспозицию губернатор Тульской области В. Стародубцев, глава администрации Чернского р-на, большая делегация Союза писателей России. Были вручены первые дипломы лауреатов Суворинской премии, учреждённой СП России и администрацией Чернского р-на, – «За отечестволюбивое книгоиздание».

 

М. Ганичева :

«Действительно, у меня такое ощущение, что Алексей Сергеевич здесь, с нами. А ещё лет 10-15 назад невозможно было даже представить себе, что в главной библиотеке страны откроется выставка, будет проходить круглый стол, посвящённый жизни и деятельности этого удивительного человека, что мы будем говорить о нашей национальной идее, наших традиционных духовных ценностях. Безусловно, А. С. Суворин был великой личностью, и поэтому сам он так бережно относился к великим личностям, замечал таланты – и в истории, и в литературе, и в культуре … Это редкий дар. Но вообще, издатель и должен быть умелым открывателем людей. Он умел радоваться своим открытиям. Он любил Чехова, как родного сына, он восхищался таланту и Толстого, и Тургенева. Я думаю, он, конечно, не случайно купил имение в Чернском уезде, связанном с именами этих великих писателей.

Вообще Алексей Сергеевич был человеком успешным и радостным. Делал всё с большой любовью. Он говорил, что я буду выпускать только те книги, которые мне самому нравятся, буду выпускать такую газету, которая самому мне будет по душе…

Книга «Труды и дни» А. Суворина, вышла в издательстве «Ихтиос» благодаря усилиям многих людей, в том числе находящихся здесь, в первую очередь, работников РГБ, научных сотрудников – Галины Аксёновой, Татьяны Новокрещеновой. А открытие   Суворинской выставки – не меньшая победа.

Конечно, вышедшая книга – только начало работы. Хотелось бы видеть её продолжение. Хотя бы потому, что в ней представлены произведения из начального периода творчества А. С. Суворина, до начала работы с «Новым временем», а этот период – важнейший в его жизни. Он даже говорил, что женат на газете. Он жил газетой, жил книгоизданием, жил книжным делом. Как истинный пахарь, Алексей Сергеевич, несмотря на обломную критику и травлю со стороны «демократов» своего времени (это происходит и до сих пор, например, в передаче «Еврейский вопрос – русский ответ» уже три раза обращались к деятельности Суворина, разумеется, в критическом плане), вставал и продолжал делать своё дело…

А ещё существует и особая, внешнеполитическая составляющая его деятельности, не вошедшая в книгу. Немецкий Генеральный штаб, например, не обходился без обзора «Нового времени» (который выходил еженедельно), так как это издание отражало внешнеполитический курс России.

Можно ещё очень много рассказать о литературоведческой, необыкновенной театральной деятельности А. Суворина… Ещё очень много возможностей и издать Суворина, поговорить о нём, поучиться у него…».

Завершил работу круглого стола С. Лыкошин:

«Как показывает практика Всемирного Русского Народного Собора, жизнь Союза писателей России, молодогвардейские наши встречи – вот такие добрые, сердечные, русские встречи не напрасны. На одних возникала идея восстановления храма Христа Спасителя и Товарищество русских художников, по инициативе Юрия Ивановича Селивёрстова, писало письмо в «Литературную Россию», которая это письмо печатала, – и вдруг возникало движение во главе с Владимиром Алексеевичем Солоухиным. А там, глядишь, другие силы подключались – и храм стоит. Немало было и других примеров – с Казанским собором… Много было подвижников, к мнению которых в данный момент, казалось бы, не обязательно было прислушиваться ни политикам, ни государству. Но они «невидимыми» своими разговорами возбуждали такое общественное мнение, так способствовали делу восстановления исторической памяти и отечественной культуры в целом, что теперь этими делами можно только гордиться… Будем надеяться, что имя Алексея Сергеевича Суворина так же вернётся в нашу жизнь. Вернётся полноценно, полнокровно…».

В конце заседания по предложению участвовавшего в круглом столе воронежского публициста, автора-составителя книги об А. С. Суворине «Телохранитель России» Святослава Иванова было принято Обращение к землякам А.С. Суворина и властям Воронежа.

 

Обращение участников круглого стола
к администрации Воронежской Области,
Областной Думе, воронежской общественности

В год 170-летия выдающегося сына России, уроженца села Коршево, Бобровского уезда, Воронежской губернии, Алексея Сергеевича Суворина мы с сожалением констатируем, что на его родине практически не заметили эту дату.

Между тем мы уверены. Алексей Суворин имеет великие, неоспоримые и несомненные заслуги перед русской культурой и литературой. Журналист, издатель, драматург, литератор, общественный деятель, политик – Суворин на протяжении нескольких десятилетий реально влиял на ход не только русской истории. Суворинская газета «Новое время» и доселе является непревзойдённым образцом национальной журналистики. Именно благодаря Суворину, газете «Новое время», читающая Россия открыла для себя писателя Чехова, философа Розанова, публициста Меньшикова. А издательство Суворина в серии «Дешёвая библиотека» выпустило впервые в России массовым тиражом собрание сочинений А.С.Пушкина, познакомив с национальным гением широкие слои населения.

Как политик, как журналист Суворин являет собой столь необходимый сегодня образец деятельного патриотизма. Суворин сумел примирить и согласовать в своём сердце верность русской свободе, достоинство гражданина и необходимость служения. Служения всей России, целой России без заискиванья перед власть имущими и без заигрывания с чернью, с толпой.

Внук крестьянина и сын солдата Суворин всю свою неукротимую энергию и волю посвятил Отечеству, его благу и процветанию. Никогда не забывал он и свою малую Родину. Не забыл Алексей Сергеевич её, и объявляя свою последнюю волю, в своём духовном завещании. Настала пора отдать дань памяти и ему.

Мы обращаемся к губернатору Воронежской области В.Г.Кулакову, к депутатам законодательного собрания с просьбой взять под особую охрану все материальные памятники, связанные с именем великого земляка. И прежде всего – могилы матери и брата А.С.Суворина, храма и здания школы в Коршево. Мы полагаем, что настала пора увековечить имя Суворина в названии улицы, библиотеки, школы. Мы обращаемся к воронежской общественности за поддержкой. Главные открытия Суворинского симфонического таланта ещё впереди. Литературное наследие Суворина ждёт своего издателя, жизнь и судьба – исследователя, краеведа, пьесы – театрального режисера. Сегодня, в период идеологического и духовного вакуума обращение к имени Суворина будет благодатным для каждого не зачерствевшего сердцем русского гражданина, патриота России.

Уверены, совсем скоро Суворин займёт   достойное место среди своих великих земляков, Кольцова, Никитина, Бунина, Платонова.

Публикацию подготовил Александр Дорин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"