На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Сильный, державный…

Жизнь и царствование Александра III

Александр IIIВ серии «СЛАВЯНСКИЙ МИР» Союза писателей России и ИИПК «ИХТИОС» в приложении к журналу «Новая книга России» вышла книга Ивана Дронова «СИЛЬНЫЙ, ДЕРЖАВНЫЙ: Жизнь и царствование Александра III». Приняв в руки увесистый (634 стр.) том привычно для данного издательства академически строгого оформления, первым делом замечаешь – насколько, действительно, точно слова Русского гимна подлегли под портрет сильного, величественного, красивого и уверенного в себе Русского Царя.

«Он родился в понедельник, 26 февраля 1845 года, в три часа пополудни. Ранние сумерки зимнего петербургского дня были вдруг разорваны звуками орудийной пальбы. 301 пушечный выстрел с бастионов Петропавловской крепости возвестил жителям столицы Российской империи о рождении в семье наследника престола, цесаревича Александра Николаевича, второго сына – Александра» – с первых же строк автор задаёт совершенно верную тональность торжественной значимости, выстраивает ритмическую поступательную размеренность, соответствующую теме биографического повествования великого Государя великой Державы. «Начало» (1845-1855 гг.), «Брат» (1855-1865 гг.), «Две Марии» (1865-1866 гг.), «Князь Мещерский и другие» (1866-1875 гг.), «Война» (1876-1878 гг.), «Христос и антихрист» (1879-1881 гг.), «Консервативная революция» (1881-1894 гг.), «Национальная политика» (1881-1894 гг.) и «Удерживающий» ( 1894 г .) – эти девять глав книги неравными временными отрезками не просто отражают последовательность событий в жизни Александра III , через эти темы-периоды Иван Дронов активно прослеживает мистическую логику судьбы Императора, доказательно показывая, насколько промыслительны были все тяготы, испытания и скорби, с которыми по возрастающей ответственности сталкивался ребёнок, молодой человек и зрелый муж, избранный пронести бремя Русского самодержавия. Сразу же подкупает методологическая принципиальность авторского подхода к рассмотрению любого факта выписываемой им биографии – от сугубо, казалось бы, личностного, вроде юношеской влюблённости, до вселенски значимого переигрыша Бисмарка – в отношении всех событий соблюдается строгая иерархия оценочности: первое – православное виденье, второе – государственная значимость, третье – национальное наполнение и лишь потом эмоциональная составляющая этического контекста. В этой классификационной иерархии Иван Дронов находит для себя уверенность, высокую укреплённость, благодаря которой он не теряется перед колоссальным количеством подлежащего переработке материала. С этой же высоты он видит прямую связь нравственности Царя с благодатностью его царства, и точно определяет эту гармонию как «русскость»:

«Именно поэтому царское самодержавие и было крепко в России, что являлось не политической доктриной, а миросозерцанием, образом жизни, воспроизводящим в сфере государственной повседневную этику – этику долга и служения – типично русского человека…». «Ведь любого рода раздвоение, душевный раскол, даже просто какая-нибудь нравственная слабость или порча, то есть любая неправда, угнездившаяся в личности самодержца, грозила бы смутой и распадом государственному и народному целому, потрясением всего русского космоса, держащегося и хранимого тем Богом, который не в силе, а в правде…» – так глава за главой через царский крест, несение которого человеку возможно лишь в благодати, в Божьей помощи, отворяются смысл сотворения и бытия самой Руси, её призвание на крестоношение Вселенского Православия.

Особо необходимо отметить язык писателя – богатый, точный, вкусный. Полнота палитры позволяет автору создавать совершенно объёмные, фактурные образы Государя и его семьи, родных и царедворцев, сподвижников и противников, превращая публицистику в увлекательное «сюжетное» чтение. Следуя за динамично развивающимся повествованием, невольно забываешь, что перед тобой достаточно молодой автор и это его первая большая работа, порой вообще кажется, что текст биографии Александра III создавался в то время, когда были живы свидетели и участники царствования, ещё не растворилась та атмосфера, не утратилось то мировоззрение – настолько точно Иван Дронов «взял голос» второй половины девятнадцатого века, продолжил страстное упорство в консервативном «стоянии» Победоносцева и Тихомирова, Каткова и Леонтьева.

Просто поразительны проработки экономических и внутриполитических реформ Александра III . На гигантском, скрупулезно обследованном фактическом материале тринадцати лет «консервативной революции» Дроновым проясняется принципиальность именно духовного противоборства экономических моделей общественного развития мировоззрений «феодально»-православного и «капиталистического» иудео-протестантского, их непримиримая противонаправленность:

«Решение государственных задач имело в виду прежде всего повышение жизненного уровня каждого жителя империи». «Постепенный, но постоянный и равномерный рост народного благосостояния при Александре III резко контрастировал с той горячкой хищнического «первоначального накопления» 1860-1870-х годов, когда единицы счастливцев, знающих кого и как «подмазать», за неделю наживали на ниве биржевых спекуляций, железнодорожных афер и «финансовых пирамид» миллионные состояния, а сотни и тысячи неудачников разорялись в пух и прах…».

Вывод о неизбежности для Александровской России выбора направления развития национально-государственной экономики в сторону православных законов общежития настолько современен, что становится даже тоскливо от нашего неумения делать выводы из собственных же ошибок, от нежелания учиться у собственной истории.

Несколько сложнее с национальной политикой рассматриваемого периода. Автор, встав на позицию принципиального отказа от какой-либо критики своего героя, попытался оправдать раздёрганность, половинчатость, иногда просто излишнюю резкость правительственных решений остротой оперативных вопросов, поднимаемых слабостью власти в слишком независимых пограничьях Империи: «Вопрос, таким образом, сводился для Александра III и его соратников к роковому «быть или не быть» России. И эта борьба не на жизнь, а на смерть с Западом, во всех его обличьях, требовала соответствующих крайних методов, присущих скорее военному, а не мирному времени: правильное акцентирование патриотизма, унификация многих сфер жизни, насильственные депортации и пр..». И здесь (Глава VIII ) впервые почувствовалась некая натяжка, «заговаривание» читателя, подмена аргументации запугиванием в сослагательном наклонении. Ибо, при всём понимании ситуационности и оправдании жёстких мер временного «усмирения», все прекрасно понимают, что стратегически центробежности окраин противопоставляема только «притягательность» центра.

Зато вновь достоин самой высокой оценки анализ природы и целостность виденья истоков и целей противостоящих России легионов: германский канцлер Бисмарк и «царь иудейский» Ротшильд, швейцарский Интернационал и польские националисты, разночинные народовольцы и венценосные либералы – «Связанные общей масонской дисциплиной, и революционеры, и руководители некоторых европейских держав (последние – часто вопреки национальным интересам своих стран), всегда действовали заодно, получая директивы из тех сфер, которые по самому своему духу были органически враждебны православно-самодержавной России».

Да именно «по духу» проходила, проходит и будет проходить война «гуманизма» с Православием, со Христом, где «свобода, равенство и братство» – сатанинская антитеза «Православию, Самодержавию и Народности». И радостно, что для самого молодого автора «Православие, Самодержавие и Народность» – не лозунг, не внешний призыв, а естественность, такая же, как свободное дыхание для труженика, как сердечная молитва для монашествующего. Скорее всего, эта гармоничная «русскость» Ивана Дронова естественна в нём как раз благодаря возрасту, ибо она не является плодом поиска истины искалеченного безбожным воспитанием сознания старших поколений, а впитана им вовремя, без ненужных сомнений и потери времени доказательства самому себе очевидного.

И этой самой молодостью хотелось бы объяснить его принципиальную ошибку в непонимании им причин крушения «консервативной революции»: «Россия Царская была, несомненно, теократическим государством – как формально: Царь Русский одновременно являлся и главой Русской Православной Церкви, так и по сути: она, Россия, по принятии Православия жила Словом Божьим, жила не для того, чтобы потреблять больше, ещё больше, как можно больше, – а для того, чтобы осуществлять в себе правду Божию, Христов закон, быть Святою Русью…».

Увы, нет, личная религиозность Российского Императора не могла возместить ужасающую ущербность религиозной жизни Российской Империи – утерянного Патриаршества. Не смотря на свою, с детства, стойкую любовь к Москве, искреннюю тягу к русской Волге и киевской старине, Александр III был законченным «петербуржцем», то есть, уже не воспринимал восстановление полноты Православия в Патриаршестве, как свою первейшую, наиглавнейшую задачу в возрождении истинно Русского Царства. Неразличение двух видов империй – цезареоцентриской Римской и христоцентричной Византийской – и обуславливала обречённость не конкретной деятельность конкретного государя, а всего «петербургского периода» Русской государственности.

Позволю самоцитирование (статья «Бафомет – идол постмодерна»):

«Языческий Рим основывал наднациональную и полирелигиозную империю на цезареоцентризме. Культ обожения императора до Юпитера не связывал государственную власть с «неведомым» Демиургом: пантеизм с его революционной (отцеубийство) сменой поколений богов, отдалял акт сотворение мира за пределы интересов людей. В современной Риму вселенной император-юпитер воплощал космополитическую силу, сдерживающую эту вселенную от вандальского хаоса и только. Но Рим стал последним языческим сверхгосударством, и святой Константин – с переносом столицы – преобразил наднациональную империю в христоцентричную, переосмыслив её полирелигиозность децентрализацией чуждых христианству культов на периферию жизни Византии. Христоцентричность создала не просто новый тип государственности – она создала новый мир, новую цивилизацию – с новыми идейностью, моралью и культурой.

Православие в своём патриаршестве эхом вторит христоцентричности вселенной, и Русь-Россия наследным византийским православием воплощала эту христоцентричность в своей самодержавности – симфонии царства и патриаршества. Но на конфликте Алексея Михайловича и патриарха Никона пресеклось развитие Святой Руси, её самобытие. А молодой «реформатор» Петр – опять же переносом столицы! – свернул христоцентричное царство в ветхость наднациональной империи. Патриаршество не вписывалось в модель механического бюрократического государства, и было отсечено за нецелесообразностью, и Российская Империя вновь утверждалась только на цезареоцентризме – на внешней, физической противосиле хаосу.

1 октября 1909 года митрополит Антоний (Храповицкий) произнёс слово о храме Василия Блаженного: «Святая Русь должна объединить все восточные народы и быть их водителем к небу. Замысел этот есть осознанная нашими предками задача, данная Богом нашему народу... Но вот, настал печальный перелом, плачевное отклонение русской жизни от своего призвания. Столица перешла к пределам пакостных чухонцев, удалилась от древних святынь и чудотворных ликов, от хранимого здесь Христова хитона и «земного неба», под сводами которого помазываются Цари на царство».».

Слово владыки Антония отозвалось пророчески уже в империи советской, когда уже не Православный Царь, а тиран принял на себя крест «удерживающего».

Человек велик делами. И великий человек, даже закончив свой земной путь, продолжает своё дело, которое уже и без него вовлекает и вбирает в себя всё новых и новых сотрудников. Значит, описывая век девятнадцатый, в двадцать первом веке Иван Дронов написал и про себя: «Все лучшие, наиболее духовно одарённые люди России как будто вложились в него лучшей частью себя, самой русской, самой светлой своею частью, - и всё это лучшее, русское, слилось в нём и дало плод добрый.»

Действительно, исполинская фигура Александра III возвышается над своим столетием, равняясь в величии лишь с дедом, Николаем I . Те испытания и тяготы, противостояния и противления, явные и тайные войны, выпавшие на долю Государя, и его достойнейшее пронесение этого мистического бремени, вплоть до принятия смерти за своё служение, как ничто иное иллюстрируют христианское виденье власти как особого таланта, за который спросится сторицей. И русский человек может лишь гордиться тем, что великая русская история сияет бессчётными созвездиями таких крестоносцев, чьи имена из летописей плавно переносятся в патерики.

Недавняя встреча с сербскими монахами, приезжавшими в Россию послужить на месте убиения и сожжения останков Царственных мучеников, оставила напутствие-предупреждение: «В мире есть только один Бог – Иисус Христос, которому мир должен поклоняться. И всякий, кто поставится нами на место Бога – государство ли, великий политик или любимый человек, родная земля или искусство – идол. И мы тогда – идолопоклонники». При явной влюблённости в личность Государя, Ивану Дронову удалось избежать соблазна такого «идолопоклонства». Для Дронова Александр III – Богопомазанный Русский Царь, то есть, прежде всего, герой веры, а уж затем руководитель государства и национальный лидер. Умение же послушествовать и служить помазаннику Божьему – христианское смирение, умение любить жертвенно любящего Россию – духовное благородство, и эти качества автора в полной мере «считываются» со страниц его замечательной книги, призывающей и научающей послушествовать, служить и любить.

«СИЛЬНЫЙ, ДЕРЖАВНЫЙ: Жизнь и царствование Александра III » – несомненный знак нового времени, знак приближения к духовному Иордану, за которым кончается наше брожение по пустыни. Иван Дронов – тот, кому дано жить в обновлённой России, и его труд – труд уже новый, уже «не рабский», по духу принадлежащий уже грядущему поколению обетованного Царства.

Василий Дворцов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"