На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Мы победим!

Выступление на Секция XХI ВРНС «Русская идея в истории и современной литературе»

Недавно в СМИ прошло такое сообщение американского аналитического издания по военной тематике «Национальный интерес» о новом русском оружии: “Этот самолет сделает российские ВКС еще более смертоносными”. Враги не на шутку испугались, но не отчаялись. В скором времени они ответят нам, придумают свое, еще более смертоносное оружие. А мы ответим им… и т.д., до бесконечности или до последней мировой войны. Но не этого оружия недруги России боятся больше всего, а того, которое не могут ни понять, ни повторить в чертежах, ни рассчитать по формулам. А именно, русского духа. Русский дух - образное выражение, означающее совокупность черт, присущих русскому народу. Считается, что русский дух напрямую выражается в русском менталитете, в русской культуре, в Русской идее. Русскому человеку присущи – смелость, благородство, душевная доброта и щедрость, а также редкое качество, отмеченное в русской классической литературе – “стыдливость перед собственным достоинством” и мн. др.

Но что значит быть русским? Тезисно можно ответить так:

- быть православным, т. е жить по совести, быть “духовной жаждою томим”, предстоять пред ликом Божиим;

- ощущать кровную связь с Отечеством, быть убежденным сторонником российской государственности, чувствовать личную ответственность за жизнь и благополучие страны;

- обладать чувством славянского братства;

- чувствовать себя ответственным за судьбу всего христианского

мира, слышать и понимать другие культуры.

Историческое и индивидуальное своеобразие русского народа выражаются Русской идеей, хотя существует большая трудность в определении народной индивидуальности. Как сказал Бердяев, «Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца. До последней глубины». Непостижимое – потому, что эта идея восходит к Абсолюту, стремится к Идеалу, к замыслу Творца о России. Извечная Русская идея не есть нечто неизменное, но проявляется в развитии, в восхождении, в преображении жизни. При всех векторах интерпретации, есть незыблемые величины, константы, которые не являются достоянием отдельной личности, но присущи духовной общности, народу России. Это – взаимосвязанные понятия: Святость, Истина, Правда, Соборность. Соборность – свободное единство людей в деле поиска и понимания ими Истины и Правды, единство, основанное на единодушной любви ко Христу и божественной праведности. Святость – собор русских святых, в миру – общность людей, свободно стремящихся к святости. Как говорил блаженный Августин, «Велика свобода — быть в состоянии не грешить, но величайшая свобо­да — не быть в состоянии грешить». Названные понятия нематериальные, из области трансцендентной, из явлений неосязаемых и невидимых.

Связь между невидимым и зримым может быть проявлена наукой, искусством, литературой. Литература есть тот нематериальный инструмент, с помощью которого мы можем описать Вселенную, познать ее божественное творение и непреложные законы. Синтез богословия и литературы, то есть синтез духовных переживаний и реальных знаний, может объяснить многие законы мироустройства, его пространства и времени. Интересно замечание физика Конрада Финейгла (1858 - 1936): “Представьте, что будет, если убрать пространство, разделяющее материю, Вселенная сожмется до размеров комочка грязи. Именно пространство удерживает все вещи на своих местах”[1] . По Библии пространство – исполнено Духа, по слову Иисуса Христа: “Дух животворит… Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоанн 6:63). То, что происходит с Россией, когда пытаются изгнать из ее пространства животворящий Дух – мы видим на примере русских революций. Когда духовное пространство сжимается, вещи сдвигаются, перемещаются, прерывается традиция, и наступает хаос.

Традиция – одно из свойств русской жизни, наследование традиции – основополагающий ее закон. В веках традиция оставалась живой благодаря нематериальному носителю, именуемому душой, о котором В. Даль говорит «устно перешло». Именно народный духовный ток является тем незримым, кровотворным бессмертным током традиции, определяющим и сам процесс наследования, и его способы. Очевидно, что традиция не сводится к стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социальных явлений, достигая своего максимума в религии. Религиозно-нравственные ценности в явном или скрытом виде были определяющими практически во всех социальных формациях русского общества, являясь тем базисом, тем фундаментом, на котором развивались культура и литература.

Сегодня мы вспоминаем события 100-летней давности, времена, когда в России зримо произошел категорический разрыв с духовной традицией предшествующих поколений, и с тех пор истинный образ бытия приобрел сугубо субъективное выражение. И сегодня он тонет в многообразии точек зрения. Однако, по законам философии не неразличимость, а именно многоразличие является условием целостности, которую многообразно отражают современные русские писатели.

 Эсхатологический ракурс революции отметил Максимилиан Волошин, когда сказал, - «Мы пережили иллиады войн и апокалипсисы революций». “Апокалипсисы революций” - не метафора, современная математическая наука[2]с помощью математического аппарата осмысливает и подтверждает возможность наличия множественного числа понятия “апокалипсис”, используя свойства порядковой и количественной бесконечностей. В случае конечных чисел эти бесконечности совпадают, в случае потенциальной бесконечности или неограниченной продолжительности, последовательность конечных количеств завершится быстрее конечных порядков. Ученые соотносят понятия “количества” (сколько?) и “пространства”, “порядка” (который?) и “времени” соответственно. Количественные и порядковые множества характеризуют пространство и время. Отсюда делается вывод, что бесконечность времени больше бесконечности пространства, то есть эволюцию Вселенной можно интерпретировать и в богословском, и в физическом плане. Говорить о конце мира можно, сравнивая эти бесконечности и понимая, что возможное разрушение пространства не обязательно сопровождается разрушением времени, которое может породить новое Пространство и новую Вселенную. Могут происходить локальные апокалипсисы, не означающие конца Мiра и Времени. И это во многом зависит от любимого творения Господа – от человека.

Революционные события в России, 100-летие которых мы отмечаем в 2017 году, являются не только подтверждением вывода современной науки о соотношении пространства-времени, но и доказательством бытия Божия. Революции (бунты) проистекают из Библейских времен. Первое грехопадение людей, совращенных виновником их падения Денницей, завидовавшим Богу, стремившимся к личному своему почитанию как к божественному, к верховенству в Божием мире, можно экстраполировать и проследить многовековые последствия этого события в человеческой истории, вплоть до русской революции начала XX века и сегодняшних цветных переворотов. Гениально изложенная в книге “Наука о человеке” известным богословом-антропологом Виктором Несмеловым психология бунта в духовном мире является метафизическим архетипом технологии революций, в том числе и современных «цветных», в частности, «оранжевых». Предостережения ученого относится и к нам, должным защитить мир и Отечество от очередного «апокалипсиса революции» и скорого наступления «последних времен». Срок наступления их не только во власти Бога, но во многом зависит и от человека.

Именно современные литературные произведения, посвященные революции, во многом проясняют физику и метафизику Русской идеи, оценивают степень влияния личности праведника на мировые процессы. Примером того, где Русская идея рассмотрена во многих аспектах, является новая книга митрополита Карельского и Петрозаводского Константина (Горянова) «Апокалипсисы революций». В 100-летнюю годовщину восстановления Патриаршества в России в книге наиболее актуальна статья «Свет во тьме» о великом подвиге мудрого, не дрогнувшего перед богоборцами Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Василия Ивановича Беллавина). Для понимания божественных истоков силы Патриарха, Владыка Константин рассказывает о сути Таинства рукоположения, о том, что «Новозаветное священство не является простым продолжением ветхозаветного священства, но вновь возникает от Великого Архиерея Иисуса Христа, — не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека». Богослов, митрополит Константин подчеркивает, что священство по чину Мелхиседека древнее священства по чину Аарона на шесть столетий.

История жизни и подвига Патриарха Тихона является подтверждением того, что в тысячелетиях сохраняется Божие благословение не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Эта сила такова, что обладающий ею Патриарх смог один противостоять богоборцам и их заокеанским консультантам, спланировавшим ужасающее разорение русской жизни, Русской Православной Церкви, излившим чудовищную на нее клевету. В статье приводится много фактов жестокой деятельности революционных властей по отношению к России и русскому народу. Митрополит Константин свое исследование подтверждает документально, цитирует ужасающие приказы и комментарии Ленина, раскрывает уловки и грабительские распоряжения Троцкого и других деятелей революции.

Личность Патриарха Тихона представлена в свете Божией истины, в неколебимом стоянии за русский народ, за веру и Церковь, которые именно в эти времена подвергались сокрушительным нападкам. Статья о Патриархе Тихоне показывает степень цивилизационных разрушений в стране, где социальная энтропия, казалось, достигла максимума, несущего распад всех связей. Но благодаря и таким личностям как Патриарх Тихон, который понес свой Крест, Россия сохранилась как целостность. Здесь убедительно звучат слова прот. Александра Шмемана: «…не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот сердцевинный парадокс христиан­ства — что побеждает в нём только крест, его непобедимая, непости­жимая сила, его единственная красота, его дух захватывающая глуби­на. Не пришёл Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтобы была в нас сила крестная. И вот показательно, что и сейчас, там, где идёт борьба с ре­лигией, там побеждают те, кто силе противопоставляют только прав­ду, ненависти — только любовь и жертву, шуму и грохоту пропаган­ды — “глас хлада тонка”, тишину и свет подлинной веры».

Русская идея на протяжении нескольких веков достаточно исследована, о ней так много сказано и классиками, и нашими современниками, что нам, может быть, не стоит придумывать новые формулы, надо понять и принять к исполнению – существующие. Как то, о чем, например, сказал выдающийся современный писатель Владимир Николаевич Крупин, вспоминая явление Заступницы России – Иконы Державной Божией Матери: «не будь этого явления, Россия бы тогда погибла: она не может существовать, если над ней нет спасающей защиты сил небесных. Те жертвы, та кровь, которые были вызваны вмешательством в русскую жизнь идей европей­ского безбожия, вызвали к жизни русское православное сопротивле­ние». Нам всем надо вступит в отряды этого сопротивления. И воевать не со злобой, а с радостью. Ведь сказано: «Всегда радуйтесь.Непрестанно молитесь.» (1 Фес. 5:16). Эти слова из Первого Послания Апостола Павла к Фессалоникийцам любил повторять Патриарх Тихон (Беллавина), переживший с Россией самые страшные ее дни и годы, отдавший за нее жизнь, унизившийся перед богоборческой властью и простивший своих гонителей. Он говорил: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Мы должны и можем проникнуться «христианским чувством истории». Справедливы слова известного современного философа А.С. Панарина: «Человеческие попытки заполучить запланирован­ную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении, тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьёзное дело, чтобы принадлежать человеку, — она принадлежит Богу. Если бы она безраз­дельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась».

Но история не закончилась. И не закончится, пока

 

…в наших обителях плачут иконы,

А значит, жива еще вера у нас.

Душе круговую держать оборону,

И мы победим, как бывало не раз!



[1] Грегг Брейден http://noosphere-arts.com/modules.php?name=Library&file=article&sid=188

[2] Основываемся на статье докт. физ-мат. наук С.А.Векшенова “Размышления математика об Откровении Иоанна Богослова”// Христианство и наука. М.2003. С. 269-276)

Валентина Ефимовская (Санкт-Петербург)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"