На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Традиционные ценности русской культуры

Выступление на секции XIX Всемирного Русского Народного Собора «Музыкальная народная культура Святой Руси»

Сегодня стало очевидно, что общество, проникнутое идеей секуляризации, с течением времени утратило способность к многомерному восприятию истории, к адекватному пониманию русской культуры. Глобализирующийся мир пронизан деструктивными процессами и негативными тенденциями, которые стали его отличительной чертой и одним из главных признаков современности.

Политико-экономический проект новой государственности не может быть успешным без его наполнения культурным содержанием, без обращения к исторической памяти и восстановления утраченных традиций. Новая цивилизационная стратегия выживания, несомненно, связана с необходимостью кардинального уточнения ценностных установок современного человека. Движение к этой цели может эффективно развёртываться лишь при условии глубокого осознания всеми слоями общества непреходящей роли исконных ценностей русской культуры, её великих традиций и тысячелетнего духовного опыта. Человечество подошло к особому пределу, и созерцает возможные сценарии катастроф: экологический, демографический, экономический, социокультурный, и в то же время, игнорируя очевидность, ищет выход, в новом вавилонском проекте, в котором нет места национальным государствам, культурным и религиозным различиям и любой самобытности.

Современная цивилизация, отличительной чертой которой являются технические достижения, во многом утратила связь с миром сакрального и уже тяготится и даже преодолевает как препятствие целостного духовно-сориентированного человека. Представители этой лжецивилизации, так называемого золотого миллиарда убеждены в своём мессианском превосходстве и не согласные в их глазах, как минимум, на подозрении. Такая асимметрия стала уже нормативной. Только усомнившись в правоте апологетов нового мироустройства, мы можем всерьез вернуться к ответственному обсуждению исторических судеб человечества и возможности сохранения традиционного культурного многообразия. В сложившейся ситуации необходимо рассмотреть и учесть неповторимое своеобразие мировых культур, услышать, пусть тихие, но отчётливые голоса их самобытных выразителей.

В свое время А. Панарин предупреждал, что политические элиты в решении мировых проблем обратятся к социал-дарвинизму, от которого как мы помним, воздержались даже красные комиссары.

Многие устойчивые иллюзии прежних времен, такие как вера в бесконечный прогресс, всеобщее благоденствие и прочие современные мифы, утратили свою привлекательность и силу. Антропологический кризис, который обозначился в современной цивилизации, может быть разрешён лишь в том случае, если мы индивидуализму и техноэкономическому центризму современной западной культуры противопоставим новую – духовную перспективу. Только человек, совершивший, по меткому замечанию Н. Бердяева, прорыв в трансцендентное, может осмыслить подлинные, а не мнимые границы человеческого как такового [1, с. 206].

Переход от глубинно-осмысленного бытия к философии потребления в первую очередь связан с утратой чувства священного. Из повседневной жизни современного человека исчезли высшие начала: священные тексты, символы и знаки. Но, как и у всякого заменителя, их ложная жизнь коротка. Лукавые попытки имитировать священное и покрывать глянцем суррогаты, выдавая их за нечто подлинное, к сожалению стали чем-то естественным и «нормальным». И только нескончаемые мерцания, постоянно меняющих друг друга картинок имитируют иллюзию жизни. Из поврежденного «бытия» рождается отчуждение, деструктивность, расслабление воли и чувства подлинного. И все это происходит на фоне ускоряющегося темпа жизни: современный человек всегда на несколько шагов впереди себя, реального времени и стало быть вне священного ритма и мелодий великой Традиции, и от этого неизбежно наступает аритмия, чувство тревожного присутствия чего-то ужасного, неизбежного, что взрывает человека изнутри, отменяет разумные целеположения, вызывает синдром ,,уходящего поезда”. Это уже пространство постмодерна, в рамках которого находится современная культура, ярким проявлением чего является принципиально новый, не приемлющий однозначных определений взгляд на мир и в то же время такая система, которая, несмотря на всю свою сложность и многообразие, по принципиальным соображениям не имеет смыслообразующего центра.

Анализируя состояние современного мира, необходимо трезво и адекватно понимать дух эпохи, её соблазны и опасности. Церковные лидеры и выдающиеся деятели культуры постоянно напоминают о необходимости возрождения русской национальной культуры, рождающейся из православной традиции, целью которой является преображение и обновление человеческой личности, утверждение в человеке человеческого.

Византийская цивилизация до сих пор является той реальностью, в которую погружены наши исторические корни. Как известно, её центром было тринитарное богословие. Как много позже справедливо заметит А. Хомяков, каков догмат о Пресвятой Троице, такова и культура [2]. В отличие от других христианских конфессий, восточные христиане именовали себя православными, тем самым, делая акцент не на догматическом вероучении (хотя этому придавалось чрезвычайное значение), а на правильном прославлении Бога – Православии. Религиозная энергия, душевный пафос сосредотачивались на прославлении Бога, явившего себя людям. Именно поэтому наибольших высот византийский гений достиг не только в богословии, но и в архитектуре, иконописи и богослужебном пении.

Без сомнения, византийские духовные принципы и культивируемые из века в век ценности помогли появиться на свет другим национальным культурам, раскрыться во многом непохожим, но объединённым одной сверх идеей народам в неповторимом по красоте и гармоничном по сложности ансамбле. В полной мере эта традиция перенесена и на славянскую почву, блестяще усвоена и преломлена национальным гением.

Христианство явилось возвышенной формой организации человеческого духа, вобрав в себя религиозные импульсы иудеев, философскую широту и ясность мысли греков, организационную мудрость римлян. ,,Христианская церковь оказалась способной соединить даже самое противоречивое, вобрать в себя все идеалы, считавшиеся до той поры наиболее высокими и надёжно хранить их в виде нерушимой традиции” [3, с. 82]. Христианская вера и православная Церковь попыталась создать уникальную цивилизацию, способную вместить всемирно-исторический смысл.

Культурно-исторический тип, по Н. Данилевскому не передаётся народам другого типа эволюционным путём. Цивилизация развивается ступенчатым образом. Первое и главное, на что она опирается является культ, как “совокупность физических, чувственно воспринимаемых действий, в основном коллективных, которые раскрывают для их участников и наблюдателей содержание соответствующей религиозной догматики” [4, с. 99]. Цель культа – приблизить мир божественный к человеческому. На следующем этапе в этот процесс активно включается культура, которая необходима для нормального функционирования любого общества. Сокровенное внутреннее ядро культурно-исторического типа – это совместное, коллективное мироощущение людей, их жизненные ценности, которые координируют и влияют на их поступки. Эту миссию выполняет культура, формируя нравственную чистоту общества, но сама она при этом порождается религией.

С первого века нашей эры начинает интенсивно развиваться христианская Церковь. У неё с каждым столетием становится всё больше и больше последователей, пока сам император Константин не объявил себя ,,Внешним епископом” на созванном им I Вселенском соборе. Перед смертью он принял крещение и с этого момента можно считать, что Римская империя воцерковилась. Отныне христианство не ставилось под сомнение законной властью, исключая Юлиана Отступника, и официально не преследовалось. Последовали долгие столетия догматического творчества на Вселенских соборах, и напряжённая борьба с возникающими ересями, какие порой захватывали собою умы императоров и патриархов, сотрясая всю Империю. Именно в этот период зарождается то, что впоследствии будет названо Византийской цивилизацией. Её достижения в философии, богословии и искусстве стали фундаментом современной восточной православной цивилизации.

Православие, греко-византийцами развитое имеет для России культурно-государственное значение, просветительное, обособляющее и утверждающее. К. Леонтьев позволял себе делать больший акцент на византинизм России, чем на её славянство, указывая на то, что наше культурно-национальное сознание ,,примет более правильное и добросовестное направление” [5].

Согласно древнерусской летописи, отобразившей устное предание народа, когда князь Владимир выбирал веру для своего народа, Византия переживала высшую точку своего развития – Константинополь был центром христианского мира. Послы великого Владимира были потрясены богослужением в храме святой Софии и главным потрясением было эстетическое переживание – то, как прославлялся Бог в Византии.

Если раньше славяне совершали набеги на ромейское царство – искали военных побед, то сейчас они были сами сокрушены великолепием и неотразимой красотой византийской культуры. Их сердца были покорены нравственной силой и совершенством форм. Письменностью и основными философскими, богословскими представлениями славяне были обязаны исключительно Византии. В полной мере это относится и к опыту святости, жизни по евангельским законам. Наши предки оказались чрезвычайно одарёнными учениками и уже через некоторое время заговорили своим самобытным языком. Достаточно указать на текст митрополита Иллариона: ,,Слово о законе и благодати”, где звучит самостоятельная, а не подражательная мысль. Автор бесстрашно поднимает сложные философско-богословские проблемы. В Киевской Руси, утверждает Г. Федотов, появляется новый тип святости в лице благоверных князей Бориса и Глеба, которые пострадали не за исповедование веры, а за исполнение евангельской заповеди [6]. Такой вид подвига для византийцев был нов и пожелание славян их канонизировать вызвало недоумение. Но славянская душа, обращённая ко Христу, сумела различить в подвиге святых князей особый священный смысл. Происходило быстрое взросление славян, которое помогало дару ученичества, – с лёгкостью и благодарностью впитывать всё лучшее из великого наследия ромеев и при этом сохранять свои национальные самобытные черты, свой национальный характер.

После падения Константинополя в 1453 году церковный корабль переместился в далёкие славянские земли. В своём поражении византийцы не видели ничего, кроме поражения, и падение империи переживали, как последнюю, выходящую за пределы понимания, катастрофу. Менее всего они представляли, что их эстафету, римскую преемственность, возьмёт на себя Московское царство. Надо сказать, что и в православной Москве падение Константинополя восприняли с великой тревогой. Канонически совестливые московиты, принимавшие своих митрополитов из Царьграда, не мыслили на тот момент себя самодостаточными и самостоятельными. Да и устремления такого не испытывали. Но падение второго Рима заставило их очнуться и осознать своё абсолютное одиночество в этом мире. Другого православного царства, не покорённого иноверцами, в мире не было. Трагические события на востоке заставили московских князей по-новому осмыслить своё положение в мире и главное – свою ответственность за судьбы Церкви и государства. Это переживалось не как радостное приобретение, нe как новая возможность заявить о себе в мире, но, напротив, как трагическое обстоятельство, потрясшее основы жизни и заставившее выйти на новое ответственное служение.

Московский государь называл себя самодержцем, так как держал в своих руках власть и никому не платил дани. Но в церковно-каноническом отношении русские безропотно принимали греческих митрополитов или, предлагая свои кандидатуры, принимали постановления в Царьграде. И только в связи с трагическими обстоятельствами Ферраро-Флорентийской унии они были вынуждены выгнать греческого митрополита Исидора, покорившегося католическому Риму. Происшедшее во Флоренции в буквальном смысле потрясло русских людей. В полном недоумении они хранили молчание несколько дней, пока князь Иван Калита, первым пришедший в себя, не изгнал из пределов московского княжества лже-митрополита.

С предельным напряжением духовных сил Московская Русь осознала свою единственность во всём мире, а также ответственность за принятую эстафету. И это осознание происходило в контексте бурноменяющегося мира, внутренних и внешних вызовов. С приходом Петра I, которого А. Панарин называет ,,наш первый державный западник”, эта эстафета была предана забвению [7, с. 9]. Православие становилось синодальным, а чистота византийского опыта теряла свою очевидность в исторической перспективе. Реформы Петра потрясли Церковь и её каноны. Через возникшие трещины в каноническом сознании стали проникать католические, а чаще протестанские богословские идеи. Догматы оставались прежними, а пластика христианской жизни стремительно менялась. Освобождение от западного влияния, возвращение к великому опыту Византии, осознание самоценности своей духовной традиции, возрождение Православия начинает обретать зримые черты лишь в XX веке. В это время появляются выдающиеся ученые и философы, подготовившие высокое богословское и мистическое возрождение нашей Церкви. Сегодня эти люди находятся в центре нашей национальной культуры. Все эти обстоятельства неотвратимо подталкивали русское сознание к новым рубежам, принуждали их осознавать своё особое положение в мире и формировали их особую идентичность. Без сомнения, Церкви, православному вероучению принадлежит первенство в формировании русской идентичности, но нельзя оставить без внимания территориально-географические особенности ландшафта, которые в значительной мере повлияли на формирование восточно-славянского типа личности, образа жизни и мироощущения. Православная цивилизация гармонично соединяет локальное и универсальное, но при этом имеет устойчивое тяготение к сакральному. А. Панарин по этому поводу пишет: ,,Само православие, унаследованное от Византии, без привязки к русскому космическому пространству, не смогло бы дать столь мощного импульса, что его хватило на всю континентальную Евразию” [7, с. 148]. Следовательно, православная цивилизация организуется не развитостью сетевых коммуникаций, но единством духовного импульса – это православный космизм, который объясняет поэтику русской души. Человек, привязанный к социальной топографии, мыслит, как правило, эмпирически, а не символически, так как ему трудно распознавать знаки другой реальности. Христианство, как религия, исторически открывает нам темпоральный и временный характер истории, которая в определённый момент переходит из категории исторической в метаисторическую.

Таким образом, влияние византийской цивилизации золотой нитью прошло через русскую душу, оплодотворило высшим смыслом народную традицию и стало сокровенным центром национальной души. Именно поэтому русский гений, сохраняя родовые черты, национальную самобытность, смог заговорить на языке вселенского православия. Великий опыт Византии и на сегодня остаётся существенно важным, живым, не учитывая который остаётся опасность совершить исторические ошибки.

 

Литература:

1. Бердяев Н. А. Диалектика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев. – Харьков: Фолио, 2003. – с. 620.

2. Хомяков А. С. Церковь одна / А. С. Хомяков. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2001. – с. 251.

3. Ясперс К. Смысл и назначении истории / К. Ясперс. – М.: Мысль, 1992. – с. 328.

4. Тростников В. Православная цивилизация: исторические корни и отличительтные черты / В. Тростников. – Издат. дом Н. Михалкова „Сибирский цирюльник”. – М., 2004. – с. 273.

5. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство / Константин Леонтьев. М.: Эксмо, 2007. – с. 896.

6. Федотов Г. Святые Древней Руси / Г. Федотов. – М.: АСТ, 2003. – с. 700.

7. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. – М.: Эксмо, 2003. – с. 541.

Анна Ерзаулова, кандидат культурологи


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"