На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Реалии и перспективы. Научно-образовательный потенциал высшей школы России

Выступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литера-тура – культурный ресурс солидарного общества»

Чтобы нам сохранить на годы вперед свой статус великой евразийской державы, власти России должны брать сегодня пример с властей как самой мощной азиатской державы, так и самой мощной державы Запада.

Потому что количество, например, научно-образовательных учреждений в области культуры и общественных наук, существующих в КНР – совершенно необъяснимо с точки зрения нынешнего Министерства образования и всего Кабинета министров РФ.

Однако Император Востока – Председатель КПК – прекрасно понимает, зачем его стране нужно тратить деньги на гуманитарные исследования, от которых ей не будет никакой денежной выгоды ни завтра, ни послезавтра.

И Император Запада – президент США – также понимает, зачем Соединенным Штатам нужно финансировать исследования в области античной (греко-римской и византийской) истории и культуры, классической филологии; зачем при этом нужно вкладываться в археологические исследования – причем в нашей, а не их, античной ойкумене. (Собственно американская история – совсем не археологична: там просто нечего копать! Но страна, притязающая на статус мировой империи, очевидно, просто обязана изучать имперский опыт Рима.)

Для справки:

В США сегодня полторы сотни колледжей предлагают – каждый: от 2 до 10 различных курсов обучения классическим (древним) языкам – греческому и латыни. (У нас же в России едва насчитывается 2 десятка соответствующих кафедр и других подобных институций.) 169 американских университетов и колледжей предлагают программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры по античной истории и классической филологии. В примерно сотне высших учебных заведений США проводятся научные исследования в этой области. В стране действуют три десятка ассоциаций и организаций, объединяющих специалистов в этой области.

В 2012 году, например, крупнейшая из них – Американская филологическая ассоциация – получила от Национального фонда гуманитарных исследований 650 тыс. долларов на программу развития античной истории и классической филологии в 21 веке – для выдачи исследовательских грантов. Это – в дополнение 2 млн. 600 тыс. долларов, полученным от 1200 других спонсоров, начиная с 2005 года.

 

Историки прекрасно помнят, какими семимильными шагами развивалась на рубеже XIX-XX веков вновь созданная Германская империя. Но далеко не случайно одновременно с экономикой и естественно-научным знанием в этой Империи развивалось и гуманитарное знание – та же классическая филология и история античности, например, или философия.

И в Российской империи на пике ее развития – сто лет назад – также получали необходимые инвестиции не только промышленность и естественные науки, но и история, юриспруденция, философия, филология.

Если сегодня мы намерены развиваться ускоренными темпами – нам придется инвестировать не только в транспортную или промышленную инфраструктуру, не только в сельское хозяйство и прикладную науку. Нам придется  все больше средств вкладывать и в культуру, в гуманитарное знание и в народное просвещение.

Нам невозможно притязать на создание большого геополитического и геоэкономического проекта без соответствующего политического, общественно-научного, гуманитарного сопровождения.

Как известно, исключительно экономические соображения далеко не всегда определяют даже, казалось бы, чисто экономические решения.

Например, строительство тоннеля под Ла-Маншем экономически невозможно было оправдать, и он в ближайшей перспективе нескольких десятилетий просто не может окупиться. Решение о его строительстве было чисто политическим. (Надо сказать, что тот бизнес, который строил тоннель, конечно, заработал на нем. Но вот тот бизнес, что занимался паромным сообщением между Британскими островами и континентом – явно проиграл.)

 

Сегодняшняя Россия не сможет предложить своим евразийским партнерам собственный образовательный проект, привлекательный для них, если она предварительно не выработает соответствующих времени и месту подходов к развитию своего интеллектуального, научно-образовательного потенциала.

Присно поминаемый «Болонский процесс» – не может служить для нашего образования, нашей высшей школы проводником по пути евразийской интеграции, ибо «болонская» идеология и методология выстроены под другой геополитический проект – проект Евросоюза.

А как США не могут видеть в нынешней Европе образец для подражания, так и Россия не должна этого делать – даже если кому-то из высокопоставленных функционеров оттого очень хочется.

Поэтому, вне зависимости от желания или нежелания нынешнего министра Ливанова, нашему Министерству образования придется вновь становиться Министерством народного просвещения: так оно звалось в царское время. Потому что термин «просвещение» несет в себе не только функцию собственно образования, но и не менее важную функцию воспитания.

Министерству этому в ближайшее время придется резко обновляться и браться за разработку нового – собственно российского и евразийского – образовательного и просветительного проекта.

Такого проекта, который способен стать основой и поводом для создания единого пространства образования и просвещения для стран Таможенного союза, а в перспективе – и для Союза Евразийского.

Александр Фоменко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"