На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Поля сотрудничества

Союз религии, науки и образования

Мы должны поблагодарить Его Святейшество за то, что он собрал нас и дал возможность обсудить важную, актуальную для всего мира тему взаимодействия науки и религии, рационального и духовного. Эти проблемы сейчас осо бенно актуальны в связи с тем, что в нашем обществе возникли совершенно другие, демократические системы координат. Кроме того, поразительные успехи науки по-но вому выстраивают взаимодействие науки и религии во всем мире, в том числе и в нашей стране Мы хорошо помним те времена, когда темы, обсуждаемые сегодня, мы не могли даже ставить.

Сегодня нам важно понять место религии и науки, уви деть поля, где мы можем сотрудничать, объединить наши усилия для того, чтобы люди нашей страны в этот крити ческий период почувствовали уверенность, и наука могла бы дать им надежную материальную опору, а Церковь - опору моральную. Об этом говорил наш Патриарх сегод ня, и эта тревога разделяется сейчас, по-моему, всеми уче ными.

Мы хорошо помним те времена, когда Церковь в полной мере испытала на себе идеологический и физический прес синг. Но мы знаем, что в нашей истории Православная Церковь всегда являлась проводником и хранителем гума нитарных знаний. В течение очень большого периода Цер ковь была единственным хранителем этих знаний – письменности, истории, элементов философии, географии. Мо настыри были настоящими сокровищницами письменных знаний, а многие церковные служители – самыми образо ванными и передовыми людьми своего времени.

Стоит вспомнить, что вообще вся наука зародилась в Средние Века в европейских университетах, которые в те времена были чисто религиозными учреждениями. Цель этих университетов, как она была сформулирована Фридрихом Барбароссой в 1154 году, состояла в том, чтобы обеспечить духовное, телесное и социальное процветание людей. По этому все средневековые университеты имели три факуль тета: филологический, медицинский и юридический, Имен но под крылом религии возникли первые научные школы, первые ученые. Кстати, в этот момент и возникли некие проблемы между наукой и религией, которые в те времена палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии.

Углубленный научный поиск парадоксальным образом об наруживает черты сходства с религиозным Откровением. В математике н термодинамике, как и в религии, существуют аксиомы, которые постулируются, можно сказать, догмати чески, и потом все выводится из этих аксиом методом де дукции.

Многие ученые признавались, что самые глубокие науч ные открытия были сделаны ими в момент интуитивного прозрения, причем решение приходило как-то сразу и цели ком, даже во сне. Так открыл периодическую систему Менделеев. Об этом много и откровенно писали такие уче ные как Ньютон и Эйнштейн. Они говорили о присутствии в момент открытия очень сильного духовного возбуждения. Об этом писал в своих работах по психологии научного творчества и наш соотечественник академик Мигдал. Он говорил мне, что перед настоящим открытием должно про изойти какое-то озарение, очень близкое религиозному экстазу; что, приближаясь к реальной истине, испытывал со вершенно удивительное чувство.

Яркой особенностью современного этапа развития цивилизации является нарастающая тревога за будущее челове чества. Эта тревога в полной мере разделяется и научным, и религиозным сообществом. Об этом очень точно говорил в своем вступительном слове Патриарх. Выбирая пути в грядущее тысячелетие, люди все больше ощущают меру ответственности за свой выбор. Человек, который именует себя homo sapiens , сделал окружающую природу лишь пред метом познания и преобразования. Согласно определению того же Френсиса Бэкона, техника возникла как средство облегчения человеческого бытия. Однако в какой-то момент эгоистические стремления человека, его неуемное желание посредством технического развития максимальным образом удовлетворить свои всевозрастающие потребности, создали ситуацию, когда под угрозой оказалось само бытие челове чества, что, конечно, находится в кричащем противоречии с базисными религиозными принципами.

Многие склонны обвинять в этом современную науку, которая в погоне за перспективой окончательного и всеоб щего познания мира может привести человечество к деградации и даже гибели. Ведь в руках современного человека сейчас сосредоточены колоссальные ресурсы. Вопрос моральной ответственности ученых и инженеров с неви данной ранее остротой встал в связи с овладением атом ной энергией, освоением космического пространства, гло бальной информатизацией, поразительными успехами ген ной инженерии, биоинженерии, клонирования, а также в связи с возрастающим экологическим кризисом на нашей планете.

Многим, но пока не всем ученым сейчас ясно, что зна менитый императив Галилея – "решись постигать" – нуж дается сегодня в значительной корректировке, а именно: прежде чем использовать новые знания, нужно подумать о последствиях. Парадокс состоит в том, что наука все актив нее начинает искать способы защиты от самой себя, от созданных ею самой изобретений и открытий. Сегодня мы знаем, какие моральные муки испытывали творцы ядерного оружия – Эйнштейн, Бор, Оппенгеймер, Фукс.

Кроме познания окружающего мира есть другая, даже более важная задача соприкосновения науки и религии. Это нравственные законы, которыми должна управляться наука и которым безусловно должны следовать наши ученые. Это заповеди, которые сформулированы две тысячи лет назад в Нагорной проповеди. Практика тоталитарных режимов на глядно показала, к чему приводят попытки заменить эти заповеди на более прагматичные и примитивные принципы. Еще великий философ Иммануил Кант писал: "Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и моральный закон во мне".

Дальнейшие перспективы цивилизации – не только нашей Родины, но и других стран мира – все больше будут зави сеть от разных факторов. Сохранение гармоничности и цель ности природы сегодня необходимо считать основой выбора любых приоритетов и ценностей человека и ученого. Про блема ответственности за последствия новых знаний имеет сегодня два аспекта. Во-первых, она предполагает воспита ние высокой этики у самих ученых, во-вторых, необходи мость контроля со стороны всего общества за научными ис следованиями и производственными технологиями.

Еще один важный аспект нашего сотрудничества лежит в плоскости государственного патриотизма. Не секрет, что даже в прошлые времена мы умудрялись разбазаривать довольно много наших интеллектуальных достижений, которые затем вернулись к нам с Запада уже в виде готовых товаров. За последние семь лет утечка умов, изобретений и технологий за рубеж приняла поистине катастрофические масштабы. Объективной причиной этого стало обвальное сокращение финансирования науки, трудности перехода к рынку, общий экономический кризис и политическая нестабильность.

Сегодня вместе с Российской Академией наук мы дела ем все, чтобы выправить критическое положение в нашем научно-техническом комплексе. Принимаем меры по сохра нению ведущих центров, научных школ, по государствен ной поддержке ученых, по увеличению притока молодежи в науку, добиваемся принятия новых законов, которые мог ли бы стимулировать вложение капитала в научно-техниче скую сферу, делаем многое другое. С середины прошлого года впервые за последние шесть лет в России реально возникла определенная экономическая стабилизация и тен денция к увеличению финансирования научно-технического комплекса. Никогда план финансирования научных исследо ваний не был выполнен так полно, как в прошлом году. Начали расти конкурсы в технические вузы, стали происхо дить и некоторые другие обнадеживающие процессы, в частности, возвращение части ученых из-за рубежа. Это очень важно и дает нам определенный оптимизм.

Я хотел бы подчеркнуть и то, что только материаль ные стимулы никогда не были и не будут самодостаточ ными для национального успеха в каком-либо деле, в том числе в науке и технике. Необходима духовная мо тивация, национальная гордость и государственный пат риотизм. К сожалению, в последние годы наше обще ство во многом растеряло эти чувства. Сейчас мы отчетливо видим, что самой страшной утратой России за по следние годы были не только экономические и социальные потери. Мы вплотную приблизились к той черте, за кото рой следует потеря духовности, цели и смысла жизни. Здесь мы связываем надежду с нашей религией. Без вос становления и возрождения культуры, частью которой является наука, достичь сколько-нибудь значимых долго временных успехов в экономике мы не сможем.

Наша Церковь на протяжении веков сохраняла нам нашу историю. Она сохранила понятие Отечества, идею и образ Родины. Думается, что Церковь, всегда составлявшая на дежную опору патриотизма в России, сегодня может и должна влиять на общество, формируя уважение к сози дательной деятельности ученых и инженеров. Одна из функций этого Собора – складывание такого согласован ного взгляда на необходимость науки и на ее перспективу в нашей стране.

Со своей стороны, для науки и ученых важно бережно, с уважением и пониманием относиться к деятельности Церкви, сотрудничать с ней в нравственном воспитании граждан новой России, особенно подрастающего поколения. Здесь есть очень большие проблемы, вы их хорошо знаете.

У деятелей Церкви и науки есть еще одно большое поле для совместных действий. Это касается борьбы с мистикой, магией, колдовством, астрологией, паранаучными исследо ваниями, всем, что сегодня буквально захлестнуло наше общество. Люди стали верить в примитивное решение во просов, которое им навязывают безответственные шарлата ны. Здесь Церковь и наука едины. Ведь еще императрица Елизавета в указе об открытии первого университета опре деляла "борьбу с сектантством и искоренение оного в народе" как одну из важнейших задач созданного в России университета, первого научного учреждения страны.

Мы знаем, что многие российские ученые сегодня явля ются верующими людьми, а среди церковного клира нема ло людей с научными степенями, людей высокой культуры. Западная статистика показывает (у меня нет данных по нашей стране), что около 40% физиков, биологов, математиков, химиков имеют прочные религиозные убеждения. Насколько такое сочетание может быть продуктивно, мож но убедиться на примере великого физиолога, лауреата Но белевской премии И.П.Павлова или известного профессора, хирурга, лауреата многих премий архиепископа Луки (Вой но-Ясенецкого). Автор знаменитого многотомного курса высшей математики, по которому учились многие поколе ния людей, имеющих естественное образование, в том чис ле и я, был церковным старостой. И сегодня поиск нужных пропорций между элементами научных и религиозных зна ний все больше занимает ученых, особенно работающих на самом переднем крае исследований, там, где они ближе всего соприкасаются с неизведанным.

Неделю назад была лекция профессора Симона Холкинга. астрофизика. Он говорил о том, как, занимаясь космологией "боль шого взрыва", он надеется, что сможет приоткрыть суть Бога, увидеть, что возникало в момент, когда Т равнялось нулю. А астрофизик Джордж Смоут из Беркли говорил, что в открытии реликтового излучения и особенно его модуляции, которую он открыл в самое последнее время, он видит как бы автограф Бога при сотворении Вселенной, как раз в тот момент, когда Т равня лось нулю. В Академии наук США ведутся обширные программы по установлению мостов между религией и наукой. Поэтому то, о чем мы сейчас говорим, это процесс объективный, он идет во всех развитых в технологическом отношении странах.

С другой стороны, религия тоже делает шаги навстречу ученым, о чем свидетельствует наша сегодняшняя встреча или, например, высказывание понтифика о том, что эволюционный процесс не является гипотезой, а является чем-то большим. Процесс сближения идет с двух сторон, потому что и Церковь, и наука понимают необходимость сотрудни чества в будущем.

Актуальность темы сегодняшних слушаний объединила в нашем зале служителей Церкви, ученых, представителей властных структур в стремлении осмыслить социальные и духовные проблемы, стоящие перед нами в XXI веке. Если прежде наука у нас противопоставлялась религии, то сего дня мы ясно видим: различие методов и подходов в достижении истины не должно быть причиной взаимного отторжения двух могучих сфер духовной жизни человека. Здесь много места для диалога и сотрудничества по имя нашей с вами Родины.

*Выступление на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора " Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий" , 18-20 марта 1998 года, Москва – Сергиев Посад

 

Владимир Фортов, академик РАН


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"