На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Беречь братские узы, искать правды!

Слово на открытии историко-литературной международной встречи, посвященной «Слову о полку Игореве»

Дорогие друзья! Многие из нас впервые здесь, в этом славянском треугольнике Брянской, Черниговской и Гомельской областей, и мы с трепетом ступаем на эту древнюю славянскую землю. Многие места у наших народов закрепились в памяти людей по литературным произведениям «Тихий Дон» Шолохова, «Днепро ревучий» шевченковским словом, «Бежин луг» Тургенева, Куликово поле народным эпосом, «Сорочинская ярмарка» закрепилась Гоголем, «Матера» Распутиным, Зачепиловка Борисом Олейником. Ну а Новгород-Северский и Путивль великим творением Древней Руси «Словом о полку Игоревом».

И мы благодарим всех, кто помог организовать эту встречу: администрацию, работников культуры, широко известного по нашим странам музея, всех граждан города. И пусть струны наших сердец пророкочут им хвалу, а Новгород-Северску славу!

Уважаемые коллеги, ученые, писатели, энтузиасты великого творения «Слова о полку Игореве». Мы в суете жизни, в общественно-политических, экономических, бытовых заботах нередко забываем о заветах прошлого, его уроках, не увязываем дни сегодняшние с днями давними. А, между прочим, все это так близко, так драматически и поучительно, так незаурядно и значительно, и во многом повторяется и в наше время. Всмотримся зорко и внимательно в те времена, несмотря на то, что со времен создания «Слова и полку Игореве» прошло 825 лет. Не грозным ли предупреждением звучало у автора: «Усобица князем на поганые погибе, рекоста брат брату: «Се мое, а то мое же». И начаша князи про малое «се великое молвити», а сами на себе крамолу ковати».

Пусть дата 825 лет немного зыбка, одни считают это не позднее 1187 года, ибо Ярослав Осмомысл в этот год умер, а автор обращается в «Слове» как бы напрямую к князю. Другие ограничивают срок создания 1196 года, когда умер Буй Тур, когда автор тоже напрямую обращался к этому князю. Возможно продолжение дискуссий по этому поводу, но мы исходим из того, что наша литературная и историческая общественность отмечала 750-летие «Слова» в 1938 году, 800-летие в 1988 году. Нам принадлежит честь открыть серию торжеств, конференций, встреч, посвященных 825-летию «Слова».

Какие задачи мы пытаемся поставить перед нашей встречей?

– Показать исконные для наших народов ценности, отраженные и в «Слове»: правду, любовь, взаимовыручку, смелость, отвагу, верность. Думаем, что следует акцентировать внимание и на стремлении автора осуждать превозношение, порицать родственные раздоры, восхвалять братскую взаимопомощь, воспевать супружескую верность и любовь. И особо, ощутить всю актуальность призыва объединить усилия князей и славянских племен для защиты родины от вражеских набегов. Нынешние признаки этих набегов выглядят, конечно, по-другому, но столь же смертоносны.

Хотелось бы подчеркнуть единство восточно-славянского наречия, нашего корневого древнерусского языка, на котором покоится русская, украинская, белорусская речь. Показать истоки, корни духовные, исторические, этнические наших народов.

– Мы хотим обратить внимание читателя, всего общества, пробудить интерес у многих непросвещенных наших соотечественников и наших друзей за рубежами восточно-славянского мира к великому и вдохновенному, загадочному творению.

– Конечно, мы еще раз хотим обратиться к волшебству и магии «Слова» как произведения высокой литературы, насладиться восхитительной речью и образами творения, обратиться к разгаданным и неразгаданным его загадкам.

– Отдать должное прародине истоков «Слова», находясь в этом историческом восточно-славянском треугольнике России, Украины, Белоруссии, в треугольнике Брянской, Черниговской, Гомельской областей.

– Ну и какой же славянин, любой любознательный человек не хотел бы побывать в Новгород-Северске, Путивле, Брянске, Трубчевске. Нам такое счастье выпало.

– Конечно, мы хотели бы подчеркнуть, что восточно-славянская цивилизация – это часть европейской цивилизации, как англо-саксонская и романо-германская, создавшая вместе с ними культурно-историческое европейское пространство от Атлантики до Урала. Свидетельством чего является и «Слово», чье поразительное драматическое сходство с «Песней о Роланде» (chansons de geste – песнь о подвигах) или древнеисландскими скандинавскими сагами отмечалось не раз. Хотя авторы этих статей и отмечали, что в «Песне о Роланде» главное – идея славы, а в «Слове» – защита границ, исследователи считали, что «Слово» внесло свой немалый вклад в сокровищницу европейского эпического творчества.

Как же плотно и фундаментально обустраивали давние предки наше давнее общее Отечество, нашу общую Родину. Какой вековечный жизнеутверждающий духовный раствор скреплял на века наши народы, наши пространства, нашу культуру.

В то же время, какие кислотные растворы не раз пытались ввести в нашу историю, чтобы придать ей характер разъединения, отталкивания, противостояния. Но, – стоит великая восточно-европейская цивилизация, цивилизация одного корня и языка, одной веры. Иногда, конечно, это удается, и, кажется, появляется черная линия между людьми, народами и странами. Ухнет вдруг бедой гейдельбергский вещун-филин, нарекая веру предков – Православие – врагом, тормозом и бедой избранных, заскрипит, размахивая помелом заморская Баба-Яга, заявив, что на этих просторах хватит и пятнадцати миллионов холопов; завращает черными зрачками тюрбанистый Черномор, переводя в своих мечтах всех славян в «неверных», в гаремных жителей. Ну, и уж тут, как тут, тот меняла и торговец, которого при всей любви к всепрощению, к грешным Христос все-таки выгонял из храма, а мы, как-то то ли от великой толерантности, то ли от нерешительности этого часто сделать и не пытаемся.

Предки как бы предчувствовали, что надо дать нам оберег, что соединил бы перед бедами всех славян и окружающие их народы на веки. И не думаю, что это кощунство, когда мы говорим о славянском соединстве задолго до великого крещения Верой, которое и дало нам силу необоримую.

Великий ученый славист Олег Трубачев в своей книге «В поисках единства» в разделе «Откуда есть пошел Киев…» писал: «Не на месте пустом и диком воздвигся величественный храм новой веры, новая вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова.

Взять хотя бы древнее, народное и единое по-прежнему для всех славян – католиков и православных – слово и понятие «РАЙ», исконное свое название для блаженного потустороннего мира, и различные заимствованные, новые пришлые слова для «АДА», преисподней, пекла, мира возмездия. И это только один пример. Можно говорить как бы и о трех единствах русской и славянской традиции:

– Общие вскрываемом через язык единство культуры славян дохристианских и христианских, которое демонстрируемы через слово «рай», и ряд других,

– Затем о нередко забываемом, но все же насущном единстве древнего культурного наддиалекта и последующего письменно-литературного языка.

– И наконец, о единстве древнего новгородского диалекта и, значит, всего древнерусского, древневосточного языка.

И здесь великий ученый говорит, чтобы понять некоторые северные отличия (как отличия периферии от центрального ареала), мы должны обращать свои мысленные взоры к Югу и Киеву. И несмотря на эти отличия, единство языкового ареала не перестает быть единством. «Ибо есть единство живого целого, единство тела. Как не вспомнить послание Павла к Коринфянам: «Тело же не из одного члена, но из многих». Это мудрая мысль о сложности всякого целого, об этом единстве в сложности»

Трубачев отмечал научную плодотворность идеи единства во всех исторических трудах академика Толочко, многих других видных ученых в России, Украине, Белоруссии, и отмечает, что ареал многочисленных Киевов – это одновременно и весь славянский ареал. Трубачев утверждает, что именно приднепровский Киев и пришел в незапамятные времена в Псковскую и Новгородскую земли, в верхнее Поволжье, чтобы раствориться там добрым десятком малых – безвестных и, как любят говорить нынче, «неперспективных» Киевов, оставивших свой исторический след.

Пожалуй, это можно считать неким предисловием к теме о сверкнувшей и пылающей звездой пронесшейся из XII века «Слове» о князе Игоре.

Слово оказалось бы не былинной победе, а о поражении, о котором не принято было не только песни петь, но и вспоминать-то зазорно. Но вот какое-то волшебство более восьми столетий притягивает внимание тысяч и тысяч читателей к этому художественному шедевру.

Ясно, что по Киевской Руси от Днестра и до Даугавы, от Ладоги и до Тьмутараками звучали сказания, песни, прославления – «княжеские славы», дохристианские песни, героический эпос, играли гусляры, раздавались плачи, тревожили души заклятья. И вот эти сплав и звуки были услышаны автором и был воспроизведен, затем соединен в летописях, и со всеми возможными исправлениями и ошибками, стал высочайшим духовным, историческим, эстетическим, источниковедческим, филологическим произведением Древней Руси и всех нас.

Только что мы вернулись из Смоленска, где отметили 100-летие Александра Трифоновича Твардовского, создателя поистине эпического «Василия Теркина». Верно кто-то объявил на концерте: «Александр Твардовский, «Василий Теркин», слова народные». По-видимому, такова судьба у тех сочинений, что покоятся на народной основе, связаны с судьбой народа, его державой. Они по истокам, образам, словам народные при исполнении авторском, который и впитал в себя дух, знания, историю, культуру своей земли. Через века проглядывают порой общие символы. Помните, когда Василий Теркин выбирается, пробирается из окружения (ведь плен по сути рядом) и лихорадочно думает о главном:

Что там, где она, Россия?

По какой рубеж своя?

Это вопрос и сегодняшнего дня, по какой нравственный, духовный, исторический рубеж сохранилась Русь, восточно-славянская цивилизация своя? Воины Игоря, переходя границу, чувствуют, что родная земля ослабляет свои узы «уже бо беды его пасет птиц подобию», и возникает великий, тревожный, предостерегающий и оберегающий возглас:

О русская земля!

Уже за Шеломянем еси!

И встает вопрос, насколько надо пускаться за эти шеломяни Родины, не подготовив себя в этот путь, не собрав все силы? Я думаю, что мы не ставим себе задачу провести нашу встречу, нашу литературно-историческую экспедицию, как фундаментальную научную сессию, академический симпозиум, мы вызываем «Слово о полку Игореве» в библиотеки, ВУЗы и школы, оставшиеся клубы и дома культуры, которые еще можно считать таковыми, на страницы газет, журналов, даже на телевидение, которое, возможно, отодвинет на время парады звезд, конкурсы красоты и даже известных юмористов. И мы надеемся, что это укрепит дух, культуру и речь наших сограждан, расширит их сужающийся кругозор. Думаю, на встрече возможно краткое выступление, реферативный обзор, аргументированное мнение, дельная реплика во имя автора, времени его, князьям и дружине. При всей возможной противоположности мнений, различных точках зрения, мы надеемся на уважительное отношение друг к другу и общую дружелюбную атмосферу встречи.

Мысль человеческая, да и вся наша жизнь возвращает и возвращает нас к прошлому. Мы «проигрываем» его вновь и вновь и понимаем, что все больше и больше это славянское «старое» не такое уж старое, оно требует возвращения к великим идеям прошлого, к урокам столетий. И об этом мудро и образно сказал в своем посвящении певцу славянского единства Павлу Шафарику Тарас Григорьевич Шевченко:

«Слава тобi Шафарику

Во вiки i вiки,

Що звiв еси в одно море,

Славянсьii рiки…»

Не могу не остановится еще раз на замечательной части приветственного послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам историко-литературной международной встречи, посвященной «Слову о полку Игореве», где он, исходя из текста поэмы, сказал: «Эти исконные наши ценности: правда, любовь, взаимовыручка, смелость, отвага, верность и запечатлены в редком по своей красоте и мелодичности тексте древнерусского эпоса. Так «Слово о полку Игореве» отражает нравственные принципы и норму общественного поведения конца XII века – того времени, когда на пространстве Древней Руси вершилась история трех будущих братских народов: белорусского, украинского, русского. В Новгороде-Северском, Полоцке, Галиче, Киеве, Путивле – и в других городах, упомянутых в строфах этой древней поэмы, в описываемую эпоху еще говорили на разных диалектах одного восточно-славянского наречия. Так связанные общими языковыми и культурными корнями, едиными ценностями и историей, мы призваны и сегодня следовать заветам древнего сказителя: сохранять единомыслие, защищать родную землю, беречь братские узы, искать правды».

В.Н. Ганичев, председатель Союза писателей России, профессор МГУ


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"