На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Время читать!

Девиз VII Санкт-Петербургского международного книжного салона, Международного писательского форума и всей России

В день открытия книжного салона перед участниками и гостями Форума выступил председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев. Он говорил о современной литературе и истории России: 

 

О Валентине Распутине

«Я не могу не вспомнить очень большую литературную дату — 75 лет со дня рождения живого классика, Валентина Григорьевича Распутина. Когда-то, будучи директором издательства «Молодая гвардия», главным редактором газета «Комсомольская правда», я издавал всё, что было написано Валентином Григорьевичем. И «Деньги для Марии», и «Живи и помни», и «Прощание с Матёрой». Новейшему читателю трудно представить, что выход книги — сначала в журнале, а потом в издательстве — был большим событием в духовной и общественной жизни. Её обсуждали, о ней говорили, спорили, соглашались, не соглашались, — но все признавали, что это явление. Помню, когда вышел роман «Живи и помни», его обозначили как роман о дезертире. Поэтому, может быть, он «прошёл» и на Западе. Но он отнюдь не об этом. Он — о той тяжёлой ноше войны, которую несла русская женщина, о том естественном страхе, который посещал бойца, о неизбежном наказании, которое приходит, когда кто-то изменил своему долгу. Это сложное переплетение судьбы, слов... И в этом произведении, и в других Валентин Григорьевич писал о том, что самое главное — это чтобы не истончилась совесть человека. Это одно их тех качеств, которым, может быть, другие литературы не обладают. Да и мы во многом его потеряли и не находим тот нерв, вокруг которого должно выстраиваться произведение. 

«Прощание с Матёрой» – это вообще мировой эпос. Уходит из жизни, вроде бы, деревня, один островок... Матёра — это, кстати говоря, реальная деревня. Со мной спорил, не соглашался один гидростроитель: да ничего особенного, говорил, там не было. Но там было нечто особенное: память, которая тоже ушла под воду. Меня в своё время вызвал секретарь ЦК партии Зимянин — нормальный человек, партизан Великой Отечественной войны, но в те годы курировал идеологические вопросы. Он мне говорит: «Ну что ж вы боретесь против гидроэлектростанций? Против того, чтобы мы получили дополнительную электроэнергию?» «Михаил Васильевич, ну не об этом книга! – отвечаю. – Не об этом!» Мне не удалось, конечно, его убедить. Скажу откровенно, что какой-то абзац мы всё-таки сняли, но уже в следующем издании он был восстановлен. «Прощание с Матёрой» – это великая книга для всей нашей сегодняшней жизни. 

А потом – «Пожар», другие произведения. И, наконец – «Дочь Ивана, мать Ивана». Произведение, которое было переведено на китайский, и в Китае было признано лучшей книгой года. Мы с Валентином Григорьевичем в 2005 году были в Китае. Наши китайские друзья пошептали нам на ухо, что у них было распоряжение ЦК партии не издавать чрезмерно американцев. А издавать русскую и советскую литературу, чтобы поддержать некий нравственный тонус. Я не думаю, что «Дочь Ивана, мать Ивана» может поддержать этот тонус. Но эта книга — о тех реальных событиях, которые происходили у нас и которые, по-видимому, наступают в Китае. 

Три года назад я получил письмо от Нобелевского комитета. Его ответственный секретарь спросил у меня: «Кого из русских писателей Вы считаете возможным выдвинуть на Нобелевскую премию в будущем?» Вначале я воспринял это иронически: что, Нобелевский комитет будет нами заниматься? Они давно занимаются исключительно своими, необходимыми им, комбинациями. Но мы всё-таки собрали секретариат и решили: конечно, Распутин! Было написано обращение с изложением позиции, художественных достоинств, ценности, нравственного подхода его произведений. И особенно, как нам казалось, Нобелевский комитет мог заинтересоваться тем, что Распутин всю жизнь боролся за Байкал, тайгу, чистую воду, которая становится главнейшим фактором в сегодняшнем мире. Уже не нефть, не какие-то полезные ископаемые — а чистая вода, пресная вода. За неё начнутся в скором времени войны, она будет определять будущее. Как великий прозорливец, Распутин видел это, всегда сражался за Байкал и сражается сейчас. На моём семидесятилетии присутствовал и Валентин Григорьевич, и Чилингаров — наш знаменитый полярник. И Чилингаров мне говорит: «Слушай, а что, если его опустить в батискафе на дно Байкала?» И буквально через семь дней Валентин Григорьевич опустился на дно Байкала. Когда я его об этом расспрашиваю, он всегда как-то таинственно улыбается, и я понимаю, что он сохраняет тайну Байкала. 

Мы отправили письмо в Нобелевский комитет и получили ответ: «Благодарим Вас, Ваше предложение очень интересно». Думаю, наше письмо почило в Бозе... Но, безусловно, что это крупнейший писатель нашего времени, нашей страны. Хотя не все его могут оценить, не каждому дано проникнуть в суть его произведений, в нравственные сложности, которые он обозначил, в его предостережения». 

 

Об исторической литературе

«Я не смогу обо всём рассказать, остановлюсь на исторической литературе. Это связано и с направлением моей творческой деятельности — я лет тридцать или даже больше занимался исторической темой. Особенно я люблю XVIII век. Тогда жили удивительные исторические личности — Суворов, Румянцев, Потёмкин и особенно адмирал Ушаков. Постепенно я понял, что это человек великого служения — не только Отечеству, солдатам и морскому флоту, но и высшей нравственной силе. В 1995 году, после конференции, которую мы провели в Саранске, стало ясно, что это человек святой, подвижник. 

Я подготовил и передал материалы Святейшему Патриарху. Он прочитал их и сказал: «Валерий Николаевич, очень важно, чтобы наш флот получил такого небесного покровителя. Но ведь это решаем не мы с Вами». В Санаксарском монастыре, где упокоен адмирал Ушаков, был схимонах Иеремия, к нему приходили тысячи людей. И когда я к нему подошёл, отец Иеремия сказал: «Валерий, он будет святым нашей Церкви!» Это меня тоже укрепляло. Конечно, это не моя заслуга, это сверху, на небесах всё решается. А на земле решает церковноначалие. Пять-семь епархий представили доказательства, чудеса, явления — и в 2001 году Ушаков был прославлен: сначала как местночтимый святой, а потом и для общецерковного почитания. 

На мой взгляд, историческая литература кроется в тех реальных фактах, событиях, лицах, о которых надо писать. Было в нашей литературе время, когда писатели писали на основе некой фэнтези: я считаю, что события могли так развиваться — вот так пусть всё и будет. Это было довольно распространено в шестидесятые-семидесятые годы. И только где-то в девяностые пришли к тому, что историческая литература должна быть выстроена на основе исторического факта. 

На мой взгляд, у нас было три выдающихся исторических писателя советского периода: Владимир Чивилихин с его «Памятью», ваш земляк Валентин Пикуль и Дмитрий Балашов — удивительная фигура, которую мы запихали на задворки литературы. Его цикл «Государи земли Московской» – выдающийся!.. Может быть, лучший роман в исторической литературе — это «Бремя власти». Иван Калита совершает насилие над своей личностью и совестью. Сдаёт какие-то позиции хану Ахмету, целует полу халата — но присоединяет Звенигородское княжество. Склоняется и отдаёт большую дань — но получает Можайское княжество. Он даже предаёт – и понимает, что нет ему прощения. Говорит своему сыну, который осуждает его: «Власть – это бремя, которое должен и может нести не всякий». Это настолько современно для всякой власти!» 

 

Когда Россия будет спасена

«Мы можем облететь нашу страну и в каждой области увидеть свой очаг литературы. В Белгороде — замечательная литература. Это связано с уровнем жизни и культуры в этой области, с духовным подъёмом. Можно сказать очень высокие слова об очаге сибирской литературы — вокруг Омска, Томска, Иркутска. Можно сказать и о Курске... Взглянув на литературную карту, мы понимаем, что жизнь продолжается. Да, в ней есть трагические аспекты. Книгу издать трудно. Книга современного писателя выходит тиражом всего тысячи в полторы. Три тысячи — это уже значительное событие! Литература не имеет коммерческой поддержки — ну и что! Решается ли этим всё? Нет! Помните, Некрасов говорил:

«Эх! Эх! придёт ли времечко... 

Когда мужик не Блюхера 

И не милорда глупого – 

Белинского и Гоголя с базара понесёт?»

Мы говорим о классике, о Золотом веке — а тиражи-то в то время тоже были примерно такие! Хорошо, что у нас были выдающиеся издатели. Суворин, который сказал: «Я научу русского человека читать за 15-16 копеек Шекспира и Пушкина». Он издал первое собрание сочинений Пушкина в конце XIX века, а до этого Пушкин был малоизвестен. Издатель Сытин придумал «книжку-копейку», издавал массовую книжку или какие-то выдержки, которые прокладывали дорогу к чтению. 

Ну а, в конце концов, советский период, тридцатые-сороковые годы? Тяжёлые годы во всех смыслах, драматические! И вдруг в это время руководители стали издавать классиков миллионными тиражами. Я помню, в 1937 году пришёл огромный томище Пушкина! Я был мальчишкой, и в нашем сельском таёжном клубе ставили «Бориса Годунова» – связисты и милиционеры играли так вдохновенно! Пушкин в тридцать седьмом году соединил наше общество. Когда стали миллионными тиражами издавать Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Крылова, Толстого, белый эмигрант Федотов сказал: «Россия спасена!» И вот мы, когда начнём издавать нашу классику миллионными тиражами, будем спасены! Словом, языком, духом, нравственностью».

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"