На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Добротолюбие и милосердие — наш ответ на глобализацию мира

Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе

Ваше высокопреосвященство!
Уважаемые участники Собора!
Братья и сестры!
Дорогие соборяне!

Валерий Николаевич Ганичев, фото Патриархия.RuВопросы, которые сегодня обсуждает Собор, взаимосвязаны и взаимозависимы. Еще несколько лет назад казались непоколебимыми постулаты, обозначенные как либеральные и демократические основы всех обществ. Ныне их ценность подвергается серьезному переосмыслению, переоценке. Происходит это в силу разных причин. И от их, порой, практической несостоятельности, несовместимости с глубинной духовной природой нашего масштабного и многогранного государства, с крахом надежд наших либералов на безропотность тех, кто подвергается довольно изнуряющему эксперименту под видом глобалистского цивилизационного процесса. Связано это и с тем колоссальным невежеством и незнанием истории, опыта достижений и трагических заблуждений нашего общества, которые обнаруживают его политические силы и высшие слои элит. Связано это и с тем, что народ перестал быть предметом осмысления, поклонения, заботы этих сил, и они во многих случаях, по существу, стали антагонистами ему. Связано это и с тем, что из поля провозглашенных (а чаще привнесенных, и еще хуже – навязанных) ценностей почти выведены традиционные, исторические, нравственные и религиозные мотивы. Об этом сегодня убедительно говорил митрополит Кирилл. Действительно, под либеральные фанфары воскресают в реальности тоталитарные мифы о неком извечном неравенстве, о создании касты элитных иерархов, суперменеджеров, которых и должен обслуживать весь остальной наш люд, по сути, весь наш народ, который всё больше и больше, в соответствии с хитроумными цивилизационными схемами, внедренными в наше общество, определяется в разряд неудачников и парий, некоего обслуживающего персонала для золотого миллиарда и его представителей у нас в стране. Многое из положений о правах человека, открытом обществе вдруг превратились в улицу с односторонним движением: то, что позволено глобалистскому Юпитеру, не позволено остальному миру. Мы знаем, что противником такого однополярного, социал-дарвинистского порядка в прошлом веке были, хоть и ослабленные двумя мировыми войнами, тоталитарными тенденциями гуманистическая культура, наша великая классическая литература. И сейчас сдается, что только тысячелетняя христианская мысль, православная духовная традиция, гуманистическое просвещение и классическая культура и могут выстроить в этой сегодняшней парадигме спасительные альтернативы для заблудшего мира.

В духовно просвещенных обществах всегда была ориентировка на высшие измерения бытия. Ныне, приобретая давящий характер, однозначная ориентация на "прибыль", на рынок ставит под сомнение, как несостоятельную, всю некоммерческую деятельность человечества, отвергая неприбыльные: просвещение, культуру, укоряя всех, кто претендует на материальную заботу об этих секторах социально-общественной жизни, в желании возродить авторитаризм, консерватизм, традиционализм. Против этого немало возражений и недавно прозвучало одно очень важное заявление: «Культура не товар!» — и это заявлено не слабым голосом современной человеколюбивой культуры, оттесненной от алтаря властительницы дум человеческих. «Культура не товар и поэтому не может быть брошена на произвол слепой игре рыночных сил», – это сказал на встрече «За европейскую культуру» президент Франции Жак Ширак. «В мире, – продолжал он, – где постоянно сокращается место, отводимое всему тому, что не способствует получению прибыли, Конституция ЕЭС станет инструментом защиты культурных ценностей от дикой конкуренции». Французы не проголосовали за Конституцию, но справедливость слов французского президента отнюдь не становится от этого меньше и очень близка к тому состоянию, в котором находится культура в нашей стране, где разгул дикого рынка, отшвыривающего образцы традиционной, выверенной веками культуры ведет к тому, что, скажем, библиотека и школа не объявляются необходимой плодотворной частью общественной жизни, на нее не рассчитывается никакая "потребительская корзина". Большая культура находится под угрозой в своих низших и высших сферах организации. Не будем брать её верхний слой. Возьмем всего два проявления, касающихся нашего села. Грядет окончательное закрытие сельских библиотек в связи с реформой самоуправления. Вопрос ясен: денег на их содержание от налоговых поступлений в сельской местности не будет. Как сказал глава администрации одного района Тульской области: «Ухожу. Стыдно. Я много лет создавал, защищал библиотеки, больницы, школы в селе, а сейчас буду их закрывать. Стыдно…» Или вот еще. К разряду обрушившихся на нашу деревню невзгод добавилась еще одна – сокращение малокомплектных школ. Как это созвучно «научно» обоснованным планам по сокращению неперспективных деревень академика Заславской , приведшим в свое время к уничтожению десятков тысяч сотни лет существовавших сел. В дореволюционной России были тысячи малокомплектных школ, кто содержал их тогда? Власть. Земство. Во время войны и после войны, уже в советское время, мы, я, например, занимался в селе в малокомплектной школе, где в классе было 7-10 человек. И никто не думал закрывать её, не смотря на то, что средства были необходимы на спасительные для Родины танки, самолеты, снаряды, на спасшую всю Европу, весь мир Армию. Кого спасаем мы, закрывая малокомплектную школу? Английский футбольный клуб "Челси"? Казино "Вампир" в центре Москвы, или подготавливаемый парад геев? Нет, мы закрываем выход в науку, литературу, армию новым Ломоносовым, Жуковым, Распутиным, закончившим малокомплектные школы.

Как человек, возглавляющий одну из крупнейших писательских организаций мира – Союз писателей России, могу констатировать, что ныне для поэтов, всех писателей наступило драматическое время. Экономическая, рыночная структура общества готова навсегда изгнать поэтов и писателей, пророков классики из современной жизни. Системой изданий, передач, масскультуры пытаются изолировать наш народ от великого духовного наследия, от великого духовного пространства, от нашей великой литературы, где ставились высшие, главные, вселенские вопросы, и этот погром ведется профессионалами, которые по своему интерпретируют ее, эротизируют, делая ее подпоркой для духовного распада. Сколько уже попыток на наших глазах истолковать, изменить святое, благоговейное отношение наших людей к Пушкину, приделав ему эротические ножки, к Гоголю – сделав его шизоидным мистиком, к Чайковскому, заслоняя его музыку всякого рода сплетнями. На днях два смехача в программе «Городок» измывались над святым равноапостольным князем Александром Невским, представляя его этаким дундуком и полуидиотиком. И все это с желанием опустошить Пантеон гениев, разрушить духовное наше поле, засеять его сорняками. Думаю, что очень правильно с большой тревогой сказано в книге замечательного философа Александра Панарина «Народ без элиты»: «Изгнание нашего современника из большого духовного пространства должно быть признано даже более опасным, чем изгнание его с законных территорий, освоенных великими предками… Именно поэтому сегодняшнее духовное пространство русского народа, запланированное отлучение его от собственной большой традиции представляют в стратегическом отношении еще более опасный вызов национальному бытию, чем даже собственно территориальное экпроприаторство. территории можно утратить и завоевать заново, а духовная традиция может быть невосстановима». Для нынешнего образа жизни смешным кажется выражение "Красота спасет мир". Действительно, любовь, красота, истина – непреходящие ценности, которые возводила на пьедестал культура, литература, искусство, вдохновляемые христианством, – оказалось это уже не образец для культивирования сегодня. Всё, что может быть самоценным, оттесняется, а то и низводится в лучшем случае до уровня комфорта и мебели, до уровня прибыли и пользы. Писатели боролись против уничтожения села, против поворота рек, за русскую национальную культуру и сегодня они выступают за спасение культуры от «культурной революции» в манере телевизионных передач, и это одна из главных миссий России в XXI веке.

«Культурная» же «революция», развернувшаяся ныне, продолжает действия революционеров 20-х годов, громивших усадьбы и храмы, близка к маодзедуновским хунвейбинам, низвергавшим с пьедестала традиционного искусства образцы тысячелетней давности. Да, главное и тогда и сейчас – это критика и низвержение национальных святынь. Она ведется по лекалам либеральных и торгашеских водил, которые опускают весь смысл жизни ниже пояса.

Нам необходимо выйти на социально значимые программы по культуре, которые назревают после первых серьезных социальных президентских проектов. Несколько очень важных предложений в связи с обсуждаемым вопросом. Одна из таких очистительных программ под условным названием «Экология национального достоинства и достояния. Защита святынь духа, культуры, русского языка. Руки прочь от национальных святынь!» Я помню, как в 1965 году, я печатал обращение к молодежи великих корифеев духа и культуры Леонида Леонова, Сергея Коненкова, Павла Корина «Берегите святыни наши!». Сегодня от имени ВРНС мы должны сказать: «Руки прочь от национальных святынь! Они – наша гарантия выживания!»

Пора быть более решительными и наступательными, действовать, как действовали верующие люди на выставке «Осторожно религия!». Как убедительно, хотя и легитимно-сдержано действовали прихожане в Екатеринбурге и Владивостоке, проявляя свое отношение к заезжим извращенцам от эстрады. А извращение, грех действуют все более и более наступательно. Все, что раньше считалось постыдным, ныне демонстративно занимает сцену и властвует безраздельно. Комфортно расположившись в телевизионных креслах, артистические и псевдолитературные авторитеты нередко убежденно доказывают необходимость публичного мата и сквернословия для русского человека, ибо это сопрягается со свободой слова и «священной коровой» прав человека. И дети и женщины тут не помеха. Ругайся, матерись, Русь, в этом твоя сущность! А вот на Белгородчине, сколько раз я присутствовал на детских и подростковых мероприятиях, спортивных соревнованиях, ругани, распития пива, пьяных не видел. Областная Дума приняла решение запретить употреблять алкогольные напитки, сквернословить в таких местах, взыскивались большие штрафы. Демонстраций по защите прав алкоголиков и матерщинников в Белгороде не наблюдалось, хотя в центральных изданиях и были публикации об ущемлении этим решением прав человека. Матери, учителя, милиция, абсолютное большинство граждан благодарны власти. Грех остановлен на дальних подступах. Так что там, где это необходимо, для того, чтобы остановить порок, власть должна взять ответственность на себя, а общество оказать ей поддержку.

Конечно, мы не можем согласиться и не соглашаемся с той тотальной атакой, которая ведется со стороны СМИ и особенно телевидения на наши национальные духовные традиции, на нашу культуру, ту классическую отечественную культуру, расположенную на координатах и традициях Православия, пронизанную нравственностью – культура такого рода соединяет людей. Для русской литературы вопрос совести, вопрос этики всегда был на первом месте. И освобождение молодого поколения от этой, якобы, давящей на него «репрессивной культуры», в кавычках, оборачивается как отход от совести, этики, от старших поколений, разрыв связей с нашей традицией. И когда наши школьные программы изгоняют классику, сужают круг тех литературных героев, с которыми несколько веков было связано наше сознание, то это можно сравнить с сознательным погромом духа нации. Это уже ведомство господина Фурсенко действует в духе товарища Заславской.

Мы должны прекратить с беззаботностью относиться к своему культурному и моральному наследию. Ибо «Предания старины глубокой», «Дым Отечества», «Любовь к отеческим гробам» – это не просто литературные образы, они укоренены в подсознании или, скорее, в надсознании нашего человека.

Особо тревожит разрушающее представление о народе как о величине, с которой не следует считаться. Отсюда и труд, разговор о котором почти иссяк. О нем говорят только как о возможности заработать. Мы почти не знаем профессионалов труда, мастеров своего дела, нашу национальную элиту труда. Да, знаем, банковскую, финансовую элиту, по количеству долларов на счету, по удачно приватизированным народным богатствам, по виллам на Лазурном Берегу. Героев труда страна не знает, их слетов, съездов в Кремлевском Дворце съездов не бывает. И не искривляет ли это народное сознание и не выводит ли это труженика, человека дела физического и умственного, трудового из поля гражданского общества, ставя интересы «кричащего меньшинства» на нашем телевидении выше интересов подавляющего большинства наших граждан?

Мы в Союзе писателей решили провести свой пленум о месте труда, трудового человека в жизни общества. На кого, как, для чего должен трудиться сегодня человек? Кто гарант его труда, защитник? Это сложные экономические, нравственные вопросы. Думаем, что одна из будущих социальных программ власти без сомнения должна быть посвящена трудовому воспитанию. Дать нравственное образование, научить гражданственному труду это и значит сформировать гражданское общество.

И последнее. А все-таки, что должно противостоять абстрактным холодным, привнесенным с чужой почвы идеям, миру презрения к красоте, нравственности, миру голого чистогана, расчета? У нас есть веками проверенное средство спасения – делать Добро! В сегодняшние драматические для многих людей дни не угасло стремление помочь друг другу, поддерживать общее дело, оказывать помощь в строительстве храма, школы, приюта, помочь старикам, инвалидам, детям. В стране действует свыше пяти тысяч благотворительных организаций, широкую объединяющую благотворительную работу проводят фонды «Меценаты столетия», «Общественное признание» и другие организации. По инициативе Всемирного Русского Народного Собора, святейшего Патриарха развернулось движение «Добрые люди», которое уже провело два съезда-смотра добрых дел, смотра благотворителей и меценатов. Свою работу развернула комиссия Общественной палаты по благотворительности, добиваясь принятия Госдумой Закона, способствующего развитию благотворительности в стране. В рамках Собора завтра будет проходить форум-съезд «Добрых людей России» и пленум Союза писателей с повесткой дня «Добрые люди на доброй земле». И, конечно же, доброе дело не обязательно может твориться человеком с большими деньгами. Оно может твориться всяким человеком, у кого доброе сердце и сочувствие к ближнему.

Как писал архиепископ Иоанн (Шаховской): «Где же взять время на добро? Даже подумать о нем нет времени. Все заполнено в жизни. Добро стоит, как странник, которому нет места ни в служебной комнате, ни на заводе, ни на улице, ни в доме человека, ни – тем менее – в местах развлечений его. Добру негде преклонить голову. Как же торопиться его делать, когда его нельзя даже на пять минут пригласить к себе, – не только чувство, но и желание. Некогда! И, как добро этого не понимает, оно пытается стучать в совесть и немного мучить ее. Дела, дела, заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого... Бедный человек! А где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящимися колесами и винтами жизни? Все же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока есть свет (ср.: Ин. 12, 35). Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел».

Итак, за нами еще одна, всеохватывающая и общая наша программа – «Добротолюбие и милосердие наш ответ на глобализацию мира». Любовью и единением спасемся – заповедовал нам игумен Земли Русской Сергий Радонежский. И словами «Спешите делать добро!» мне и хочется закончить свое выступление.

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"