На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Война: соединение и разъединение соотечественников

Общественные слушания «Народное единство. Преодоление разделений XX века»

1-4 ноября в московском выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне проходила под девизом «Творите добро!» выставка-форум «Православная Русь – к Дню народного единства».

Торжественную церемонию открытия 1 ноября возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратившийся к присутствовашим с приветственным словом. Его Святейшество, в частности, отметил, что выставка «Православная Русь» впервые получила статус церковно-общественного форума и приурочена ныне к празднику Казанской иконы Богородицы, в который уже второй год отмечается День народного единства.

В работе церковно-общественного форума принимали участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, министр культуры А.С.Соколов, секретарь Совета безопасности РФ И.С. Иванов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей Московсокго Патрирахата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Воронежсикй и Борисоглебский Сергий, другие иерархи Русской Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственные и общественные деятели, ученые.

В рамках церковно-общественной выставки-форума Общественные слушания «Социальное партнерство и единство общества».

В своем вступительном слове Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «во все времена единство народа зависело от того, насколько люди готовы помогать и поддерживать друг друга. В особом внимании со стороны власти, Церкви и всего общества нуждаются дети, оставшиеся без родительского попечения, пожилые, одинокие и немощные люди, многодетные семьи. Убежден, что будущее России станет достойным только в том случае, если мы будем помогать друг другу сообща».

Выставка-форум «Православная Русь», приуроченная к празднованию Дня народного единства, призвана «помочь российским гражданам, да и нам самим, понять смысл этого праздника, который наша страна отмечает 4 ноября – в день чествования Казанской иконы Божией Матери», – подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на открытии слушаний.

Участниками Общественных слушаний стали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, губернатор Белгородской области Е.С.Савченко, губернатор Тамбовской области О.И.Бетин, губернатор Тверской области Д.В.Зеленин, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорин, председатель общественного совета Центрального федерального округа Е.Л.Юрьев, президент ОАО «Межотраслевой вексельный дом топливно-энергетического комплекса», председатель комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства С.Ю.Рудов.

Все выступающие пришли к мнению, что социальное партнерство в современной России невозможно без участия Русской Православной Церкви. Зачастую именно благодаря деятельности Церкви дела благотворительности не являются пустым звуком, но примером плодотворного сотрудничества между государством, обществом и традиционными религиями Российской Федерации. «Сила народов во все времена была в их единстве. Огромную роль в формировании Российского государства являлась Русская Православная Церковь, проповедующая мир и гармонию на Земле», – сказал в своем выступлении Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе.

Также Г.С.Полтавченко высказал мнение, что если бизнес и общество будут «скептически относиться и займут наблюдательную позицию» по отношению к национальным проектам, осуществляемым сейчас государством в масштабе всей страны, то эти «добрые начинания не увенчаются успехом». Ведь в их основе лежит благотворительность: «Это тот потенциал, который способен изменить общество в лучшую сторону», – считает полномочный представитель Президента в центральной России.

Затем опытом налаживания социального партнерства Церкви, общественных организаций и государственной власти в своих регионах поделились губернаторы центральных областей России. Так, губернатор Белгородской области Е.С.Савченко рассказал всем присутствующим о взаимодействии государства и Русской Православной Церкви на Белгородчине, где совместно с епархией разработана программа, в рамках которой с этого учебного года около 140 тысяч школьников области начали изучать «Основы православной культуры», также работают духовно-патриотические центры и клубы семейного воспитания.

«Кроме материального благополучия на Руси всегда высоко ценились духовные ценности», – отметил губернатор Тамбовской области О.И.Бетин. Единство нашего народа станет реальностостью тогда, когда «каждый гражданин будет уважать права, национальную принадлежность и вероисповедание других людей – таких же граждан России», – убежден О.И.Бетин.

Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин поделился с участниками опытом решения социальных проблем в возлавляемом им регионе. По его словам, в Тверской области многочисленные общественные организации включены в областные программы «За здоровый образ жизни», направленные на борьбу с алкоголизмом. Помимо этого, тверичи на добровольных основах оказывают социальную поддержку всем одиноким, помогают адаптироваться в жизни инвалидам и детям с ограниченными возможностями: на сегодняшний день гуманитарную помощь получили 55 тысяч нуждающихся.

Помимо этого, всеми выступающими было отмечено, что русский народ объединялся в моменты опасности – в Смутное время начала ХVII века, при нашествии Наполеона, в годы Великой Отечественной войны. Сейчас нашей стране угрожает опасность не меньшая, чем войны и нестроения прошедших веков: население России стремительно вымирает. Участники слушаний подчеркнули, что в этих условиях единение народа, собирание его сил является единственным способом уберечь страну от вымирания, сохранить ее целостность, уникальное духовное и культурное пространство.

 

Особое внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II обратил на стенд Союза писателей России, на которой были представлены книги русских писателей и рукотворные работы детей и подростков, ставших победителями конкурса Всероссийского литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!» «Вера. Отечество. Флот. Ушаков», на фотоэкспозицию народного художника из г. Можайска   Александра Бояра «Можайский рубеж» и работы фотохудожника Владимира Толкачева (г. Москва).

В рамках выставки-форума состоялись Общественные слушания «Народное единство. Преодоление разделений XX века». Собравшиеся видные деятели общественности, культуры, науки и литературы попытались выяснить, возможно ли сегодня преодолеть разделения, порожденные трагическими событиями рубежа Х X - X Х I вв. Мы предлагаем вашему вниманию доклад председателя Союза писателей России, профессора МГУ Валерия Ганичева:

 

Перед войной наше общество отнюдь не представляло единый конгломерат людей, как об этом говорила официальная пропаганда.

Да, не было в нём олигархов, не было вызывающе богатых, нище­ те запрещалось демонстрироваться у метро и на площадях.

И было уже немалое количество людей, принявших идеи соци­ ального равенства, было довольно многочисленное молодое поколение, прошедшее школу созидательного социализма на Магнитке, Турксибе, Днепрогэсе, Московском метро, запечатлевших их личный, отмеченный государством вклад. Был умудрённый слой людей, преданных Делу. Одни из них исходили из вековечной высшей крестьянской живитель­ ной повинности: "Умирать собираешься, а рожь сей". Другие, как один мой собеседник, доктор наук видели своё предназначение — служить и работать на благо отечества, а не власти.

Он однажды при мне в 60-е годы жёстко ругал "большевиков", за­ являл, что не только не любит, но и ненавидит их. Я спросил: "Как же Вы, награждённый премиями и орденами системы, не любили и её вы­ разителей". Ответ был таков: "Да, я не люблю их и боролся с ними, но в 1929 году, когда был провозглашен план индустриализации страны, я понял, что надо укреплять мощь страны, её индустрию, хотя и провоз­ гласили это большевики. Я решил работать на индустриализацию оте­ чества.

Да, не принимая нового строя, многие должны были смириться и работать, чтобы выживать.

К числу не соединённых, не скреплённых узами социального и патриотического единства с государством, приходила часть бывшего господствующего слоя, оставшегося в стране, раскулаченные крестьяне, расказаченные казаки, неправедно репрессированные, отторгаемые от общественной жизни верующие люди.

Да, многим из-за границы, да и изнутри, ослеплённым потерями собственности, идеалов, имущества, привилегий, разгулом неправедно сти, казалось, что один небольшой толчок, и страна распадётся, рассы­ плется на враждующие группы.

На это долгое время рассчитывала известная геополитическая противница России (в том случае Советского Союза) Англия, амбициоз ная Франция, самодовольная Америка. Но перед лицом агрессивной фашистской Германии они были готовы для собственного спасения ис­ кать союза даже со столь несоответствующим их взглядам государством СССР.

Особую надежду на слабость восточного соседа питал Гитлер. Его разведка, агенты, многие русские эмигранты докладывали о расколо­ том Советском обществе. Помимо военной мощи Гитлер рассчитывал в военной операции на внутреннюю оппозицию, на сепаратистские силы, на подкуп и запугивание.

Исходя из реальной картины, казалось, что это было возможно. Кое-какие из этих расчётов оправдались. Было немало мест, где добросовестно служили оккупантам полицаи, старосты. В Западной Украине, Крыму, Чечне, Прибалтике создавались целые карательные отряды националистов, к 1944 году сформировалась так называемая НОА под командованием генерала Власова, лозунгом который было освобожде­ние России от коммунизма. Но в тот момент народ не принял этих ло­ зунгов от людей, воевавших чужим оружием против собственной стра­ ны.

Да и в целом, надежды Гитлера не оправдались. И это тоже был феномен Великой Отечественной войны.

Удивительно, но народ в эти суровые, военные дни сплотился.

И это характерно для русского народа перед лицом большой, смертельной и внешнеполитической опасности сплотиться. Не пришло ли это время сегодня? Но это уже другой разговор. Тогда это поняло и руководство страны. Уже в период тектонических предвоенных толчков стали создаваться историко-патриотические фильмы, выпускаться из­ дания об отечественной истории, миллиардными тиражами выпуска­ лась классика. В первые дни и часы войны рассыпались мифы о проле­ тарской солидарности, о революционном настроении народов. Война шла на собственной территории и должны была быть осмыслена как Отечественная, народная война.

Не "Интернационал" пели идущие на фронт полки, а песню, став­ шую гимном "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!" и заповедью становились её слова:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идёт война народная.

Священная война .

3 июня 1941 года после первых поражений и первых осмыслений этих жестоких уроков из уст Председателя Комитета Государственной Обороны прозвучало в речи, оброненной к народу:

«Братья и сестры!

Соотечественники мои!» – т аких слов страна не слышала с 1917 года. Планетарные револю­ ционеры, коммунаровцы, неуловимые мстители, "красные дьяволята" уходили в историю вместе с III Интернационалом. И в дни самой смер­ тельной опасности, когда враг пытался в бинокль разглядеть Кремль и у Верховного Командования уже не было никаких резервов, правительство с Крас­ ной площади вызвало самый последний, главный стратегический ре­ зерв России, произнеся: « Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Позднее к ним орденами присоединились Фёдор Ушаков и Павел На­ химов.

Да, возвращение к истокам и корням соединило народ.

Особый духовный подвиг совершила наша Русская Православная Церковь. Униженная, оскорблённая, истязаемая в 20-е и 30-е годы она, казалось, могла ждать поражения своих губителей.

Но она и её патриарший местоблюститель, митрополит Сергий в первые часы войны недвусмысленно отодвинув обиды и претензии к власти, заявил о своей позиции. В послании "Пастырям и паствам хри­стианской православной церкви" было сказано: "Жалкие потомки вра­гов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу вы­ держивать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз разве­ ет фашистскую вражию силу".

Церковь ввела в оборот до того, когда раскачался агитпроп и главпур, исторические образы и имена, которые ещё не звучали в про­ паганде. Народу в послереволюционные годы были предложены новые герои, которые, в общем-то, не отзывались в сердцах людей и были абсо­ лютно неведомы большинству жителей России.

Кто такие Роза Люксембург и Карл Либкнехт, Клара Цеткин и Ласаль, Урицкий и Володарский, Сакко и Ванцетти не знает и сегодня в стране никто, а между ним почти в каждом городке есть улицы с эти­ми именами. Церковь в своём послании 22 июня напомнила "Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и Родину. Тут же были названы имена богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича". Какими подлинными защитниками Отечества вста­ ли тогда эти имена. Как нужны оказались святые и богатыри Отечест ву, для сплочения людей!

Нет сомнения, что Православная Церковь стала одним из факто­ров соединения и показала, что без её участия Победа была бы немыс­ лима.

Я не буду касаться других факторов единения общества, я назову лишь отечественную литературу, тоже с первых дней отдавшей себя служению Родине, соединивших людей исторической правдой, о героях прошлого, характерами своих героев, изображением красоты родной природы.

Ведь именно в годы войны стал возвращаться к народу Сергей Есенин не шумом хулиганских вечеринок и попоек, коими пытаются обозначить в нынешнем кинематографе и литературоведении, а шеле­ стом родных берёз за окном, синью неба, которая сосёт глаза надеждой встречи с матерью, которая ещё жива, как жив и автор или взволно­ванный ....

Леонид Леонов в пьесе "Нашествие" показывает, как идёт слу­ жить Родине человек, только что возвратившийся из тюрьмы. Тема подвига стала центральной темой фронтового очерка, рассказа, повес­ ти.

Андрей Платонов скупо, почти скульптурно представляет крас­нофлотцев обвязавших себя гранатами и погибших под танками врага, остановив их.

Александр Фадеев представляет читателю молодых мужествен­ ных героев "Молодой гвардии". До былинных размеров вырастает герой Алексея Толстого в балладе-рассказе "Русский характер".

И это обращение к исконно русскому, корневому отнюдь не пугало СМИ того времени. От этого не шарахались, как от проявлений ксено­фобии. Симонов писал, что в бой "нас провожает русская женщина", Эренбург призывает русского солдата: "Убей его!", – то есть уничтожь врага.

Герой Твардовского «Василий Теркин», отступая, плутая по тылам врага, лихорадочно думает: «Что там? Где она – Россия? По какой рубеж своя?"

Россия снова вступала на историческую арену соединяла своих сыновей, прощавших государству обиды. Отечественная русская литература, опираясь на высокие духовные ценности, истори ческие традиции, создавала в это время образы замечательных героев. И "недаром, в моей беседе, посвященной только что закончившемуся Всероссийскому конкурсу "Вера. Отечество. Флот, Ушаков", Святейший Патриарх дал высочайшую оценку роли нашей литературы в то время. Он сказал: "Подвиг наших отцов и дедов, явленный на полях сражений второй мировой войны, с очевидностью продемонстрировал силу духа русского народа, способного в годину испытаний забыть все обиды, спо­ ры и неурядицы и встать плечом к плечу на защиту своей земли.

В годы войны весь наш народ, воспитанный на положительных образах русской литературы , явил чудеса мужества и героизма, чем ещё раз засвидетельствовал неразрывную связь со своим историческим прошлым, героями минувших столетий, которые отстаивали независи мость под стягом Святого Православия".

Великая война, принесшая неисчислимые жертвы и потери, казалось, обрекла русский народ на исчезновение: «погибоша аки обры», – ценною невероятных усилий завершилась Победой. Война дала образец единения во имя Победы, ибо «бой идет не ради славы, ради жизни на земле», – писал Твардовский. Ныне для жизни Россия и народа наступил столь же важный час испытания, и мы во имя сохранения Отечества обречены на единение.

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"