... На предыдущих соборах и соборных встречах мы обсуждали пути духовного обновления русского народа в его движении к национальному возрождению, место и роль России и русских на пороге XXI века, вопросы физического и духовного здоровья нации, создания русской национальной школы, защиты русского языка, ядерной безопасности России.
Сегодня на повестке – вопросы веры и знания, непосредственно связанные с поисками ответа на главные вопросы всего человечества, следовательно, и нас, русских.
Нас всех пугает, когда лишенные духовных корней, безразличные к нравственности, разнузданные в своих чувствах люди становятся к атомному реактору, пульту управления современным химическим производством, колбам с болезнетворными бактериями, наконец, на вузовскую кафедру.
Многие годы и даже столетия исторические лукавцы, гордецы и шарлатаны, а по-церковному – слуги дьявола, пытались ограничить веру от знания, противопоставить науку религии. Ныне пришло время, когда мы можем трезво, без политической и идеологической предвзятости и вульгаризации, рассудительно и полезно для общества обсудить глобальные проблемы соотношения веры и науки, их иерархии, исследовать проблематику духовно-нравственных оснований профессиональной деятельности, этики служения в российской науке, судеб научно-технического и культурного достояния России в XXI веке.
Наука и техника за последнее столетие добились феноменальных успехов. Вера, религия во многих государствах и обществах, в сознании многих людей оттеснились на задний план. Ныне, когда приходит практическая расплата за без нравственность научного, политического и общественного поиска, за ослабление совести, за преступление против духа, нам предстоит по-новому взглянуть на многие мировоззренческие вопросы. Наш народ, как и все человечество, распла чивается за высокомерие и нравственную глухоту науки, за бездеятельность власти и равнодушие общества – расплачивается роковыми последствиями Чернобыля, высыханием и загрязнением водоемов, озоновыми дырами в атмосфере, исчезновением многих видов животных и растений.
Природа, обиталище человека, гибнет. Было бы наивно и даже преступно перекладывать трагические экологические и общественные итоги XX века только на науку. Свою долю вины должны взять политики, капитал, Церковь и те, кто причисляет себя к творческой интеллигенции. Здесь, как никогда, уместны слова великого философа и ученого России Ивана Ильина. Он писал: "Если священнослужитель мертв в молитве и корыстен в обряде, если художник льстиво служит своим и чужим больным страстям, если ученый излагает выводы в угоду силе и непременно приспособляет научное творчество, – то значение этих явлений всегда имеет трагическую глубину. Те люди, которые по своему основному делу стоят ближе всего к итогам духов ной значительности, которые взяли на себя непосредственное служение, раскрытие и осуществление самого добра, самой красоты, самой истины, которые добровольно приняли на себя величайшее бремя ответственности, – эти люди, если они попирают требования творческой совести, являют поистине величайшее падение, ибо высота их задания и размер их ответственности суть величайшие".
*Выступление на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора " Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий" , 18-20 марта 1998 года, Москва – Сергиев Посад
Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, доктор исторических наук, профессор МГУ
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"