Размышления о единстве и гранях церковной жизни, патриотизма, национализма в выступлении на Всемирном Русском Народном Соборе
Я, если бы знал, как
будет проходить Собор, готовился бы к другой теме, сейчас уже совсем иные
чувства меня одолевают.
Серьезным вызовом
Новейшей истории, человечества в целом и всем мировым религиям стал вызов со
стороны национальной идеи этничности. Ценой огромных жертв человечеству удалось
преодолеть в веке минувшем вызов расизма и национальной исключительности: те,
кто были очевидцами этого ада на земле, невольно задавались вопросом: где был
Бог, когда пылали печи концлагерей, когда целые народы подлежали геноциду, как
политически неблагонадежные или этнически неполноценные. Однако и сегодня
продолжаются национальные, нередко связанные с религиозным фактором войны,
этнические чистки, происходит геноцид. Очевидно, что распад многонациональных
государств и появление новых национальных и в XXI столетии будет представлять вызов всему
человечеству, основным правам человека, общественной безопасности,
стабильности, целостности мироздания.
В реальной жизни
религиозные и национальные факторы тесно переплетены. Фактор национализма
ставит очень острые вопросы перед всеми мировыми религиями. Даже те из них,
которые по сути своей проповедуют справедливость, дело мира и примирения,
нередко оказывают свою поддержку той или иной радикальной партии, выступают на
стороне какой-то одной нации или народа, берут на себя миссию формирования
нации или государственного строительства.
Церкви нередко оказываются в положении необходимости
отвечать на двойной вызов, с одной стороны,
это требование Евангелия, с другой, национальные узы и обязательства,
историческая укорененность.
Украина не избежала вызова со стороны национального
фактора, который оказался тесно переплетенным с религиозным. В итоге, с одной
стороны, не удовлетворены основные национальные интересы ни одной из населяющих
Украину наций и народностей, в том числе и титульной — украинской. С другой же —
достаточно демократическое законодательство Украины о свободе совести и
религиозных организаций оказалось недееспособным противостоять
антидемократическим методам решения государством церковных вопросов из-за своих
узко политических, окрашенных национализмом, интересов.
В первые годы независимости национализм
функционировал в качестве новой, государственно-национальной, в кавычках,
религии. Его мифы стали национальной историей, и история Украины в очередной
раз подверглась переписыванию, оставаясь при этом не менее идеологизированной,
тенденциозной и обремененной мифами, чем в предыдущие столетия. Национализм
сакрализировал символы нации и государственности, его герои и поэты стали
почитаться на уровне святых, государственные структуры были провозглашены
наивысшей ценностью. Преданность абстрактному независимому национальному
государству стала называться патриотизмом, а высокий уровень национального
самосознания был объявлен одной из высших добродетелей.
На начальном этапе строительства Украинского
независимого государства в качестве одной из необходимых его идеологических
опор была провозглашена "Единая национальная, независимая церковь",
которую еще только предстояло создать.
Самоуправляемая
экономическая Украинская православная церковь однозначно трактовалась как
церковь не украинская — русская, зависимая в вопросах и церковных, и
политических от Москвы. Тогдашний президент Украины открыто заявил, что в
независимом государстве и церковь должна быть независимой от внешних
религиозно-политических центров. Верховная Рада Украины приняла постановление,
не отмененное по сей день о неправомочности избрания предстоятелем Украинской
православной церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины
Владимира, "узаконив" таким образом, в качестве "национальной
державной церкви" самопровозглашенный киевский патриархат. Национализм и
политический произвол в церковной сфере привели к глубокому болезненному и
продолжительному расколу в Православии в Украине.
Обвинения, звучащие в
адрес Украинской православной церкви, что эта церковь не украинская, а —
русская, или же что она выполняет роль "пятой колонны" — не
выдерживают критики, поскольку их основная цель – политическая дискридитация
церкви, чтобы ее можно было легко национализировать руками государства и
использовать как строительный материал для национальной, независимой от внешних
религиозно-политических центров.
Обвинения в
канонической связи с внешним центром звучат исключительно в адрес УПЦ, тогда
как самопровозглашенным автокефлистам позволительно иметь номинального
предстоятеля в США, а греко-католикам — своего главу в Риме, не говоря уже об
экстерриториальном характере иудаизма, ислама, многих протестантских
деноминаций в Украине.
Обвинения в
исключительно русском характере церкви несостоятельны уже потому, что согласно
предыдущей переписи населения 1989 г., — результаты переписи в декабре 2001 г.
еще не известны, — этнические русские в Украине 22,1%. Другое дело, что
украино-русские отношения в Украине имеют свою специфику, очень много
этнических украинцев идентифицируют себя с русской культурой и что не контрастирует
с их этническим происхождением.
С этим не считаться в Украине невозможно. Разве не
показателен пример того, что 41% киевлян, уже после провозглашения украинского
языка государственным, высказался против его обязательного введения в системе
образования. Даже в моей Львовской епархии среди поляков греко-католиков, которых
менее всего можно заподозрить как "агентов влияния Москвы", 7,1%
назвали русский своим родным языком.
Однако и русские, и поляки и украинцы являются
гражданами Украины, законодательство которой исключает возможность дискриминации
их по национальному или вероисповедному признаку.
Болезненным вопросом для национал-патриотов является
и язык богослужения: церковно-славянский язык представляется ими как русский.
Вопрос языка богослужения стоит остро в тех регионах Украины, где традиционно
высок уровень украинского национального самосознания. Однако положительное решение
вопроса сдерживается отсутствием профессионального перевода на украинский язык
корпуса богослужебных книг, и в ближайшем будущем он появиться не может,
поскольку на сегодня нет профессионального перевода на украинский язык.
Правомерно ли церковь укорять, как это нередко
делается национал-патриотическими силами, что она не оправдывает общественных
ожиданий, когда остается ими же парализованной. Почему в нынешний исторический
период власти прибегли к использованию в политике национального Фактора — не
предмет сегодняшнего обсуждения.
Для нынешних христиан важно иное — почему они сами
оказались не способными внести христианское измерение в национальную идею,
оценить или взвесить Евангелие, не допустить превращение ее в фактор раскола и
конфронтации между единоверцами. Ведь сегодня о Православной Церкви в Украине говорят преимущественно в
категориях разделения, раскола, напряженного противостояния между канонической церковью
и самопровозглашенными "национальными" церквами.
Обязанность сегодняшние православных христиан так же,
как и предыдущих поколений, передать веру потомкам не повременной. Собор осудил
любые проявления "национальной" дискриминации, религиозную вражду,
ненависть и ссоры внутри Церкви
Христовой. Лишь при поверхностном знании Православия, когда вера посажена
бесчувствием, можно позволять отождествление его с национальным фактором,
спекулируя на естественной, глубокой укорененности Православия в истории и
культуре православных наций, представляя установленную Господом нашим Иисусом
Христом Церковь, как Церковь народа Божьего.
Церковь недопустимо отождествлять с национальным
фактором, иначе она может стать инструментом культурного, национального,
государственного и т.п. строительства.
Очевидно, что национальная идея и та основа, на
которой может быть решен вопрос единения и примирения христиан, иначе не было
бы нужды благоденствования Нового Завета и прихода в историю Господа нашего
Иисуса Христа.
Однако почему же православные христиане Украины не
сумели хотя бы свести к минимуму разрушительный потенциал этничности, избежав
разделения. Ведь во всех этих событиях роль национализма была одной из определяющих.
Почему национальные чувства у тех, кто называет себя христианами, сумели вытеснить
самую суть из учения Христа, что для христианина первично? Верность Христу или
национальная принадлежность? — На все эти вопросы давно дан однозначный ответ,
но он лежит в исключительно церковной плоскости. А сегодняшнее разделение
православных в Украине — свидетельство серьезного поражения национализма, эккреозилогического
сознания части верующих.
Глубокие политические и социальные трансформации украинского
общества в конце 20 столетия, переход от авторитарной советской модели к
зарождающимся элементам демократии, чрезвычайно болезненный и длительный
характер этих процессов свидетельствует о христианском ответе на вопросы
исторические. Как граждане своей страны христиане поддерживают те, общественные
изменения, которые вселяют надежду на уважение со стороны властей — достоинство
человека, .данные ему свобода и воля, целостность мироздания, и воздерживаться
в оказании поддержки в противном. Как
патриоты своей страны христиане трудятся во имя построения более справедливого
и человечного общества. И в этом случае речь не идет о характере политической
системы. В Евангелии всем возможным политическим устройствам, которые были в
истории или еще будут, дана единая оценка — ни одной из них не отдано
предпочтения. Церковь неизменно молится о тех, кто сегодня стоит у власти, о "придержащих
властях".
Однако Евангелие четко разграничивает принадлежащее
Богу и Кесарю. Даже тогда, когда Церкви приходилось выполнять в истории роль главного социального и духовного
института, возложенная на нее миссия заставляла ее сохранять отстраненность и
преодолевать во имя этой отстраненности самые разнообразнейшие затруднения.
"Христиане живут каждый в своей стране, но
напоминают чужеземцев, ... они проводят всю свою жизнь на земле, будучи
гражданами неба". — Данный тезис должен оставаться для верующих неизменным
во все времена. Этим размежеванием испокон веков живет христианское сознание.
Церковь всегда, так или иначе, пользуется этим миром, как будто не пользуясь
им. И в этом ее всегда укоряли и будут укорять.
История Церкви
свидетельствует, что диалог между Церковью и обществом, как правило, имел
конфликтный характер. Разумеется, в обществе аккумулировано немало положительных
ценностей, которые Церковь не только признает, но и усваивает, однако
присутствует в нем и дух "мира сего". Неизменные внешние вызовы
неизбежно будут сопровождаться внутренними в лоне самой Церкви. Одним из таких
вызовов стал вызов национализма, одновременно и внешний, и внутренний. Поэтому
сегодня так актуален вопрос о
сущности христианского патриотизма.