На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Кто Господен, иди ко Мне

Проповедь о судьбе России

«Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную, во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь, Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих. Ибо они предприняли против Тебя злое» (Пс XX, 9-12).

Барон Врангель «Последний по времени Главнокомандующий Русской Армии, генерал-лейтенант Барон Врангель заповедал нам: «С оставлением Армии родной земли борьба приняла новые формы. Эта борьба продолжается и поныне и будет продолжаться пока не падет ненавистная русскому народу власть» (Альбом «Белая Россия», Нью-Йорк, 1937 г.)

И действительно, идет война с огромными жертвами, нарушением границ, с отпадением территорий. Народ пленен, ослеплен и обезбожен. Идет невиданное до сего в истории по своим масштабам и изощренностию пыток уничтожение православного населения, с применением всех жесточайших древних и неизвестных древним современных физических и нравственных средств. Сама же «мировая революция» началась еще в предмирной истории на небе, когда светлейший ангел денница, сын зари, он же сатана (противник, первый революционер), помрачившись гордыней от любования совершенств, данных ему Творцом, возмутил и увлек за собою третью часть ангелов, «сказав в сердце своем, взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов. На краю севера, - взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему». (Ис. X1Y, 13,14). «Тогда встал среди неба в пламенеющей ревности Архистратиг Михаил и воскликнул: «Кто как Бог? Никто, как Бог!», исповедуя свои изумление и любовь перед единым и непостижимым в Своей щедрости Господом. И обратился ко всем Небесным Силам: «Станем добре, станем со страхом, вонмем», - это наше стояние за святейшей Литургией, это вечный призыв ко всем, кто Божий, сделать выбор и стать на сторону Божественного воинства, стать самим воинами Царя царей. Только так мы можем твердо стоять на земле. Тот. который был светлее всех, из-за гордости, стал чернее всех. И с тех пор между Богом и сатаною, между светом и тьмою никогда еще не было и не может быть перемирия. И война эта продолжается в человеческих душах и в истории» (Прот. А. Шаргунов Слово в День Собора Архистратига Михаила 1994 г.).

Продолжили эту войну на стороне падших ангелов и те, которые восстали против Царя небесного и царя земного в России, увлекая за собою в преисподнюю многие и многие миллионы омраченных изменой богоборцев, поклонившихся сатане, золотому тельцу и богу чрева.

За нарушение верности Богу и самодержавию России было попущено подпасть под власть иноплеменников, сделавших из нее лагерь, по своей жестокости и мерзостям превосходивший египетские и вавилонские пленения...

«Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен... Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы и юноши мои пошли в плен... Да предстанет пред лице Твое вся злоба их, и поступи с ними так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои, ибо тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает» (Плач Иер. 1,9, 11. 18, 22).

Для выхода из плена мы нуждаемся теперь в не меньшей милости Божией, нежели евреи во времена Моисея. Нуждаемся в чуде, на которое верные не перестают надеяться.


«... Явлено будет великое чудо Божие, да... и все щепки и обломки, волею Божией и сило! Его, соберутся и соединятся и воссоздается корабль (Россия, сост.) в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное' всем чудо» (Иером. Анатолий (Потапов) 31 июня 1920г.)

Когда еврейский народ жил в египетском пленении и размножился, египетский царь сказал своему народу: «вот, народ сынов Израилевых многочисленен и сильнее нас; перехитрим же его чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли (нашей). И поставили над ним начальников работ чтобы изнуряли его тяжкими работами... и делали жизнь их горькою.

... Царь Египетский повелел повивальным бабкам: «... наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет» (Исход. 1, 9-11, 14-16).

И ежели в Египте «...повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых (Исход. 1, 17), за что Бог делал добро повивальным бабкам и «устоял домы их», то наш новый «царь египетский» научил бабок не бояться Бога, создав! институт чадоубийства и мужского и женского пола, хитро замаскировав злодеяние иностранными словами - акушерство и аборт, неизвестными для древних. Ведь в те времена у них за это и даже за блуд и прелюбодеяние побивали (по закону) насмерть камнями, дружно, всем селением, а у нас до революции ссылали на 4 года в Сибирь на тяжелые каторжные работы. Народу, где детоубийство и блуд узаконены, можно ли ожидать добра от Бога, и устроения домов? Прости нас, Милосердный Господи.

Египет духовно прообразует неверующих в Истинного Бога. И воистину нашу Родину сделали Египтом и Вавилоном (смешение), где малое стадо, оставшихся в живых верных Господу, находится в пленении жестоких и хитрых богоборцев. Большая же часть нашего народа добровольно работает на них за «чечевичную похлебку» и «пляшет под их дудку», поклоняясь тем самым сатане.

«Ты, Господи, пребываешь во веки: престол Твой - в род и род. Для чего совсем забываешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся, обнови дни наши, как древле. Неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» (Плач Иер. Y, 19-22).

«... И стенали сыны израилевы от работы и вопияли и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их... И сказал Господь (Моисею): «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его, Я знаю скорби его..., и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне... Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому), и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. ... Но я знаю, что (фараон) царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою, и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которыя сделаю среди его, и после того он отпустит вас, ... и узнают (все) Египтяне, что Я Господь» (Исход. II/ 23, 24, III, 7, 9, 10, 19, 20, XIV, 18).

После того, как в Иерусалиме евреи распяли Христа Спасителя, и через 70 лет, исполняя пророчества, римляне разрушили и перепахали Святый Град («Не осталось камня на камне»), рассеяв оставшихся в живых евреев по всему миру, когда пал Рим и Второй Рим Константинополь, Москва стала «третьим Римом». Стоянием в вере народ заслужил звание народа Богоносца, Святой Руси, Второго Нового Израиля, а в предантихристову эпоху будет последняя, проповедь Евангелия через Россию по всему миру «во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14).

И св. Праведный Иоанн Кронштадский пророчески писал: «Я предвижу восстановление мощной России еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу, крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Да, верим, что будет у России и свой Моисей и исход - Воскресение из мертвых. И ежели поработители, пленившие и распявшие Русь Святую используют весь арсенал средств современных и древних, то и России - Новому Израилю для того, чтобы вымолить у Бога своего Моисея и сделать исход из Египта, надо освятиться не менее, чем древний Израиль, используя к


тому все доступные средства, указанные Богом. И надобно по слову Великого старца Серафима «подобно Гедеону людям Божиим призыва и избрания Божия ожидать».

Попытаемся вникнуть, чем же приобретал милость древний Израиль, возлюбленный Богом, ради которого Бог воинств творил многие чудеса и поражал врагов?

Чистота жизни их воинов для многих современников будет даже непонятна. Ежели перед боем у кого-либо из воинов случалось осквернение во сне, то он выходил из стана, дабы не осквернять стан. «Перед началом битвы робкий и боязливый воин отсылался домой, дабы он не сделал робкими сердца братьев своих» (Втор. XX, 8).

Войска возбуждались к храбрости и мужеству напутственными словами священников, на которых лежала обязанность обращаться к ним с речью перед началом битвы. Такова была заповедь Моисея: «Когда же приступаешь к битве, тогда пусть подойдет священник и говорит народу». (Втор. XX, 2)

Перед боем у евреев вместо воинских песен пели славословие - молебны Господу, Поставленные Иоасафом певцы, выступая впереди войска перед началом сражения славословили и говорили? «Славьте Господа, ибо во век милость Его» (Пас. XX 21), затем следовали воинские крики: «Меч Господа и Гедеона» (Суд YII, 18).

«...При нахождении скорби, похоронах евреи раздирали одежды, посыпали головы пеплом обривали головы, обрезали бороды», уходили в целомудрие и строгий пост. (Библейская энциклопедия). Новозаветные же Божий воины Святой Руси, вдохновляясь воздаянием в Царствии Небесном, не только могли терпеть с покаянием всякие невзгоды, строго блюдя заповеди Божий но имели и мужество великодушно миловать побежденных. Враг знает, что ежели Россия отрезвится, и вновь начнет с благоговением поучаться на примерах из Священного писания святых пророков, наших святых отцов, царей, князей и воинов, то, освятившись, с Богом будет непобедима. Трепещет он от этого и потому навевает отчаяние и страх перед «малым народом в большой стране», сеет учения по поводу христианского смирения и непротивления злу.

Рассмотрим из слов Священного Писания, как поступил величайший из учителей Церкви, вождь - Боговидец, пророк и законодатель Моисей, когда после 40-дневной беседы с Господом на Синае, спустившись с горы со скрижалями Завета узнал, что его народ в это время успех разделиться и впасть в ересь идолопоклонства, вылив золотого тельца (Святые отцы страсть * наживе называют идолопоклонством, поклонением золотому тельцу. К чему всеми силами ныне склоняет нас враг, как и древле Израиль).

«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою, и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Aapoн сказал (Моисею): «... да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось... Моисей увидел, чтс это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: «Кто Господень, (иди) ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал (им): сегодня посвятите рук* ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.., И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, (Господи), народ сей сделал ужасный грех, сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей, и так иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе: вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон» (Исх. 32, 19-23 , 25-29, 31-35).


«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и подули ветры и устремились на дом тот, и не упал он, потому что основан был на камне» (Мф. YII, 24, 25).

Дом же создать на камне - значит не просто верить в Бога (и бесы веруют, что Бог есть и трепещут Его, однако остаются неверными и продолжают творить зло, не имея силы на добро), а быть верным Богу, гнушаться всякой скверны и неверных, не желающих примириться с Богом и жить по Святым Заповедям Его; любить их всех и молиться за них, помогать, если надо в трудностях и в беде, но духа их гнушаться: быть Богоугодником, а не человекоугодником, ибо «рассыпет Бог кости всех человекоугодников».

Не для всех, наверное, будут понятны, благословения пророка-вождя Моисея «посвятить руки в сыне своем и брате своем». Но и нельзя назвать святого пророка боговидца Моисея, не любящим свой народ или жестоким, который дерзновенно вопиял ко Господу за народ: «Прости им грехи их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей».

За что же возлюбил так Бог Моисея и избрал его на столь великое служение, что «не было более такого пророка» (Втор. 34, 10-12)? И за что его весь Божий люд почитает и любит? Да потому, что верный и бесстрашный воин Божий, горячий дерзновенный вождь, строгий нелицеприятный служитель чистоты и правды Божией.

Спросите: «В чем же тогда кротость Моисея, которого Сам Господь называет «кротчайшим из всех людей»? Скажу, что Всеведущий, «Творящий правду и суд» (Пс. 102, 6) не может ошибаться, и в Священном Писании нет ошибок.

Почему не назван более кротким Аарон со своей боязливой и покорной уважительной речью? И как же Бога, так строго наказующего избранный и возлюбленный Свой народ, и, более того, одним дарующего вечное веселие в Царствии Небесном, а другим вечный плач и скрежет зубов в геене огненной, назовешь кротким и смиренным? Который говорит: «Приидите ко Мне и ... научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и оправдися премудрость от чад своих, ... утаенная от премудрых и разумных и открытая младенцем» (Мф. XI 28, 29, 19, 25). А потому, что кротость и смирение, о которых говорит Господь, и много учат наши святые - есть достояние только мужественных христиан, духовно сильных и великодушных, нелицемерных и верных. Без этих добродетелей это будут уже не Божественные кротость и смирение, а женоподобные тщедушие и малодушие, трусость и предательство.

И многих в наше время ловит сатана на этих тонких подменах, пользуясь слабостью, трусостью и другими немощами людей, показывая им добродетели мужества и горячей жертвенной любви к Отечеству, как гордость и дерзость. Трусость и малодушие он облекает в смирение, предательское молчание и бездействие не называет грехом, и даже облекает в «смиренномудрие» и «дипломатию», увлекая в грех Иуды отчаянными помыслами бессмысленности сопротивления злу.

Опасна горячность и далеко не всегда оправдывает себя. И «правда без любви, - как писал преп. Исидор Пелусиот, - жестокость», но, простите, любовь без правды - это будет ложь, а ежели и без верности - ... то лучше пожалеть читателя... Вот с чего начинается любовь - с верности, с жертвенности. Не с милости, нет. Что нам до того, ежели наш ближний будет нас жалеть и миловать и в то же время изменять. Лучше пусть он будет с нами добро строг, но верен, особенно в минуту опасности, в беде и в военной обстановке. Любовь строга и нелегка.

И Господь — есть Любовь, горячая, живая, участливая, верная, сильная, мужественная, и при всем этом уже милостивая, кроткая и смиренная, но не безответная на зло.

«Ты видишь, Господи, обиду мою (нашу), рассуди дело мое, Ты видишь всю мстительность их, все замыслы их против меня, Ты слышишь, Господи, ругательство их,., речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день... Воздай им, Господи, по делам рук их, пошли им помрачение сердца и проклятие Твое на них, преследуй их, Господи, гневом, истреби их из поднебесной!

...Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказания за беззакония их. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их. Упал венец с головы нашей, горе нам, что мы согрешили!» (Плач. Иер. III, 59-62, 64-66, Y, 7, 8, 16).


Яркий поучительный пример кроткого и смиренного почитания Бога и трепета за судьбу Отечества («ибо сердце его трепетало за ковчег Божиий» (Царств. YI, 13), милования ближних, но неимения мужества и строгой любви к ним, дан нам в лице первосвященника и последнего судии Израильского из дома Аарона Илия, которого покарал Господь за его малодушие в воспитании детей.

«Я накажу дом его навеки за вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их», - говорил Господь Пророку Самуилу, для того, чтобы он передал слова Его первосвященнику Илию.

Илий же с глубоким смирением, приняв обличения (... Он - Господь, что Ему угодно, то да сотворит (Царств. III, 18)), пытался вразумить сыновей своих: «...для чего вы делаете такие дела? Ибо я слышу худые речи о вас от всего народа... вы развращаете народ Господень,... если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу, ежели человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего» (Царств. II, 23-25). Принять же более строгие меры к своим детям Илий не решался. По сему Господь говорил ему через Пророка Самуила: «Не будет старца в доме Твоем во все дни, ... но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах, и сыновья умрут в один день... и поставлю Себе священника вернаго (Царств. II, 33-35). Что и исполнил Господь над Илием и домом его. Пришел вестник и сообщил Илию: «...побежал Израиль перед Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сыновья твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.

Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер» (Царств.IY, 17, 18).

Когда Израильский народ жил в Ситиме и начал блудодействовать с дочерями Моава (за что Господь в гневе поразил к тому времени уже 24 тысячи Израильтян), Финеес, подвигаясь святой ревностью чистоты жития по Богу, вошел в спальню за блудником «...и пронзил обоих их. Израильтянина и женщину в чрево ея. И сказал Господь Моисею, говоря: «Финеес, сын Елеазара, сын Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечнаго. за то. что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Числа 25, 8, 10-13).

Авва Исайя пишет, что «...имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом».

«Печаль по Богу производит ревность»» (2Кор. 7, II).

Эта же святая ревность побуждала святого великого пророка Илию молиться Богу о том, чтобы не было дождя на землю. Не легко, конечно, было видеть Илие, как тысячами от этого вымирали его единоплеменники, которых он любил больше своей жизни, и все же продолжал молиться о бездождии, видя их нераскаянность в своих мерзостях пред Богом. И не посылал Господь дождя 3,5 года. В этом же святом гневе заколол Илия 450 лжепророков Вааловых (II Царств. 18, 40). Сильнейшим огнем святой ревности по Богу распалялось сердце пророка с рождения, не угасает и по сей день по вознесении на небо, придя же на землю при антихристе, распаляясь любовию к единоплеменникам, многих еще воспламенит от нечисти к Богу. Исполнив Высшую заповедь о любви, вознесется с пострадавшим уже даже до смерти за возлюбленных единоплеменников телом на небо. За эту-то святую горячую ревность и верность и возлюбил его Бог паче всех, смирил пред пророком весь Израиль, храня и питая избранника Своего, поражая огнем всех дерзающих попытаться наложить руку на него, сразил нечестивого царя Ахава «... и псы лизали кровь его (Ахавы) и омывали блудницы», и, наконец, вознес на Небо, блюдя как сильнейшего мужественного воина на последние дни.

«...Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч, о. если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное... Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Апок. III, 15, 16, 18, 19).


Не смог сдержаться от святого гнева и Великий Угодник Божиий Николай архиепископ Мир Ликийских, на 1-ом Вселенском Соборе, ударив в лицо Ария, защищая Божественную Природу Христа Спасителя, и оправдан был явлением Господа и Пречистой Его Матери Продолжает бесстрашный защитник заниматься этим святым деланием и будучи жителем Неба посему и изображается нередко на иконах с мечом.

Когда было 16-месячное «Азовское сидение» (1640-1641 гг.), около 8 000 казаков и 800 женщин терпели осаду от более чем 200 тыс. турецкого войска. В городе был собор св. Пророк Божия Иоанна Предтечи с чудотворной его иконой и церковь святителя Николая. Воспринимая нашествие неприятеля как попущение Божие за грехи, казаки ушли в целомудрие и строгий пост непрестанно взывая в храмах о заступничестве ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. И услышана была молитва их! Матерь Божия являлась воеводам и подбадривала унывающих, говоря, что покарает Господь турок за нечестие их и не сдаст крепости. Святитель Николай в святительских одеждах и Иоанн Предтеча в мохнатой шкуре, как рассказывали пленнье турки, являлись на поле боя с мечами и рассекали их пополам, наводя своей непобедимой мощью панический страх. Наши же воины видели только, как турки падали перед ними рассеченные невидимой силой пополам.

За 16 месяцев осады турки потеряли более 100 тыс. воинов. Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы агаряне увидели страшное видение на небе: шло огромное войско, г впереди него - два непобедимых бесстрашных воина: один в святительской одежде, другой в мохнатой шкуре, яро машущих мечами. Подумав, что идет помощь от царя, турки, побросав пушки, тяжелое оружие и обозы в панике бежали, настигаемые и легко поражаемые казаками.

Оставшиеся в живых казаки (около 3,5 тыс. человек), телесно измученные, но духом закаленные и очистившиеся, обогатившиеся верою и вдохновленные горячей ревностью Великих Угодников Божиих св. Николая и Крестителя Иоанна, сами воспылали такою благодарною любовию к Богу, что дерзнули все подать прошение Царю о том, чтобы постричься в монахи в монастыре святаго пророка Божия Иоанна Предтечи.

И не достанет мне места и времени описывать о святой горячей ревности наших святых отцов, царей, князей и воинов. Ибо каков Учитель, ревнующий о Доме Отца Своего и с праведным гневом плетью выгоняющий из Храма торгашей, таковы и верные ученики Его. «И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, так же и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул, и сказал 'продающим голубей: «возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Псал. 68, 10), (Иоанн II, 15, 16, 17).

Воспламени наши боязливые, разнеженные, теплохладные и себялюбивые сердца, Милосердный Господи, любовию к Тебе и погибающему Отечеству. Разогрей их, Всемилостивый Владыко, молитвами Пречистыя Твоея Матери, святаго Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных, честнаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, великих пророков Моисея, Илии, Давида и других святых пророков, святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и всех святых апостолов, святаго Великомученника и Победоносца Георгия, святых отцов, царей, князей и воинов наших, дабы возгорелись они, потухшие и посрамленные пороками, верностью к Тебе и скорбью о погибающей Отчизне: дабы в безумии не тешились они, плененные, как будто не плененные, не продавались за чечевичную похлебку на войне, как будто не на войне, не поклонялись золотому тельцу и не предавали Родину и Тебя трусливым бездейственным молчанием, становясь при этом дезертирами и предателями на войне.

Рассматриваем все сии примеры не для того, чтобы, отложив поучения святых отцов и упражнения в милосердии и безгневии, приступить к «ревности не по разуму» и всякого рода озлоблению. Да не будет!

Святые отцы писали свои творения о безгневии, смирении и милосердии в основном для христиан, живущих в мирной обстановке и находящихся в ситуациях, более касающихся лично их, нежели народа или ближних. Более писали для монахов и мирян. Очень мало для воинов, и еще меньше для христиан, находящихся в сложных экстремальных ситуациях. К примеру, читаем в житии, что преподобный Иоанн Колов, почувствовав приближение гнева, когда нес продавать


корзины, бросил их и убежал, упражняясь в борьбе с гневом. Но имеем ли мы право поступать та] же и смиряться, увидев, что грубо обижают брата, жену, ребенка, немощного престарелого человека, пытаются осквернить Святыню, Святые Дары, если находимся на поле боя, или когда народ в плену? И таких ситуаций не перечесть.

Выполняя заповедь о любви к ближним, христианин обязан (пред своей совестью приложить к пресечению зла все посильные благоразумные меры. Ежели выполняя заповедь : «Не убий», мы позволим беззаконно мучить и убивать наших ближних, то станем соучастниками еще больших грехов: предательства и убийства. Видя беззаконие и посильно не препятствуя ему, мы становимся соучастниками беззакония, желая сохранить свое благополучие. Об этом Господа сказал: «... кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Марк. 9, 34, 34).

Чем больше мы любим Бога, ближнего и Отечество, тем больше забываем себя, желая приносить себя в жертву, вершина которой Крест Христов, на котором Себя за нас принес в жертву Сам Господь.

Часть вторя

a и мужество

Святые отцы говорят, что когда Адам до грехопадения царствовал на земле и раздавал имена животным, проникая своим неповрежденным оком в логосы их существ, они повиновались ему с благоговейным страхом, чувствуя в нем Бога. По грехопадении животный мир вышел из повиновения человеку, лишившемуся благодатных сил. Однако, с нарушением гармонии, первенство за человеком все же осталось. И, когда человек смело смотрит на животных, то они, обычно смиряясь, первые отводят в сторону взгляд. Мирные и кроткие животные быстрее отводят взгляд, хищные и злые дерзко дольше смотрят.

Зная, что дикие звери не смеют напасть на человека, когда он на них смело смотрит, пока не получат от него сигнала страха, пустынники «мужеского возраста» бывало, по попущению Божию для упражнения в мужестве и долготерпении, по несколько суток простаивали в единоборстве со львами, пересматривая их взглядом. (Царь зверей, наверное, дольше всех может выдерживать взгляд небоящегося человека). Поэтому и собаки не нападают, охраняя двор, на некоторых пьяных, несколько помрачившихся умом и потерявших всякий страх и стыд. И в бой «для поддержания духа», дабы некоторым помрачением разума удалить от трусливых воинов чувство страха, иногда давали спиртное. Христианам же, конечно, этого делать не следует, потому что по мере опьянения входит в воина зло и отходит Благодать и помощь Божия, которая есть нам «прибежище и сила» и «... крепкая защита от врага» (Пс. 45,1;60,4).

Чувствуют интуитивно душою этот сигнал и уличные хулиганы и, подобно хищным зверям, набрасываются на незащищенные Благодатию боязливые немощные жертвы....

Как за приятие помыслов или ощущений пьянства, блуда, жестокосердия и других смертных грехов отходит от человека благодать Божия, и он отдается на поругание темной силе, так и за приятие помыслов или чувства страха Бог удаляется от человека, попуская злу глумиться над побежденным вражьей силой грешником. Бесы же без соизволения Божия никому не могут причинить никакого вреда. Предоставляя Богу грехи своих избранных жертв, бесы испрашивают от Него разрешение на свои злые действия, по мере тяжести грехов провинившихся. Поэтому и говорят, что «пуля виноватого найдет».

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем... В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Боящийся несовершен в любви», (1 Иоанн IV, 16, 18), - учит апостол любви евангелист Иоанн Богослов.

Когда не оскорбляет человек Бога смертными грехами, живя церковно и подвизаясь в благочестии, то благодать Божия обычно не дает произрастать в нем чувствам одиночества, тоски и страха, ибо такой человек не одинок, в нем живет Бог.


Когда же человек приходит в меру мужеского возраста Христова и вся его душа заполняется благодатью Божией, то он становится страшен для врагов и бесов, живущих в них, ибо они боятся в освященном человеке живущего в нем Бога, как боялись животные Бога в Адаме. В этом сокрыта тайна непобедимости дружин Александра Невского, говорившего, что «не в силе Бог, а в Правде» и армии Александра Васильевича Суворова, учившего, что победу лает Бог не превосходству сил оружия, многочисленности и прыткости воинов, но мощи мужественного и непорочного пред Богом духа. По праву и называли в те славные времена русский народ -Богоносцем, потому, что в нем жил Бог. Народ, живя церковно, носил в себе Бога.

Бывает порою и праведникам посылает Господь пострадать от сил зла для того, чтобы переплавить их как золото в горниле огненных искушений, для большего блеска и славы жизни будущего века, но страхования при этом у них бывают только в начале пути, пока они неискусны.

Преп. Исаак Сирин пишет, что: «Страх за тело бывает в людях столь силен, что вследствие онаго нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и достаточное. Но когда на страх за тело приникает страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего его огня.

Должно в точности знать, что если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и печалей, постигающих его каждый час.

Сподоби нас, Господи, возненавидеть жизнь свою ради жизни в Тебе». (Слово 2. Стр. 16-17)

«Боязливых же и неверных участь в озере, горящем огнем и серою, это — смерть вторая» (Откр. 21, 8)

Когда мы видим в природе крупных и сильных животных, не имеющих опасных врагов, то замечаем в них уравновешенное спокойное поведение, в отличие от суетливых мелких животных.

Часто наблюдаем, как маленькая собачка неугомонно лает на большую («на слона»), которая не обращает внимания на озлобленность немощной «моськи», и не теряет своего достоинства.

Не пугают крупного животного угрозы немощного врага. У него достаточно силы, чтобы быть выше этого.

То же мы находим и у людей. Чем мощнее дух, тем больше он может терпеть и прощать разного рода скорбей от неприятелей внешних и внутренних. Отсюда выражение «великодушный человек», т.е. человек с большой сильной душой, способной много и многих простить, вместить в себя и полюбить.

Почему маленькая «моська» лает на большую? Да потому часто, что боится ее и от страха переходит в атаку. Поэтому мы и говорим, что трус бьет первым; трус ходит с ножом и другим оружием, потому что боится быть обиженным от более сильных. Чем меньше и слабее человек, тем больше ему приходится прилагать усилий, чтобы преодолевать, когда Бог посылает ему упражнения в мужестве, в себе эти позорные немощи, вооружаясь мужеством и любовию против страха. Но зато славней его победа, ежели он находит в себе силы вести себя достойно и кротко (не от того, что его могут в случае буйного поведения обидеть, а от того, что не боится быть добрым и кротким, не боится что кто-то может что не так подумать и принять его поведение за трусость, унижение; не боится, что ему «сядут на шею», «в порошок сотрут». И чем сильнее человек духовно, тем больше он способен понести унижений и разного рода неприятностей, тем скромнее он себя ведет (смиренная осанка и походка, добрый взгляд, неброская и недорогая одежда), меньше пользует себе, больше отдает; его ценности внутри его, а не на нем и не вокруг его.

Все то же наблюдаем и среди народов. Чем меньше и слабее духовно народность, тем скорее у нее проявляется инстинкт самозащиты. Видим, как в России небольшая кучка нацменов очень быстро сплачивается в случае экстремальной ситуации, и, не разбираясь, кто прав, кто виноват, сразу же начинает вести оборону через дружное нападение, применяя, ежели сомневаются в превосходстве сил, и оружие. Русские же в подавляющем большинстве способны несколько дольше мирно разбираться: кто прав, кто виноват; способны, порою осудить даже близкого человека, если видят его явную неправоту, почему и терпят часто поражения, но все же находят в себе силы не предавать своей Правды. Когда же мы находимся в любой из малых республик в

8


гостях, то такого уважения и великодушия у них почти не наблюдаем. Им труднее быть такими ж< и тем более, если они не Православные. Ибо вся сила этого духа у русских от Христа, потому что крещеный народ.

И дружить лучше не с сильными, а с верными и мужественными, способными жертвен» любить. Не столь важно, когда, кто и в каких переделках победит, важно не бояться и вести себя достойно звания человека. Не трусить, не оправдываться и не защищаться нападением ил] оправданием, когда это касается только тебя. И в то же время находить мужество, призывая на это помощь Божию, не бояться положить душу за ближних, ежели видим их беззаконно обижаемых.

Много претерпела многострадальная наша Родина. И чувствуется, что чаша терпения уже преисполнена.

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам> (Римл. 5, 3-5).

«Долготерпеливый, - говорит пророк, - лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 14, 16, 32)

«Конец дела лучше начала его, терпеливый лучше высокомерного» (Ек. 7, 8)

«Терпение нужно нам, чтобы исполнивши волю Божию. получить обещанное» (Евр. 10, 36)

И апостолы говорят: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам его» ... да не унываем, делая добро, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем»

К сожалению, стоять друг за друга мы разучились. В этом враг у нас в стране немало преуспел. В Святой Руси народ, причащаясь за Литургией из одной Чаши, лобызался братским целованием, и даже при встрече на улицах, это было обычное приветствие. Ибо соединяясь чрез Таинство Причащения во Христе, народ был как единая Церковь (которая есть духовное Тело Христово), был как единое братство, которое чудно и таинственно связывалось Христовыми узами любви друг к другу сильнее, нежели привязанность братии по крови. Эту братскую любовь по сей день чувствуют истинные братья во Христе. Люди, отойдя от Бога, отходят друг от друга, обособляются, перестают чувствовать братскую общность, народность, и, как народ, вымирают. Таковы законы бытия - слабые не выживают. Сила же в любви, которая есть Бог. Не в той, не в страстной мирской любви, которая изменяет и желает своего, а в любви, о которой апостол сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13, 4-8).

Все, нежелающие научиться любить свой народ как должно, будут «просеяны» Господом, отделятся плевелы от пшеницы, отмоется тело народное от паразитов. «Это не стволы дубов, которые буря вырвет, но не согнет, а зыбкие травы, ложащиеся под колесо исторических событий. Все вместе они - прах истории; и потому так бесследно выметает их Божья метла - вихрь исторических испытаний. Будущее России в воспитании в Русском народе национального духовного характера... Без этого России не быть... Мы должны твердо верить, что все беды и испытания последних лет - не только плющили и разбивали слабых, но и закаляли сильных... Люди и народы смутно, как сквозь сонную завесу, чуют, что русский дух богат, щедр и живет именно тем началом духовной очевидности, сердечного видения, зрячей любви, которой им не достает и которая составляет как бы самый воздух, или самую ткань, или самую животворящую энергию России, русского духа и русской культуры. Эту-то силу мы и должны ныне осознать, возродить, очистить и из нее вырастить новую Россию» (Иван Ильин «Творческая идея нашего будущего»). Эту силу чувствуют немощные и чуждые нашему духу народы и содрогаются, почему и ненавидят Россию, в которой «в плавильне их зверского террора «дробится стекло» русской духовной бесхарактерности и «куется булат» русского национального характера» (И. Ильин)

Россия, очистившись от всякия скверны, сократившись в размерах, но, воспрянув духом, скоро явит миру такую мощь плодов терпения и скорбей, что трепетать ее будут все неправославные народы. И, удивляясь чудесной красоте Божьего Духа, явленного в избранном


К


народе, многие будут ехать в Россию креститься и даже китайцы. Таковы пророчества св. отцов будущем России.

Россию! Ни Китай, ни Америку, ни «продажную Европу», ни лилипутов духовных изменивших и отделившихся от России, избрал Господь быть Мессией для последней проповеди Евангелия по всему миру.

Каждый Россиянин сейчас должен осознать свое призвание в этом мире, спешит соединиться с Богом и своим народом через Церковные Таинства, изумиться красоте и силе духа учения Христова, наивысшая заповедь которого гласит, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Оставим, оставим все, братия! Притецем к Любви, к покаянию и Святым Христовым Таинствам. И тогда нас Любовь и Премудрость, вдохновив, всему научит, и во всем поможет.

«Станем добре, станем со страхом Божиим», - в Божиих храмах призывает нас Небо. Станем добре там, где на каждой Литургии возглашается: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (исповедуем) веру во Святую Единосущную и Нераздельную Троицу. Станем добре для того, чтобы быть нам единомысленными братьями в Господе нашем Иисусе Христе и лобызаться целованием святым, дабы быть нам друзьями неразлучными, воинами Царя царей, Господа Сил и Бога Воинств, овцами единаго стада Христова, которое и врата адовы не одолеют, ежели не будет среди нас неверных козлищ. Сплотимся добре верностью и любовию ко Всемогущему, чтобы смогли мы дерзновенно воспеть: «Разумейте языцы (народы) и покоряйтеся!» Яко с нами Бог!!!»

Станем добре там, где воевать учат не с матом злобным, а с праведным гневом Божиим и милостью к побежденным; где цель не оправдывает средства, ибо они всегда должны быть святы При твердом же стоянии в чистоте и святости средством будет Сам Святейший Бог со Своими чудесами, и воспоем тогда Ему победную песнь: «Дивны дела Твои, Господи! Аллилуиа!»

Настоятель храма Преображения Господня иеромонах Паисий (Яценко), Ивановская Епархия


 
Ссылки по теме:
 

  • Царь - наш вождь! Из проповеди иеромонаха Паисия (Яценко)
  • Раздел "Политика, экономика, общество" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"