На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Почему много бедных в богатой стране?

Репортаж с места событий

С 5 марта по 7 марта в Москве проходил XI  Всемирный Русский Народный Собор, посвященный теме «Богатство и бедность: исторические вызовы России». На Х I Всемирный Русский Народный Собор собралось 1910 участников. 1560 человек приняли участие в работе первых четырех пленарных заседаний, прошедших в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, 900 человек были приглашены для работы в секциях. На Соборе были представлены делегации из шестнадцати стран мира, семидесяти регионов России, всех традиционных религиозных общин страны .

Не давай ты им горы золотые,

Не давай ты им реки медвяные,

Не оставливай садов-виноградов,

Не оставливай яблонь кудрявых,

Не давай им манны небесной,

Горы–то им буде не разделити,

С рекой-то им буде не совладати…

«Стих о нищей братии», русский фольклор

Открытие и пленарные заседания ХI Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) прошли в величественном Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Перед открытием форума прозвучала соборная молитва и государственный гимн.

Перед открытием, один заместитель главы Собора, председатель Правления Союза писателей России Валерий Ганичев напомнил, что первый подобный форум состоялся в 1993 году и тогда кое-кто обвинял его участников в национализме. А теперь все идеи Соборов вошли в программы почти всех политических партий страны.

Памятной была соборная встреча «Вера и знание», когда за одним столом встретились президент Академии наук и Патриарх. Наука и Православие не антагонисты – такой вывод был сделан после встречи. Огромный резонанс имел прошлогодний Х Собор. Решения Собора получили колоссальный отклик во всем мире. А особенно у соседей по континенту. «Верните душу Европе», – с таким лозунгом прошло там обсуждение соборных инициатив. Таким образом, Собор противостоит во всем мире тем силам, которые хотят принизить высокие смыслы. Тема нынешнего Собора как никогда актуальна для России – «Богатство и бедность – исторические вызовы России». «Мы не должны привыкать к бедности. Для этого и собрался Собор», – сказал Валерий Николаевич.Ганичев напомнил, что все эти годы Главой Собора был Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Он попросил Его Святейшество благословить и открыть Х1Всемирный Русский Народный Собор.

  Обрисовывая круг проблем, в рамках которых на Соборе проходили дискуссии, Предстоятель Русской Православной Церкви поставил в своем выступлении перед соборянами вопрос : «Сможет ли Россия и дальше продолжать духовное возрождение или, ориентируясь только на умножение материального богатства, она придет к духовному упадку, а значит, со временем, и к новому политическому, экономическому и экологическому кризису?» «Для искоренения бедности,- полагает Патриарх, – нам необходимо построить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности. Все мы – Церковь, государство, предприниматели, общество в целом, – должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных, униженных, отчаявшихся людей».

Затем были оглашены приветствия в адрес Собора. Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что Всемирный Русский Народный Собор «уже завоевал высокий авторитет и своей деятельностью оказывает существенное позитивное влияние на развитие гражданского общества в нашей стране». Президент подчеркнул, что в этот раз форум «поднимает целый комплекс серьезных проблем, касающихся сокращения имущественного неравенства, улучшения благосостояния и социального самочувствия наших сограждан». «Очевидно, что эффективное решение этих задач зависит не только от экономического роста и достижений технического прогресса. Огромное значение имеют и состояние нравственного здоровья общества, его способность заботиться о нуждающихся, защищать законные права и интересы каждого человека», – говорится в приветствии президента.

Премьер-министр Украины Виктор Янукович в своем послании Собору напомнил: «Многовековая история украинского и российского народов, вышедших из одной киевской крестильной купели, показывает примеры следования наших славных предков настоящим нравственным ценностям, мерилом которых было их соответствие вечному учению Христа Спасителя». К сожалению , в работе Х1 Собора из-за известных событий, по-видимому впервые, не принимали участия представители Белоруссии.

Приветствовали Собор также руководители обеих палат российского парламента, мэр Москвы Юрий Лужков. «Богатство и бедность ныне значительно поляризованы, и это воспринимается мыслящими силами Русского Мира как один из центральных проблемных узлов развития государства и нации. Россия в настоящее время обретает огромное финансово-экономическое могущество, и задача состоит в том, чтобы поставить это могущество на службу стране, народу, каждой семье и каждому человеку», – отметил Юрий Лужков, обозначив свое отношение к нынешнему правительственному курсу.

Николай Азаров, первый заместитель премьер-министра Украины, выступая на форуме, подчеркнул, что сам по себе экономический рост не решает проблему бедности. Он создает условия. И по сути все зависит от качества государственного управления.

Выступивший также на форуме лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко сказал, что в то время как большинство граждан соседней республики солидарны с участниками Собора, в политическом руководстве республики еще сильны позиции тех, кто знает один рецепт выхода из кризиса – как можно выгоднее продаться сверхдержавам. Симоненко считает, что для наших стран есть только один путь в будущее – жить своим умом и опираться на свой народ. Реформы по рецептам МВФ привели к тому, что из Украины вымываются трудовые ресурсы. В Италии трудится 2,5 миллиона украинцев, в Испании – 2 миллиона, в Польше 1 миллион. В республике никто всерьез не озабочен преодолением бедности. Получается замкнутый круг. Как в поговорке : «Чому ты такый б i дный? Бо дурный. А чого дурный? Бо б i дный». Лидер украинских коммунистов призвал к бдительности. Нашу дружбу искусственно раскалывают. Придумывая проблемы Тузлы, поднимая вопрос о голодоморе, создавая музеи о советской оккупации. Против славянского единства действуют международные силы. Вполне реально, что НАТОвскские танки завтра могут оказаться под Воронежем. Не следует преуменьшать антирусскую, антиправославную пропаганду. В Киеве на выборах мэра победил адепт американской сектантской церкви. На улицах города можно увидеть молодых людей в майках с надписью «Слава Богу, я не москаль!». Симоненко призвал противопоставить всему этому народную дипломатию. Почему бы для начала не помочь молодежи Украины и России взаимообразно побывать на Красной площади и прикоснуться к святыням Киево-Печерской Лавры.

Вице-спикер российского парламента Любовь Слиска, говорила с трибуны форума об актуальности темы. Нельзя не откликнуться на набатный зов Собора обсудить ее, сказала она. Сегодня в России существует пропасть между богатыми и бедными и между ними шаткий мостик из среднего класса. Как преодолеть эту пропасть? Напряжение между полюсами бедности и богатства растет. Слиска процитировала известного богослова Иоанна Шаховского, который мудро заметил, что «опасно не само богатство, а похотение о приобретении богатства».

Министр культуры России Александр Соколов, воспользовался трибуной форума, решения которого широко отзывается в России и мире, чтобы обозначить проблемы своего ведомства. Он сказал в своем выступлении, что современный мир расколот по оси бедность-богатство. Печальнее всего, что бедность консервируется. В сегодняшней России на один доллар часовой оплаты производится продукции в три раза больше чем на Западе. За одну и ту же работу платят по-разному. Особенно пренебрежительно у нас в стране относятся к труду работников культуры. Академик Лихачев назвал их последними святыми на Руси. Но можно ли мириться с ситуацией, когда 15 процентов населения владеет 85 процентами банковских доходов. Это не заработанное и не созданное богатство. Оно просто оказалась в руках избранных.

Сегодня погоня за прибылью возведена в абсолют. Существуют только материальные ценности. А ведь еще недавно мы особенно отличали человека культурного и профессионала. А семейные традиции и воспитание ценились выше богатства! В христианской морали богатство – испытание, а бедность – не порок. Но кто будет проповедовать эти взгляды нести в массы новые стандарты. Культура может стать тем звеном, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. Но, увы, скоро некому будет некому выполнять самую необходимую работу в сфере культуры. У 40 процентов работников культуры заработная плата ниже прожиточного минимума. Сегодня средняя заработная плата работника культуры составляет меньше половины средней по стране. Согласно проекту среднесрочного бюджета эта доля к 2010 году уменьшится до 39 процентов. Министр объявил, что в эти дни забастовками грозят работники военно-исторического архива. Остаточный принцип финансирования культуры приведет к тому , что уйдут последние святые на Руси. Архивисты, библиотекари, другие работники самой тонкой сферы. Последствия такого отношения к культуре непредсказуемы. Мы получаем вестернизированное поколение пепси, с лакунами в образовании, без всякой ценностной ориентации. Небезопасны для будущего страны и нарастающие протестные настроения интеллигенции.

Руководитель Фонда Андрея Первозванного, председатель Совета директоров ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин с горечью говорил о том, что если мы сами не подумаем о своем будущем, о нем подумают другие. На Западе не недостатка в сценариях расчленения России, об эксплуатации богатств Сибири вахтовым методом. Но наши пространства – тоже национальный ресурс. Удержать мы его сможем, если обеспечим право людей на передвижение. Нам нужно добиваться того, чтобы люди из Владивостока могли съездить на могилу своих родственников в Калининград. Одновременно, прежде чем развивать экономику надо обратить внимание на инфраструктуру. Наш великий Транссиб, транзитный транспортный коридор с Востока на Запад способен после модернизации приносить ежегодно стране 15 миллиардов долларов США. На транзите Россия может зарабатывать больше чем Панама. Но для этого надо отойти от идеологии, что рынок сам расставит все на места. Надо вспомнить мировой опыт. В переходный период влияние государства на экономику должно быть определяющим. Прежде всего, в переходе к инновационной экономике. Затраты на одного занятого в науке в России сейчас в восемь раз меньше чем в Канаде, в 12 раз меньше чем в Германии. Без интеллектуальной подпитки мы не уйдем от неэффективной сырьевой модели экономики. Россия, как и Советский Союз в свое время взбирается на «горку» экспорта сырой нефти. Не развивая переработку. При этом, порядок лицензирования пользования недрами утверждал Верховный Совет в 1992 году и с тех пор ни разу не пересматривался. Природные ресурсы увеличивают наш ВВП, но не уменьшают пропасть между бедными и богатыми. И это чревато не развитием

  , а стагнацией. В заключение Якунин ответил на главный вопрос форума. Он считает, что надо формировать уважение к успешным людям, делающим дело. И в то же время надо повсеместно осуждать грех безразличия к своей судьбе. Надежду на авось надо, по мнению Якунина выбросить из нашего словарного запаса.

II

Зазнают гору князья и бояра,

Зазнают гору пастыри и власти,

Зазнают гору торговые гости,

Наедут к ним сильные люди,

И найдут к ним немилостивые власти,

Не дадут им этой горой владети,

Отымут у них купцы и бояра,

Вельможи люди пребогатые,

Отоймут у них гору золотую,

Отоймут у них реку да медовую…

  «Стих о нищей братии»

Президент международного женского центра «Будущее женщины», член Общественной палаты, Александра Очирова говорила о необходимости принятия стратегии преодоления бедности. Без этого не решить демографическую задачу. Самое печальное, что в России наличие оплачиваемой работы не является гарантией от бедности. Мы должны принять новый нравственный порядок. И начинать надо с социальных стандартов. К примеру, выполнить рекомендации МОТ и назначить пенсию не менее 50 процентов от средней зарплаты. А для этого природную ренту как в Норвегии надо тратить на социальные цели.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, доктор экономических наук Елена Панина, напомнила собравшимся, что до 1914 года Россия входила в пятерку промышленно развитых стран мира. И в советское время мы устойчиво развивались пока не сели на нефтяную иглу. Но почему только для нас природные богатства стали проклятием? Есть страны, которые также обладают запасами нефти, но они не делают на нее ставку. Если внимательно присмотреться, то на самом деле получается что, через нефтяной экспорт и была разрушена наша страна. Все судьбоносные события в нашей истории, так или иначе, коррелируется с ростом и снижением цен на мировом рынке энергоносителей. А последние, в свою очередь, сильно зависят от арабо-израильских отношений. И таким образом нажимая на болевую точку планеты можно управлять одной шестой частью суши. Переживет ли Россия следующее падение цен на энергосырье? Пока наше присутствие на мировом рынке наукоемкой продукции измеряется одним процентом. Мы имеем огромный Стабфонд , но по качеству жизни Россия занимает 110-е место в мире.

Председатель Общественного Совета ЦФО Юрий Леонидов подчеркнул, между полюсами очень богатых и очень бедных в России живет 70 процентов населения. И это не средний класс. По европейским меркам это бедные люди. Из них 50 процентов живет в зоне риска, они в любой момент могут впасть в нищету. Самое страшное, что бедность ведет к деградации, маргинализации . И все это воспроизводится в поколениях. Нам не надо бояться активной социальной политики. Не надо презрительно поминать собес. Современная экономическая наука прямо свидетельствует, что социальная политика является важным фактором экономического роста. Об этом говорит опыт Австрии и Швеции. Там много зарабатывают и много тратят. Социальная защита там такая, какая нам и не снилась. И России как можно быстрее надо выбрать политику, направленную на развитие человеческого капитала.

С очень резкой критикой правительственного курса выступил депутат Государственной Думы член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук Сергей Глазьев. По его мнению, главная причина нашей бедности в неумении распорядиться ресурсами, которыми нас щедро одарила природа. По запасам природных богатств, мы в первой десятке, а по индексу человеческого развития – среди стран Африки. При этом Россия после Сингапура занимает второе место по вывозу капитала. Заработная плата у нас вчетверо ниже на единицу труда, чем в развитых странах. Доля оплаты труда в национальном доходе у нас 25 процентов, в развитых странах – 80. При этом цены на товары в России не уступают мировым. Москва – среди самых дорогих городов планеты. При этом, из-за засилья криминала, по причине отсутствия конкуренции даже на продовольственных рынках не называется добросовестная цена. Если бы она была, мы могли бы потреблять в три раза больше. Государство не исправляет перекосы в экономике, не ограждает производителя от криминала. Недофинансируя культуру, образование, науку, государство, под флагом борьбы с инфляцией получает колоссальную прибыль от продажи сырья, но не развивает экономику. Деньги уходят за рубеж. У нас скоро останется в экономике одна труба и ничего больше. При этом, нигде в мире нет такого, кроме как в Молдавии, чтобы минимальная зарплата была втрое ниже прожиточного минимума. Природные богатства должны служить народу. По утверждению Глазьева, при справедливом распределении национального дохода без расширения производства уже сегодня наш народ мог бы жить в три раза лучше. А в условиях экономического роста уровень жизни можно увеличить в четыре раза. Мы построили экономику где богатым становились те , кто присвоил чужое. Нужна политическая воля, чтобы обеспечить распределение национального богатства в зависимости от вклада. Тогда мы построим эффективную экономику.

Спор об экономическом курсе продолжился на секции «Природные ресурсы – путь к богатству или бедности? Перспективы экономического развития России». Председатель Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Евгений .Примаков высказал мнение, что «нельзя игнорировать обеспеченных людей, их нужно вовлекать в дела благотворительности. Таким образом, и бедных в нашей стране станет меньше». Широкую полемику вызвало выступление заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова. Он рассказал о достижениях в российской экономике за последние несколько лет. «Однако все проблемы не могут быть решены только силами государства, – считает .Шаронов. – Правительству нужна помощь и благотворительных, и религиозных организаций». Он также отметил, что сегодня у них появляются возможности для претворения в жизнь своих больших благотворительных проектов. Не согласился с заместителем министра академик Российской академии наук Дмитрий Львов. По его мнению, именно власть является тормозом в экономическом развитии государства, потому что в основе деятельности отечественных экономистов по-прежнему осталась марксистская идеология. Вот почему, прежде всего, нашему государству необходимо выстраивать мировоззренческую базу, и делать это надо, основываясь на христианских заповедях, считает академик.

III

По себе они гору разделят,

По князьям золотую разверстают,

Да нищую братию не допустят:

Много будет над горою-то убийства…

Да нечем будет нищим питаться,

Да нечем им будет приодеться,

И от темные ночи приукрыться,

Помрут нищие голодною смертью

И позябну холодною зимою…

  «Стих о нищей братии»

Центральным событием форума стало выступление сопредседателя Собора митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Он заявил, что только модернизация может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы страны. Но с одной стороны — Россия владеет несметными богатствами. По разным подсчетам в нашей стране сосредоточено от 30 до 40 % полезных ископаемых земли. С другой — большинство населения страны живет в нищенских условиях. В России доходы 10 % самых богатых превышают доходы 10% самых бедных в пятнадцать раз. А с учетом реальных доходов состоятельных граждан эта разница составляет 20—25 раз. В других странах мира в условиях подобного разрыва между уровнями жизни людей происходят социальные беспорядки, и даже революции. Можем ли и мы игнорировать эту проблему? В начале XX века такая беспечность обошлась нам слишком дорогой ценой.

По мнению Владыки Кирилла реформы у нас не удавались, потому что реформаторы не учитывали специфики ценностей, которых придерживается народ. «Тысячелетняя история России сформировала мощный духовно-культурный код нашего народа, который направляет образ жизни отдельного человека и всего общества. Закваской этого кода является религиозная традиция — для большинства народа России — это Православие, а для части граждан — это другие традиционные религии. Этот код невозможно разрушить, ибо он представляет из себя совокупность истин, которые сформировались под воздействием религиозной традиции и прошли проверку на опыте народной жизни». В культурном коде России есть мощная традиция утверждения приоритета духовных ценностей над материальными. Эта аскетическая традиция уживается с другой мощной традицией – бережного и благодарного отношения к богатству, которое дает возможность совершать добрые дела. Установление этих двух архетипов поведения восходят еще к началу XVI века, знаменитому спору между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.

Правильное распоряжение богатством всегда считалось на Руси искусством и даром Божиим. «В отличие от материальной сферы, духовные потребности человека безграничны. Если человек забывает о своем духовном свойстве и целиком погружается в материальный мир, то он экстраполирует на него свою духовную жажду и становится безудержным потребителем. Для такого человека и целого мира будет мало. В результате происходит перегрев социальной и экономической системы, которая уже не может угнаться за развитием материальных потребностей человека». Возникает серьезный вопрос об уровне потребления материальных благ, особенно перед лицом глобальных диспропорций между богатыми и бедными и все более истощающихся ресурсов планеты. « Стыдно перед всем миром,- сказал Митрополит Кирилл, – когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения, в то время, как на их Родине люди получают мизерные зарплаты». Печально и то, что мотовство наши масс-медиа подают как доблесть. Вот почему «государство и общество должны быть заинтересованы в поддержании ценностей, способствующих общественному развитию. Но ценности социально-экономической деятельности не могут утвердиться в умах людей сами по себе, если общество и государство не будут тратить усилия на воспитание и поддержание подобных стандартов. Это значит, что нужно, не боясь, тратить национальные средства на поддержание духовной сферы страны. Но не просто содержать и открывать храмы, школы, университеты, музеи, театры, выставки, концертные залы и культурные центры, а повышать престиж культурной жизни и пропагандировать духовное развитие человека», — убежден Владыка Кирилл. С этой целью надо открыть возможность преподавания Основ православной культуры и культуры других традиционных религий в школе по выбору учащихся.

Митрополит Кирилл подчеркнул, что в последнее время в нашем обществе появились многие серьезные попытки осмыслить самобытность России через призму ее духовно-исторической традиции. К их числу можно отнести идеи суверенной демократии, реального суверенитета, русского проекта, переосмысление понятия империи. Но в целом как заявил Владыка Кирилл: «Модернизация России станет на прочные ноги только в том случае, если мы будем искать вдохновения в собственной традиции, соединяя современность с историческим опытом нашего народа».

IV

…А ты дай им свое святое имя,

Дай ко-се им слово да Христовое.

Будут нищие по миру да ходити…

Твое имя святое возносити.

А православные станут милостыню подавати .

«Стих о нищей братии»

Как и ожидалось, форум положил начало очень важного для страны диалога, простимулировал обсуждение острых социальных проблем с тем, чтобы глубже осознать их природу и угрозы, которые они несут.
Председатель Центрального духовного управления мусульман России шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин отметил, что участвует во всех Соборах и это для него большая честь. Как и принимать у себя на Волге, в древних Булгарах представителей ВРНС на ежегодных всетатарских форумах. Собор выражает дух и чаяния народа. Это и есть выражение того, что называют демократией. Правда, иногда «татары слышат монократию». Шейх не преминул высказать свои претензии к российской геральдике. По его мнению, на гербе России должен наряду с крестом присутствовать полумесяц, как символы Азии и Европы, символы России, которую когда-то от монголов отбили булгары. «Потом нас татарами обозвали», – пошутил муфтий. По существу же темы, Таджуддин сказал, что богатство и бедность были и есть всегда. Как пальцы на руках не равны, так и люди в своем достатке. Мы 70 лет сглаживали неравенство, и не получилось сгладить. И не надо. Надо воспитывать правильное отношение к богатству. Бог – создатель всего на свете, небес и земли «И если на тебя свалилось богатство, Бог просто выбрал тебя своим завхозом». Об этом должны помнить богатые.

Господи, помоги детям России!», – так проникновенно закончил свое выступление президент Российского Детского Фонда Альберт Алиханов. Он горячо и убедительно высказался за организацию церковных детских приютов. С горечью говорил Альберт Анатольевич о том , как от недостатка любви и внимания в детских сиротских госучреждениях, заторможенных в развитии ребят превращают в дебилов и отправляют в специнтернаты. По его данным в России без попечения родителей в 2005 году насчитывалось 740 тысяч детей. После войны их было 670 тысяч.

Главный раввин России Адольф Шаевич сначала развеял миф о том, что «еврейские олигархи завалили его деньгами под самую крышу». Иудеи также трудно достают деньги как мусульмане и православные. После реставрации Московской Хоральной Синагоги к ее 100-летию, заказчики остались должны строителям. Шаевич вспомнил Столыпина, который вел Россию по пути свободы от нищеты и духовного бесправия. И сегодня нам нужен новый Столыпин. Потому что для большинства россиян реформа означает повышение цен. Как исправить положение? Шаевич признался, что мама называла его нетипичным евреем. Он не музыкант и ничего не понимает в экономике. Бог скомпенсировал эти недостатки, наградив Адольфа Соломоновича сугубо еврейской внешностью. А рецепт раввина по преодолению бедности в том чтобы дать человеку возможность самому зарабатывать себе на жизнь. В иудаизме это, кстати, самая высокая степень благотворительности. Государство должно помочь инвалидам , старикам. А остальных – обеспечить работой с достойным вознаграждением.

  Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий отметил, что «несколько веков идеалом земной жизни русского человека было достижение святости через молитвенное подвижничество, аскетизм, личное нестяжание, доброделание, борьбу с низменными страстями и грехами». Русь благодаря духовным подвигам своих подвижников справедливо стала называться Святой.

Сегодня прежние идеалы потеснены с пьедесталов и туда возведен новый идол, кумир — богатство, как способ обладания властью, силой, возможностью другим диктовать свою волю, свободой действий, понимаемой как вседозволенность, неограниченность доступа к наслаждениям и удовольствиям. С христианской точки зрения, осуждаемо не само богатство, а люди, для которых золото стало божеством, а беспокойство о сиюминутном благополучии заменило мысли о вечной жизни. О таких святой Иоанн Златоуст говорит: «Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба».

Чтобы богатство не стало ядом, отравляющим душу и разум, Владыка Корнилий призвал богатых «богатеть в Бога». Стремясь умножить богатства, пусть они тратят его не на развлечения и удовольствия, а вкладывают средства в приюты для бездомных, больницы, дома престарелых, детские дома и храмы Божии. Щедрая благотворительность и социальная активность старообрядческого купечества и промышленников широко известна и может служить хорошим примером для нынешних богачей. В то же время важно способствовать возникновению положительного образа праведной бедности. Ведь не только иноки отрекаются от мирских благ, но и самые обычные люди. И научный работник, преданный своему делу, сидящий на мизерной зарплате, не принявший зарубежные посулы. Сельский врач в любое время суток готовый исполнить свой долг. Молодая пара, имевшая мужество отказаться от так называемого «планирования семьи» и возлюбившая многодетность. Первые шаги Государства в поощрении рождаемости нельзя не приветствовать. Но по свидетельству отца старообрядческой семьи — священника, у которого 10 детей, в школе русского города Саратова в классах из 25 человек русских учеников всего от двух до пяти.

Разделила эту тревогу председатель Совета Сообщества многодетных семей «Много деток — хорошо!», многодетная мать Татьяна Боровикова. Выпускница МГИМО она напомнила собравшимся о таком оружии как мягкая сила. В основе ее идеология. В результате применения его идет самоуничтожение народа. Наши демографические потери на порядок выше военных. Бедность в России – это бедность ума, любви, бедность духа. Господь дал России огромную территорию богатейшие природные ресурсы. Они должны служить людям. Дети должны стать нашей главной ценностью . «Ведь создание многодетной семьи – это огромная каждодневная радость», – призналась Татьяна .

Заместитель Главы Собора Валерий Ганичев сказал, что наше общество почти согласилось с существующими контрастами – в стране есть очень бедные и очень богатые. Но если бедность есть результат непрерывного труда, как это происходит в случае с российским учителем, то это грех. И русская литература верная своей традиции защищать униженных и оскорбленных протестует против такого порядка вещей. Как протестует замечательный русский писатель Валентин Распутин в своей повести «Дочь Ивана, мать Ивана». Изданная в Китае она стала лучшей книгой года. Пророческий дар Распутина предупреждает о великой беде, которая ждет всех нас, если мы не остановим торгашеский беспредел. Бедность материальная усугубляется бедностью духовной. Мы живем в стране, где русский язык хотят отделить от русского языка. В государственный комитет по проведению Года русского языка не включен ни один писатель. Племя растлителей, ниспровергателей, овладев СМИ, выполняет заказ на невежество масс. В культуре правит рыночный тоталитаризм. Закрываются библиотеки, билет в Большой театр уже недоступен русскому учителю. Новые деятели рыночной культуры играют на понижение. И в результате 37 процентов взрослого населения не читают книг и не хотят читать.

Единственный русский депутат Европейского парламента от Латвийской партии за права человека, с сожалением констатировала, что среди 23 официальных языков Европы русского нет. Но по опросам Евробарометра он занимает четвертое место на континенте. Пока в той же Латвии русский язык изучается в воскресных школах за счет родителей. Но что будет завтра? Кстати в Евросоюзе проживает 6 миллионов русских, а в Балтии – 2,5. В этом году, если все получится, в Брюсселе пройдет первый Европейский русский Собор, как филиал ВРНС. Очень важно заложить эту традицию, чтобы упрочилось русское культурное влияние в Старом Свете. Кстати, ВРНС является единственной российской неполитической организацией представленной в ООН. Выступивший на форуме посол Собора в Нью-Йорке отец Александр Абрамов рассказал, что проблематика бедности и богатства сегодня широко обсуждается на международных форумах. Разность позиций очевидна. Мусульманские страны, государства Восточной Европы с православной традицией выступают за этически ориентированную экономику. За это собственно и получил Нобелевскую премию банкир из Бангладеш. Сегодня не работает формула – если ты такой умный, то почему такой бедный. Умных много. Нужны условия, чтобы они реализовали себя.

Об очень интересной тенденции рассказал в своем выступлении князь Иван Дмитриевич Шаховской. Совсем молодой человек, он родился в Париже, а в сознательные годы переехал жить в Россию. И, оказывается, очень много потомков русских эмигрантов сегодня приехало на родину. Князь сказал, что многие выступающие слишком самокритичны. На Западе в самом богатстве очень много духовной нищеты. Во Франции ни один студент не способен целиком прочитать роман Виктора Гюго. Молодежь не читает ни книг, ни газет. В Европе религиозный кризис. У нас в каждом доме, в каждой квартире есть икона, и почти в каждой – книга. И сегодня только в России строятся храмы. Такой форум как Всемирный Русский Народный Собор в Европе немыслим. Нам надо ценить то, что у нас есть. И верить пророчеству Иоанна Кронштадского о возрождении России. Мы не имеем права предавать тех, кто жертвовал жизнью ради великого будущего нашей Родины.

***

Вместо послесловия

Между Империей и Пустыней

Нил Сорский , преподобный (1433—7.05.1508), духовный писатель, происходил из рода бояр Майковых. Пострижение в монашество Нил получил в Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив в обители некоторое время, Нил путешествовал ко святым местам, на Восток : был он “на горе Афонской, в странах цареградских и других местах. Возвратясь в Белозерский монастырь, Нил уже не хотел жить в нем. Он увидел что в нем «живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению». Построил себе келью, невдалеке, за оградой монастыря , где и жил недолгое время в уединении. Потом отошел за 15 верст от сего монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келью и при ней выкопал колодец, а когда собралось к нему для сожития несколько братий, то построил и церковь. Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу скитов Афонских. Нил почитается основателем в России скитского жития, в более строгом и точном его устройстве.
  Преподобным было написано религиозное и научное сочинение “Устав монастырский”, по сути систематический трактат по православной аскетике. В послании к одному из своих близких сподвижников Нил писал: “ Святое Писание жестоко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать Святое Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть исполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в древние времена, и в нынешние, и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро: заповеди Господни для них дороги более, чем золото и каменья дорогие, сладки более, чем мед из сот”.
Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем. и был в уважении добрых святителей и даже вел. князей. Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491. По окончании Собора 1503 о вдовых попах и диаконах старец Нил, как имевший доступ к самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. Во введении к своему труду Нил говорил о необходимости и важности для монаха работать над своим внутренним совершенствованием, беспрестанно наблюдая за движениями ума и сердца. Кто молится одними только устами, оставляя ум незанятым, тот молится в воздух. Большое влияние на Нила Сорского оказали исихасты. Его любимый автор — Григорий Синаит. Однако в то время как Синаит невысоко ставил физический труд, Нил, напротив, считает, что нужно жить от труда своих рук, это — одна из существенных идей его духовности, и он ею весьма дорожит.

Нил Сорский проповедовал идеи мистического аскетизма, направленного не на истощение плоти, но на духовный подвиг. Почва подвигов — мысль и сердце, а не тело, а их целью является внутреннее совершенствование, совершенствование души. Поэтому излишнее истощение тела может лишь воспрепятствовать нравственному самосовершенствованию, ибо слабое тело не в силах вынести бремя подвига. Пост, учил Нил Сорский, должен быть умеренным, дабы тело не потеряло работоспособности, т. к., отрекаясь от мира, человек должен отречься от всего, что дает мир, в т. ч. и от подаяния, и жить плодами рук своих. Монастырская обитель есть собрание иноков, и потому то, что предосудительно для отдельного инока, еще более предосудительно и непозволительно для монастыря. Источником нравственного подвига, утверждал Нил Сорский, является авторитет “божественного писания. При этом он учил критически относиться ко всему написанному. “Писания многа, но не вся божественна”, — говорил он. Отсюда необходимо согласие между Писанием и разумом, дающим ему критическую оценку. Нил Сорский враг всякой “внешности”, поэтому он не только против чрезмерного поста, но и против всяческих излишеств в быту. Ссылаясь на Евангелие, он писал: “Очисти келью твою и скудость вещей научит тя воздержанию. — Возлюби нищету и нестяжание и смирение”.

В Ниловом скиту после чтения святых писаний начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедывал всей братии свои согрешения. “...Таковой приходит пред иконостас. Первие творит поклон ко святым иконам со смирением. Таж обратица ко отцу и братии творит стих. И падает на лицы своем посреди, исповедуя злая своя, имиже есть удержан и прося прощения и молитв отца и братии, еже помолитися о нем избавитис ему от таковых страстей молитвами их. И тако по исповедании и наказании ж от отца просит прощение. И востав отходит на место свое”. Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин), преподобный (1439—9.09.1515), богослов, духовный писатель сыграл огромную роль в истории Русской церкви, объединив всех верных в борьбе с ересью жидовствующих. Преподобный активно выступал против нестяжателей за сохранение монастырского землевладения. Его активное вмешательство на Соборе 1503 позволило разбить попытки Нила Сорского добиться решения об отобрании монастырских земель в пользу великого князя.

Преподобный оставил после себя обильное духовное наследие. До нас дошли от него более 20 посланий к различным лицам по моральным и богословским вопросам, кроме того Устава, которым он наделил свой монастырь, и, наконец, 16 речей (“Слов”) против жидовствующих, которые составили сборник под общим заглавием “Просветитель”.

Устав Иосиф написал под конец своей жизни как свод правил и образа жизни, введенных им в его монастыре. Из 14 глав, составляющих его, 9 посвящены материальным вопросам. Монашеская жизнь регулируется ими до мельчайших подробностей. Для всех нарушений заранее установлены строгие наказания: от 50 до 100 поклонов, пост на черством хлебе, а иногда, за более тяжкие проступки, — телесные наказания. Внешнее благолепие, Иосиф не только считает средством для достижения внутреннего монашеского совершенства, но он и пользуется им иногда для “назидания” наблюдателей из внешнего мира, чтобы привлечь их благожелательство». Так, он требует особо ревностного отправления церковных служб, если присутствует светское лицо или монах из чужого монастыря.

В 1-й главе, где речь идет о молитве в общине и о храмовом благолепии, указано, что при первом ударе колокола монах должен спешить в церковь. Там он не имеет права переходить с места на место, разговаривать или смеяться. В трапезной монахам запрещено разговаривать за едой. Иосиф без обиняков напоминает им о свиньях, которые всегда хрюкают, когда едят. Справедливо считая, что пьянство весьма вредоносно в монашеской жизни, он запрещает монахам держать в монастыре крепкие напитки.

С его точки зрения, монастырь должен представлять собой точно организованное общество, где права и обязанности равномерно распределены между всеми. Исключение делается только для опытных в монастырской жизни монахов, но и они обязаны подчиняться тем общим жизненным правилам, согласно которым никто не владеет собственной волей. Развивая эти идеи в своем Уставе, Иосиф занимается лишь внешним поведением монахов и требует как можно более точного исполнения всех своих предписаний. Он уверен в том, что этого достаточно и что внешнее благолепие, будучи результатом общего и притом сознательного усилия, само собой поведет к совершенству внутренней жизни. Между тем и другим существует полное соответствие и взаимодействие. По убеждению Иосифа, монах, постоянно занятый общей молитвой или работой, не может уклониться от пути истинного, потому что у него нет времени ни предаваться вредным мыслям, ни осуществлять их. Вот почему Устав так преследует праздность, матерь всех пороков, и лень. Призванный служить образцом не только для обитателей монастыря, но и для людей вне его, монах, по мысли Иосифа, должен быть знаком с мирской жизнью и с потребностями мира, лежащего за монастырскими стенами. Согласно требованиям Иосифа, монах должен знать, в чем монастырь нуждается и как управляется, он должен быть хорошо образованным или стараться получить образование. На этом Иосиф настаивает, имея в виду подготовить из своих монахов “смену” для управления Церковью. При этом монахи Волоцкого монастыря делились на три категории. Самым бедным полагались только хлеб, соль, вода, кроме больших праздников. Из одежды – ветхие рубища и березовые лапти. Монахи высшего разряда вели «знатный» образ жизни – ели калачи и рыбные блюда, имели мантию и шубу, кожаные сандалии. И даже пользовались правом «тайноядения», тогда как остальной братии есть и пить в кельях запрещалось.

Книгу “Просветитель» Иосиф Волоцкий написал в период борьбы с жидовствующими. Труд содержит множество изречений, полных здравого смысла, он весь пропитан благочестием и твердостью убеждений. Изложенный им свод обязанностей в отношениях людей между собой (в седьмом “Слове”) и с Богом отличается простотой, ясностью и сжатостью формулировок. Знаменитый “Домострой” священника Сильвестра, давший свод правил, охватывающих всю жизнь с ее основами и с ее бытовыми сторонами, а с другой стороны и Стоглавый собор — оба вдохновлялись “Просветителем” Волоцкого. Эта книга была настольной у Ивана Грозного.

Несмотря на разногласия, нельзя утверждать, что преподобный Нил Сорский и Иосиф Волоцкий находились по разные стороны баррикады. Известно, что преподобный Иосиф высоко ценил духовный авторитет Нила и даже посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.

Преподобные Нил и Иосиф вошли в историю как представители двух направлений одной монашеской традиции. Они не опровергали друг друга, а скорее – дополняли. К общей цели – "спастись самим так, чтобы вокруг спаслись многие" – шли они несколько разными путями.
На отсутствии противоречий между двумя подвижниками настаивал выдающийся богослов и общественный деятель начала XX столетия протоиерей Георгий Флоровский. Одну из своих интереснейших статей он так и назвал – "Империя и Пустыня". "Пустыня – это уединение и молитва, христианский аскетизм, подвиг отшельников, столпников, безмолвников, – говорится в статье. – Империя – это иные формы духовности и подвига. Это государственными, экономическими, духовными и военными средствами созидаемое и ограждаемое пространство спасения для всех – для всего "крещеного мира". Это соборный труд и соборный подвиг, духовные и социальные иерархии, православные культура, наука и искусство. Это – литургия в буквальном смысле греческого слова: "общее дело", "общественное служение" во всех областях жизни и деятельности".
Для того, чтобы молиться и вступить в духовное единение с Богом, ничего материального не нужно. Всякая культура, всякая государственность, всякая пышность, всякое богатство – внешнее по отношению к этому. Это один полюс. Но, для того, чтобы святые отцы предавались аскетическим подвигам и богословским созерцаниям, нужны мощные государственные структуры, которые бы их элементарно охраняли. Нужна Империя. Таким образом, преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий были представителями одной православной монашеской традиции, но осуществляли свое пастырское служение в двух разных полюсах: один в Пустыни, а другой – в Империи.

Святослав Иванов, участник ХI Всемирного Русского Народного Собора


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"