На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

На Красной Горке

памятник Первому космонавту Земли Ю.А. Гагарину и исторический комплекс, посвященный Героям Социалистического труда Златоустовского машиностроительного завода и Государственного Ракетного Центра имени академика В.П. Макеева

7 сентября в городе Златоусте на Красной Горке открылся памятник Первому космонавту Земли Ю.А. Гагарину и исторический комплекс, посвященный Героям Социалистического труда Златоустовского машиностроительного завода и Государственного Ракетного Центра имени академика В.П. Макеева. 

У современных людей невольно может возникнуть вопрос: какое отношение имеет Златоуст к космонавту Гагарину?

Ответим сразу, что биография города Златоуста тесно связана с развитием космонавтики. Многие предприятия и организации Златоуста, так или иначе, принимали участие в реализации отечественной программы освоения космоса.

Вот лишь некоторые из них: Златоустовский машиностроительный завод производил тормозные двигательные установки для пилотируемых космических кораблей и участвовал в программе «"Энергия"—"Буран"»; «Уралпромпроект» и «Гермес» занимались космической тематикой; специальные стали и сплавы выплавлялись Златоустовским металлургическим заводом, были востребованы аэрокосмической промышленностью страны.

В Златоусте родился и провёл детские годы генерал-майор А. И. Соколов, стоявший у истоков космической эры, человек, которого заместитель С. П. Королёва Б. Е. Черток назвал одной из первых знаковых фигур в истории нашей ракетно-космической техники.

Свою инженерную карьеру начинал и первый советский космонавт-исследователь и конструктор космических кораблей К. П. Феоктистов, свою трудовую биографию после техникума начинал на станции «Уржумка» будущий космонавт, дважды Герой Советского Союза В.П. Савиных…

Когда Юрий Гагарин полетел в космос, его однокашник по Саратовскому индустриальному техникуму Виктор Мошков работал в Златоусте мастером производственного обучения…

На третий день после полёта, когда в Москве 14 апреля 1961 года торжественно встречали первого космонавта планеты, сессия Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся приняла решение о присвоении Южному району застройки имени Первого космонавта, в последующем проспект Ю.А. Гагарина. 

21 апреля 1961 года исполком Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся присвоил имя Ю. А. Гагарина 11-летней школе № 1, где к концу года у этой школы появился небольшой памятник Юрию Гагарину.

Но это лишь краткий экскурс, ибо вся история Златоуста связана с ракетно-космическим комплексом.

Открытие на Красной Горке памятника Ю.А. Гагарина и исторического комплекса, посвященного Героям Социалистического труда Златоустовского машиностроительного завода и Государственного Ракетного Центра имени академика В.П. Макеева лишь подтверждает непрерывную связь времен.

 

***

Ракетно-космический мемориал воздвигнут коллегами, учениками и наследниками тех, кто создавал ракетно-космическую гордость нашей страны. Он построен теми, кто еще недавно трудился на Златоустовском машиностроительном заводе и в Центре имени академика В.П. Макеева, но по причине предательства «верхов» в печальной памяти 90-х годах вынужденно оказался вне заводских проходных.

Эти люди не сломались. Они, благодаря полученным в советское время знаниям и подготовке, нашли силы и создали поистине народное предприятие – завой «Стройтехника». Продукция этого завода сегодня востребована не только во всех уголках России и стран СНГ, но и далеко за пределами Отечества. Сотни заводчан имеют работу, достойное жилье в поселке на Красной горке: их дома сравнивают многие гости Златоуста с «Рублевкой» в Москве. Они своей продукцией украшают родной город. Они построили у себя в поселке храм-часовню высотой почти 70 метров, напоминающую собой многоступенчатую ракету. Они, труженики «Стройтехники» воздвигли памятник покровителю города святителю Иоанну Златоусту, они принимают самое активное участии в воссоздании кафедрального собора преподобного Серафима Саровского в г. Златоусте…

Люди-труженики, люди мысли и совести, соработники этого удивительного поселка Красная горка выступили с идеей создания мемориала космонавтики и Героев труда Златоустовского машиностроительного завода и Ракетного Центра имени академика В.П. Макеева, так как оба предприятия активно участвовали и участвуют в космических программах и разработке, поставке баллистических ракет, которыми снабжены все атомные подводные лодки России.

И вот 7 сентября 2012 года работники завода «Стройтехника» отдали дань уважения советскому прошлому, увековечив память титанов труда, выгравировав их имена на борту гранитной подводной лобки, что стоит у подножия храма часовни святителя Иоанна Златоуста на Красной горке.

Вы только посмотрите на краткие биографические справки этих титанов, чьи имена с легкой руки печальной памяти Б. Ельцина указом исключены из списков национального достояния:

ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Златоустовский машиностроительный завод:

Цимбал Александр Константинович родился в 1920 году, в д. Николаевка (ныне Камышинского р-на Волгоградской обл.). Окончил семилетку при детском доме в Сталинграде, затем – ФЗУ. В Златоуст эвакуировался в октябре 1942 г. и работал слесарем-доводчиком, затем бригадиром слесарей-доводчиков цеха N 23 машзавода (ныне ПО "Златоустовский машиностроительный завод"). Первым на машзаводе удостоен звания Героя Социалистического Труда (1963). Администрация и профком ПО "Златоустовский машзавод" учредили приз им. А.К. Цимбала для учащихся школ Нового Златоуста – участников профориентационной олимпиады, которая проводится ежегодно.

Рушков Алексей Максимович

А. М. Рушков родился 28 апреля 1911 года в деревне Слободка Одоевского уезда Тульской губернии. Рос в семье бедного крестьянина старшим среди девятерых детей. 16-летним подростком через биржу труда в Туле устроился в меднолитейный цех завода им. Я. Батищева. За добросовестную работу его поставили учеником токаря к хорошему мастеру. Профессии токаря Алексей Максимович остался верен на всю жизнь. Осенью 1941 года А. М. Рушков вместе с Тульским оружейным заводом был эвакуирован в Златоуст. Более 30 лет проработал на Златоустовском машиностроительном заводе. В годы войны возглавлял фронтовую комсомольско-молодёжную бригаду. Мастерством токаря овладел в совершенстве, выполнял уникальные задания, так в военные годы выточил коленчатый вал пресса (вес заготовки составлял три тонны), удостоившись за эту работу личной благодарности наркома вооружения Д. Ф. Устинова. В послевоенные годы был наставником молодёжи, обучил токарному делу несколько десятков человек. При А.М. Рушкова участии в Златоусте создано 7 коллективных садов. За высокопрофессиональное мастерство и производительный труд А. М. Рушков в 1966 году удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

Коновалов Владимир Николаевич родился в 1925 г., в Еловое Пермской обл. В 1943 – 1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне, награжден орденом Красной Звезды. В 1952 г. окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана в Москве, работал в Днепропетровске. В 1961 – 1974 гг. – директор Златоустовского машиностроительного завода. Затем – зам. министра общего машиностроения, на руководящих должностях в государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. С 1988 г. – зам. председателя Госснаба СССР, одновременно на преподавательской работе.

В 1969 году инженер, крупный организатор производства В.Н. Коновалов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Подставков Михаил Петрович родился в 1926 г., в д. Борок Великолукского р-на Псковской обл. В 1942 году, после окончания семилетки, поступил учиться в ремесленное училище N 23 г. Златоуста, где получил специальность слесаря-лекальщика. В короткий срок овладел тонкостями сложной профессии, впоследствии был назначен мастером, затем старшим мастером цеха. За досрочное выполнение плановых заданий 8-й пятилетки удостоен звания Героя Социалистического Труда (1969).

Хлызов Федор Васильевичродился в 1926 г., в с. Ярославка. Окончил ремесленное училище в г. Златоусте, Луганскую школу авиамехаников. В 1944-1952 гг. в действующей армии. С 1952 г. – токарь Златоустовского машзавода, бригадир молодежной бригады. Герой Социалистического Труда (1964).

Порсев Михаил Владимирович родился 2 ноября 1923 года в с. Покровка (Балтачевский район БАССР). После окончания семилетней школы (1940) поступил на Златоустовский машиностроительный завод в качестве ученика слесаря-лекальщика. После шестимесячного обучения стал работать слесарем-лекальщиком самостоятельно. Проработал в этой должности до выхода на пенсию (1985). После Великой Отечественной войны освоил изготовление сложных калибров, в том числе универсально-сборных калибров (УСК). Им был изготовлен набор медицинских инструментов для хирургических операций. Создал школу слесарей-лекальщиков, что позволило обеспечить высокоточным контрольным инструментом не только Златоустовский машиностроительный завод, но и ряд предприятий Министерства общего машиностроения. При его непосредственном участии изготовлены и внедрены, в том числе и на предприятиях отрасли, универсально-сборные калибры высокой точности, что позволило резко сократить количество измерительного инструмента при экспериментальной отработке новых видов продукции. Слесарю-лекальщику Златоустовского машиностроительного завода М.В. Порсеву присвоено звание Герой Социалистического Труда в 1977 г.

Догужиев Виталий Хуссейнович родился 25 декабря 1935 г., в поселке Шахты Енакиевского района Донецкой области. Окончил Днепропетровский государственный университет (1958). В 1958–1959 гг. инженер-технолог завода № 66 Челябинского совнархоза (Златоуст). В 1959–1967 гг. инженер, начальник группы, старший инженер Специального конструкторского бюро № 385, начальник механо-сборочного цеха двигательной арматуры и автоматики завода № 385 (Златоуст). В 1967–1976 гг. директор Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С.М. Кирова (Челябинская область). В 1976–1983 гг. 1-й заместитель начальника Конструкторского бюро машиностроения, директор Златоустовского машиностроительного завода. С 1983 г. заместитель министра, с 1987 г. 1-й заместитель министра, в 1988–1989 гг. министр общего машиностроения СССР. В 1989–1990 гг. заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Госкомиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям. Являлся председателем Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, председателем Государственной комиссии по проблемам крымско-татарского народа. Руководил Правительственной комиссией по разработке мер восстановления экологического равновесия в Приаралье и контролю за их реализацией. В 1991 г. 1-й заместитель премьер-министра СССР...

Лауреат Государственной премии СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1984).

Пашков Юрий Федорович родился 26 ноября 1931 г. в уральском городе Сим. В победный 1945 год окончил семилетнюю школу и поступил в ремесленное училище № 22. Проучившись два года и получив профессию токаря-универсала, поступил на работу на Симский механический завод. Отсюда его в 1951 году призвали в армию.

В 1956 году Ю.Ф. Пашков переезжает в Миасс. На машиностроительном заводе Юрий Федорович проработал всю трудовую жизнь.

За активное участие в изготовлении опытных и серийных образцов ракетной техники Ю.Ф. Пашкову присвоено звание Героя Социалистического труда (1984).

 

Государственный ракетный центр им.Академика В.П. Макеева, г.Миасс

Макеев Виктор Петровичродился в 1924 г., в поселке Кирова Коломенского района Московской обл.

Свою трудовую деятельность Виктор Петрович начал по окончании 7 класса в 1939 году учеником чертежника на авиационном заводе в Москве. С 1941 года он работал в Казани, куда завод эвакуировали после начала войны. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов Пе-2. Совмещая работу с учебой, окончил школу. С 1942 года учился на вечернем отделении Казанского авиационного института. В 1944 г. был переведен на дневное отделение Московского авиационного института, который окончил в 1948 году. В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. С 1947 г. параллельно с учебой в МАИ, В. Макеев работал в Особом конструкторском бюро С.П. Королева техником, инженером, ведущим конструктором (до 1955 г.). Он был участником создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой баллистической ракеты Р-11 ФМ. В 1950-1952 годы работал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.

В июне 1955 года 30-летнего Виктора Макеева, по предложению С.П. Королева, направляют на Урал главным конструктором незадолго до этого созданного Специального конструкторского бюро № 385 (СКБ-385) – КБМ. Именно здесь все последующие годы он руководил коллективом, отдавая свой талант конструктора, ученого, организатора.

За это время КБ машиностроения становится ведущей научно-конструкторской организацией страны. Под руководством Виктора Петровича сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решающая задачи разработки, изготовления, испытания и эксплуатации баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в интересах Военно-Морского флота.

Итогом деятельности Макеева явилось создание отечественной школы морского ракетостроения. Три поколения морских ракетных комплексов, оперативно-тактическая сухопутная ракета, известная в мире под именем "Скид", все современные БРПЛ – результат творчества В.П. Макеева, плоды труда руководимого им конструкторского бюро. Он также руководил работой Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов, объединившего усилия крупнейших ученых страны и ведущих конструкторских и технологических организаций в деле создания новых материалов и эффективных конструкций.

В.П. Макеев – конструктор баллистических ракет, создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук (1965), член-корреспондент АН СССР (1968), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), почетный гражданин города Миасса (1997, посмертно).

Перегудов Герман Сергеевич родился в ноябре 1929 г. в с. Горелое Тамбовской области. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (1952), инженер-механик.

В 1952-1997 гг. – в гг. Златоуст, Миассе, в СКБ № 385 (КБ машиностроения, ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»): инженер, зам. главного конструктора по летным испытаниям, нач. отдела нестандартного испытательного оборудования. Участник разработки трех поколений стратегических морских комплексов с ракетами Р-11ФМ, Р-13, Р-21, Р-27, Р-27У, Р-27К, Р-29, Р-39, Р-29РМ и одиннадцати их модификаций. Разработал и реализовал программы летных испытаний морских комплексов с ракетами Р-11ФМ, Р-13, Р-21, спроектировал ряд уникальных специальных стендов и оборудования для оснащения лабораторно-экспериментальной базы предприятия. Герой Социалистического Труда (1963).

Кузнецов Михаил Михайлович родился 20 ноября 1919 г., в г. Вольск Саратовской обл.

В 1940-1944 гг. работал в Казани на авиационном заводе конструктором, в Миассе по окончании Казанского авиационного института (1950) – в КБ Машиностроения инженером, начальником сектора, начальником отдела, в 1955-1975 гг. – заместителем главного конструктора, в 1975-1987 гг. – на Красноярском машиностроительном заводе главным конструктором.

Участник освоения производства ракет Р-1, Р-11, Р-11М. Участник разработки оперативно-тактической ракеты Р-17, первого, второго и третьего поколений, стратегических морских ракетных комплексов для подводных лодок с ракетами Р-1ФМ, Р-13, Р-21, Р-27, Р-27У, Р-27К, Р-29, Р-29Р и шести их модификаций в части разработки технологической и экспериментальной отработки конструкции ракет. Один из разработчиков новых технических решений по конструкции ракет на основе цельносварных герметичных корпусов с более плотной внутренней компоновкой, обеспечивающей возможность заводской заправки с последующей ампулизацией.

Герой Социалистического Труда 1969 г.

Лауреат Ленинской премии 1965 г.

Дважды кавалер ордена Ленина 1961, 1969 гг.

Кавалер ордена Октябрьской Революции 1975 г.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени 1963 г.

Клейман Владимир Леонидович родился 11 ноября 1930 г., в пос. Дачное Анжеро-Судженского района Кемеровской обл.

По окончании в 1954 году Ленинградского военно-механического института В. Л. Клейман работает в СКБ № 385 сначала инженером, потом старшим инженером, а с 1956 года ведущим конструктором. В 1969 г. Владимир Леонидович назначен первым заместителем генерального конструктора – зам. начальника предприятия. С 1991 года он работает главным научным сотрудником.

Владимир Леонидович – участник серийного освоения производства оперативно-тактических Р-11 и Р-11М. Он принимал непосредственное участие в разработке и отработке трех поколений стратегических морских ракетных комплексов с ракетами Р-11ФМ, Р-21, Р-27,Р-27У, Р-27К, Р-29, Р-29Р, Р-39, Р29РМ и одиннадцати их модификаций в части проектно-конструкторских разработок и технического обеспечения производства. Клейман В.Л. предложил ряд оригинальных технических решений в области применения новых конструкций корпусов ракет и совмещения функций их элементов, новых легких конструкционных материалов и теплозащитных покрытий, технологических приемов изготовления цельносварных конструкций, организации технологического обеспечения. Он является автором 20 изобретений. Из них 12 внедрены в разработанные ракетные комплексы.

Инженер-механик В.Л. Клейман доктор технических наук (1988), профессор (1985), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской премии (1964), Государственной премии (1980), премии Совмина СССР (1986).

Каргин Виктор Егорович родился 25 октября 1932 г., в с. Коржевка Ищинского района Ульяновской обл.

По окончании Казанского авиационного института (1956) работает в СКБ № 385 (позднее – КБ Машиностроения): инженер, начальник отдела, с 1966 года – заместитель главного конструктора, с 1978 года – первый заместитель генерального конструктора, с 1997 года – главный специалист.

Принимал непосредственное участие в разработке и отработке трех поколений стратегических морских комплексов с ракетами Р-11ФМ. Р-13, Р-21, Р-27, Р-27У, Р-27К, Р-2У, Р-29Р, Р-39, Р-29РМ и одиннадцати их модификаций в части наземной и летной экспериментальной отработки ракетных комплексов.

Под его руководством проведен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием методов и средств, экспериментальной отработки ракетной техники, результатом которых стала методология летной и наземной экспериментальной отработки ракет. Значительное направление его деятельности – решение задач обоснования объемов экспериментальной отработки ракет, автоматизация экспериментальных исследований, совершенствование автоматизированных систем получения и обработки информации, разработка и внедрение систем обеспечения качества, надежности, безопасности и долговечности ракет.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени 1963, 1969 гг.

Лауреат Ленинской премии 1974 г.

Герой Социалистического труда 1978 г.

Кавалер ордена Ленина 1978 г.

Кавалер ордена Октябрьской Революции 1984 г.

Колесников Павел Сергеевич родился 27 декабря 1924 г., в д. Таратино Струнинского района Владимирской обл.

В 1942-1945 гг. на фронтах Великой Отечественной войны. В 1946-1953 гг. работал в городе Карабаново Владимирской области помощником мастера, мастером, десятником. По окончании МВТУ имени Н.Э. Баумана работал в КБ Машиностроения (1959-1973): инженер, старший инженер, начальник группы, начальник лаборатории, в 1973-1987 гг. – заместитель главного конструктора по летным испытаниям морских ракетных комплексов, в 1987-1994 гг. – ведущий инженер.

Участник разработки оперативно-тактической ракеты Р-17 первого, второго и третьего поколений стратегических морских комплексов с ракетами Р-21, Р-27, Р-27У, Р-27К, Р-29, Р-29Р, Р-39, Р-29РМ и одиннадцати их модификаций. Участвовал в создании наземных стартовых комплексов и оснащении полигонов для летных испытаний БРПЛ. В качестве технического руководителя и зам. председателя Государственной комиссии по проведению летных испытаний внес существенный вклад в отработку морских ракет третьего поколения.

Герой Социалистического Труда 1984 г.

Лауреат Ленинской премии 1978 г.

Кавалер ордена Ленина 1984 г.

Кавалер ордена Октябрьской революции 1971 г.

Кавалер ордена Отечественной войны II степени 1985 г.

 

***

Понятно, что на гранитном борту подводной лодки мы читаем только имена Героев, но у нас достаточно природного русского чувства, что бы понять как большинство этих людей, выходцев из русской глубинки сознательно шло на подвижнический труд во славу Отечества.

И они его прославили.

А их прославляют сегодня их ученики.

Действительно прославляют. На свои средства и своими трудами заводчане «Стройтехники» в Год истории создали уникальный памятник эпохи. Чудесно обретя беломраморный бюст Ю.А. Гагарина, они построили по своему проекту мемориальную гранитную подводную лодку, увековечив имена Героев труда, отдавших всю свою жизнь службе Родины.

Труженики «Стройтехники» воздвигли Мемориал памяти Героев труда и пригласили на праздник всех жителей Златоуста на Красную горку, пригласили Героев, их семьи, много ветеранов, школьников, лиц разных уровней администраций, депутатов, космонавтов, спортсменов, писателей, военный оркестр Центрального военного округа из Екатеринбурга, хороших артистов…

Конечно же, Союз писателей России, Всемирный Русский Народный Собор не могли остаться в стороне от этого грандиозного события. По решению этих организаций Почетными грамотами и памятной медалью «Память России» были отмечены вместе с Генеральным директором завода «Стройтехника» Ростовым Валерий Алексеевичем наиболее отличившееся при создании Мемориала его соработники Галин Валентин Михайлович, Семенников Сергей Львович, Файзрахманов Борис Аркадьевич, Мухудинов Зайнудин Нуридович, Романов Александр Сергеевич, Баталов Сергей Борисович, Шмидт Олег Александрович, Башлыков Алексей Николаевич, Ушаков Александр Владимирович, Симонов Игорь Михайлович, Бахчёв Николай Владимирович.

Но поклониться мы должны все труженикам завода «Стройтехника», города Златоуста и Миаса и мы кланяемся: «Спасибо вам, дорогие!»

Сергей Котькало


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"