На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Краеведение как инструмент сохранения культуры

Выступление на секции XX Всемирного Русского Народного Собора «Великая культура России и современный мир»

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу.

Любовь к родному пепелищу.

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека

Залог величия его.

Животворящая Святыня!

Земля была б без них мертва

Как …….. пустыня

И как алтарь без Божества.

А.С. Пушкин.

 

О необходимости изучать родной писали, пожалуй, все великие мыслители России – святые отцы, писатели, философы, ученые, педагоги. Родиноведение, краеведение, регионоведение означают знание о своей ближней родине, постигая которую, еще в юности в каждом закладывается отношение к миру в целом. Как точно отметил в свое статье о воспитании Виссарион Белинский: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Ведь как точно сформулировано А.С. Пушкиным: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства».

Особенную роль краеведение играет в городах, где утрачена связь с прошлым в силу сложности их исторического пути, как это произошло с Тольятти. На примере этого города можно увидеть и особенные, только ему присущие черты, но и приметы происходящего по всей России. Ведь как верно замечено тольяттинским поэтом Виталием Сивяковым, «наречен ты именем Тольятти, но в тебе российская душа». Происходящие в культуре Тольятти события являются не маловажными для страны в целом, так как это – самый крупный город России, не являющийся центром субъекта федерации, важный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как региона, так и страны. Сложность исторического пути города – затопление исторической части во время строительства Куйбышевской ГЭС, утрата исторического имени в 1964 году и переименование из Ставрополя (что в переводе с греческого означает «город святого креста») в Тольятти (имя лидера итальянских коммунистов) – отразилась на культуре города, мировоззрении его жителей. В силу того, что «предок» Тольятти Ставрополь остался на дне водохранилища, безвозвратно утрачен целый пласт культуры старинного волжского города, заложенного В.Н. Татищевым без малого 280 лет назад. За сравнительно небольшой исторический промежуток современный Тольятти еще не успел обрести собственные традиции, присущие городам с давней историей, в нем нет глубоких культурных корней. В погоне за экономической целесообразностью были стерты из памяти многие важные и интересные страницы культурной истории города, Тольятти оказался городом с оторванными корнями, «распалась связь времен». Поэтому одной из острейших проблем города Тольятти остаётся сохранение и развитие исторической и культурной среды – Среды памяти – как мощного фактора формирования культурного самосознания людей («городского сознания»).

Как и в других крупных городах, острой проблемой Тольятти является разобщенность жителей, отсутствие общих идеалов.

На сегодняшний день в Тольятти в качестве средства возрождения духовности выступают различные культурные организации, ставшие связующим звеном между прошлым и настоящим, историей и Памятью. Большую роль играет и личная инициатива неравнодушных граждан.

Как и во всяком крупном городе, еще одной важной проблемой является разобщенность жителей. В Тольятти она имеет свою специфику, ибо порождена отсутствием общих культурных и исторических традиций, так как во время больших строек в город приезжали люди из самых разных мест с различными историческими, национальными, культурными обычаями. За сравнительно небольшой исторический промежуток город еще не успел обрести глубокие традиции, присущие городам с давней историей. Поэтому одной из острейших проблем города Тольятти остаётся сохранение и развитие исторической и культурной среды как среды памяти – мощного фактора формирования культурного самосознания людей. Недостаточность информированности тольяттинцев о своей истории ведет к неуважению к своему городу, отсутствию патриотизма, ощущению Тольятти как «города без души», маргинальности значительной части населения. Д. С. Лихачев отмечал: «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. …Каждый культурный подъем в истории связан с обращением к прошлому. …Вот почему так важно воспитываться молодежи в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной»[1].

О некоторых этих проблемах мной говорилось в выступлении на ВСНР два года назад. На этот раз мне хотелось бы остановиться на таком вопросе: «Краеведение как фактор сохранения великой культуры России в современном мире» не только на теоретическом, но и практическом уровне, обратившись к опыту, прежде всего собственному, на примере городского округа Тольятти, преимущественно последних десятилетий. Понимание важности краеведения для города побуждало и побуждает обращаться к нему жителей в разных формах. Отделы краеведения созданы в крупнейших библиотеках города, были предприняты попытки написания учебников и учебных пособий, книг, проведение радиопередач. В последние годы постепенно развивается в разных формах туристическое краеведение. Не раз ставился вопрос о необходимости включения краеведческих знаний в образовательные программы всех ступеней. Однако, как правило, эти попытки носят случайный, разрозненный характер, базируются на личной инициативе и личных возможностях, которые не всегда дают результат, отличающийся высоким уровнем. Не создана система, которая объединила бы эти усилия.

 Важной и актуальной является и другая мысль Д. С. Лихачева: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность»[2]. Поэтому сегодня необходимы различные средства актуализации исторических и краеведческих знаний в массовое сознание. Это и передачи на радио телевидении, публикации в газетах и различных интернет-ресурсах, различные мероприятия в библиотеках, обозначение памяти места различными мемориальными знаками-памятными досками и памятниками, включение в школьные и вузовские программы, туристическое краеведение и другие.

Одной из важных задач является оторванность современной истории города от его прошлого, восстановления преемственности между историей Ставрополя на Волге и Тольятти. История города, в частности, литературная, представляет большой научный интерес. Со Ставрополем – Тольятти, как известно, связано творчество поэтов и прозаиков, оставивших заметный след в истории русской и мировой литературы.

 В последнее десятилетие в Тольятти были предприняты шаги в этом направлении. На местном радио проводились передачи краеведческой тематики «Прогулки по Тольятти», «Улицы памяти». Благотворительный общественный фонд «Духовное наследие», в настоящее время носящий имя своего основателя С.Ф. Жилкина, ставя перед собой задачу возрождения традиций, выявление и сохранение духовного наследия края, выпустил ряд книг литературно-краеведческой тематики. Первым изданием серии книг «Библиотека Духовное наследие» не случайно стала книга фольклорных произведений «Сказки Волжской вольницы», так как и классическая, и современная литература уходят своими корнями в историю народа, отраженную в легендах, преданиях и сказках. В последующих изданиях в сериях «Истоки» и «Творцы», продолжая по крупицам собирать все, что создано на территории города и региона, были выпущены книги «Избранное» В. Балашова, «Эта странная жизнь» Д. Гранина, «Улицы памяти» С. Мельника. Важную роль а сохранении исторической памяти о затопленном городе сыграл сборник мемуаров выдающихся ученых, государственных деятелей, художников и рядовых ставропольчан «Ставрополь-на Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах» В. Казаковой и С. Мельника[3].

Интересно, что сбор средств на издание книг осуществлялся через возрождение одной из форм меценатства, известных еще в царской России – распространение подписных листов. Эта форма, благодаря которой были изданы многие произведения классиков русской литературы в прошлом, не только дает возможность финансирования издания книг и других культурных проектов, например, установки памятников, но и имеет важное духовно-патриотическое и воспитательное значение. Через ощущение значимости личного участия в выявлении и сохранении духовного наследия края она пробуждает гражданскую активность в различных слоях населения города независимо от возраста и социальной принадлежности.

К большому сожалению, издание книг Фондом «Духовное наследие» после гибели его основателя С.Ф. Жилкина вскоре было прекращено.

Важную роль в пропаганде краеведческих знаний играют СМИ. В 2007-2016 гг. на радио «Эхо Тольятти. 107,9 FM» нами было проведено более 40 литературно-краеведческих радиопередач цикла «Наша летопись» о жизни и творчестве Г.Р.Державина, И.И. Дмитриева, А.С .Пушкина, Л.Н. и А.Н. Толстых, М.Ю. Лермонтова, С.А.Есенина, А. Ширяевца и других авторов, жизнь и творчество которых были связаны с нашим регионом.

Не раз обсуждались вопросы литературного краеведения и его духовно-нравственного значения в воспитании патриотизма и культуры жителей города. Среди наиболее важных был поднят вопрос о сохранении литературного наследия города. Для этого было предложено создать литературный музей и литературный архив, увеличить издание краеведческой литературы, ввести краеведческие рубрики в СМИ, установить на домах, где жили известные умершие поэты и писатели, мемориальные таблички, назвать в их честь улицы. Это помогло бы создать ту самую среду памяти, которая могла бы существенно влиять на нравственный климат в городе, ведь как точно заметил Д.С.Лихачев, «исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть»[4].

Однако, практически все эти предложения так и остались не реализованными.

Особую страницу в краеведении последнего десятилетия стало изучение и популяризация жизни и творчества Александра Ширяевца (Александра Васильевича Абрамова; 1887–1924). В наше время оно известно не очень широко, хотя в первой четверти прошлого столетия он был весьма заметным автором, а значение его поэзии определялось современниками как «явление общенациональное, русское». Обычно Ширяевец вспоминается сегодня как один из самых близких друзей Есенина, который после его смерти написал одно из лучших своих стихотворений «Мы теперь уходим понемногу...», первоначально называвшееся «Памяти Ширяевца». Но мало кто знает, что Александр Ширяевец и сам был яркой творческой личностью. Его талант был неповторим и многогранен. «Поэт милостью божьей» «волжский гусляр», «певец волжского раздолья», «волжский соловей» – так называли Александра Ширяевца его современники. «Баюном Жигулей и Волги» нарёк своего любимого друга Сергей Есенин. Ширяевец писал стихи и песни, поэмы и сказки, произведения для детей и литературно-критические статьи, выступал как прозаик и драматург. Творчество поэта высоко ценили И. Бунин, Н. Клюев, С. Городецкий, В. Ходасевич, З. Гиппиус, Д. Мережковский. Стихи русского поэта, до 1922 года жившего в далеком Туркестане, печатались в лучших столичных журналах. Трудно найти поэта, который, так же, как Александр Ширяевец, несмотря на семнадцать лет жизни, проведённой на чужбине, неизменно оставался неразрывно связанным со своим отечеством. Поэтому так важно возрождение его творчества в современном культурном пространстве и как яркого самобытного автора, который был тесно связан перепиской, творчеством, дружбой со многими литературами первой четверти ХХ века и как пример нравственного и патриотического служения России. Так случилось, что возрождение творчества поэта в Самарском регионе и за его пределами, в настоящее время, в наибольшей степени, происходит в Тольятти. Для этого нами были предпринят целый комплекс мер в разных направлениях.

Прежде всего, это выпуск текстов стихов и поэм. После долгого, с 1980 года, перерыва в издании произведений А. Ширяевца, в Тольятти были выпущены три книги стихов поэта[5]. Книга А. Ширяевца «Песни волжского соловья» благодаря сотрудничеству с ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, стала первым и наиболее полным за всю историю изданием его стихотворений и поэм, которые были выверены в соответствии с нормами и требованиями современной текстологии. Многие из произведений были опубликованы впервые. В 2013 году была выпущена книга «А. Ширяевец. Русь в моём сердце поёт!», в которую было включено более двадцати ранее не публиковавшихся стихотворений о малой родине и о России. Признанием значимости этого труда не только для региона, но и для страны. На наш взгляд, стало присуждение книге Международной премии Союза писателей России "Имперская культура" им. Э. Володарского в номинации "Литературоведение". Это дало возможность не только познакомиться с творчеством незаслуженно забытого автора, но и осуществлять научное изучение его творчества, подтолкнуло исследователей к написанию статей и книг о биографии поэта. Доступ к текстам поэта породил создание песен на его стихи. В сентябре 2015 г. состоялась премьера спектакля молодежного Театра «Дилижанс» по сказке А. Ширяевца «Об Иване Крестьянском сыне», посвященной Сергею Есенину, поставленном впервые через 90 лет с момента ее написания. Большинство ролей в ней с удовольствием было сыграно детьми.

Популяризация жизни и творчества А. Ширяевца шла и через радиопередачи на самом популярном городском радио, где было проведено около двадцати передач. Стало традицией проводить передачи в день рождения поэта.

Литературный театр имени А. Пушкина подготовил программу по стихам А. Ширяевца. Межрегиональный проект Государственного музея-заповедника С.А. Есенина с научной и творческой общественностью г.о. Тольятти "Ока-Волга. Есенин-Ширяевец" действует с 2008 года[6]. За это время произошел обмен выставками (с успехом прошли фотовыставка В.П. Александрова на рязанской земле[7], выставка ГМЗ С.А. Есенина – в Тольятти[8]); гости с родины С.А. Есенина были участниками Библионочи в Библиотеке Автограда, посетили Дом-музей Александра Ширяевца. Многое делается по пропаганде творчества А.Ширяевца в Рязани, где прошли презентации всех его книг, были подготовлены радиопередачи о С. Есенине и А. Ширяевце на Рязанском радио; корреспондент областной газеты «Рязанские ведомости» Вероника Шелякина за статью «Слишком русское сердце мое…», рассказывающую о творческой связи Рязани и Тольятти, которых сблизили два поэта и друга – Сергей Есенин и Александр Ширяевец, написанную после поездки в Тольятти и Ширяево стала победителем Всероссийского конкурса молодых журналистов и др. На протяжении сорока лет в селе Ширяево проводятся Есенинские чтения и отмечается день рождения А. Ширяевца. С декабря 2015 года стали проводиться телемосты, которые связали участников научно-культурного межрегионального проекта "Ока-Волга. Есенин-Ширяевец" в тольяттинской Библиотеке Автограда и Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина, есенинолюбов в Центральной библиотеке Тольятти и Воронежскую областную библиотеку. Все вместе это дало свои плоды. Большинству тольяттинцев уже хорошо известно имя Александра Ширяевца, к которому они относятся с уважением. В 2012 году по опросу Центральной библиотеки молодые тольяттинцы назвали его имя самым известным автором края.

 Между тем, вся эта большая работа безвозмездно осуществляется по личной инициативе неравнодушных граждан и никак не поддерживается финансово и организационно городскими властями.

Как и во всяком крупном городе, одной из важных проблем Тольятти является разобщенность жителей. Для него она является особенно острой, так во время больших строек в город приезжали люди из самых разных мест с различными историческими, национальными, культурными традициями. Город разделен на три больших района, которые образовались при строительстве Волжской ГЭС им. Ленина, заводов «большой» химии и Волжского автозавода. Серьезной городской проблемой является отсутствие общего центра. Поэтому всё, что объединяет горожан, имеет очень важное значение. Но, если для Тольятти традиционно такой объединяющей силой является спорт, то объединение горожан на духовной и культурной почве (за исключением бардовской песни) происходит гораздо реже. Любовь к творчеству Лермонтова, выражаемая в различных формах дала тольяттинцам такую возможность.

Особенно значимым для воссоединения прошлого и настоящего города, объединившим многих тольяттинцев, стало изучение истории Храмового комплекса в Фёдоровке и его связи с именем Варвары Лопухиной, завершившееся установкой мемориальной доски и созданием духовного и культурно-просветительского центра. Этому предшествовала большая совместная исследовательская краеведческая работа историков, филологов и священнослужителей. Было установлено, что Храм в честь Благовещения Божией Матери, на сегодняшний день – самый старый Храм Тольятти. Уцелевший после затопления Ставрополя, он является важным историко-культурным объектом, официально признанным архитектурным памятником. Храм был построен в 1846 году на средства владельца села помещика Н.Ф. Бахметева и освящен в честь Святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы его жены в девичестве Варвары Лопухиной, имя которой хорошо известно всем любителям поэзии М. Лермонтова как адресата его многих произведений. В 1930-е годы Храм был частично разрушен и превращен в магазин. В 1990-е годы он стал первым возрожденным Храмом Тольятти, почему и получил при освящении новое название Храм в честь Благовещения Божией Матери. В его возрождении принимал активное участие известный священнослужитель Митрополит Иоанн Снычев, в те годы Епископ Куйбышевский и Сызранский[9]. Однако, в народе Храм по-прежнему продолжали называть Варваринской церковью, хотя история о связи его с Варварой Лопухиной была практически забыта. Позже на территории Храмового комплекса в поселке Федоровка был построен новый Храм, в котором 6 июля 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий совершил чин Великого освящения и первую Божественную литургию во имя великомученицы Варвары. Изучив историю Храма, научные, литературные и мемуарные источники, ученые и краеведы в содружестве со священнослужителями, пришли к выводу о необходимости его популяризации как духовного и историко-культурного памятника, связанного с именем Варвары Лопухиной, сыгравшей значимую роль в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. На городском радио «Эхо Тольятти. 107,9FM» были проведены об этом литературно-краеведческие передачи, напечатаны статьи в газетах и журналах[10].

Узнав об уникальной истории Храмового комплекса пос. Федоровка, скульптор, заслуженный художник России Владимир Егорович Соболев (г. Москва) побывал там в октябре 2014 года и, по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия, безвозмездно по своему авторскому эскизу изготовил и принес в дар мемориальную гранитную доску. Она увековечила память об истории Храмового комплекса, напоминая, что первоначально Храм был освящен в честь великомученицы Варвары, небесной покровительницы Варвары Лопухиной (Бахметевой), адресата многих произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Доска была освящена и торжественно открыта в День Святой Варвары 19 декабря 2014 года у входа в Храмовый комплекс. На сегодняшний день вышеуказанная мемориальная доска, сочетающая культурный и духовный аспекты, является единственной подобной на территории Тольятти.

Это стало важным событием для горожан, объединившим людей разных возрастов, религиозных убеждений, культурных запросов. Особенно отрадно, что в нем приняло участие большое число прихожан – жителей самой Фёдоровки, большинство которых впервые узнало об истории Храма. В этот день по благословению в новом Храме Святой Варвары читались стихи и звучали романсы на стихи М.Ю. Лермонтова. Храму была подарена икона Михаила Архангела, привезенная из Тархан. В феврале 2015 года Храмовый комплекс посетила Заслуженная артистка России Татьяна Петрова, где, по благословению, исполнила романсы П. Булахова на стихи М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную») и А. Варламова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою».

Завершить хотелось бы еще одной цитатой академика Д.С. Лихачева: «В истории каждый культурный подъем был в той или иной степени связан с обращением к прошлому». Будем помнить об этом!



[1] Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. -М.: Дет.лит., 1999.-С.201.

[2] Там же.

[3] Книга "Ставрополь на Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах" стала победителем Всероссийского конкурса региональной краеведческой литературы "Малая родина" и лауреатом второго Всероссийского конкурса в рамках IХ национальной выставки-ярмарки "Книга России", в номинации "Из истории родного края".

[4] Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. -М.: Дет.лит., 1999.-С.222.

[5] Ширяевец, А. У Жигулей среди курганов / сост., ред., вступ. ст. Е. Г. Койновой.– Тольятти: ТГУ, 2011;

Ширяевец, А. Русь в моём сердце поёт!: стихотворения / сост., ред., вступ. ст. Е. Г. Койновой.– Тольятти: ТГУ, 2013.

[9]Храм в честь Благовещения Божией Матери. История создания. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie-tlt.ru/hram_Blagovesheniya/history/(дата обращения: 20.05.2016).

[10] Стуканова Д.Н. Храм в Федоровке — памятник любви //Город.-№3.-2014.-С.45-48.

Елена Койнова (г. Тольятти)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"